Тактика и стратегия в походе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Технико-тактические аспекты похода)

9dfsdgfsdm.jpg

Правильно выбранная стратегия похода позволяет максимально полно реализовать возможности физического и духовного развития всех участников похода.

Одной из важнейших составляющих стратегии является грамотно разработанный маршрут. Маршрут похода должен обеспечивать оптимальную физическую нагрузку, он должен быть максимально насыщен различными, по характеру и сложности, естествен-ными препятствиями (перевалы, броды) и объектами (горы, озёра), и одновременно с этим маршрут должен соответствовать требованиям по категории сложности.

Наиболее часто мы используем схему маршрута, состоящую из трёх этапов.


Первый этап характеризуется пониженными (65-75%) нагрузками, для походов в горах первые дни проходят в предгорье (подход, стоянки в низовьях долин, радиальные выходы). Это позволяет более плавно адаптироваться к изменившемуся режиму физических нагрузок. Также первые дни похода дают возможность до начала основной части увидеть всех уча-стников непосредственно в действии и если кто-то не успевает адаптироваться есть воз-можность частично компенсировать недоадаптацию путём снижения массы рюкзака за счёт перераспределением части снаряжения среди участников, этот способ становится всё менее желательным и возможным с повышением категории сложности похода, следова-тельно с повышением категории должен увеличиваться адаптационно-акклиматизационный период.


Второй этап – основная часть похода. На эту часть похода приходится большая часть нагрузки и главные, технически сложные участки маршрута. Подготовке этой части маршрута следует уделить особое внимание. Должно быть предусмотрено такое количе-ство запасных и аварийных вариантов, которое позволит не только выполнить маршрут в случае неблагоприятных погодных условий, но и в случае чрезвычайной ситуации эва-куировать пострадавшего.


Особенностью Третьего, заключительного этапа является то что у участников груп-пы возникает подсознательное чувство того что поход закончен и в совокупности с нако-пившейся усталостью это приводит к тому что притупляется внимание, в решениях про-является большая склонность к риску, вследствие чего повышается вероятность возникно-вения внештатных ситуаций и конфликтов. Для того чтобы снизить влияние этого фактора следует при разработке маршрута на последние дни планировать не очень сложные, но максимально «яркие» участки. Также огромную роль играет предпоходная психологиче-ская подготовка, она не только позволяет снизить конфликтность участников, но и на по-рядки снизить накопление усталости.


Медицина в туризме

Image1 11m.jpg

Участникам туристической группы, и, в особенности, ее руководителю, необходимо учитывать множество "фронтов" для обеспечения функционирования группы. Немаловажным является медицинский вопрос. Необходимость "аптеки" и "медика" в любом походе давно уже стало бесспорным фактом, об этом написано в любом справочнике для туристов. Однако, по наблюдениям, этого оказывается мало: Как же сделать так, чтобы максимально снизить травматизм в туризме? Как помочь туристу правильно адаптироваться к нагрузке и тренироваться с максимальной пользой для организма, но без вреда? Здесь нам поможет спортивная медицина.


Планирование маршрута, питания, распорядка дня в походе

Попадая в поход, организм, в особенности детский, сталкивается с изменением действующих внешних факторов: это резкое увеличение нагрузки на организм (и ее изменение по сравнению с городом), смена режима дня, сна и бодрствования, смена климатических условий, м.б. часового пояса. В ответ на подобные стрессовые условия организм стремится адаптироваться к ним. Считается, что в среднем время адаптации ребенка к новым условиям занимает около недели, но особенно для нас важны первые 2 дня (если поход проходит в другом регионе и время проезда на поезде туда составляет сутки и более, сроки адаптации увеличиваются). Руководитель должен знать, что в первый день похода вообще нельзя планировать большие нагрузки; начиная со второго дня необходимо нагрузку дозированно увеличивать, учитывая процессы адаптации и индивидуальные особенности школьников. В целом рекомендуется сложные и тяжелые дни перемешать с несложными, давая этим время организму восстановиться (т.е. необходимо соблюдать принципы тренировки).

Важным моментом является эмоциональная насыщенность похода: “скучный” маршрут может и несложный поход сделать физически тяжелым, в то время как восприятие окружающей красоты, разнообразие и “интересность” могут дать дополнительные силы.

При планировании маршрута руководитель и штурман должны продумать несколько запасных вариантов (в первую очередь это касается походов в горах), упрощая этим себе корректирование маршрута непосредственно “в полевых условиях”. Есть еще несколько принципов, которые надо учитывать:

1.достаточное время сна – очень важно для адекватного восстановления. Это время должно быть не менее 8 часов в день (плюс к этому необходимы нормальные условия сна – такие, как температура в палатке, зимой - отсутствие ее резких перепадов ночью, отсутствие дыма от печки в палатке; минимум шума).

2.распорядок дня – очень рекомендуется постоянный режим подъема и отбоя, причем подъем целесообразно устраивать не позже 8 часов утра ( ранним утром происходит выброс в кровь из надпочечников т.н. «гормонов бодрости и хорошего настроения»), хотя необходимо учитывать и внешние факторы ( время года, время начала светового дня ). Наилучшим вариантом было бы сразу четко определить время отбоя и по возможности строго его соблюдать.

3.питание также желательно привязать к конкретным временным рамкам (режим), прием пищи – не менее 3х раз в день с учетом того, что прием пищи непосредственно перед нагрузкой – не лучший способ повысить спортивные результаты. В зимнее время очень рекомендуется 3 раза в день прием горячей пищи (у детей адаптация к «холодовой нагрузке» меньшая), причем на дневном перекусе для этого вполне можно использовать чай в термосах. Соблюдение режима сна и питания позволяет значительно сократить время адаптации организма, способствует более быстрому и полному восстановлению.


Не стоит забывать и про контроль количества выпитой жидкости: нередко утренняя отечность лица является не столько признаком недостаточного восстановления, сколько избыточного употребления жидкости вечером.

Еще одним важным принципом является необходимость в походе умственной работы. При большой и длительной нагрузке в организме вступает в силу принцип экономии энергии на всем.

Как следствие, у новичков ( в особенной степени у тех, которые еще пока не научились заботиться о товарищах и не имеют в группе требующей умственных усилий роли ) начинается «схлопывание сознания». Это проявляется в замыкании в себе, уменьшении контактов с другими участниками группы, значительно возрастает опасность травматизма. Одним из способов решения этой проблемы является проведение в походе интересных занятий, семинаров, слушание постановок.


Возрастные особенности организма подростка и влияние занятий туризмом. Подросток, ребенок – это не просто маленький взрослый, как это представлялось до 20 века, организм ребенка в возрасте 12 – 16 лет находится в очень сложном и ответственном периоде развития, и знать и учитывать возрастные особенности детского организма руководитель туристской группы безусловно должен.

Если для описания организма маленького ребенка главной особенностью можно назвать незрелость, недоразвитие органов и систем, то у подростка на первый план выступает дисгармоничность, недостаточная адекватность взаимодеийствий взаимодействий органов и систем друг с другом и с внешним миром. Наиболее ярко это проявляется в первую очередь в поведении, реакциях : процессы возбуждения все еще преобладают над процессами внутреннего охранительного торможения, что может приводить к быстрой утрате подвижности нервной системы и развитию утомления. Вместе с тем в этом возрасте особенно возрастают эмоциональность, неуравновешенность: отсюда и резкая смена настроений, критическое отношение к окружающему… Имеются отчетливые изменения возбудимости вегетативной нервной системы, это прявляется в колебаниях частоты пульса, уровня артериального давления, потливости, появлении болевых ощущений в области сердца.

Отмечаются несовершенство терморегуляции, повышенная чувствительность к температурным колебаниям.

Подростковый период характеризуется напряжением энергии роста всего организма. До 15 лет девочки растут быстрее мальчиков, обгоняя их по длине и массе тела, окружности грудной клетки.

Особенно активно растут конечности, изменяются все пропорции тела.

Очень важным с точки зрения туризма является формирование правильной осанки. Из-за неправильно построенных весовых нагрузок, неудобной конструкции рюкзака у ребенка довольно быстро может появиться искривление позвоночника.

С 12 лет активно увеличивается мышечное волокно, растет сила мышц, развивается качество выносливости, но только через 1-3 года подросток научится правильно и в полную силу использовать эти свои новые возможности. В это время движения делаются разнообразнее, становятся более точными, но при этом появляется некоторая угловатость, замедление и одновременно взрывность моторных функций.

Энергетические процессы в организме идут более напряженно по сравнению с таковыми у взрослых. Как следствие, кислородтранспортная система (дыхание, кровообращение) работает более напряженно, меньше ее функциональный резерв.

Очень важны изменения, происходящие в сердечно-сосудистой системе. Увеличение объема сердца идет параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. В свою очередь, рост сердца обгоняет рост сосудов. Этот разрыв в большей степени проявляется у акселерированных детей, поэтому у них в большей степени деятельность сердца и всей сердечно-сосудистой системы отличается малой экономичностью, недостаточным функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей к физическим нагрузкам. Вместе с тем отмечается высокая лабильность показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы ( пульс, АД ). Воздействие температуры, эмоций, мышечная работа приводят к учащению ритма сердечной деятельности. Но в целом с возрастом происходит постепенное урежение частоты сердечных сокращений, приближение к показателям взрослого человека.

У девочек 12-15 лет – время становления менструальной функции: нередко установление месячных сопровождается болезненностью, дискомфортом, часто налагает свое влияние на настроение, эмоциональное состояние девочки, ее физические возможности.

В целом, учитывая возрастные особенности ребенка, правильно помогая ему раскрывать свои возможности, педагог туристской группы оказывает существенное положительное влияние на развитие «будущего строителя коммунизма» (полноценно функционирующей личности).

Медицинский контроль Каждый участник должен пройти комплексное медицинское обследование, включающее в себя ЭКГ-диагностику, нагрузочные пробы, сбор анамнеза.

Особое внимание следует уделить очагам хронической инфекции (хр. Тонзиллит, кариес и т.д.), так как, по мнению многих спортивных врачей риск сердечно-сосудистых патологий под нагрузкой в этом случае значительно возрастает.

Важным моментом с точки зрения профилактики заболеваний является закаливание. Нельзя забывать, что любой поход является своего рода экстремальными условиями для организма, поэтому надо еще в городе наработать “запас прочности”. (например, у закаленных ребят значительно снижается частота воспалительных заболеваний ЛОР-органов, они лучше переносят изменения климата и быстрее адаптируются к новым условиям.)


Физическая подготовка

1.Одним из универсальных и простых способов тренировки в городе у нас является бег. Конечно, он не заменяет специализированных тренировок, и одним бегом нельзя ограничиться при подготовке, но как оздоровляющее, так и тренирующее воздействие бега на организм трудно переоценить.

2.В нашем турклубе процесс физической подготовки проходит как в городе, так и за городом. В городе по причине отсутствия спортзала у нас нет возможности проводить регулярные тренировки всей группой. Вопрос решается следующим образом: все педагоги, участники “старшего” и “среднего” звена осуществляют 3-5 раз в неделю сеансы т.н. оздоровительного бега (ок. 5 км), сопровождающегося зарядкой и упражнениями на гибкость. Важной положительной стороной такого метода является то, что молодых ребят никто не принуждает бегать, их мотивирует сначала пример старших товарищей, а потом – общее улучшение самочувствия, “оживление” организма. К тому же, благодаря совместным пробежкам “старших” и “младших” укрепляются взаимоотношения внутри группы.

3.В период подготовки к соревнованиям и походам интенсивность тренировок возрастает (тренировочный бег – не менее 10 км ). Кроме того, регулярно проводятся групповые тренировочные забеги на 10 и более км, на которых оцениваются показатели состояния здоровья и тренированности каждого участника (пульсометрия, скорость восстановления пульса после нагрузки, ЧД).

4.Все это позволяет правильно оценивать и координировать процесс тренировки в городе у каждого участника.

Специализированные тренировки в основном проводятся на выездах в лес. В зимнее время это в основном отрабатывание техники лыжного туризма, в летнее – ориентирование на местности. Очень важным принципом наших тренировок является общая атмосфера радости и теплоты. У попавшего в такую атмосферу на выезде ребенка все начинает “как бы само собой” получаться, эффективность тренировок значительно возрастает. Атмосфера взаимопонимания и командный дух сразу отличает нашу команду на городских соревнованиях, ведь мы знаем, что просто изнурительных тренировок для победы мало.

Подготовка медиков, навыки и знания, необходимые медику в походе. Ребята, способные самостоятельно оказывать медицинскую помощь, нужны в любом походе. Поэтому, помимо общеклубовских предпоходных занятий по технике безопасности, с частью ребят , которых особенно интересует медицина и профессия медика, мы проводим специальные занятия по основам диагностики и оказания первой помощи, отвечаем на возникшие вопросы. Особенно хорошо показало себя проведение занятий с решением ситуационных задач ( подобные занятия можно проводить и со всей группой ). Ребята при этом внутренне как бы проигрывают экстремальную ситуацию и поэтому психологически готовы к ней.

Положительный эффект дали наши практические занятия с ребятами в водном лагере ( как известно, лучше всего запоминается то, что делал своими руками ).

Не менее важной является самостоятельная работа с литературой. Старшие медики только подсказывают направление, могут помочь с поиском литературы, отвечают на возникшие вопросы.

В условиях похода в результате своей «профессиональной деятельности» медик не только совершенствует медицинские навыки, но и получает опыт заботы о другом человеке, учится переключаться со своих проблем на проблемы другого, становится более душевно чувствительным.


Навыки и знания, необходимые медику

Качества, необходимые медику

  1. теплота и терпение, умение «лечить словом»;
  2. умение своими действиями внушать уверенность (медик не должен выказывать растерянность, неуверенность в своих действиях и решениях; в случае каких-либо серьезных травм или заболеваний совместно могут решаться общие вопросы действий группы, но не стоит обсуждать со всей группой постановку диагноза и варианты лечения);
  3. лидерские навыки, умение взять ситуацию под свой контроль;
  4. внимательность;
  5. аккуратность;
  6. профессионализм, компетентность.


Аптека

Принципы составления

  1. Лучше не брать те средства, опыта в применении которых нет, с неизученными побочными действиями (особенно это касается ампуллированных препаратов, которые действуют сразу и на многие органы-мишени). Последствия такого лечения могут быть гораздо серьезней причины;
  2. Использовать новые веяния в фармакологии, но не забывать и о старых проверенных средствах;
  3. По возможности брать природные средства, они более безопасны (например, травы);


Важная роль адаптогенов

Адаптогенами называют группу средств, которые помогают организму адаптироваться к внешним условиям среды, к нагрузке, уменьшают возникающие под нагрузкой повреждения органов, ускоряют метаболические процессы и способствуют перераспределению энергии в организме. Важной особенностью адаптогенов является то, что они не затрагивают терминальные резервы организма, не вызывают какого-либо привыкания. В ряде исследований даже рекомендуют использовать адаптогены при шоковых, терминальных состояниях.

Очень важным аспектом является то, что адаптогены стимулируют и работу головного мозга, ведь, как известно, большой проблемой при длительных высоких нагрузках является т.н. «схлопывание сознания». Особенно это действие выражено у женьшеня. Вместе с тем, исследователи не рекомендуют принимать женьшень детям в подростковом периоде (исключение можно сделать только при тяжелых состояниях). Это одна из причин, по которым мы остановили свой выбор на элеутерококке.

Состав походной аптеки (в зависимости от продолжительности и особенностей похода м.б. вариации): Перевязочный материал, пластыри и пр.:

•бинты стерильные 6 шт.
•бинты нестерильные 4 шт.
•стерильные салфетки
•вата 200 гр. 
•эластичный бинт 2 шт.
•гемостатическая губка
•мозольный пластырь
•лейкопластырь катушечный 2 шт.
•бактерицидный пластырь 15 шт.
•перцовый пластырь 10 шт. 

Средства наружного применения:

•КMnO4 1 фл.
•спирт медицинский, 200 мл или салфетки с изопропиловым спиртом
•йод 2 фл.
•Н2О2 2 фл.
•гидроперит
•альбуцид 2 уп. 
•фурацилин 2 уп.
•Олазоль, Panthenol (или другой спрей от ожогов)
•стрептоцид 
•нашатырный спирт 1 фл. 

Мази:

•Банеоцин, линимент синтомицина или др. а/б-мазь
•Бутадион, диклофенак или капсикам
•актовегин 
•троксевазин
•финалгон, випросал
•крем детский 
•Обезболивающие, противовоспалительные, жаропонижающие: 
•Парацетамол, аспирин 1 уп.
•цитрамон 2 уп.
•Анальгин, темпалгин 3 уп.
•Сердечно-сосудистые средства: 
•Аспаркам, панангин
•Нитроглицерин, нитросорбид
•дигоксин 1 уп.

А/б средства:

•цифран 2 уп.
•бисептол-480 2 уп.
•Ампиокс, ампициллин 1 уп.
•левомицетин 2 уп.
•Спазмолитические средства:
•баралгин 2 уп.
•Но-шпа, никошпан 1 б. 
•Разное: аллохол 1 уп.
•Антацидные спедства (например, Смекта)
•эуфилин
•мукалтин, бромгексин 2 уп.
•уголь активированный 6 уп.
•Глюконат кальция 
•фуросемид 
•дибазол
•феназепам
•кипяченая вода в бутылке 

Витамины, адаптогены:

•комплевит 
•аскорутин
•витаминный чай
•витамины С, Е 
•элеутерококк, женьшень (настойка, капсулы)

Инструменты:

•ножницы 1 шт.
•лезвие 2 шт.
•шприцы 6 шт.
•пинцет 1 шт.
•жгут
•градусник 
•скальпель
•пипетка 

Ампулы:

•анальгин
•димедрол
•новокаин, лидокаин
•преднизолон, дексаметазон
•кофеин
•кордиамин, сульфокамфокаин
•трамал
•панангин
•реланиум 
•эуфиллин
•но-шпа, баралгин
•коргликон, строфантин
•адреналин
•глюкоза, изотонический раствор

Примечания:

  1. Цифран – этот антибиотик очень хорошо показал себя при лечении различных бактериальных инфекций; такая универсальность делает его очень удобным для походов.
  2. Банеоцин – антибактериальная мазь с дополнительным заживляющим действием. В сочетании с ее невысокой ценой становится незаменимой в походе.
  3. Трамал – обезболивающее средство, по эффективности обезболивания почти не уступает наркотическим анальгетикам.


Изменения ценностных ориентаций на протяжении подготовки и проведения похода

X 1eb987d5m.jpg

Если ребенок вовлечен в осмысленную, интересную для него деятельность, то обязательно будет происходить процесс его развития как личности. Чтобы убедиться, что данный процесс действительно присутствует, необходимо некоторым образом отслеживать результаты. Педагогические наблюдения необходимы при этом, но их точность будет зависеть и от опыта педагога, и от его таланта наблюдателя, поэтому наряду с наблюдениями требуются более точные методы. К ним в первую очередь мы относим различные тесты.

Специфика туризма такова, что с помощью природы, физических нагрузок и дружеского общения создаются предпосылки для физического и психического оздоровления. Диагностика проводится по трем уровням: психофизиологическому, психологическому и социально-психологическому. В данной работе мы хотели бы рассмотреть отслеживание результатов на психологическом уровне, а точнее – область ценностных ориентаций.

Данное исследование вы можете провести с помощью трех методов: наблюдения, тестирования, интервью. Вы можете провести тестирование в начале подготовки к походу и после совершения путешествия. Предложите ребятам два теста на выявление ценностной ориентации.


Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему ее миру, к другим людям, к себе самой. Поэтому возьмем наиболее распространенную методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанную на прямом ранжировании списка ценностей. Ребятам предъявлялись два списка ценностей (приложение а). В этих списках каждой ценности присваивается ранговый номер. Ребята работают по отдельности и столько времени, сколько считали необходимым.

Второй тест, «Мой добрый знакомый» (приложение б), дает представление о преобладании альтруистической или эгоистической ориентации.

Кроме этого, предложите участникам вопросы о целях на поход, пожеланиях на день, о впечатлениях. Ответы записывайте на диктофон.

Таким образом, уже на основе наблюдений можно сделать определенные выводы об изменении направленности с себя на других людей и на группу в целом.


Естественно, было бы наивным полагать, что за 20 дней полностью перестроится шкала ценностей. Но некоторые изменения произойдут и в ней.

Кроме того, с помощью данной методики можно увидеть, какие ценности преобладают в данной группе в целом.


Приложение А

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» М.РОКИЧА

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен лист со списком ценностей. Ваша задача — расположить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите список и выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поставьте напротив нее число 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и присвойте ей второй номер. Затем проделайте то же со всем списком. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию"


СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
— здоровье (физическое и психическое) 
— интересная работа
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
— наличие хороших и верных друзей 
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 
— счастливая семейная жизнь
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
— творчество (возможность творческой деятельности)
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 


Список Б

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
— воспитанность (хорошие манеры)
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 
— жизнерадостность (чувство юмора) 
— исполнительность (дисциплинированность)
— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
— непримиримость к недостаткам в себе и других
— образованность (широта знаний, высокая общая культура)
— ответственность (чувство долга, умение держать слово)
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
— честность (правдивость, искренность)
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
— чуткость(заботливость)

Приложение Б

ТЕСТ «ДОБРЫЙ ЗНАКОМЫЙ»

Инструкция: Вспомните кого-то из ваших знакомых и опишите случай, когда он совершил какой-либо добрый поступок.

Обработка результатов

Если в ответе ребенок напишет о таком поступке, который его знакомый совершил по отношению к нему самому, то такой ответ считается эгоистическим.

Если же описываемый хороший поступок совершен в отношении кого-то другого, то такой ответ считается альтруистическим.


Вечернее занятие

X 3eeb66a1m.jpg

Вечернее занятие (далее-ВЗ) является ключевым моментом выезда. В далее сделана попытка рассмотреть поподробнее форму и содержание этих занятий.

Прежде обратимся к содержанию. В идеале, ВЗ должно состоять из следующих блоков

  • Событийное - Техника безопасности, алгоритмы поведения, знакомство, постановка проблемы, эмоциональный настрой, работоспособность, обращение к житейскому опыту.
  • Временнoе - Групповой настрой, мотивация, поисковая активность, общение на более высоком уровне (гуманистическое).
  • Вечное - Мировоззрение, творчество, выход на проблемы мироздания, смысл жизни, построение картины мира.

Как показывает практика в начальных занятиях при обладании большинства новичков происходит уменьшение доли информации событийного блока и постепенное преобладание временного и вечного. Это связано с тем, что ВЗ необходимо «подстраивать» под новичков. Даются базовые знания, относящиеся к событийному уровню. Это и элементарные групповые нормы, и разрушение житейских стереотипов, и создание необходимой теоретической базы. По мере выполнения этих задач, ВЗ начинают выходить на более высокий уровень.

Создается потребность в осмыслении жизненного пространства. Благодаря этому возникает необходимость в мотивации, которая дается во временном блоке.

Далее, если эта информация используется не только для собственных целей, появляются «значимые другие». Инструментом для развития на этом этапе становится не столько теория, сколько общение с людьми. Возникает потребность в круге единомышленников, а также в обмене информации на более высоком уровне.

Как только накапливается «критическая масса» информации и чувственного опыта, становится возможным дальнейшее развитие - выход на общечеловеческие проблемы. Ставятся вопросы о смысле жизни, предназначении и поиске Пути.

Разрозненные фрагменты опыта (в том числе и пиковые переживания) и информации состыковываются в картину мира. Только на этом уровне человек не зависит от обстоятельств.

В процессе духовного роста изменяется актуальность информации, предъявляемой на вечернем занятии. Именно поэтому уровню «вечного» уделяется все большее внимание.


Такая форма ВЗ обычна для выездов. Отличительными особенностями являются:

  • работа в минигруппах (это дает возможность высказаться всем участникам)
  • эффект массового присутствия
  • простота проведения
  • преобладание “содержательного” над “развлекательным”
  • обретение навыков систематизации полученного материала
  • отсутствие явной связи разминки и основной части ВЗ
  • отделенность ведущего от общего процесса обсуждения
  • отсутствие контроля за временем
  • негибкость по отношению к изменившимся обстоятельствам

Также выделены такие формы занятий, как:

  • Тренинговые - Основной особенностью таких занятий является направленность на развитие определённых психических качеств. В силу именно этой специфики данные занятия не выходят на уровень вечного. Они идеально подходят для постановки и решения групповых и личностных проблем.
  • Музыкальные - В таких занятиях выход на вечное происходит не через интеллектуальный, а через эмоциональный уровень. Как правило, доля событийного здесь очень мала.
  • Лекционные - Частный случай обычного ВЗ, когда предполагается, что уровень подготовки участников достаточно высок, чтобы пропустить этап “раскачки”
  • Экстраполяционные - В таких занятиях производится создание моделей ситуаций, которые возможны в будущем, и рассмотрение различных вариантов поведения в них. На основе этого разрабатываются алгоритмы, роли и сценарии действия. (Обычно такие занятия проводятся перед соревнованиями и крупными походами). Такие занятия не исчерпываются событийным уровнем.
  • Творческие - Самым ярким примером такого занятия служит КВН.
  • Интерполяционные - Эти занятия проводятся, когда возникает необходимость подвести итоги . Основой является анализ произошедшего по ключевым событиям и процессам, действиям участников, а также обратная связь.

Возможно, вышеприведенная информация поможет при подготовке и проведении занятий в походе.


Принципы обеспечения безопасности в походах

Pohod1m.jpg

Важнейший фактор, который обязательно учитывается при подготовке любого похода, а тем более – похода с учащимися школ, - это безопасность. Особенность детско-юношеского туризма состоит в том, что ответственность за жизнь и здоровье участников группы несут не сами участники, а руководитель группы. Таким образом, первостепенная задача при планировании и подготовке любого похода со школьниками, будь то категорийный поход, или же однодневный выезд – это обеспечение безопасности похода.

До начала похода в группе необходимо провести инструктаж по технике безопасности в походе, а также познакомить группу с особенностями маршрута, погодных условий и т. п.; само собой разумеется, что участники должны иметь необходимый опыт походов, проверенное снаряжение, а также пройти медицинский контроль в диспансере.

В процессе технико-тактической подготовки к категорийным походам очень важное значение имеют видеозаписи (или, в крайнем случае, фотографии и слайды) походов прошлых лет – на их примере весьма наглядно рассмотреть успешные и не очень технические моменты предыдущих походов, таже весьма ценными для планирования похода являются отчёты других групп, которые ранее совершали походы по сходным маршрутам.

Для обеспечения безопасности в походе крайне важно, чтобы участники знали алгоритмы действия в различных типовых ситуациях (при дежурстве у костра, на пилке, при потере участника и т. п.), а также в ситуациях неожиданных, экстремальных. С целью обретения навыков действия в нестандартных ситуациях необходимо провести несколько тренингов на развитие креативности, взаимодействия в группе, а также на предвидение результатов действий.

С точки зрения общегрупповой безопасности также важен выбор маршрута: с одной стороны он должен пролегать достаточно далеко от населённых пунктов, чтобы минимизировать контакты с местным населением, которое может быть настроено весьма негативно по отношению к туристам, а, с другой стороны, должна быть возможность в кратчайшие сроки добраться до жилья (например, для транспортировки пострадавшего). Взрослые участники группы должны иметь при себе паспорт, а руководитель – маршрутную книжку.

При распределении ролей в группе необходимо, чтобы наиболее важные из них – штурман, завхоз по питанию, руководитель – занимал не один человек, а два – чтобы в случае несчастья группа не потеряла функциональности. Критически важное снаряжение (палатки, пилы, топоры, тросики, котлы) должно быть также рассредоточено по нескольким людям – чтобы в случае утери рюкзака чась снаряжения всё равно оставалась в группе.

Рекомендуется иметь на группу хотя бы пару мобильных телефонов - даже в том случае, когда маршрут пролегает в местности, где связь невозможна – всегда может понадобиться возможность позвонить из поезда или с промежуточной станции, а уж если связь возможна в походе – тогда тем более стоит взять телефоны (хотя бы для того, чтобы дети смогли в последний день похода позвонить родителям).

Также очень важно наличие в группе человека с медицинским образованием – несмотря на то, что руководитель и участники должны уметь оказывать ПМП, в походе могут возникнуть нетривиальные проблемы со здоровьем, которым может помочь лишь специалист.


Алгоритмы

Алгоритм подготовки к походу

  1. Получить у завхоза по питанию продукты, тщательно упаковать
  2. Получить у завхоза по снаряжению общественное снаряжение, проверить, подготовить
  3. Свериться с примерным списком личного снаряжения и проверить его наличие
  4. Продумать технологию сбора рюкзака (распределить всё содержимое по «блокам» - «вся одежда», «всё питание» и т. п. – не более 5)
  5. Положить спальник и посуду наверх рюкзака, чтобы можно было сразу достать в поезде
  6. Документы, деньги, ключи лучше упаковать отдельно
  7. Тщательно проверить лыжи, просмолить, укрепить кольца на палках, проверить темляки на креплениях и на палках
  8. Проверить все молнии на одежде
  9. Смазать ботинки водоотталкивающей мазью
  10. Хорошо упаковать лыжи для транспортировки. Желательно на концы лыж одеть чехлы.
  11. Постирать всю походную одежду и спальник
  12. Собрать рюкзак согласно списку, в случае любых затруднений с продуктами/снаряжением звонить завхозу.
  13. Весьма желательно самостоятельно провести идеомоторную проработку всех возможных ситуаций (Например, при подборе одежды и обуви в поход, необходимо представить, удобно ли вы в ней будете себя чувствовать в различных ситуациях: при одевании и снятии, при хождении на лыжах под рюкзаком, при работе в лесу в мокрую погоду, есть ли возможность хранения и использования полезной мелочи, как будет реагировать ткань, молнии и пр. на мороз и т.п. Такой метод полезно использовать при укладке рюкзака, подготовке лыж, группового питания и снаряжения.)
  14. Полезно знать, сколько весят отдельные элементы вашего снаряжения: групповое снаряжение, питание, спальник, куртка, различные блоки личных вещей. Это поможет Вам более оптимально складывать рюкзак в походе с учетом меняющегося веса (как в сторону уменьшения, так, возможно, и в сторону увеличения) и просто полезно знать сколько кг у Вас за плечами.

Алгоритм дежурного по кухне (вечер/утро)

  1. Узнать у завхоза, что необходимо готовить
  2. Если место для костра не подготовлено, подготовить его: выкопать яму, разжечь костёр, натянуть тросик, принести все необходимые продукты на кухню
  3. Растопить снег в котлах, тщательно утрамбовывая снег в котлах (в противном случае вода может «подгореть»).
  4. По необходимости промыть крупу
  5. Налить в миску горячую воду и тщательно развести сухое молоко, если это необходимо
  6. (Утром) когда настанет время подъёма, разбудить группу
  7. Когда закипит вода для каши, посолить и посластить воду, засыпать крупу, отодвинуть котёл от сильного огня. Каждые 5 минут помешивать кашу, проверяя готовность.
  8. Когда закипит вода для супа, засыпать сухие овощи/суповой набор, по необходимости посолить. Ближе к концу приготовления засыпать предварительно измельчённые кубики.
  9. Когда закипит вода для чая, засыпать заварку, отодвинуть котёл от огня.
  10. Крикнуть группе, чтобы залезала в шатёр и готовилась к принятию пищи
  11. Принести в шатёр мешок с кружками и мисками, подготовить место для котла (положить колотые дрова), место для дежурного
  12. Один дежурный отправляется в шатёр, чтобы раздавать чай, другой остаётся на улице и по необходимости приносит/уносит кружки, продукты, снег и т. п.
  13. После того, как группа попила чай, котёл с чаем и кружки уносятся, вместо них приносится котёл с супом (вечером), затем с кашей.
  14. Пока первый дежурный раздаёт завтрак/ужин в шатре, второй следит за костом и топит воду для мытья посуды и котлов (а утром – для термосов и умывания).
  15. Когда группа поела, необходимо вымыть котлы, растопить воду, помыть посуду, отдать оставшиеся продукты завхозу
  16. Наполнить чаем/кофе термоса, нарезать сыр для перекуса


Алгоритм подъёма

  1. Услышав сигнал подъёма, необходимо проснуться; сразу же, не вставая и не делая резких движений, замерить пульс и сообщить его медику
  2. Вылезти из спальника, скатать и убрать его
  3. Выйти на зарядку
  4. Подготовится к приёму пищи (важно!!! Обязательно одеть ботинки – во избежание попадания горячей пищи на голые ноги!!!)
  5. Позвать дежурных


Вечерний алгоритм в шатре

  1. Отряхнуть перед шатром бахилы
  2. Залезть в шатёр
  3. Снять бахилы, ещё раз отряхнуть их на улице, положить у стенки шатра (между рюкзаком и стенкой, или в собачник (если там никого))
  4. Снять ботинки, связать как можно короче шнурки, повесить их не на печную оттяжку
  5. Снять верхнюю одежду, подготовить место для сидения
  6. Снять носки и вылезти из шатра – походить по снегу
  7. Когда все залезут в шатёр, позвать дежурных
  8. Кружки-миски передавать очень осторожно.
  9. После ужина собрать всю посуду, отдать дежурным
  10. Подготовиться к вечернему занятию
  11. После вечернего занятия выяснить, сколько времени дежурить ночью у печки, подготовить растопку на случай, если печка погаснет
  12. Определить порядок ночного дежурства


Алгоритм дежурства у печки

  1. Проснуться
  2. Взять у предыдущего дежурного часы, узнать продолжительность дежурства, посмотреть на время
  3. Заглянуть в печку, по необходимости подкинуть 2-3 чурки
  4. Если в шатре слишком жарко, опустить печку либо открыть вход
  5. Если в шатре холодно, поднять печку, закрыть вход. Если тент не натянут, вылезти на улицу, натянуть тент, следя за тем, чтобы он не пригорел к трубе
  6. Внимательно следить за горением печки, но не подкидывать более 2 чурок.
  7. Если печка начинает дымить из-за ветра, вылезти на улицу, поставить лопату напротив трубы, проветрить шатёр
  8. За 1-2 минуты до окончания дежурства подкинуть последнюю порцию дров, начать будить следующего дежурного
  9. Убедиться, что следующий дежурный вылез из спальника, сообщить ему текущее время и продолжительность дежурства, передать ему часы
  10. Залезть в спальник и заснуть, не забывая подсознательно контролировать дежурных, сидящих у печки


Алгоритм ведущего

  1. Утром узнать у штурмана сегодняшний маршрут, взять компас и карту
  2. Представить наиболее сложные участки (по разным параметрам), определить ключевые ориентиры и т.д, составить план движения
  3. Узнать время выхода из лагеря
  4. Уточнить, кто сегодня замыкающий
  5. Выйти на маршрут
  6. В том случае, если это не радиалка, через 15 минут после начала движения сделать привал, чтобы одеться/раздеться
  7. Идти средним темпом, делая каждые 45 минут 10-минутные привалы, при этом слушая сигналы сзади («необходимо остановиться», «медленнее», «быстрее»).
  8. Если привал намечен около спуска/подъёма, необходимо отъехать от склона, чтобы дать возможность группе выйти на ровное место
  9. В случае неблагоприятных условий (сильный ветер, плохая видимость в безлесной зоне) привалы обычно не делают, идут медленнее
  10. Когда подходит время для перекуса или постановки лагеря, необходимо подыскивать подходящее место (если оно не определено заранее).


Общий алгоритм постановки лагеря

  1. Все рюкзаки положить в одно место
  2. Достать всё снаряжение, положить около костра
  3. Отдать дежурным необходимые продукты
  4. Выкопать костровую яму, разжечь костёр
  5. Прочие продукты положить в указанное место
  6. Найти сушину и организовать пилку
  7. Найти место для шатра, натянуть шатёр
  8. Подготовить лапник
  9. Наколоть дрова с пилки, сложить в поленницу
  10. Постелить в шатре пенки, занести рюкзаки, собрать печку, повесить в шатре, разжечь
  11. Пригласить всех в шатёр
  12. Позвать дежурных


Алгоритм пилки

  1. Прежде, чем уйти из лагеря на пилку, необходимо достать из рюкзака снаряжение и отнести к костру, также достать необходимые продукты
  2. На место пилки идти на лыжах (если оно не находится непосредственно в лагере, что противоречит технике безопасности), снять лыжи на пилке
  3. Аккуратно спилить сушину. Если сушина подходящая, сразу отпилить от вершины кол для шатра, иначе – найти кол
  4. Отпилить 5-8 «метровок» (в зависимости от толщины сушины), а также чурок «на печку» (5-8 штук), первые 2-3 метровки сразу отнести в лагерь, чтобы дежурные могли развести костёр
  5. Вернуться в лагерь, помочь завершить постановку лагеря


Алгоритм сбора рюкзака

  1. Собирать все свои вещи в одном месте, где будет происходить сбор рюкзака

Максимально упаковать вещи: сложить спальник, разложить вещи по «блокам» (см. подготовка к походу п.4).

  1. Проверить все ли снаряжение и питание присутствует.
  2. Складывая рюкзак снизу вверх, стараться набить его плотнее (но чтобы он соответствовал выбранному типу укладки).
  3. Затянуть плотно все стяжки, чтобы рюкзак не болтался и не разбалтывался (рюкзак это не мешок, если вы так не считаете - купите мешок и выиграете 1,5-3 кг веса за спиной)
  4. Одеть рюкзак, ослабить лямки и плечевые стяжки, накинуть рюкзак на спину, затянуть пояс, затем лямки (не очень туго), затем плечевые стяжки - тоже не сильно (чтобы рюкзак не ходил из стороны в сторону).
  5. Если рюкзак выше вас и сильно шатается вправо влево при ходьбе или сильно тянет назад и вниз, то вы неправильно распределили вес внутри рюкзака. Видимо, Вам следует складывать его иначе.

Замечания: Рекомендации по укладке рюкзака:

  • 50-70% веса должно быть распределено между лопатками и поясницей
  • Должно быть место (скорее всего, клапан или под клапаном) для хранения вещей, которые могут вам понадобиться во время перехода или которые вам понадобится снять и быстро убрать (это могут быть: теплая кофта, штормовка, варежки, маска, очки, лавшнур и т.д.)
  • Теплые вещи для привалов и перекуса (видимо, пуховка) также должны быть легкодоступны
  • Вещи, прилегающие к спине, не должны вызывать от соприкосновения с ними через рюкзак неприятных или болевых ощущений
  • Рюкзак должен плотнее прилегать к спине и повторять её контуры
  • Лучше стремиться к широкому прилегающему к спине приземистому рюкзаку, чем быть узким и высоко возвышаться над головой. Рюкзак не должен быть выше вас больше, чем на голову;
  • Рюкзак не должен опускаться ниже попы, он должен быть на ней или, что лучше немного выше её. Это делает ходьбу на лыжах удобнее;
  • Если рюкзачные блоки плохо стыкуются, их можно либо грамотно разделять, либо затыкать щели между ними большой мягкой одеждой типа свитера, но ни в коем случае не мелкими вещами, это может привести к их потере;
  • Если у Вас есть снаряжение, которое может понадобиться на маршруте, его следует уложить так, чтобы его удобно было доставать;


Подготовка педагогов – туристов

S7303551m.jpg

Учитель должен быть более способен к обучению, чем его ученики. (Карл Роджерс, "Свобода учиться")


Для того чтобы заниматься подготовкой педагогических кадров, следует прежде всего понять, какие требования в настоящий момент предъявляет дополнительное образование к педагогу. Что ему необходимо знать, чтобы быть успешным в педагогической деятельности? Достаточно ли знания, пусть и блестящего, исключительно в рамках преподаваемого предмета? Должен ли педагог совершенствоваться в других областях науки, напрямую не связанных с предлагаемыми детям навыками? Конечно, да. Для того чтобы понять это, достаточно хоть раз попробовать набрать группу школьников и удержать её в течение года. Но это не школа, мотивом посещения того или иного занятия не может быть принуждение. Дети готовы посвятить своё свободное время только тому, что их действительно заинтересует и личность педагога является доминирующем фактором выбора. Недостаточно просто учить подростка искусству выживания в лесу или сбору рюкзака. В процессе обучения должны решаться личностные проблемы взрослеющего школьника. Предлагаемые знания должны быть значимыми, должны способствовать решению проблем. Педагог обязан быть психологом и, если потребуется, психотерапевтом. Дополнительное образование потому так и называется, что призвано заполнять пробелы в школьном и родительском воспитании. Не следует игнорировать тот факт, что подросткам требуется не отвлечённое знание о том, как добыть хлеб, а искреннее человеческое участие. Следует помнить о том, что даже растения лучше цветут, если «греть» их вниманием, разговаривать с ними. Что ж говорить о детях? Искренняя заинтересованность в ребёнке - простое объяснение его успешности в жизни.

Детский туризм – это тот вид деятельности, который даёт возможность наиболее полно осуществить межличностный контакт между подростком и педагогом. В походе в определённый момент роли могут меняться: старший начинает учиться у младшего. Процесс обучения непрерывен и разнообразен на столько, на сколько разнообразны человеческие интересы. Каждый из участников туристской группы учит и учится одновременно. Выделим лишь несколько основных этапов, преодолеваемых обычно на пути от туриста-новичка к туристу-педагогу.

  • Этап первый: знакомство с туризмом. - Удовлетворяется потребность в новизне. Туризм представляется неизвестностью, полной захватывающих приключений. Основное внимание уделяется технической стороне процесса: складыванию костра, завязыванию узлов, постановке палатки и т.п.
  • Этап второй: знакомство с группой. - Удовлетворяется потребность в принадлежности и любви, в признании. На первый план выходит межличностное общение. Формируется понимание ценности человеческого участия, внимания. Происходит обучение основным правилам конструктивного взаимодействия. Подросток начинает координировать свои поступки с желаниями других участников группы, учится находить компромиссы. Желание завоевать уважение окружающих и признание своей компетентности становится доминирующем мотивом.
  • Этап третий: потребность в самоактуализации. - Происходит формирование и осознание собственной системы ценностей. У подростка проявляется философское отношение к жизни, приятие социальной жизни и физической реальности. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Основными становятся потребность в познании и понимании.
  • Этап четвёртый: значимость другого. - На первый план выходят мысли и проблемы близкого человека. Происходит смещение акцентов от работы «над собой» в сторону работы «для другого». Основной формой общения становятся эмпатия и принятие.
  • Этап пятый. Формирование безусловной любви. Умение отдавать, ничего не ожидая в ответ.

Порядок и длительность прохождения данных этапов зависят как от мастерства ведущего педагога, так и от личностных качеств учащихся. Возможно повторное прохождение этих этапов на более высоком, лучше осознаваемом витке развития личности. Сам педагог, совершенствуя мастерство, преодолевает этот путь по-новому с каждым из своих воспитанников.

В результате групповой работы подросток уже с первого года обучения усваивает начальные навыки педагогической деятельности. Как показывает практика, молодой педагог туристского отдела обладает большим профессионализмом, чем среднестатистический выпускник Герцена. Объяснение этому найти очень просто, если вспомнить какой колоссальный опыт общения, обучения, проб и ошибок, поиска и вдохновения был пройден в туристских походах за сравнительно небольшой промежуток времени юным инструктором. Как говорится, лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать на лекции. Лишь бы было ради чего и кого работать.


Воплощённое мировоззрение

20091216123247-kqkbzkkeiuenpbdlem.jpg
Imagem001.gif
Imagem003.gif
Imagem004.gif
Мы кружимся по жизни, не по кругу,
Мы движемся по тоненькой спирали,
Мы снова возвращаемся друг к другу,
Но только не такими, как нас знали.

Все мы постепенно меняемся. К добру ли, к худу – но это так. Наверное, пока мы были маленькими и глупенькими, менялись не мы – а меняли нас – обстоятельства, люди, прочитанные книги. Потом постепенно появился некий внутренний стержень, устойчивая личность – появился свой взгляд на мир, на себя, на других. Своё отношение к обстоятельствам. Своё видение жизненного пути. Мы чаще стали выбирать, что читать – какие определённые темы стали интересны, какие-то – наоборот. В общении с другими людьми мы стали выбирать свой подход, свой стиль. Определили свою роль в решении тех или иных групповых вопросов, заняли свою ступеньку в социальной структуре. Теперь происходящее вокруг нас добавляет новый опыт, но, вероятнее всего, не так много меняет в поведении (конечно, имеется в виду не адаптация к изменившимся ситуациям).

Когда мы становимся старшими (или чуть позднее), у нас уже есть некоторое мировоззрение, некая парадигма. К мировоззрению можно отнести и я-концепцию, и я-идеал, и образ мира, и этические убеждения. Но само мировоззрение является не просто суммой этих понятий, но системой, дающей устойчивость личности и рождающее мотивацию к действию.

Представим такой пример: у Васи есть 8 часов свободного времени. У него нет текущих дел, срочных вызовов, потенциальных звонков. Ему не надо писать диплом, гулять с собакой. Он совершенно свободен в эти 8 часов. Понаблюдав за Васей в течении этого времени, мы, возможно, узнаем о нём больше, чем если бы мы год учились с ним в одном классе или выступали на научных конференциях. Что он сделает за эти 8 часов? Нажрётся как свинья или побежит марафон? Будет читать Шекспира в подлиннике или подожжёт соседскую дверь? Возьмёт паяльник и, наконец, починит сгоревший процессор или испечёт бабушке пироги? Здесь хорошо попробовать подумать об абстрактном Васе с точки зрения социальной.

Поэтому у нас есть 3 потенциальных возможности узнать человека с мировоззренческой позиции:

- посмотреть, что он делает в «свободном» состоянии – эти действия являются следствием некоторой внутренней мотивации, мерой выраженности самоактуализации или, если хотите, конкретным следствием жизненного стиля. Минусом этого способа является этическая сторона. Нехорошо подглядывать за человеком, если он об этом не знает (да-да, господа вуайеристы, а что вы думали ;), а если мы будем подглядывать (или просто придём в гости), то, вероятно, поведение человека изменится. (Он угостит чаем с пшеничными хлебцами, рассуждая о здоровом питании, а, закрыв за вами дверь, будет есть жареную селёдку с вермишелью).

- поместить человека в экстремальные условия, в которых, социальные маски «слезают», обнажая суровую действительность. Впрочем, минус этого метода заключается в том, что категорийные походы так или иначе помещают нас в изменённое состояние сознания – и наблюдаемого, и наблюдателя. Поэтому здесь мы можем проверить, в основном, только устойчивость жизненных позиций

- третья возможность – это личностное общение, а также, отчасти, такое опосредованное общение, как литературные произведения (и прочие воплощения творческой активности). При личностном общении (на близкой дистанции, неформальном и искреннем), особенно регулярном, наиболее ясно становится видна вербализуемая часть мировоззрения. Да-да, вербализуемая. Потому что мировоззрение – это не есть чёткий набор правил (помните «правила добра»?), а также синтез образов, неявных мыслей, интуиции и ещё чёрт знает чего, что прекрасно осознаётся левым полушарием, но может быть выражено только правым (а у него со словами плохо… Максимум – стихи).

К какому же выводу можно придти исходя их этих трёх пунктов? Сложно сказать. Но можно сделать один из выводов, что созданная в походе атмосфера и система ценностей благоприятна для познания мировоззрений других людей.

Не хотелось бы останавливаться на вопросе, зачем нужно (именно нужно) понять мировоззрение другого. Если мы хотим не только того, чтобы наша деятельность по отдельности была успешной, но и более успешной была деятельность всей группы в целом, то единение должно достигаться, согласно принципам системного мышления, не только на пространственном (мы все вместе! Ура!) уровне, а не только на эмоциональном (групповые пиковые переживания), и даже не на интеллектуальном (это почему-то бывает редко… а жаль…), а и на смысловом уровне. Но что значит «смысловой уровень»? Это ответ на вопрос «зачем?». А этот ответ предполагает некую временную перспективу, видение дальнейшего пути. Но групповой совместный путь невозможен, если все идут в разных направлениях. А направление одного конкретного человека – это как раз следствие его мировоззрения. Соответственно, этот самый цементирующий принцип должен лежать в основе всего. Но ведь невозможно заставить никого ни раскрыть свой мировоззрение (вот вам и «вещи в себе»), ни познать чужое – это дело сугубо добровольное, а потому зависящее опять же от мировоззрения. Замкнутый круг?..

Хотелось бы верить, что нет. Из замкнутого круга всегда есть выход, надо лишь делать хоть что-нибудь.

Но и это не единственная проблема. Известно ведь, что человек – это, во-первых, скотина общественная, а, во-вторых, ко всему адаптируется. А что делать, если мировоззрение «не тянет». Или «тянет», но не туда? Разумеется, это легко решается с помощью социальной мимикрии. Как приятно взглянуть в походе на светлые возвышенные лица, говорящие о высоких вещах. Казалось бы, вот оно – ещё шаг, и мы станем соратниками, наступит мировоззренческое единение. Однако… Один поход прошёл, другой – мы меняемся, но не так быстро, как хотелось бы. Почему? Вернулись их похода – и – у-у-ух! – прямо в жизнь. Социальное окружение откусывает от нас по чуть-чуть, но постоянно – и – глядишь – месяц прошёл – и остался один скелет.

Но не всё же так плохо. Есть же кто-то, для кого эти недостатки не актуальны. Однако, опять же, мы – люди социальные. Допустим, мы возвращаемся из похода. И было там идеальное единение, и хочется теперь идти вместе со всеми дальше… А там – ба-бах! – половина людей расстреляна из крупнокалиберного пулемёта самой жизнью. Всеми вариантами, что описаны в «точке метаморфоза». И все твои наблюдения о мировоззрении пополняются новыми данными… Но общались мы не со всеми, а оба вида наблюдения дают негативный прогноз о возможности мировоззренческого единения. И строим всё снова… По спирали, совершая небольшой подъём за каждый виток.

Неужто и в другом тысячелетьи
Мы в лес легко войдем и над оврагом
В другое время, но на том же месте
У тихого ручья поставим лагерь…