Соперничество детей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
15324582LwZm.jpg

Соперничество

Часто мы сами подталкиваем наших детей к борьбе, готовя их таким образом к "суровой реальности". Разжигая в детях азарт соревнования, сравнивая их, конфликтуя, помните о тех уроках, которые они могут извлечь их борьбы (и какие решения они могут принять о жизни и о себе),

Ошибочные уроки, которые дети выносят из борьбы:

  • Я получаю внимание от борьбы (Я буду бороться с теми, чье внимание для меня дорого);
  • Борьба и запугивание - пути, с помощью которых я достигну чего хочу (Я не знаю других путей добиваться своего, или считаю их менее эффективными)
  • Выигрывает только более сильная личность (Если я проиграл значит я слабак. Бороться - значит утверждаться в своей силе);
  • Пускай кто-нибудь другой (но не я!) остановит меня от борьбы, прежде, чем кто-либо получит боль (Я не в состоянии прекратить борьбу, даже если вижу, что она доставляет кому-то боль);
  • Мне не нужно оценивать во что обойдется мне борьба (Победителей не судят. Победа любой ценой - это главное);
  • Я не важен, пока я не могу делать, что хочу (Уважают только тех, кто поступает по-своему);
  • Я вынужден каждый раз бороться или уступать (Я борюсь по независимым от меня причинам, борьба существует сама по себе);
  • Когда я чувствую боль, я должен вернуть ее обратно (Я буду мстить всем, кто меня задевает или не понимает);
  • Когда я борюсь, я могу заставить взрослых принять мою сторону (Борьба - это лучший способ договариваться с людьми);
  • Если я не хочу бороться, то я не достигну, чего я хочу. (Я должен бороться, чтобы быть успешным в жизни);


Дети борются (Дерутся, кричат друг на друга и т.п.). Как быть? Как научить их прекращать борьбу и не чувствовать себя проигравшими? Как научить их добиваться желаемого без борьбы, идти на компромиссы? Надо переориентировать их борьбу. Следуя приведенным ниже рекомендациям не забывайте, что Ваше намерение - помочь вашим детям, иначе даже не стоит пробовать. И не забудьте "выключиться из розетки", будьте спокойны, немного отстранены и внимательны к чувствам детей.

Переориентация борьбы:

  • Прекратите действия, приносящие боль, предложите тайм-аут, успокойте детей и успокойтесь сами;
  • Избегайте того, чтобы Ваши дети чувствовали неуважение;
  • Избегайте осуждения борьбы или принятия чьих-то сторон. Поместите их в одну лодку;
  • Помогите им понять боль и ненужность борьбы;
  • Признайте чувства каждого, отождествите их и помогите им соответственно определить желания;
  • Покажите им как приемлемо выпускать чувства и устанавливать свои собственные границы.
  • Признайте гнев, реагируйте на любую точку зрения вашего ребенка, уважительно опишите проблему, выразите уверенность в возможности найти их собственное решение, покиньте комнату;
  • Выделите и опишите для себя истинную причину борьбы. В мирное

время помогите им решить их борьбу, не обвиняя друг друга.


Соперничество детей не возникает на пустом месте. Мы сами усердно удобряем почву для него. Как научится предотвращать его? Об этом речь ниже:

Предотвращение детского соперничества:

  • Никогда не сравнивайте детей. Сопротивляйтесь, когда настаивают, чтобы сравнить;
  • Помните - дети не хотят, чтобы с ними обращались одинаково, им нужно, чтобы обращались с каждым по-разному, в соответствии с их индивидуальностью. Выберите время для того, чтобы узнать и оценить индивидуальность вашего ребенка;
  • Уважайте и гордитесь различием в детях;
  • Будьте уверены сами и вдохновляйте в детях уверенность в том, что дети не исключают себя, когда другие проявляют талант в определенной области. Учите их радоваться чужим победам;
  • Избегайте запирать ребенка в роли - себя самого, между детьми или родителями;
  • Придавайте особое значение работе в команде и ценности быть командой.


Вы решили "сесть за стол переговоров". Как лучше повести разговор? Утверждение мира, как альтернатива борьбе:

  • Дайте время успокоиться, если необходимо. Найдите альтернативные пути выражения их гнева;
  • Каждый говорит о своих чувствах и проблемах, как он видит их, используя форму "Я сообщаю...", без обвинения, не называя имен, не прерывая;
  • Каждый говорит о том, как другой видит проблему. Это позволяет каждому понимать перспективу другого;
  • Каждый говорит, как он ответственен за проблему. Каждый признает свою часть в создании ситуации. При этом важно, чтобы не было осуждения себя. Подчеркните детям, что ответственность не означает вину;
  • "Обмозгуйте" решение вместе и выберите то решение, которое удовлетворяет каждого - выигрышное для всех; Поддерживайте друг друга.