Советы по организации выездного лагеря

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 0d7e4084m.jpg




Важные шаги в подготовке и в проведении выездного лагеря

Цель лагеря

Проведение детских лагерей является частью воспитательного процесса ребят. Детям необходимо научиться разумно использовать свободное время – время отдыха. Сами по себе, дети не научатся правильному использованию свободного времени. Они больше учатся на практике, чем пассивно слушая нравоучения. Если пройденный материал не применить в жизни, то он просто останется темой прошедшего урока. Лагерь - это место роста, время общений и сотрудничества.


Подготовка к проведению лагеря

Особую роль в подготовке играет организационная часть. К проведению лагеря нужно готовиться заранее, в течении нескольких месяцев. В начале назначается ответственный за проведение лагеря, чаще всего. Затем избирается совет лагеря из серьезных и активных людей. Из членов совета лагеря избираются ответственные: за художественную часть, за спортивную часть, за свободное время, за поваров, за порядок, за родительский комитет и за вожатых.


Совет лагеря

Совет лагеря выбирает вожатых. Также, он (совет) определяет основную тему лагеря, решает все организационные вопросы и проводит подготовительную работу с вожатыми. Весь обслуживающий персонал лагеря должен взять отпуска на время проведения лагеря. Детский и подростковый лагеря желательно проводить отдельно, учитывая психологическую разницу, нужды и запросы детей и подростков. Нужно обговаривать все детали и предусматривать все возможные варианты, вплоть до возможных изменений в погоде и, следовательно, возможное изменение в программе. Более всего, необходимо обеспечить полную безопасность детей.


Аренда помещений

Первое, о чем должен позаботиться ответственный за лагерь, – это в нахождении места для его проведения. Обычно, места бронируются за год или за полгода вперед, учитывая примерное количество детей и всего обслуживающего персонала. Для сборов - недельные лагеря наиболее результативные, для полнокровного цикла развития ВДК - 3-4 недели.


Тема

Многие ответственные за проведение детских лагерей затрудняются в нахождении темы лагеря. Наиболее удачный метод – это обратить внимание на детей и определить, в чем они нуждаются в данный момент, узнать что их интересует и чему они радуются. Как известно, дети запоминают больше информации наглядно, поэтому в лагере все должно быть наглядно. Например, всех участников можно распределить по рангам, как на корабле: вожатые будут матросами, дети - юнгами, ответственный за лагерь – капитаном и так далее. Желательно, для всех участников сделать или приобрести соответственную теме лагеря форму или костюмы. А всю программу сделать соответственно выбранной теме.


Подготовка вожатых

В зависимости от количества детей, следует назначать и вожатых. На восемь детей желательно иметь одного вожатого, который должен взять на себя полную ответственность за детей. Для девочек – девушку, а для мальчиков парня. Вожатыми могут быть желающие потрудиться из молодежи, но не моложе 16 лет, имеющие на это необходимые способности и соответствующее поведение и нрав. На время проведения лагеря они исполняют роль родителей. Они должны знать свои права и обязанности и со всей серьезностью подойти к этому делу. В течении дня, они должны постоянно находиться с детьми, как часть группы, ходить с ними на все запланированные занятия, а вечерами проводить «мини-беседы» перед сном. После активного отдыха днем, детям нужно успокоиться. Поведение детей в лагере в большей степени определяется поведением вожатого группы. Главные условия успеха – любовь, понимание, терпение и разумная строгость – быть другом детям, но не слугой!


Дети

Участие детей в подготовке также поможет в поддержании дисциплины в лагере. Дети должны заполнить анкету: «Правила поведения в лагере» и поставить свою подпись, что они согласны выполнять все условия лагеря: не нарушать дисциплину, быть послушными, уважать старших. А в случае непослушания, понести наказание, например: уборка помещений или работа на кухне.


Родительский комитет

Пребывание родителей в лагере просто необходимо. На 100 детей нужно иметь 10 родителей. Родители смогут помочь организатору, совету лагеря и вожатым в поддержании порядка, помощи на кухне и в проведении других мероприятий.


Что брать с собой

Ответственному лагеря необходимо составить список того, что детям нужно взять с собой в лагерь, а что нельзя.


Информация о детях

Все желающие ехать в лагерь, должны заполнить анкеты (имя, фамилия, адрес, телефон и медицинская информация). Никто не застрахован от несчастного случая, поэтому необходимо иметь медицинскую справку о ребенке и имя и телефон участкового врача, чтобы связаться с ним, в случае необходимости.


Распределение детей по группам

Вожатые заранее должны познакомиться со своей группой, выбрать тему, и подготовиться к участию на детских собраниях. Для этого необходимо заранее распределять детей по группам, с учетом их возраста и особенностей, чтобы не получилось так, что в одной группе будут все спокойные дети, а в другой все «шалуны».


Проведение лагеря

Минимум за две недели, вся программа лагеря должна быть утверждена, и каждый знал, кто за что отвечает. Даже если лагерь запланирован на все 100%, всегда есть непредвиденное, поэтому совет лагеря должен встречаться каждый вечер для обсуждения текущих вопросов. В жизни всегда есть непредвиденное, кроме того, дети не работы, поэтому нужно быть гибкими и, если необходимо, менять что-то в программе или улучшать, корректировать на месте. По утрам (или поздно вечером), до подъема детей, встречаются вожатые и обговаривают программу дня.


Примерная программа дня

8:00 Подъем и уборка помещений
8:30 Завтрак
9:00 Личное время
10:00 Общелагерное или отрядное мероприятие
11:30 Занятие в кружках
13:00 Обед
14:00 Отдых, купание, свободное время
17:00 Спортивные соревнования по группам
18:00 Ужин
19:00 Общелагерное или отрядное мероприятие
21:00 Костер (у костра раздать детям бутерброды и напитки)
22:30 Общение по группам
23:00 Сон


Отчет о лагере

После проведения лагеря, чрез одну или две недели, необходимо сделать выставку прошедшего детского лагеря на видном месте в помещении.

Хорошая подготовка предотвращает от многих неожиданностей и дает хороший результат.


Двадцать качеств сильного лидера в лагере

Каким должен быть лидер в детском или молодежном лагере?


  1. Он воспринимает критику без страха, оправданий и обид. Он ее внимательно оценивает: принимает сказанное по существу и не обращает внимания на все остальное.
  2. Он не нуждается в том, чтобы угождать другим ради поддержания своего авторитета или чувства собственного достоинства. Он стабилен и обладает здравым чувством уверенности в себе.
  3. Он укрепляет окружающих. Он верит в людей. Он показывает им/учит их, как и что нужно делать; помогает им стать уверенными в себе и предоставляет свободу выполнять порученные задания так, как они считают нужным. Он распределяет обязанности и требует отчета о выполненной работе.
  4. Он умеет доносить до людей информацию. Он передает нужную информацию нужным людям в нужное время. Он выслушивает предложения своих сотрудников и воплощает в жизнь их идеи.
  5. Он умеет планировать. Он планирует заблаговременно, чтобы члены его команды могли работать в благоприятных условиях и достигать максимума.
  6. Он созидатель. Он находит пути, позволяющие улучшать уже имеющееся и создавать новое. Он идет на разумный риск.
  7. Он всегда учится. Посредством учебы, исследований и экспериментов он обретает новые знания.
  8. Он наблюдает за людьми и процессами. Он анализирует, понимает и делает то, что необходимо: хвалит, приспосабливает, корректирует, улучшает и т.д.
  9. Он умеет ободрить. Он замечает старания и достижения своих товарищей по команде и хвалит их должным образом и в нужное время.
  10. Он не просит своих товарищей по команде делать того, чего бы он не делал сам. От себя он требует большего, чем от других.
  11. Он умеет прощать. Он не обращает ошибки товарищей по команде против них. Он стремится уладить все недоразумения сразу после того, как они возникают или он о них узнает; после чего продолжает работать, как будто ни чего не произошло.
  12. В решении проблем он руководствуется благодатью, а не страхом. Он не избегает трудных ситуаций и неловких положений, а берет их под контроль.
  13. Он дает оценку действиям своих товарищей по команде, и поэтому, зная, что думает о них лидер, они могут с уверенностью выполнять свою работу. Он помогает им возрастать и становиться лучше.
  14. Он стремится к тому, чтобы решения принимались коллективно. Он советуется со своей командой, помогает им внести свой вклад, ведет обсуждение вопроса до тех пор, пока не наступает ясность и общее согласие, после чего подводит свою команду к принятию решения.
  15. Он ведет за собой. Он знает, к чему и зачем он стремится, и как дойти до намеченной цели, чтобы при этом его сотрудники следовали за ним не слепо, а осознанно, уверенно и спокойно.
  16. Он способен отличать добро от зла. Он человек высокой морали. Он понимает чувства людей и видит в человеке верность лагерю, личные амбиции и желания, правду и обман.
  17. Он скромен. Что бы он ни делал: обличал, исправлял, обучал, управлял - он все делает с скромностью; поэтому его товарищи по команде и подчиненные не боятся его, а уверены в нем и доверяют ему. Он не безразличен к сотрудникам; он уважает их. Он отводит им высокое место в своем рабочем графике. Он проявляет к ним внимание и заботу.
  18. Он притягивает и вдохновляет людей. Он всегда энергичен и свеж. Он создает вокруг себя атмосферу предвкушения чего-то значительного, интересного и немного рискованного. Его дух и манера поведения побуждают людей к действию.

Коробка вопросов

Всем известно, что в жизни лагеря много разных ситуаций когда возникают вопросы. Они наверняка возникают и у детей по ходу проведения бесед с детьми в летнем лагере.

А руководству лагеря важно знать, что для них непонятно. Что необходимо более подробно осветить. На чем больше заострить внимание. Повесьте на территории лагеря (в палатке или столовой) ящик для вопросов. Пускай они пишут свои вопросы на листочках и опускают туда. А вы уже сможете по ходу лагеря делать свои коррективы и реагировать на интерес детей, подростков, молодежи.


Лидер высокого класса

Подумайте над нижеследующими вопросами. Если вы действительно хотите стать лидером высокого класса, то ежедневно в каждой из этих сфер вам придется прикладывать серьезные старания.


1. Самодисциплина

Пусть ваше слово никогда не расходится с делом. Не давайте пустых обещаний или обещаний, которых вы не сможете исполнить; но если вы дали обещание, то сделайте все возможное, чтобы его сдержать, будь то обещание координатору программы или воспитаннику лагеря.

Будьте пунктуальны. Дорожите временем сотрудников лагеря; и этим самым вы покажете, что относитесь к ним с почтением. Стыдитесь опаздывать. Стыдитесь искать отговорки, чтобы покрыть свою недисциплинированность и неумение планировать.

В области самоконтроля, требуйте от себя большего, чем от других. Учитесь как можно лучше контролировать свои эмоции. Следите за тем, чтобы тон вашего голоса всегда соответствовал ситуации. Во что бы то ни стало, держите под контролем свой гнев. Тщательнее планируйте рабочий день и строже придерживайтесь этого плана, чтобы ночью у вас оставалось достаточно времени для отдыха. Не может быть оправдания вашей раздражительности, если предыдущей ночью вы предпочли пободрствовать, вместо того, чтобы уделить время сну. В еде, в работе, в общении и в отдыхе стремитесь к балансу, чтобы чувствовать себя хорошо. Хорошее самочувствие - это одно из обязательных требований для лидера высокого класса.


2. Обучение сотрудников

Этим летом проявите более серьезное отношение к обучению сотрудников. Вместе с координаторами программы и руководителями отделов подготовьте и проведите для своих сотрудников самый лучший семинар в истории вашего лагеря. Позаботьтесь о том, чтобы для каждого сотрудника было составлено описание функциональных обязанностей, чтобы сотрудники понимали эти обязанности и обладали необходимыми умениями и мотивацией для их выполнения.

Сформулируйте и запишите философию, миссию и задачи вашего лагеря на это лето. На несколько часов соберите всех сотрудников и объясните им, почему и как вы собираетесь проводить лагерь. Попросите координаторов программы помочь вам провести это занятие. Продолжайте обсуждение философии, миссии и целей лагеря со всеми сотрудниками до тех пор, пока они их не поймут, не примут и не посвятят себя их исполнению на протяжении всего времени работы в лагере.

Регулярно проводите встречи с сотрудниками каждого отдела: пищеблока, хозчасти, спортивного отдела, отдела программы, а также с администрацией и вожатыми, чтобы повторять вместе с ними их функциональные обязанности. Выражайте благодарность за хорошую работу, напоминайте о функциях, которые они выпускают из внимания, выслушивайте проблемы и помогайте их решать.

Обязательно организуйте в лагере библиотеку или книжную полку, где сотрудники могли бы брать книги, которые вдохновляли бы их и помогали лучше понимать и делать свое дело. Не думайте, что ваши сотрудники прочитали все имеющиеся книги о работе в детском лагере. Многие люди читают очень мало. Нет ничего дороже незнания. Работа пищеблока, медпункта и других сфер лагеря может стать намного лучше, если сотрудники будут больше читать. Поэтому соберите соответствующую литературу и включите в работу вашего лагеря механизмы, которые будут напоминать сотрудникам о необходимости самообразования и побуждать к чтению книг.


3. Контроль качества

Не довольствуйтесь просто проведением лагеря; настройтесь сами и настройте своих сотрудников этим летом делать все немного лучше, чем в прошлом году. Уберите мусор и наведите порядок в тех местах лагеря, где вы раньше этого не делали. Вдохновите работников кухни еще тщательнее следить за чистотой и подавать пищу с улыбкой. Обсудите со спортинструктором цель спортивных мероприятий. Помогите ему понять, насколько важно составлять программу каждого дня на бумаге, во всем быть пунктуальным и работать в тесном сотрудничестве с координаторами программы. Вдохновите его быть образцовым, умертвить в себе своекорыстие и почитать воспитанников и вожатых выше себя.

Внушите координаторам программы, что у них в сердце никогда не должна умирать мечта ни об одном из вожатых и воспитанников; но ежечасно они должны относиться к ним с пониманием, проявлять доверие, воодушевлять, прощать и являть другие свои лучшие качества в отношениях. Обсудите с ними, как во время каждого общего собрания можно создавать и поддерживать атмосферу радости. Убедите их в необходимости планировать все наперед и за несколько недель. Пора прекращать давать задания в последнюю минуту.

Не упускайте ни малейшей возможности и прилагайте все усилия, чтобы помочь каждому сотруднику почувствовать себя особенным. Относитесь к ним с почтением. Помогайте им чувствовать себя комфортно, заботясь об основных потребностях каждого. Не скупитесь на "теплые пушинки" и ищите различные способы их преподнесения. Позаботьтесь о том, чтобы после первой смены, а также по окончании лагеря, каждый сотрудник получил всестороннюю оценку своей работы. Помните, насколько особенными вы дадите почувствовать себя сотрудникам, настолько особенными они дадут почувствовать себя воспитанникам.


4. Безопасность

Безопасность - это в первую очередь отношение к делу. Оцените свое собственное отношение к безопасности. Делая территорию лагеря и его программу более безопасными, вы проявляете уважение к сотрудникам и воспитанникам. Не обращая внимания на вопросы безопасности, вы проявляете к ним неуважение. Позаботьтесь о том, чтобы правила техники безопасности были написаны дружелюбным и в то же время ясным языком и располагались в стратегически важных местах лагеря.

Поговорите с водителем и напомните ему о том, что очень важно всегда содержать автомобиль в исправном состоянии и при вождении уважительно относиться к другим участникам движения. Обсудите все вопросы безопасности с медсестрой и дайте ей гарантию, что будете полностью поддерживать все ее действия по контролю за соблюдением правил безопасности в работе пищеблока, на пляже, при организации спортивных мероприятий, во время уборки помещений, в плане личной гигиены, а также в других сферах работы лагеря.


5. Взаимоотношения

Повышение самодисциплины, улучшение обучения сотрудников, усиление контроля качества и безопасности - все это само собой уже поднимет уровень межличностных отношений в вашем лагере. У каждого мудрого директора лагеря должна быть мечта создать лагерь, в котором все будут искренне любить друг друга. Поставьте себе цель начинать каждое утро с благодарностиа каждому сотруднику и посвящать себя тому, чтобы делать из каждого сотрудника звезду. Если вам удастся этого добиться, то ваши сотрудники тоже будут делать звезд из своих воспитанников. Если вы будете поддерживать это из года в год, то скоро истинный Свет наполнит ваш лагерь.


Быть лидером высокого класса - это, в первую очередь, решение. А вы уже приняли это решение? Покажете ли вы этим летом лидерство высокого класса сотрудникам и воспитанникам своего лагеря? Если вы начальник, то начальствуйте с усердием!


Привлекаем внимание к событию в лагере

Очень важно создавать информационную составляющую лагерной жизни. Чтобы заинтриговать, и поднять уровень мероприятия в глазах детей, молодежи, да и самих сотрудников предлагаем такую идею...

Как привлечь внимание детей к мероприятиям, проводимым в лагере? Иными словами, как сделать рекламу? Предлагаем следующую идею.

За несколько дней до мероприятия (к которому не требуется подготовки от детей) на доске объявлений повесить название этого праздника, но только заглавные буквы. Например: если вы проводите игру " Расследование похищения вожатых", то в первый день появляется надпись РПВ, на следующий день - дата игры, на другой день - время и т.д. Это привлечет внимание, и дети будут думать, а что же такое РПВ до тех пор пока в назначенное утро, проснувшись, не обнаружат записку, что их вожатый похищен...

Сами понимаете, что так можно рекламировать любое событие происходящее в лагере. Главное не переусердствовать! И второе, чтобы это событие действительно было на высоком уровне.


Проводим опрос детей

Предлагаем вам сделать в конце лагеря опрос детей, предложив им анкету из нескольких вопросов. Это будет полезно для того, чтобы ребенок мог действительно осознать, что ему понравилось в лагере, а что нет. Что он запомнил из того, что было в лагере, и что бы он хотел чтобы было в лагере в следующий раз. А для организаторов лагеря это будет оценка. А также возможность в следующий раз учесть пожелания детей и провести лагерь еще более ярким, запоминающимся и полезным. Итак предлагаем вам вариант анкеты, хотя понимаем, что вы и сами можете ее составить.

  1. Фамилия, имя
  2. Сколько дней ты провёл в лагере?
  3. Если бы время вернулось назад, ты поехал бы в лагерь ещё раз?
  4. Какому занятию ты бы посвятил больше времени?
    • свободное время
    • общение с друзьями
    • спорт
    • семинары
    • клуб
    • игры
    • купание
    • общение у костра
    • просмотр фильмов
    • твой вариант
  5. Выбери три самых интересных занятия.
  6. От чего можно было бы отказаться в следующем лагере?
  7. Чтобы ты изменил в режиме дня на месте директора?
  8. Какие темы ты хотел бы обсудить в следующий раз?
  9. Что для человека должно быть главным в жизни (поставь только 5 галочек)?
    • приобрести профессию
    • найти друга
    • стать известным
    • окончить институт
    • обеспечить себя
    • вовремя уйти от родителей
    • найти нужную компанию
    • заработать деньги
    • быть честным
    • заниматься любимым делом
    • другой вариант
  10. Если бы у тебя был выбор, с каким человеком ты провёл бы весь день?
    • с другом
    • с мэром города
    • со знаменитым артистом
    • в одиночестве
    • с родителями
    • с любимым человеком
    • с президентом
    • твой вариант
  11. Что тебя раздражает в людях больше всего?
  12. Какими качествами должен стремиться обладать любой человек, живя на земле?


Сверяем погоду

Каждому из нас приходилось жалеть о том, что не уточнив какая будет погода, отправлялись на отдых и к сожалению попадали в очень неприятную ситуацию. Погода была плохой и отдых не удался.

Также и в подготовке к лагерю очень важно не только просмотреть все взяли, готова ли программа, готовы ли материалы для поделок. Готов ли персонал, сотрудники к проведению лагеря. Но очень важно в определении даты лагеря внимательно ознакомиться с прогнозом погоды. Благо в интернете сейчас немало ресурсов которые очень даже точно говорят о том какая будет погода, сегодня, завтра, на неделю, на месяц и даже на год.

Так вы обезопасите себя, детей, подростков, молодежь и весь лагерь от плохой погоды во время проведения лагеря. Всего несколько потраченных минут и вы решите вопрос с погодой. Поэтому не забывайте пользоваться этим советом.


Просмотр фильмов для бесед с детьми в лагере

  1. Мы собираемся все вместе, не долго будем ждать тех кто задерживается (минут 10);
  2. Мы познакомим вас с историей фильма и "подготовим" к его просмотру;
  3. Вы поучавствуете в нашем конкурсе, выйграете ОЧЕНЬ полезный приз;
  4. Мы посмотрим вместе Кино-шедевр, в ходе которого сделаем 1 антракт на 5 минут.
  5. Посмотрим зарисовку из фильма которую подготовили ребята;
  6. Выдыхаем, обсуждаем, радуемся, восхищаемся фильмом вместе.


Создаем фильм для бесед с детьми в лагере

Перед лагерем у всех много идей, но часто мы сталкиваемся с тем, что ничего нового не можем придумать. Постараемся вам помочь!

Вы пробовали когда-нибудь сделать свой фильм? Специально для лагеря? Для этого нужна видеокамера и несколько человек-актеров (лучше из тех, кто потом будет работать в лагере вожатыми и сотрудниками, но необязательно). Конечно, вам самим придется написать сценарий соответственно теме лагерного потока.

Дети просматривают фильм на общем собрании, а потом обсуждают в группах или опять же все вместе на общем собрании.

Фильм нужно снять заранее, лучше начать, пока не наступило лето. Это отличная идея! Попробуйте!

Созидание команды в детском лагере

Созидание всегда чего-то стоит. У созидания команды тоже есть своя цена. Когда строят дом, делая его более удобным, красивым и долговечным, его цена возрастает. Чем больше сил вы приложите к созиданию команды, тем лучше она станет; но знайте - это будет за ваш счет. Какова же цена созидания команды? - Ваше собственное "я"! Величайшее препятствие в созидании команды - это собственное "я" лидера, выраженное в своекорыстии и тщеславии. Хороший лидер помнит об этих препятствиях и каждый день умело их преодолевает.

Ниже приводится список из двенадцати личных качеств, каждую из которых вам необходимо постоянно проявлять в отношениях с каждым членом команды. Чем выше вы будете ценить своих сотрудников, тем больше добродетелей по отношению к ним вы будете проявлять. Чем больше добродетелей вы будете проявлять по отношению к ним, тем больше они будут вырабатывать эти добродетели в себе, отчего будет повышаться качество их работы и взаимоотношений друг с другом. Если же вы не цените своих сотрудников, то, скорее всего, ваши добродетели по отношению к ним проявляются в очень малой степени или не проявляются вообще. В результате, ваши сотрудники не будут возрастать и это приведет к тому, что они либо покинут вашу команду и лагерь, либо послужат причиной его распада.

Обдумайте каждую из нижеследующих личных качеств и начните изыскивать возможности для их проявления по отношению к своим сотрудникам. Поступая так, вы будете созидать здравые взаимоотношения и, в то же время, успешно выполнять стоящие перед вами задачи.

Что вы готовы принести в жертву, чтобы стать более доступными для членов своей команды? Что вы стараетесь делать: искать точки соприкосновения со своими сотрудниками или же держаться от них на безопасном расстоянии?

Как подчиненные относятся к лидеру, который ни чего не желает для себя и отдает им все лучшее, что у него есть? - Они любят его! Они делают все возможное и невозможное, чтобы угодить ему.


Двенадцать добродетелей созидания команды

  1. Понимание - стремитесь к тому, чтобы ваши сотрудники понимали вас и не боялись критики, обвинений или завышенных требований с вашей стороны.
  2. Доверие - проявляйте доверие к каждому сотруднику, чтобы каждый член команды чувствовал вашу уверенность в нем, вашу полную поддержку и принятие.
  3. Уважение - почитайте своих сотрудников высшими себя, видя в них друзей, что они находятся в лагере для совершения добрых дел.
  4. Видение - помогите сотрудникам увидеть свое место в мозаике всего происходящего.
  5. Возможность - дайте каждому сотруднику свободу избирать для себя правильную позицию.
  6. Прощение - ежедневно прощайте своих сотрудников, чтобы к ним приходили обновление, надежда и уверенность в себе снова браться за дело.
  7. Терпение - будьте терпеливы, понимая, что возрастание ваших сотрудников - это процесс, требующий времени. Пусть в вас постоянно живет мечта о каждом из них.
  8. Увещевание - давайте своим сотрудникам объективную и конструктивную оценку, а также советы для исправлений и изменений. Напоминайте им о последствиях посредственности и высокомерия.
  9. Информация - инструктируйте и информируйте своих сотрудников, чтобы они могли пользоваться вашими знаниями и опытом; делитесь с ними своими секретами, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. Работая вместе вы сможете добиться того, чего в одиночку ни кто из вас достичь не сможет.
  10. Кроткость - пусть ваша кроткость будет очевидна в общении с каждым сотрудником, чтобы они не испытывали перед вами страха.
  11. Сочувствие - будьте с ними и в радости, и в разочаровании, и в печали, чтобы они чувствовали вашу полную поддержку.
  12. Воодушевление - вдохновляйте своих сотрудников, чтобы они чувствовали всю значимость своего вклада в общее дело и трудились с ревностью и самоотдачей.