Репортер

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
As01m.jpg

РЕПОРТЕР

Журналистика овеяна ореолом славы и таинственности. К людям этой профессии относятся с особым вниманием и почтением. Способность влиять на умы миллионов, формировать мнение о событиях и людях, возможность быть в центре политических, культурных или экономических событий создают впечатление, что журналисты — люди необыкновенные.

Идея уникальности и легла в основу игры, которую мы назвали «Репортер». Проводим мы ее с младшими подростками, имеющими опыт игрового взаимодействия.


УСЛОВНОСТИ ИГРЫ

После традиционной игровой разминки все приглашаются в зал. Ведущий приветствует участников Первой международной конференции репортеров.

Ведущий. Сюда приглашены лучшие из лучших. Те, кто своим трудом доказал преданность профессии. Здесь собрались журналисты из разных стран, из разных изданий. Мы все работаем в разных жанрах. Но есть общее, что объединяет нас, — это высокий уровень профессионального мастерства. Хочется отметить, что дети с удовольствием берут на себя роль журналиста. Обычно мы большое внимание уделяем реквизиту и построению игрового пространства. В этой игре мы позволили себе некоторые условности. Сама идея работала на включение ребят в эту деятельность. Например, ведущий в качестве микрофона использовал прыгалки. И это нисколько не смущало детей. Напротив, каждый из них с удовольствием говорил в «микрофон».

Но вернемся в зал, где проходит конференция.

Каждый из участников получает визитку, на которой пишет свое имя (допускается использование псевдонима), издание и страну, из которой приехал. Состав участников получился весьма представительным. К нам пожаловали гости из Англии, Франции, США, Китая, Японии... Приятно, что и представителей российской прессы было достаточно. Тематика изданий также радовала разнообразием.

Ведущий. Конференция посвящена обсуждению профессионально важных качеств журналиста. Итогом нашей работы станет выпуск специальной газеты, в которой будут представлены очерки о каждом из вас. Авторами этих заметок будете вы. При помощи жребия предстоит разбиться на пары. Ваш партнер — это именно тот человек, о котором вам необходимо будет рассказать. Сейчас каждый из вас получит Памятку участникам первой международной конференции «Я — репортер», которая поможет вам сориентироваться в происходящем мероприятии. Из нее вы также узнаете о том, какую именно информацию мы ждем от вас в конце встречи.


ПАМЯТКА

Тема конференции «Личность и профессия»
План конференции
Теоретический анализ вопроса.

Профессиональный тренинг.

По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих героев.

Цель наблюдения за героем — выявить личностные качества человека, необходимые для того, чтобы быть хорошим репортером. Понаблюдать за тем, как человек ведет себя в тех или иных ситуациях.

Для выяснения жизненных позиций героя необходимо взять у него интервью.

Примерный план интервью

Мысли, чувства, ожидания по поводу конференции.
Почему герой работает именно в данном издании и в данном жанре?
Жизненное кредо.

Примерный план очерка

Особенности внешности.
Особенности поведения.
Личностные качества героя, помогающие ему быть хорошим журналистом.
Жизненные принципы героя.


ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

После жеребьевки ребята берут интервью друг у друга, а затем идет коллективное обсуждение профессионально важных качеств. Ведущий на доске фиксирует все варианты ответов детей. Часто вокруг того или иного понятия возникает дискуссия. Например, было высказано мнение, что настоящий журналист должен уметь приукрасить факт, для того чтобы он был интересен читателям. И тут же вспыхнули споры о честности и ответственности человека за ту информацию, которую он дает людям.

Так же неоднозначно было воспринято понятие «хитрость». Искусство ведущего заключается в том, чтобы подвести детей к самостоятельным выводам относительно того или иного качества.

Окончательный список включал такие качества: честность, смелость, открытость, умение общаться, доброжелательность, широкий кругозор, чувство юмора, искренность, гибкость мышления, доброта, умение доверять другим, критичность...


НЕЖДАННАЯ ВСТРЕЧА

Следующий этап конференции носит практический характер. Для тренировки всех вышеперечисленных качеств участники приглашаются в тренинговый зал. При этом ведущий напоминает всем о необходимости наблюдения за своим героем.

Этот этап построен по принципу тренинга. Здесь необходимо после каждого упражнения предоставлять участникам возможность для отреагирования чувств и для рефлексии происходящего.

Первое упражнение направлено на тренировку способности вступать в контакт с разными людьми. Детей просят встать в два круга напротив друг друга и поздороваться так, как скажет ведущий.

Варианты встречи

Люди встретились после долгой разлуки.
Встретились партнеры по бизнесу.
Неприятные друг другу люди.
Должники.
Большие друзья.

Для каждого нового рукопожатия пара меняется. Главное, чтобы упражнение заканчивалось приятным положительным контактом.


КОВАРНЫЕ ПАЛОЧКА И ВЕРЕВОЧКА

Для отработки доверия к другим и к себе мы использовали хорошо известное упражнение «Восковая палочка». Все участники тесно, плечом к плечу, встают в круг. Один, который изображает восковую палочку, — внутри круга. «Восковая палочка» падает на руки к тем, кто в кругу. Задача остальных удержать человека и мягко передать на руки к другим. Для выполнения этого упражнения мы приглашаем только желающих. Но, как правило, соглашаются все.

Наиболее яркое и сложное упражнение, которое используется в этой игре, — «Веревочка». Посредине зала двое ведущих растягивают веревочку. Высота — около метра. Задание дается всей группе. Ведущий. Без помощи каких-либо сопутствующих предметов всей группе необходимо перебраться на другую сторону. При этом задевать веревочку нельзя. В противном случае вся группа возвращается обратно, и упражнение выполняется снова.

Мы уже несколько раз проводили эту игру, и каждый раз группа по-новому решает эту задачу. Здесь очень хорошо видна позиция ребенка по отношению к коллективу и к тому делу, которое предстоит сделать. Готовность пожертвовать собой, принять ответственность за происходящее, способность терпеть боль, необходимость соотносить свои действия с действиями товарища — все это ярко проявляется в этом упражнении.

Самая большая ответственность лежит на последнем оставшемся игроке. Ведь если до этого существовала реальная возможность перебраться при помощи товарищей, то у последнего такого шанса нет. Поэтому остается самый сильный, самый уверенный в себе член коллектива. Ведь он сейчас отвечает не только за себя, но и за тех, кто с таким трудом перебрался на другую сторону. Как правило, последний решает перепрыгнуть через веревочку «рыбкой». А те, кто ждут его на другой стороне, выстраиваются в коридор и готовятся ловить. Это самый драматичный момент всего действия. Здесь есть одна хитрость, о которой не подозревают игроки. В самый решительный момент ведущие опускают веревку. Последний герой беспрепятственно опускается на руки к своим друзьям. Конечно, иногда это вызывает у участников агрессию по отношению к ведущим. Надо быть готовым к работе с этим чувством. Но острота положительных переживаний столь велика, что это не является серьезной проблемой. Напротив, гордость за содеянное, доверие друг к другу, радость от преодоления — такие чувства переполняют детей.

Это упражнение оказывается важным для развития внутигрупповых отношений. Но оно и очень опасно в физическом смысле. Для проведения игры мы приглашаем нескольких взрослых, которые страхуют ребят, помогают выбрать способ решения задачи и предотвратить конфликты.

Есть еще и подводные психологические камни. Для выполнения этого упражнения каждому участнику необходимо обладать мужеством, умением преодолевать страх. Иногда бывает так, что дети не могут справиться со столь сложными переживаниями, чем вызывают негодование остальных игроков и сами потом страдают. Сложности могут возникнуть и в общении с непопулярными членами коллектива. Поэтому здесь необходима серьезная работа психолога для коррекции этих моментов.

Завершает практический этап конференции упражнение «Комплименты». Все вновь встают в два круга и говорят друг другу хорошие, добрые слова. Здесь происходит постоянная смена партнеров, и задача игроков — не повторяться, придумывать новые комплименты.

После этого все возвращаются в зал и приступают к изданию газеты. Дети на красивых листах цветной бумаги пишут очерки. Затем все произведения крепятся на лист ватмана. Конференция окончена. Журналисты «разъезжаются по домам», а газета остается в холле на память об этой игре.


Репортер-2

Asdf104m.jpg

Продолжение... В этой игре дети становятся журналистами — участниками представительного международного форума. В процессе игры они стараются проявить качества, которые необходимы для работы «настоящим журналистом», и, кроме того, пишут очерк об одном из своих ровесников. Помните? Игра очень увлекает подростков, многие дети после ее завершения выражают желание продолжить журналистскую эпопею. И у нас есть игра, логично продолжающая «Репортера». Проводится она в тот же год (через 2—3 месяца после полюбившейся детям игры) и называется незамысловато: «Репортер-2». Но это уже не совсем игра. Это — дело.

«Репортер-2» состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: разминочного, игрового и основного. На основном этапе дети разбиваются на пары, берут интервью у какого-либо «героя» на заданную тему, оформляют заметку и выпускают газету.


РАЗМИНКА

Прежде всего сюда входит традиционная психогимнастика, без которой трудно начинать любое психологическое действие.

Затем мы предлагаем детям тянуть жребий. В процессе жеребьевки весь отряд делится на две группы: берущих интервью и героев. Технически это выглядит так. Один ребенок вытягивает бумажку, на которой, к примеру, написано: «Ты — журналист. Сейчас тебе предстоит взять интервью в прямом эфире у знаменитого актера Джеки Чана». А другой вытягивает такую бумажку: «Сейчас ты — знаменитый актер Джеки Чан. Тележурналист в прямом эфире будет брать у тебя интервью». Пары находят друг друга, в течение нескольких минут вместе готовятся, а затем каждая пара по очереди выступает перед остальными участниками.

Героев, у которых дети берут интервью, мы подбираем разных. Мы, вожатые, советуемся по этому поводу между собой. Это должны быть люди, о которых дети действительно что-либо знают и могут как-то с ними соотнестись. Каждому герою для простоты перевоплощения мы готовим какой-нибудь маленький реквизит. Скажем, Шварценеггер выходит на интервью с гирей, популярная певица — в декоративном парике, тот же Джеки Чан — в поясе от спортивного кимоно и т.д.

После того как все интервью прослушаны, мы обсуждаем с детьми, легко ли было взять интервью, какие вопросы были наиболее удачными, как должен вести себя интервьюер и т.п.

Если отряд небольшой и времени достаточно, участники могут поменяться ролями: те, кто брал интервью, становятся героями и наоборот. Естественно, что для такого повторения нужен новый список героев. Детям очень хочется побывать в обеих ролях, но времени такая повторная процедура съедает много. Имеет смысл идти на это только в том случае, если дети медленно входят в игру, если им требуется дополнительный «разогрев».


НЕОБЫЧНЫЙ ЗАКАЗ

Ближе к концу такого разговора случается сюрприз, совершенно неожиданный для детей. В помещение заходят двое ребят из старшего отряда. Это должны быть люди известные и популярные в лагере. Они объявляют, что отвечают в лагере за выпуск общелагерной газеты «Суть дела» (это м. б. чистая правда) и пришли в наш отряд не из праздного любопытства. Они хотят «заказать» младшим подросткам спецвыпуск общелагерной газеты на определенную тему. Состоять же этот выпуск должен только из интервью граждан ЭШЛ на эту тему. Вот эти-то интервью и поручается подготовить ребятам.

Ребята из старшего отряда называют тему и раздают конкретные задания. Здесь уже указаны пары, которые будут вместе работать над интервью, и те лица, у которых их надо взять. Оговаривается время, когда газета должна быть готова (естественно, оно измеряется в часах, обычно полтора или два часа). Ребята из старшего отряда сообщают, что к указанному времени они снова придут, чтобы принять газету.

Этот визит был заранее подготовлен. Мы встречались с ребятами из старшего отряда накануне, объясняли им задачу, просили подготовиться и отнестись к делу серьезно.

Тему же выпуска мы выбираем совместно. Пары компонуем сами, при этом мы исходим из своих собственно психологических соображений.

Темы спецвыпусков могут быть разными: «Что вы думаете о нашем лагере?» (брали брали интервью у др. вожатых, поваров, директора и даже кружководов), «Хобби и увлечения» (учащиеся брали интервью у администрации, вожатых, детей всех возрастов).


ГЛАВНАЯ РАБОТА

После ухода ребят из старшего отряда мы обсуждаем с детьми примерную схему интервью, технику опроса, поведение репортера. Особый акцент делаем на этических моментах.

Каждая пара составляет собственную стратегию работы и отправляется в свободное плавание. Надо сказать, что, когда мы проводили такое «действо» в первый раз, мы очень волновались и в целях перестраховки заранее предупредили всех потенциальных героев интервью о предстоящем им испытании. Теперь мы этого уже не делаем. Журналисты они у нас или нет? Но по лагерю ходим, наблюдаем, если надо — помогаем.

Если участников игры нечетное количество, то в одну из пар включается вожатый.

Обычно «активная» фаза подготовки газеты длится 25—40 минут. Затем журналисты возвращаются. Кто довольный, кто не очень. Теперь они приступают к написанию и художественному оформлению своей заметки.

У нас к тому времени готова «болванка»: лист или два скрепленных вместе листа ватмана. Написан заголовок: «Суть дела. Специальный выпуск». Под ним подготовлено место для важной информации: написаны подзаголовки: «Авторы выпуска» и «Номер приняли». Под первым каждый из авторов заметки напишет свою фамилию (причем напишут только те, кто заметку писал и оформлял). Под вторым должны будут появиться подписи уважаемых членов совета, принявших выпуск.

Газета оформляется, ребята из старшего отряда знакомятся с ней, расспрашивают ребят о том, как проходили интервью, какие трудности у них возникали. Это очень полезная для членов совета процедура. Они узнают, скажем, о том, как старшие дети относятся к тем, кто помладше.

После того как номер принят и подписан, он торжественно вывешивается на видном месте. Как правило, младшие подростки очень горды собой. Они водят «посмотреть» на газету друзей, героев своих интервью, показывают свою фамилию в списке авторов.


И БОЛЬШИМ, И ДЕТЯМ

Конечно, качество газет бывает разным. Мы уже убедились, что попадаются отряды, извините, «писучие» и не очень. Смена на смену не приходится. Иногда получается такая газета, что рука не поднимается ее снимать еще долго. А бывает и не так. Ничего страшного. Даже не будучи шедевром журналистского мастерства, такая газета решает свои психологические задачи. А их, таких задач, много. Это и сплочение детей в отряде, и развитие их коммуникативных навыков, и формирование взрослой, достойной позиции в общении, и расширение жизненного пространства младших подростков в лагере, и многое другое.

После трудной работы мы вместе с ребятами садимся в кружок и обсуждаем наши внутренние вопросы: как парам работалось вместе? Что помогало, что мешало? Как участники в паре распределяли обязанности и удачно ли это получилось?

Есть отряды, которые крепко заразились журналистской деятельностью. Детей из этих отрядов можно часто видеть в лагере с фотоаппаратами, видеокамерой. Ходят, о чем-то спрашивают, выпускают свои собственные газетки и радиогазетки... Замечательно.


Корреспондентский марафон

0 cf18 43e5ea6 Lm.jpg

Адаптационная игра для младших подростков


I ЭТАП.

«ИНТЕРВЬЮ»

Для игры необходимо сделать карточки со списком отряда на каждого играющего, например:

Моя тема:
Ф.И. ровесников:
1. Денис Б.
2. Наташа В.
и т.д.

Игра может начаться с традиционной разминки или вводного слова вожатого.

Затем детям предлагаются некоторые темы для разработки (любимый цвет, музыка, спорт, жанры кинофильмов, любимые животные, растения, мечта, будущая профессия, положительные человеческие качества, неприятные человеческие качества, хобби, на кого хотелось бы походить).

Тем должно быть столько, сколько детей в отряде. Темы могут быть заранее заготовлены ведущим или предложены детьми в процессе обсуждения.

Каждому участнику предлагается на некоторое время стать корреспондентом и взять интервью на какую-либо тему у всех участников игры.

Для этого каждому предлагается выбрать для себя тему. На данном этапе ведущему надо быть внимательным, уметь оказать поддержку застенчивым и постараться включить в работу всех участников.

Дети вписывают выбранную тему в свою карточку в строку «Моя тема».

На следующем этапе всем становится весело, немножко тесно, немножко шумно, но активность детей, которую они имеют возможность проявить, этого стоит.

Детям необходимо подойти к каждому ровеснику, задать вопрос по своей теме, записать ответ. (Некоторые корреспонденты действовали настолько активно и технично, что им понадобился еще один бланк с другой темой опроса.)

На этом заканчивается I этап, листки сдаются ведущему, занятие завершается обменом мнений.


II ЭТАП.

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

На следующем занятии ребята делятся на подгруппы по 3–4 человека и получают карточки примерно такого типа:

Фамилия
Имя
Список тем (перечисляются темы I этапа):
1. Любимый цвет
2. Музыка
3. Спорт
4. Жанры кинофильмов
5. Любимые животные
6. Растения
7. Будущая профессия
и т.д.

После рефлексии первого занятия ребятам предлагается составить портрет 2–3 детей. Для его составления нужно использовать результаты интервью прошлого занятия.

Решается, кто о ком будет собирать информацию: или об участниках своей группы, или об участниках других групп.

На практике получилось, что одна группа собирала информацию о ком-то из своих и о ком-то, не вошедшем в группу.

И снова ведущему надо быть крайне расторопным, чтобы никого не забыть, чтобы информация собиралась о каждом.

Теперь начинается путешествие по комнате опросных листов, из которых группы выписывают информацию о «своих» ровесников.

На первый взгляд — чисто механическая работа. Но не тут-то было! Чтение в группе каждого опросного листа — это маленькое открытие, касающееся не только того человека, о котором собираешь информацию, но попутно и того, кто тебе действительно интересен в отряде, но пока не вполне доступен для общения.

Есть много и других «за»: опосредованно происходит общение каждого участника игры с каждым, никто не остается незамеченным.

На этом этапе надо успеть составить своеобразные характеристики на участников, подвести итоги, обменяться мнениями или провести успокаивающую игру.


III ЭТАП. «УГАДАЙ, КТО ЭТО!»

Проводится на следующем занятии.

К этому этапу должен хорошенько подготовиться ведущий. Ему надо проанализировать все созданные детьми характеристики.

Ведущий зачитывает полученные характеристики, добавляя к ним свои собственные замечания, учитывающие индивидуальность того, на кого составлена данная характеристика, и находя в нем свою изюминку. А дети должны угадать, о ком же идет речь. Загадочность и интрига должны стать духом этого занятия.


Вот одна из таких характеристик.

Это очень живой человек. Она любит музыку группы «Руки вверх» и газету «Пионерская правда», число «5», труд и рисование. Попробуйте посоревноваться с ней в игре в баскетбол — ее любимом виде спорта. Она любит все приятное и развлекательное: лето и телевизионную игру «Кто хочет стать миллионером?». Смотреть телевизор — это ее любимое занятие. Любимый фильм — сериал «Дикий ангел». Ее неугомонный характер отзовется на красный цвет, подарок к Новому году, а при виде кактусов и собачек ее настроение поднимается!


Такая работа с детьми может быть продолжена в отряде выпуском отрядного журнала, газеты или в других формах, и это будут следующие этапы.




Смотреть также