Развитие личности подростка, групповые игры и упражнения
Работа с подростками (Все представленные упражнения предназначены для работы в группе).
Упражнение «Угадай качество»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.
Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.
Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них. Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.
Упражнение «Синонимы»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.
Материалы: Список качеств личности.
Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:
- насмешливость — чувство юмора — веселость — остроумие
- застенчивость — скромность — неуверенность в себе — нерешительность
- общительность — открытость — откровенность
- жалостливость — заботливость — отзывчивость — альтруизм
- импульсивность — вспыльчивость — прямолинейность
- упрямство — настойчивость — твердость — строгость
- рациональность — расчетливость — рассудительность — здравомыслие
- эгоизм — эгоцентризм — индивидуализм — самодостаточность
При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств.
После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие — нет. Желающие высказываются.
Упражнение «Антонимы»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.
Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» — к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:
- рациональность — импульсивность, эмоциональность
- уступчивость — властность, настойчивость
- лживость — честность, искренность
- сдержанность — вспыльчивость, прямолинейность
- мечтательность — практичность, здравомыслие
Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены. Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество. В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним». Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.
Упражнение «Подростковый словарь»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ подросткового сленга.
Материалы: Словарь качеств личности.
Ход упражнения: Подростки разбиваются на 2—3 группы, им дается задание — совместными усилиями вспомнить как можно больше слов, которые употребляются в их среде, в подростковом сленге, для обозначения личностных качеств, описания человека. Общий список фиксируется на доске. После этого он разбивается на 2—3 части, и подростки в тех же подгруппах составляют определения к этим словам и находят для них синонимы среди «нормальных», общеупотребимых слов из Словаря качеств личности. В итоге проводится общее обсуждение результатов работы каждой группы.
Упражнение «Синоним по цепочке»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, различиях между схожими качествами.Материалы: Список качеств личности.
Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передает следующему. Его задача — придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке. Листочек разворачивается, зачитывается цепочка «синонимов», проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми двумя рядом стоящими «синонимами». Для упражнения рекомендуем использовать следующие слова: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость.
Упражнение «Трудные качества»
Цель: анализ психологических особенностей других людей, препятствующих общению; осознание возможности использовать эти особенности для собственного личностного развития.
Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка).
Ход упражнения: Каждому предлагается записать в тетради, какие качества его больше всего раздражают, злят в других людях, мешают в общении с ними. Все варианты выписываются на доске, из них выбираются качества, которые называли чаще всего. Психолог говорит о том, что каждое трудное качество другого человека помогает нам развивать какое-то собственное качество личности. Например, в общении с человеком флегматичным или очень сдержанным, мы учимся проницательности, умению по незначительным деталям оценивать внутреннее состояние человека. После этого ребятам предлагается придумать таким образом «развивающие задачи» для каждого из выбранных качеств. Психолог помогает в этой работе. Каждый подросток выполняет тоже задание в отношении тех качеств, которые он выделил как сложные для себя.
Упражнение «Своя психогеометрия»
Цель: рефлексия подростками своих личностных качеств.
Материалы: Список качеств личности (5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).
Ход упражнения: Подросткам предлагается выполнить классический психогеометрический тест — выбрать из нарисованных на доске фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) ту, которая наиболее близка. Подростки объединяются в группы, исходя из выбранной фигуры. Задание каждой группы — предположить, какими качествами могут обладать люди, выбравшие эту фигуру (используя Список качеств личности). Можно ориентироваться на то, что общего есть между всеми ребятами, оказавшимися в этой группе. Каждая группа представляет результат своей работы. Остальные задают вопросы, дополняют. Психолог зачитывает текст интерпретации результатов теста.
Упражнение «Анализируем себя»
Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального Я
Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств
Ход упражнения: Каждый подросток получает Список качеств личности. Ребята должны подчеркнуть одной чертой те качества, которые у них есть, обвести в кружок те качества, которые они хотели бы в себе развить, и перечеркнуть крестом те качества, от которых им хотелось бы избавиться. Одно и то же качество можно выделять дважды, например, если качество уже есть, но его хотелось бы развить, то его следует и подчеркнуть, и обвести в кружок. На эту работу отводится 20—25 минут. Желательно, чтобы ребятам был доступен Словарь личностных качеств, чтобы они могли посмотреть значение тех качеств, которые им непонятны. Психолог предлагает каждому учащемуся, исходя из результатов проделанной работы, письменно составить свой психологический портрет по следующей схеме:
1) Мои ресурсы, сильные стороны — сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.
2) Мои ограничения, слабые стороны — выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные, а также те, что не подчеркнуты, но при этом обведены как желательные (в формулировке «отсутствие такого-то качества является моим ограничением»)
3) Основные цели саморазвития.
Подростки сдают работу психологу, который к следующему занятию проверяет грамотность составления портрета и соответствие целей саморазвития выявленным ограничениям и ресурсам.
Комментарий. Эта работа может быть продолжена на следующем занятии составлением конкретного плана развития того или иного качества и программы эффективного использования личностных ресурсов.
Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Е. Лепешовой «Развитие личности школьника»
Упражнение: Чай вдвоем
Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим. Возраст участников: с 14 лет. Продолжительность: примерно 45 минут. Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем». Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.
Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?
Подведение итогов:
•Понравилось ли мне это упражнение? •Легко ли мне было выбрать семерых человек? •Кто мне пришел на ум первым, а кто последним? •Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей? •Чем я руководствовался при составлении меню? •Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство? •Кто в моей семье самый любознательный? •Чему меня научили мои родители в этом плане? •Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области? •Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым? •Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения? •Что бы я еще хотел сказать?
Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.
Рабочий листок Чай вдвоем
Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека — он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.
Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т.д.
Воскресенье ................................. Понедельник ................................. Вторник ................................... Среда ..................................... Четверг ................................... Пятница ................................... Суббота ....................................
Упражнение: Нужные мне люди
Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут. Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди». Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?
Подведение итогов:
- •Легко ли мне было выделить шесть основных групп?
- •Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить?
- •Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий?
- •Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей?
- •Могу ли я иногда быть один?
- •Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?
Комментарий: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей. Например, булочник, у которого подросток каждое утро покупает булочку с шоколадом, может ассоциироваться, скорее, с исполнением прихоти, чем с утолением голода.
Рабочий листок: Нужные мне люди
Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.
(...) Деятели искусства (...) Родители (...) Пилоты (...) Автомеханики (...) Пекари (...) Уборщицы (...) Врачи (...) Аптекари и фармацевты (...) Нефтяники (...) Сапожники (...) Продавцы (...) Футболисты (...) Адвокаты (...) Актеры (...) Музыканты (...) Судьи (...) Политики (...) Священники (...) Бабушки и дедушки (...) Шахтеры (...) Работники милиции(...) Двоюродные братья и сестры (...) Психологи (...) Учителя (...) Крестьяне (...) Инженеры (...) Опекуны (...) Забойщики скота (...) Медсестры (...) Водители автотранспорта (...) Сотрудники уголовного розыска (...) Обслуживающий персонал в гостиницах (...) Ученые (...) Бездомные (...) Социальные работники (...) Тюремные служащие (...) Воспитатели в детских садах (...) Владельцы ресторанов (...) Братья и сестры (...) Прочие родственники (...) Правительственные чиновники
Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.
1. .................................... 2. .................................... 3. .................................... 4. .................................... 5. .................................... 6. ....................................
Упражнение:Нужные мне вещи
Цели: Продуманное отношение к имуществу является одним из показателей личностной зрелости. С самого момента появления человечества имущество относится к средствам, обеспечивающим выживание, и в то же время оно делает наше существование приятнее. Непростая задача каждого человека заключается в том, чтобы понять, чем стоит владеть, что для него значит собственное имущество, какую цену он должен за него заплатить, что он должен делать для сохранения этого имущества и как он может справиться с неизбежным риском возможных потерь. Выполняя это упражнение, подростки смогут уделить этим темам больше внимания, чем обычно. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут. Материалы: Рабочий листок «Нужные мне вещи». Инструкция: В жизни нам необходимы отношения с другими людьми и в каком-то смысле — с имуществом. В этом упражнении я хотел бы предложить вам обратить внимание на то, какие вещи вы считаете важными и что они для вас значат. Я подготовил Рабочий листок, который вам надо заполнить. На это у вас есть 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?
Подведение итогов:
- •Насколько мне понравилось это упражнение?
- •С кем я разговариваю на тему имущества?
- •Какое имущество является самым важным для моего отца?
- •Какое — для моей матери?
- •Достаточно ли у меня имущества для удовлетворения моих потребностей? Или его у меня слишком много? Или слишком мало?
- •Как бы выглядела жизнь, если бы каждый человек владел только тремя самыми важными для него вещами?
- •У кого из моих знакомых, по моему мнению, образцовое отношение к имуществу?
- •Кто в группе обладает потребностями, схожими с моими?
- •Что бы я еще хотел сказать?
Комментарий: Вы можете разнообразить упражнение: можно предложить нескольким добровольцам идентифицировать себя с какими-нибудь предметами и выступить перед группой от имени той или иной вещи. Например, участник может сказать: «Я пылесос. Я заглатываю крошки и грязь, забочусь о том, чтобы пол в твоей комнате был все время чистым. Тебе не нужно подметать. Нажми на кнопку — и я буду готов взять эту работу на себя».
Рабочий листок: Нужные мне вещи
Ниже ты найдешь список вещей, которые многие люди считают важными, чтобы жить, быть успешными, счастливыми и хорошо себя чувствовать. Подчеркни те вещи, которые ты сам считаешь важными, и составь из них последовательность, нумеруя вещи по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки:
(...) Самолет (...) Топор (...) Футбольный мяч (...) Кровать (...) Мотоцикл (...) Теннисная ракетка (...) Обувь (...) Веник (...) Календарь (...) Мобильный телефон (...) Стиральная машина (...) Часы (...) Пылесос (...) Картины (...) Музыкальный инструмент (...) Удочка (...) Книги (...) Телевизор (...) Собственный дом(...) Тонометр (...) Радиоприемник (...) Своя комната (...) Телефон (...) Ручка (...) Велосипед (...) Лопата (...) Яхта (...) CD/МР3-плейер (...) Зубная щетка (...) Компьютер (...) Одежда (...) Украшения (...) Фотографии (...) Нож (...) Автомобиль (...) Письменный стол
Теперь сосредоточься на трех самых важных вещах и попробуй вкратце описать, что они для тебя значат. При этом учитывай следующие вопросы:
•Какую потребность удовлетворяет эта вещь? •Какие чувства она в тебе вызывает? •Откуда эта вещь взялась? •Что тебе надо сделать, чтобы ее заполучить? •Какую цену тебе надо заплатить, чтобы получить ее в безраздельное пользование? •Как бы ты отреагировал на ее потерю? •Что бы смогло ее заменить?
Запиши сюда названия трех самых важных вещей:
1. .................................... 2. .................................... 3. ....................................