Пулемет
Необходимо, повторяя движения и слова, постепенно ускорять темп. Слова следующие: «Тыр – тыр, пулемет (руками изображается стрельба из пулемета). Выше – выше, самолет (изображаются крылья самолета). Бах, артиллерия (одна рука ударяет другую). Скачет кавалерия (одна рука размахивает над головой, изображая шашку). Ура!!!»
Для игры более всего подходит не слишком густой хвойный лес, в котором местами имеются отдельные кусты, молодые деревья, папертник и т.д. Один разведчик является пулеметчиком. При первом проведении игры пулеметчиком может быть руководитель. Пулеметчик находится на более открытом месте - что-либо вроде поляны. Вокруг пулеметчика очерчивается круг диаметром в три метра, это пулеметное гнездо. Границы пулеметного гнезда обозначаются сучьями, ветками или камнями. Разведчики удаляются на такое расстояние, чтобы пулеметчик их не мог видеть. Каждый разведчик имеет при себе несколько шишек. Это "ручные гранаты", которые надо вбросить в пулеметное гнездо. После сигнала "начало игры" разведчики начинают подкрадываться к пулеметчику. Последний старается заметить подкрадывающихся разведчиков. Увидя кого-либо из них, пулеметчик называет его по имени, и быстро считает до трех. (Например: Изя! Раз, два. три!), если названный разведчик, к моменту когда пулеметчик сказал "три!", не успел скрыться, броситься и прикрытие, и он считается "убитым". При этом совершенно достаточно, чтобы пулеметчик при слоне "три!" видел хотя бы часть тела нападающего. Разведчики, которым удалось подобраться на близкое расстояние к пулеметному гнезду, стараются вбросить в него ручную гранату - шишку. Если кому-либо это удастся, то пулеметчик считается "убитым".
Надо заметить следующее: если граната упала в пулеметное гнездо, т.е. в круг, но выкатилась из нее, то пулеметчик не считается "убитым". Граната взорвалась вне пулеметного гнезда. "Граната" должна остаться в кругу, чтобы пулеметчик считался "убитым". Продолжительность игры неопределенная. После "убийства" пулеметчика его место занимает другой разведчик.
В местности, где мало прикрытий, можно условиться, что пулеметчик должен считать не до трех, а до пяти. Другой вид игры "пулемет" заключается и следующем: имеются два поста с пулеметами. Два разведчика являются пулеметчиками. Расстояние от одного пулеметчика до другого может быть весьма различно. Оно зависит от характера местности, и которой игра происходит. В зависимости от прикрытий, их расположения и количества, характера почвы и т.д. В общем расстояние может колебаться между 30 и 100 метрами.
Игра заключается и том, что разведчики должны пробраться между пулеметными постами. Пулеметчики не имеют право сходить со своих мест. Игра проводится также как обычная игра "пулемет". Пулеметчик, заметив пробирающегося разведчика, останавливает его, назвав его по имени, и считает до трех, если после этого разведчик не успел скрыться, то он считается "убитым". Разведчик все время должен опасаться обоих постов. Это очень затрудняет перебежки от одного прикрытия к другому.
Этот вид игры "пулемет" хорошо проходить с разведчиками, имеющими уже некоторую практику в лесном подкрадывании. Надо найти подходящую местность, которая способствовали бы тому, чтобы задание разведчиков било с одной стороны весьма нелегким, а с другой стороны все - же выполнимым. Эта игра может быть проведена и в виде задания в каком - либо походе-состязании. Сколько разведчиков из каждого звена, участвующего в походе-состязании, проберутся между постами? Тут могут быть различные оценки.