Псевдолидер в младшем отряде
Разговор о пойдет маленьких лидерах, проявляющих свою сущность чуть ли не с пеленок. Но не спешите делать выводы, видя как ваш ребенок в отряде верховодит ватагой сверстников, громко раздает команды и увлекает собственным примером на какое-нибудь «полезное» дело, то есть явно проявляет лидерские качества.
Оказывается, среди детей, даже с большей остротой, чем у взрослых проявляется деление на лидеров и псевдолидеров или «якалок» (от слова «я»). И соотношение настоящих лидеров и «якалок» в возрасте где-то 8 - 10 лет примерно равное. Будет совсем не плохо, если вы все же разберетесь, кто же он: лидер или псевдолидер. Зачем? Да хотя бы потому, что дети к 10 годам, а то и раньше, сами прекрасно начинают видеть и чувствовать эту разницу.
И этого ребенка может постигнуть сильнейшее разочарование, чреватое озлобленностью, ударом по самооценке и кучей вновь приобретенных комплексов.
Понять, действительно ли этот ребенок - лидер, не просто, так как на первых порах, в младших группах лагеря «якалки», и вправду, лидируют. Но постепенно, возрастная проницательность малышей, с одной стороны, и беспомощность псевдолидеров, с другой стороны, оттесняют последних и выдвигают в центр внимания настоящих лидеров.
Давайте разберемся кто же такие «песевдолидеры», «якалки», почему они в начале оказываются-таки в центре внимания сверстников, которые, разобравшись, очень быстро свергают их с пьедестала. «Якалка» очень хочет быть в центре внимания, душой компании, но, увы, не может долго удерживать свои позиции по целому ряду причин. Прежде всего такие дети почти всегда - эгоисты и эгоцентристы.
Безусловно, до определенного возраста все малыши обладают этим качеством, но далеко не все сохраняют его до более позднего времени, вырастают из эгоизма, как из детских штанишек. «Якалки» - эгоисты устойчивые, не расстающиеся с этим качеством долгое время, порой до конца жизни. Как следствие эгоизма - нежелание и неумение думать о чем-то или о ком-то, кроме собственных нужд и собственной персоны.
Следующее качество псевдолидера - обидчивость, когда в любом поступке или в словах видится посягательство на его самолюбие. Основной метод воздействия псевдолидера на сверстников - конфликт, ссора, где дозволены любые методы, физические, в том числе. А еще «якалка» очень боится конкуренции, поэтому никакую инициативу, попытку быть в чем-то лучше, чем он - не допустит.
Внутренне псевдолидер очень неуверен в себе, боится поражения, боится быть смешным и неудачливым. Отсюда и все вышеописанные качества. Плюс к этому - он трусишка. Боится неожиданностей, перемены обстановки, ситуаций, где нужно быстро принимать решения. В такие моменты он просто «буксует», теряет всю свою уверенность, прикрываясь лишь агрессией. Понятно, что общаться с таким «якалкой» можно только подчиняясь. По большому счету, псевдолидер и вовсе не умеет общаться, а сверстники разберутся в этом очень быстро.
Но не все так печально. Ребятишки - «якалки» могут быть очень милыми и обладать массой достоинств, если бы не их слабое место: они очень хотят быть в центре, командовать, принимать уверения в своей исключительности. Если вовремя подключится, то вожатый может облегчить своему подопечному будущее, которое неизбежно принесет им разочарование, обиду на друзей и непонимание, почему же они все от него отвернулись, перестали признавать за главного?
Для начала разберитесь в ситуации и перестаньте выдавать желаемое за действительное. Присмотритесь, как этот ребенок общается. Если вы увидели, что у него есть все задатки, чтобы стать псевдолидером, то самое время предпринять некоторые шаги.
Во-первых, постарайтесь постепенно подвести ребенка к мысли, что ведомым быть тоже неплохо, и вовсе не обязательно быть ведущим. Можно привести несколько жизненных примеров, где лидер, действительно, вынужден опираться на тех, кто рядом, и без их поддержки ему пришлось бы туго. Во-вторых, необходимо постепенно формировать у малыша чувство группы, чувство того, что тот, кто рядом - очень важен.
«Якалки», как правило - глубокие индивидуалисты, видящие в других лишь соперников. Ему важно увидеть, понять, что другие ребята тоже могут быть сильными, добрыми, хорошими товарищами. И самое главное - успех бывает не только личным, но и совместным с другими, где каждый внес свою лепту. В-третьих, надо помогать ребенку справляться со своей неуверенностью: «Не получилось сразу, потерпи, не злись и не обижайся, попробуй еще раз, у тебя обязательно получится!». И наконец, очень полезны бывают придуманные вами сказки, рассказы, своеобразные психологические этюды, в которых главный герой (например, медвежонок, или щенок) тоже «якалка», с которой все отказались дружить.
Пусть этот герой в вашем рассказе совершает похожие поступки - хочет быть первым на соревнованиях, а приходит последний, хочет идти первым по дорожке, побежал вперед и вдруг остался один - другие куда-то свернули и так далее, примеры подскажет сама жизнь. Только не пытайтесь после рассказа в виде резюме читать нотации, выносить приговор главному герою. Лучше вместе с ребенком займитесь коллективным творчеством: пусть он сам придумает выход из создавшейся неприятной ситуации, расскажет, что по его мнению, чувствует медвежонок и как ему надо поступить.
Итак, пройдемся по второму кругу. Давайте еще раз разберемся, кто же такие «псевдолидеры», почему они сначала оказываются в центре внимания сверстников, а потом неожиданно для себя оказываются свергнутыми с пьедестала. «Псевдолидер» очень хочет быть в центре внимания, душой компании, но не может долго удерживать свои позиции по целому ряду причин. Прежде всего, такие дети почти всегда — эгоистичны и эгоцентричны. «Псевдолидеры» не расстаются с этими качествами долгое время, порой до конца жизни. Как следствие эгоизма — нежелание и неумение думать о чем-то или о ком-то, кроме собственных нужд и собственной персоны. Следующее качество «псевдолидера» — обидчивость, когда в любом поступке или в словах видится посягательство на его самолюбие. Основной метод воздействия «псевдолидера» на сверстников — конфликт, ссора, где дозволены любые методы. Также «псевдолидер» очень боится конкуренции, поэтому любую инициативу со стороны других детей, их попытку быть в чем-то лучше, чем он, «псевдолидер» воспринимает тяжело и старается подавить любыми способами. При внешней уверенности и активности, в глубине души «псевдолидер» неуверен в себе, боится поражения, боится быть смешным и неудачливым и, как следствие, теряется при переменах обстановки, неожиданных ситуациях, где нужно быстро принимать решения. В такие моменты он просто «буксует», теряет всю свою уверенность, прикрываясь агрессией. Понятно, что общаться с таким человеком можно, только подчиняясь. По большому счету, «псевдолидеры» не умеют договариваться. При этом «псевдолидеры» могут быть очень милыми, обладать массой достоинств, и их тоже очень важно видеть и говорить ребенку об этом. Очень важно вожатому вовремя подключиться, обратить внимание на особенности характера своего ребенка, чтобы будущее не принесло ребенку разочарование, обиды на друзей и непонимание, почему все от него отвернулись.
В этой ситуации важно разобраться, как вести себя с ребенком, на что в первую очередь обращать внимание, как поддерживать его не только в случае успеха, но и в случае неудач, конфликтов и непонимания со стороны взрослых и сверстников.
Если Вы заметили, что Ваш подопечный в отряде обладает скорее «псевдолидерскими» качествами, чем лидерскими, то Вы можете сделать следующие шаги.
Как вести себя с «псевдолидером»
- Постарайтесь постепенно подвести ребенка к мысли, что «не главным» и «не первым» может быть тоже интересно и увлекательно. Можно привести несколько жизненных примеров, где тот, кто «первый», опирается на тех, кто рядом, и часто он не может справиться без поддержки других людей.
- Важно показать «псевдолидеру», что другие ребята тоже могут быть сильными, добрыми, хорошими товарищами, т. к. часто «псевдолидеры» – глубокие индивидуалисты, видящие в других лишь соперников. И самое главное – найти возможность показать ребенку, что успех бывает не только личным, но и совместным с другими, где каждый вносит свою лепту.
- Постарайтесь научить ребенка справляться со своей неуверенностью. Очень полезно для этого научиться сочинять вместе с ребенком сказки, рассказы, в которых главный герой (например, медвежонок) тоже «псевдолидер» встречается с теми же трудностями, что и Ваш подопечный в жизни лагеря. Ребенок может сам придумать выход из создавшейся неприятной ситуации, рассказать, что, по его мнению, чувствует медвежонок и как ему помочь.
Как развивать и поддерживать лидерские качества в ребенке?
- Старайтесь поддерживать желание ребенка быть самостоятельным, объясняя при этом, что любые навыки требуют практики. Если ребенок сделал ошибку, пробуя что-то новое, важно предложить ему сделать еще попытку. Если же ребенок не готов к новой попытке, достаточно просто приободрить его.
- Будьте честными с этим ребенком. Если вожатый разочарован в своем подопечном, он непременно это почувствует — и вера в собственные силы будет подорвана. Важно принять этого ребенка победителем и побежденным, сильным и слабым, тогда его шансы стать лидером многократно повысятся.
- Есть мнение, что лидер начинается с соревнования. В соревновании есть «проигравший» и «победивший». Важно не перехвалить «победившего» и правильно поддержать «проигравшего». «Перехваленные» дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально достижениям. Важно научить ребенка реально оценивать свои поступки, свои достижения.
- Важно научить ребенка воспринимать критику. Для ребенка важно научится воспринимать критику без чувства стыда и ощущения бездарности. Во многом это зависит от того, как вожатый говорит ребенку о его неудачах. Критика должна быть умной, конструктивной, направленной на поиски новых решений и новых навыков, а не на унижение достоинств ребенка. «Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь. Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть» — такое замечание, которое мама сделает сыну, как только останется с ним наедине, запомнится и станет важным уроком.
Неоправданные ожидания
Помощь вожатого заключается в том, чтобы быть ему примером, помочь ребенку выработать свои моральные ценности, поддержать и подбодрить в постижении нового.
Если природа создала ребенка застенчивым и тихим, это вовсе не значит, что она обделила его. Напротив! Его дар — наблюдать, размышлять, созерцать. Если ребенок выбирает более тихое или более уединенное место в жизни, это может означать, например, что он превыше всего ценит спокойствие.
Важно понимать, что Вы вкладываете в понятие «лидер». Быть лидером — это не значит бежать впереди всех, постоянно быть в центре внимания и считать себя особенным. Настоящее лидерство — это идти своим путем, привлекая к себе тех, кого хочется видеть в спутниках. Для кого-то это толпа почитателей. Иным же довольно одного единственного друга.
Если Ваш подопечный не стремится быть на виду, всегда и во всем первым, а хочет оставаться в тени, не стоит его ругать, жалеть и критиковать. Важно присмотреться, понять, что доставляет ему особое удовольствие. Необходимо создать ребенку условия для того, чтобы он максимально развил свои навыки в той области, в которой ему хочется преуспеть.
Малышу на первых порах будет трудно самому понять, что же происходит, какие его качества мешают ему общаться так, как он хочет. Помогите ему. Не исключено, что из псевдолидера он превратится в настоящего лидера. Вполне возможно, что этого и не случится, ничего страшного, кому как ни нам, взрослым, знать, что каждый хорош на своем месте.