Проведение смены для очень маленьких детей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dfhdfhdfm.jpg

Пример проведения смены для очень маленьких детей ( самый маленький и предпоследний отряд в лагере - 6-8 лет )

"- Он утверждает, что в основе всего лежит сказка. А жизнь либо украшает эту сказку, либо загаживает … Представляете? Это же чистейший идеализм." М. Анчаров "Стройность"


Не рекомендуется читать легковпечатлительным натурам ( родителям детей ) и лицам с серьезным отношением к жизни.

  1. Введение.
  2. Идея.
  3. Примеры тематических дней.
  4. Просто мысли на тему и без темы.
  5. Заключение.


Введение.

Все написанное дальше исходит из следующих предпосылок:

Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку ( вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо ). Команды каждый раз меняем. Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и дела мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни ( или найти такие интересные моменты в обычном и привычном ).

Предполагается отсутствие в лагере сварливых директоров, кружководов, старперов ( старших вожатых ), сторожей и т.д., т.е. людей, которые могут запретить планируемое мероприятие до его проведения или во время проведения накапать начальству о сомнительных выходках вожатых. При их наличии машруты и места проведения выбираются из соображений минимальной вероятности встречи с такими людьми.

Создавался инструмент, с помощью которого любой ( даже начинающий ) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень. Предполагается наличие в лагере только вожатых - т.к. мы не избалованы лагерями, в которых есть кружководы, физруки и т.д., которые помогают вожатым в проведении отрядных дел ( часто даже сменных нет ). Этот текст не является полным описанием смены, а, скорее, набор мыслей по поводу организации интересной жизни в отряде ( часть этих мыслей была реализована, а часть - фантазии )


Идея.

Идея известна на телевидении давно, легко перекладывается на детский лагерь и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день поторялись ( спорт, музыка и т.д. ), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас ипользуется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН ( кроссворды, задания, рисунки и т.д. ) после КВНа оставляем на стене, поэтому к концу смены набирается полная стена холла с историей смены. Дети в свободное время там ползают, вспоминают загадки, задают их друзьям, смотрят свои труды, хвастаются родителям. Эта стена является отрядным уголком, поэтому он в полном своем величии получается только к концу смены, хотя некоторые оформительские моменты ( название, композицию, обыгрывающую название и т.д. мы строим в начале смены ).

Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе ( таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются ). В другой день состав команд меняется.

Способы сбора команд могут быть разные:

  • раздать разрезанные открытки и дети собирают картинки;
  • считалками;
  • раздать листки отрывного календаря и собрать по месяцам, праздникам-непраздникам, четным-нечетным, понедельникам-вторникам-средам-… и т.д.;
  • выбрать капитанов и они по очереди выбирают себе членов команды;
  • дети проходят мимо вожатого, а он измеряет высоту их роста своей рукой "маленький", "средний", "большой" - как ему вздумается, лишь бы количества в командах были одинаковые;
  • 197 др. способов деления детей на команды.

Достаточно трудно генерить каждый день тематическим, да и обычно нужды такой нет - кроме отрядных дел есть и общелагерные, подготовка к ним и т.д. Поэтому их в смену получается около трех-четырех. Для плучения конкурсов и этапов на нужную тему мы просто берем известные и к ним добавляем тематику дня.


Примеры тематических дней.

День пожарного.

Утро: тренировались соеденять несколько пожарных шлангов в один длинный, подключать его к крану, пусками воду и поливали ( соседний корпус и выходящих из него "погорельцев" ), тренировались спускаться со второго этажа по веревке на карабине ( страховка обязательно !!!!! ), изучали действия по сигналу пожарная тревога ( я такого сигнала не знаю, у нас было три коротких гудка горна ) - в нашем случае надо было за 20 секунд выбежать из корпуса, при этом обязательно в обуви ( чтобы при пожаре не обжечь ноги ), в куртке ( на случай остаться без дома ) и с бутылкой воды ( бутылки были сделаны всем детям с дыркой в крышке, чтобы заливать пожар; хранились в чемоданных ).

День: тихий час кончился пожарной тревогой. Эстафета включала в себя следующие этапы:

  • набрать номер 01 на телефоне ( каждый по три раза );
  • одеть пожарный костюм ( в качестве пожарного костюма использовался брезентовый и каска );
  • покидание горящего здания со второго этаже по веревке на карабине ( каждый по разу );
  • оттаскивание бревна из пожароопасной зоны ( большое бревно, чтобы вся команда тащила );
  • прицельное поливание водой из брансбойта в ведро ( каждый по ведру );
  • на определенной территории найти огоньки и потушить их ( мы делали бумажные и искали их );
  • залезть по металлическому столбу и позвонить в пожарный колокол ( каждый по разу );
  • наполнить ведро водой, подняться по пожарной лестнице на 2 этаж и вылить ведро в горящее окно ( окно надо закрыть, огонь нарисовать внутри, чтобы не заниматься потом мелиорацией корпуса - 30 ведер воды это много );
  • вся команда стоит возле корпуса и растягивает одеяло, участники по одному по стремянке лезут на 2 этаж ( там в окне мягкие игрушки - как будто люди в горящем доме ), берут одну игрушку и бросают вниз так, чтобы попасть на одеялку ( можно спасать одну игрушку по очереди, но опухнешь ее назад закидывать );
  • команда, первая вернувшаяся на стартовую позицию, получает почетное право найти несколько рукавов пожарного шланга, соединить их, подсоединить к крану и залить пожар ( который вожатый предварительно разжег. В нашем случае не разрешалось ничего жечь на территории, поэтому пришлось на лагерный металлический забор навалить кучу веток, бумаги, колес и все это поджечь )
  • а если бы еще и настоящую пожарную машину …

Вечер: КВН на пожарную тему. Задания:

  • каждой команде выдается листочек с лабиринтом - план горящего дома - и надо найти выход из него;
  • кроссворд на пожарную тему ( определения слов читаем всем командам, очки засчитываем той команде, игрок которой назвал нужное слово );
  • при пожаре бывает много дыма, чтобы из него выйти надо набрать воздуха и недышать - все участники по команде набирают воздух и не дышат, смотрим из каких команд самые недышащие;
  • есть подгоревшая записка - надо восстановить текст ( текст состоит из букв, которые симме-трич-ны, на записке только одна половинка буквы - вторую надо дорисовать. Буквы с вертикальной осью симметрии - А, Д, Л, М, Н, П, Т, Ф, Ш, с горизонтальной - В, Е, Ж, З, К, О, С, Х, Э, Ю );
  • кольцовка причин пожара ( кольцовка - это когда команды по очереди называют слова, кто не может назвать - выбывает, оставшийся - победитель )

Вечером, когда дети пошли мыть ноги и в туалет перед сном, провели еще одну пожарную тревогу - не уложилась в нужное время только одна девочка из двух отрядов. Всем понравилось.


День почтальона.

Утро: Ничего не смог придумать, из банального - можно написать письма домой.

День: Эстафета настоящих почтальонов:

  • старт, получение 2 конвертов: один настоящий, второй - нарисованы на листе бумаги лицевая сторона конверта, а на обратной стороне написан маршрут. Дается чистый лист бумаги и фломастер, каждый участник команды пишет фразу, которую говорит вожатый этой команды , на лист, потом лист кладется в конверт и конверт заклеивается. На этот конверт вожатый команды на этапах наклеивает марки ( мы эти марки сами рисовали, наклеивали не сильно, чтобы потом раздать детям-участникам команд );
  • собрать посылку домой ( напихать в ящик даров лагеря, которые попадуться под руку ), закрыть ее крышкой и забить ( каждый по гвоздю );
  • почтовые сапоги-скороходы: надо в огромных сапогах пробежать по маленькой трассе ( каждый по разу );
  • по веревке переправиться с письмом через реку;
  • залезть по металлическому столбу и позвонить в связной колокол ( каждый по разу );
  • из лука отбиться от бандитов ( стреляли в мишень );
  • попасть авиа посылкой в нужное место с самолета ( кидали коробки с балкона столовой в написанные на бумажках названия городов до тех пор, пока не попадут )

Вечер: почтальонный КВН:

  • собрать слово по флажковой азбуке (азбуке Морзе или еще какой );
  • сделать почтовый самолет из листа бумаги и чтобы он долетел до пределенной отметки ( или у какой команды дальше );
  • расфасовать письма - каждой команде куча маленьких листочков с названиями городов, должны разложить на группы по городам;
  • сложить разрезанное письмо и прочитать;
  • в посылке ( в качестве посылки используется мешок ) лежат предметы, надо угадать какие
  • выдается каждой команде конверт и на него надо наставить печатей, каждый участник ставит печати 5 секунд и передает другому, у какой команды больше печатей ( печати можно сделать из морковки или картошки )


День милиционера.

Утро: можно тренировать сигналы регулировщика ( жезлом ), приемы самообороны и правила безопастности для детей ( не есть конфетки из чужих рук, не заходить в лифт с посторонними, и т.д. ), можно попробывать захватить отряд в золожники и проиграть варианты действий детей в такой ситуации

День: милицейская эстафета:

  • можно метание гранат, ножей, стрельбу из детских пистолетов, можно усложнить - с качелей;
  • в боксерских перчатках стукать грушу;
  • свистеть в милицейский свисток;
  • махать жезлом - один махает, остальная команда выполняет, все по очереди;
  • оставить свои отпечатки пальцев на листочке ( надо какой-нибудь краски, где пальцы пачкать );
  • фигурная езда на велосипеде ( если есть )

Вечер: милицейский КВН:

  • на листе бумаги отпечатать след обуви, надо найти, чей след;
  • отгадать зашифрованную записку;
  • угадать, чей волос;
  • записать на магнитофон звуки ( игра в теннис, шаги по ступенькам, вода в унитазе, забивание гвоздя и т.д. ) даем слушать, кто вперед угадает;
  • найти на рисунках - какой ключ от какого замка;
  • найти 10 различий между рисунками;
  • описать человека по памяти ( предварительно человека показываем ) или что в нем изменилось;
  • определить конфеты по вкусу с закрытыми глазами;
  • можно отгадывать да-нетки ( например: в открытом океане яхта, а вокруг нее 10 трупов плавает и никого больше. Что произошло? );


Просто мысли на тему и без темы.

Темы для дней, которые не были сделаны, но задумывались, в основном, для водной смены; в скобках - мысли по теме дня:

  • день повара ( мысь была такая - маленькие отряды никогда не дежурят по столовой, а им нравится, хотелось это включить в такой день. И еще - у нас была замечательная тетенька шеф-повар, бабушка, мы ей всем отрядом стихи читали, думал с ней договориться, чтоб она разрешила детям на кухне что-нибудь сделать - суп там помешать, или еще что-нибудь. Я знаю, что это запрещено - детям находиться на кухне, но во-первых - детям это интересно, во-вторых - только от взрослых зависит безопасность во время проводимых дел и если ее обеспечить, то все будет хорошо);
  • день метеорологов ( была мысль - в конце этого дня каждый ребенок спрогнозирует завтрашнюю погоду и прогноз можно проверить. Хотя такими прогнозами можно заниматься каждый день в отряде, и как-бы пока этот день безыдейный, хотя можно клеить полдня воздушный шар, наполнить его теплым воздухом и запустить для изучения направления ветра );
  • день инкассаторов ( просто была мысть использовать инкассаторскую сумочку как эстафетную палочку. Так там же можно и стрелять, отбиваясь от бандитов, и сейфовые шифры отгадывать, да и просто вскрывать сейфы - правда, это уже день медвежатника );
  • день тюрьмы ( без комментариев, прикиньте - сделать две камеры : мальчиковую и девочковую, окна закрыть одеялкой, оставить только маленький кусочек форточки, а на него - решетку, пусть даже из бумаги. Жутко? Для разнообразия и вожатому с ними. Там можно тренироваться писать письма на волю молоком (например, родителям), перестукиваться через стенку, узелковое письмо, шифры для передачи на волю. На прогулки выходить - только в столовую, и связанными. Можно О.Генри вспомнить - у него много на эту тему, да и сам он провел в тюрьме время как бы не бездарно; можно в процессе этого дня устроить побег из тюрьмы с вылезом из окна второго этажа по веревочной лестнице );
  • день сантехника (Зарядка: Походит в виде эстафеты между двумя ( тремя ) командами. Конкурсы: туда-сюда с гаечным ключем, выталкивать ершиком из куска трубы мячик ( вожатый после каждого участника мячик обратно запихивает ), и т.д., Утро: Показ детям путей, по которым вода циркулирует в лагере с объяснением узловых моментов ( показ кранов, перекрывающих воду к корпусам - горячую и холодную, осмотр люков с трубами ) и пробами перекрывания воды. Показ устройства и пробывание разборки водопроводного крана и туалетного бачка под руководством водопроводчика ( эти опыты проводятся на запасных устройствах, которые есть у сантехников ) . Знакомство с сантехниками лагеря (как зовут, где живут, сколько детей и т.д.) . Знакомство с системой обозначения резьбы и размеров гаек. Эстафета: Правильно собрать из деталей водопроводный кран ( или туалетный бачок, после конкурса вожатый должен привести в первона-чаль-ное состояние детали для другой команды), Найти, почему в корпусе нет воды и отвернуть нужный кран, чтобы в корпусе появилась вода ( после конкурса все вернуть в начальное состояние ), включить кран с горячей водой, как будто ее прорвало ( детям нужно найти нужный кран и перекрыть кипяток), после эстафеты, пока один вожатый собирает реквизит по лагерю, другой берет гитару и разучивает песню про электрика (… у него отвертка полметровая и проводки десять тысяч метров) или стих про электрика Петрова (Мы спросили у Петрова: отчего на шее провод. Ничего Петров не отвечал, только ботами тихонечко качал), КВН: Кольцовка знаний про сан-тех-ни-ков лагеря, апликация ( каждой команде выдается лист бумаги с нарисованными на нем насосной станцией, трубами, фильтрами и т.д. и лист на котором нарисована река и квартира. Каждая команда должна вырезать и приклеить на второй лист путь воды от реки к дому), определение размера гайки на глаз ( сначала каждая команда говорит свою версию, потом называется и показывается гаечным ключем правильный ответ), понять трогая ( в мешке лежат разные предметы ( гайки, ключи, винты, поплавки, трубы и т.д. ). От каждой команды по очереди подходят игроки, засовывают руку в мешок и определяют на ощупь - что такое. Вожатый аккуратно смотрит - если ребенок угадал, то команде очко записывается, а деталь достается из мешка) ) Тут всплывает еще куча идей - например, устроить отрядный (или лагерный) форт Байярд, только конкурсы сделать сантехниковыми: подбегают дети, скажем, к туалету, а там задание 15 раз за 3 минуты дернуть за ручку слива у бачка, если не успел - остается там закрытым до конца игры, или приходят к мудрецу с гайкой, а у мудреца 11 труб с разной резьбой - ребенок смотрит, выбирает на глаз. А потом пробует навернуть: подошло - на тебе ключ, не подошло - не судьба. И т.д. - представляете что в конце такого форта Байярд дети должны будут разгребать? :о) Или другая мысль - провести олимпиаду сантехников: метание гаечных ключей, гаек, и т.д., бег с эстафетным молотком, …);
  • день водолаза (Зарядка: проходит в виде путешествия по определенному маршруту с выполнением заданий-упражнений. Скажем, вокруг корпуса. Упражнения: присесть и затаить дыхание, кто начал дышать - встает; подныривание и проплыв под кустами; на себе утонувшего-пострадавшего протащить, поменяться; по веревке или веревочной лестнице из воды выбраться ( можно по пожарной сбоку корпуса ), Утро: Путешествие по морскому дну. На дерево привязываем лодку, с нее спускаем веревку или веревочную лестницу. И, как-будто, весь отряд путешествует по дну, а над головой плавает корабль. Отряд делится на команды и каждая команда начинает путешествие по морскому дну в поисках сокровищ затонувших кораблей. Как только найдены все сокровища команда, которая первая найдет их все и придет к висящей лодке получает приз - право подняться на корабль, остальные команды считаются утонувшими. После путешествия вожатые берут гитару и разучивают песню про дельфинов, Эстафета в бассейне: Доставание предметов со дна. Вожатый каждой команды берет себе тяжелый предмет ( гайка, т.д. ), вся команда выстраивается друг за другом лицом к вожатому. Вожатый рядом с собой опускает предмет в воду и первый человек его достает, отдает вожатому, вожатый опять опускает в воду, второй игрок достает и т.д., пока все не пройдут. Плаванье туда-сюда один за другим вся команда. Погружение на длительность: все одновременно приседают, когда воздух кончается, всплывают. На середине плавает мяч, от каждой команды по одному пловцу - кто быстрее доплывет и дотронится до мяча. Можно закончить водным поло. Для этого надо как-то отметить ворота. КВН: Кольцовка: сокровища затонувших кораблей. Вожатый вываливает на стол кучу предметов из затонувшего корабля, команды смотрят на это безобразие 30 сек., потом вожатый закрывает все это одеялом, и команды по очереди называют предметы. Названые предметы вожатый достает и складывают в кучку у всех на виду. Подготовка акваланга. Каждой команде дается воздушный шарик. За 1 мин. каждая команда должна надуть свой шар так: сначала первый человек делает 1 выдох в шар, потом передает следующему игроку, тот тоже делает выдох в шар, и так вся команда по кругу. У кого шар получится больше, тот и выиграл. Сигналы под водой. От каждой команды выбирается один водолаз, у него сломалось переговорное устрой-ство. Ему на ухо говорят фразу, которую нужно при помощи жестов показать своей команде. Он пока-зы-ва-ет, засекаем время, затраченное на расши-фров-ку фра-зы командой. Борьба с акулой. В одном конце холла ставится стол и накрывается одеялом так, чтобы со стороны команд было видно только одеяло и не было видно вожатого, который за столом прячется. Команды выступают по очереди. Всем игрокам команды выдается по теннисному мячу ( или предмету, его заменяющего ) и вожатый, сидящий за одеялкой неожиданно поднимает над одеялом рисунок акулы ( или предмет, её заменяющий ), а игроки должны кинуть свой мяч в акулу. Считается количество попаданий. Можно сделать количество акул по количеству команд ( отличающихся, скажем, раскраской ), и кидать должен игрок команды, чья акула всплыла );
  • есть такая книга Григория Остера "Задачник" по математике, там для любого тематического дня можно найти задачу для КВН или эстафеты, а можно по образу и подобию придумать;
  • ребусы и кроссворды можно на любую тему придумать для КВН;


Заключение.

Тем, кому понравилось ( хотя бы немного ):

Результат всегда получался замечательный: вожатым легко, дети довольны, все дети в двух соседних отрядах передруживаются ( мы обычно сливаем два младших отряда в один большой отряд для проведения таких дней ), у нас нет проблем мальчики-девочки ( дни мальчиков и девочек после этого проходят на ура, потому что очень много симпатий после совместных беганий и конкурсов ), нет конфликтов. Мы просто радуемся жизни вместе - дети и вожатые. Потому что детям интересно все ( кроме толстых теток-воспитательниц, которые заставляют маленьких детей ходить парами и сидеть целый день в песочнице ).

Награждаем грамотками всех - и победителей и проигравших: на маленьких кусочках бумаги рисуем или наклеиваем маленькие картинки и пишем кому и за что - на следующий день на утренней отрядной линейке дарим детям ( они эти грамотки на скотч над своими кроватями вешают - за смену у каждого ребенка получается мини-уголок ) . Отрядную линейку я провожу перед завтраком ( время есть, т.к. я не делаю с детьми зарядку - у нас дни и так получаются спортивные и активности хватает ), на ней рассказываю план на день, этот план написан на рыбке ( птичке, островке и т.д. - что подходит к названию отряда ), вырезанном из бумаги, выбираем ребенка ( тоже ответственный момент - все хотят, детей много, надо, чтоб каждый хоть раз повесил план в уголок ) , который этот план вешает на стену ( помните, я говорил, что уголок у нас растет всю смену - планы на день тоже на этой стене ), награждаем детей. В общем на отрядной линейке происходит многе из официальной отрядной жизни. Как видите получается достаточно напряженная работа вожатого: подготовка ( ночью ), деление на команды ( пока один вожатый делит детей на команды, другой бегает по территории лагеря и раскладывает реквизит ), бегание с командами ( при этом надо следить, чтобы дети других отрядов не унесли или не испортили подготовленные материалы ), проведение КВНов, изготовление грамот. На маленьких отрядах по-другому не получается. За то результаты - о-го-го! А всего-то и надо две вещи: посмотреть вокруг любознательным оком и обеспечить безопасность этого безобразия.

Это была лирическая часть. Но если из этой кучи мыслей кому-то что-то пригодится, тл это будет очень хорошо.