Приёмы расположения к себе окружающих
Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты. Сегодня поговорим о самопрезентации, о том, как можно подать себя в начале общения в наиболее выгодном свете.
Что такое знаки внимания?
Знаки внимания - это высказывание или действие, обращённое к человеку, которое призвано улучшить его самочувствие и вызвать положительные эмоции, радость. Среди них выделяют комплименты, похвалу, поддержку. Комплимент - один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты - это специальное искусство, которому надо учиться.
С помощью комплимента можно (функции комплимента):
- расположить к себе; —вызвать положительные эмоции;
- стимулировать какое-либо действие (например: «Ты же такой умный, неужели ты не можешь помочь мне решить эту задачку?»);
- внушить уверенность в победе, снять «зажим» (например: «Ты так хорошо умеешь говорить и выглядишь так симпатично, что тебе трудно отказать!»);
- вызвать раскаяние (например: «Я всегда считал, что тебе можно доверять, как же ты мог так поступить?..»).
Конструкции комплиментов бывают:
- простые (типа: «Ты хороший человек, Вася»);
- в форме сравнения — метафоры («Ты — как майская роза»);
- в форме антитезы (свои качества немного принижаются, на фоне чего выпукло выступают достоинства собеседника. Например: «Мне не хватает твоей решительности»);
- в форме парадокса (начало отрицательное, а конец — положительный. Например: «Сначала ты показался мне надменным и с тобой не хотелось общаться, но теперь, узнав тебя ближе, я понял, что ты можешь быть очень хорошим другом»);
- косвенный комплимент (хвалят объекты любви и гордости, увлечения, хобби. Например: «Какой чудный у вас малыш!»; «Ваша собачка такая пушистая!»; «Я никогда не встречал таких необыкновенных кактусов, как у вас!» и т. п.).
Комплименты могут иметь разную направленность:
- на внешность;
- на внутренний мир человека (эти комплименты значительно выигрывают перед первыми по своему воздействию);
- на профессиональные качества (имейте в виду, что ничего не может быть приятнее для вожатого, чем позитивная оценка его педагогических способностей);
- на объекты гордости, любви, хобби.
Как правильно делать комплименты
Чтобы комплимент действительно оказался комплиментом, желательно придерживаться следующих правил.
- Смысл должен быть только один и положительный. Избегайте двойного смысла. Берегитесь нечаянно задеть уязвимое место.
- Без гипербол. Не увлекайтесь преувеличением, иначе можно назвать заядлого бездельника великим тружеником.
- Если человек убежден, что у него феноменально развито какое-либо качество, то комплимент по этому поводу воспринимается как банальность.
- Без претензий. Не хвалите то, что человек не хотел бы в себе совершенствовать.
- Без поучений. Комплимент констатирует данное качество, а не содержит рекомендации по его улучшению.
- Без приправ. Не добавляйте противоположный комментарий («Руки золотые - но язык!»). Удержитесь от «ложки дегтя».
- Лучший комплимент — на фоне антикомплимента себе.
Похвала и поддержка
Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. «Ну, какой ты умница, прямо как Юлий Цезарь!»
Похвала вызывает неадекватные эмоции в следующих случаях:
- когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения;
- когда вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы вас оценивать;
- когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого.
Поддержка — знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения (например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится!»). Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.