Пример системы «огоньков»
Проведение «огонька», конечно же, зависит от настроя отряда, времени, которое дети провели в лагере, той или иной тематики дня. Первый «огонек» – это первый шаг жизни отряда, он ближе знакомит детей с вожатых друг с другом. На этом огоньке каждый делится друг с другом своими увлечениями, интересами. Это хорошая возможность показать себя в разговоре.
В начале сезона на «огоньках» все загадывают желания на смену. Чтобы сделать этот момент еще интересней, можно провести вечерний «огонек» в виде ритуала. Например, детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание, и многие люди, увидев падающую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет. Этот «огонек» называется «С неба звездочка упала». Интересное оформление, использование моментов, когда ребенок должен сделать что-то сам, дисциплинируют и настраивают на рабочий творческий лад. Эквивалентом «огонька» – ритуала может служить «огонек» «Загони джина в бутылку». Принцип почти тот же, только используются другие средства.
Цель следующих «огоньков» - развитие коллектива, формирование чувства единого целого. Так, например, «огонек» «Пакет откровений», где основой является наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Помогает в раскрытии личности с необычной стороны, проверке на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. В организационный период дети пытаются ближе узнать друг друга, выделяются микрогруппы. «Огонек» «Музей любимых вещей», где ребенок рассказывает не о себе, а о предмете, характеризующем его, поможет узнать больше информации друг о друге; «огонек» «Гороскоп» подразумевает взаимодействие детей, их общение. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием идет краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей служит формой запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Вечерний «огонек» «Букет цветов» поможет уже не только детям открыто сказать о своих симпатиях, но и вожатому узнать об общении в коллективе. Сначала нужно настроить детей на определенный эмоциональный лад, например, рассказав легенду, что помогает развиваться образному мышлению у детей. Перед детьми поляна цветов, на которых написаны либо пожелания на день, либо ситуации, из которых нужно выйти. После высказывания ребенок отдает этот цветок тому, кто ему нравится в отряде. Таким образом, это обеспечивает теплую атмосферу. Обязательно нужно следить, чтобы у каждого ребенка в конце огонька остался цветочек на память, как часть отряда и общей дружбы.
Также в начале сезона эффективен «огонек» - тест, например, «огонек» «Памятный день». Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам «огонек» проходит более ярко, эмоционально.
Вторым этапом развития коллектива служат «огоньки» - откровения или конфликтные «огоньки»:
- «огонек» «Круг молчания» - все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
- «огонек» «Волшебная карта» - для этого огонька необходима заготовка карты (на карте обозначаются такие объекты как остров желаний, облака мечты, море слез, дом дружбы и т.д.) и кубик. Каждый кидает кубик на карту, на каком объекте он оказывается, на ту тему ребенок и рассказывает историю о себе или о своих взглядах на ту или иную проблему.
- «огонек» «Я не понимаю…» - каждый может задать вопрос, который будет начинаться со слов: «Я не понимаю, почему». Происходит предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, идет налаживание контактов.
Также на втором этапе важно использовать тематические огоньки:
- на «огоньке» «Свеча – желание», передавая свечку по кругу, к обычной оценке дня можно добавить свои пожелания на завтра. Можно начать словами: "Я бы хотела, чтобы завтра…" Этот огонек может помочь вожатому в постановке следующего дня.
- «огонёк» «Свеча–спасибо» - Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: "Я хотела бы сказать спасибо…за то, что…". Нужно постараться направить детей сказать спасибо тем, с кем они общаются не особо тесно. Такой огонек создает приятную атмосферу в коллективе.
- «огонек» «Мне нравится в тебе…» поможет наладить обстановку в коллективе, ведь людям всегда нравится, когда о них говорят хорошие слова. Речь каждого ребенка должна начинаться так: «Мне нравится в тебе… ». Обязательно нужно не забыть всех участников отряда, чтобы все высказались и обо всех сказали, чтобы не возникло конфликтной ситуации.
- «огонек» «Молчание» - ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузиться в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться своими ощущениями.
- «огонек» «Приглашение к чаю». Необходимый предмет - чайная чашка, передаваемая из рук в руки. Задаётся вопрос: «Кого бы ты из нашего круга хотел пригласить на чай?» Необходимо мотивировать свой выбор. Количество ребят, приглашаемых на чай, не ограничивается. Но лучше, если это действительно нужные для тебя на чаепитии люди.
В заключительный период смены «огоньки» играют важную роль. Цель вожатого, чтобы у каждого ребенка остались в памяти хорошие воспоминания, новые друзья и их частичка. На «огоньке» можно предложить отряду построить свой дом, в котором они жили всю смену. Предоставляются подручные материалы: картон, бумага, краски, кисти, клей, скотч и т.д. Главное, чтобы в «постройке» дома принял участие каждый ребенок в отряде. Прощальные огоньки должный быть символичными и яркими, нужно подчеркнуть и закрепить то, что отряд стал одной семьей, что все мы связаны большой дружбой и общими делами.
Нужно не забыть о первых «огоньках», где дети загадывали желания на смену, и сделать анализ. Все дети хотят увезти из лагеря что-либо на память, в этом им поможет «огонек» «Сундучок пожеланий». Каждому ребенку и вожатым раздаются листы бумаги, из которых вырезается сундучок, каждый может на свой вкус украсить его и обязательно подписать, после чего все сундучки передаются по кругу и каждый пишет свои пожелания и «закрывает их в сундучке» на память.
Грамотно выстроенный «огонек» - это очень сильное средство педагогического взаимодействия (именно «взаимодействия», а не «воздействия»). «Огонек» - это тесный круг друзей. У круга нет начала и нет конца – одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Он корректирует взаимоотношения и завершает каждый прожитый день в лагере яркой и интересной точкой, а может и запятой, которая натолкнет детей на новые рассуждения и выводы. Он играет весомую роль не только в жизни отряда, но и в жизни лагеря и является неотъемлемой частью отдыха и работы детей и вожатых.
И в конце подробнее о некоторых вариантах. Итак..
«Огонек» знакомств.
«Огонек» начинается рассказом о его традициях. Далее звучит песня «Изгиб гитары желтой». От песни - плавный переход к легенде об «огоньках». Потом проводится беседа, после чего поется песня.
Заканчивается «огонек» рассказом вожатых. Завершается «огонек» легендой об орлятском круге. Поется вечерняя песня и произносится речевка.
Вопросы огонька:
- Что ты почувствовал, когда в первый раз приехал в детский лагерь?
- Что ожидал увидеть?
- Что хочешь получить от пребывания в лагере?
- Какими принципами руководствуешься, заводя новых знакомых?
- Какие человеческие качества более всего ценишь в людях?
«Огонек» организационного периода. «Пакет откровений».
Предполагается разговор о прожитых днях. Ребята должны будут рассказать о своем настроении, новых впечатлениях и дальнейших перспективах. Начинается «огонек» песней.
- Ваши впечатления о прожитых днях?
- Эти несколько дней помогли вам что-то осознать, изменить цель вашего пребывания в лагере?
- Как вы себя чувствовали в течение этих пяти дней?
- Можете ли вы отметить нечто такое, чего нет у вас дома, в школе, во дворе?
- Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы изменили в смене или в лагере?
- Стал ли за это время экипаж для вас семьей?
Заканчивается «огонек» легендой об орлятском круге.
Тематический «огонек» «Каждый выбирает по себе».
Цель этого «огонька» - формирование образа ребенка как нравственного идеала. По ходу разговора ребята будут размышлять, высказывать свои мысли, делать выводы относительно себя и своих поступков.
В начале звучит песня.
- Приходилось ли вам в жизни делать какой-либо серьезный шаг?
- А был ли это выбор: поступить так, а не иначе?
- Было ли вам трудно сделать этот выбор?
- Как вы думаете, что такое поступок?
- Задумывались ли вы над тем, как часто ваши поступки касаются кого-либо?
- Можете ли вы с уверенностью сказать, что каждый из вас отвечает за свой поступок?
- Насколько изменилось ваше мнение о поступках и изменилось ли вообще?
Завершается «огонек» песней.
Тематический «огонек» «Если друг оказался вдруг».
«Огонек» начинается с песни.
- Есть ли у вас друзья?
- Какого человека вы считаете своим другом?
- Какими качествами он должен обладать?
- Считаете ли вы себя чьим-то другом?
- Можете ли вы простить предательство друга?
- Случалось ли в вашей жизни так, что вы предавали своих друзей? И что вы делали, чтобы искупить вину?
- Как вы думаете, у человека может быть много друзей?
- Помог ли вам сегодняшний разговор иначе посмотреть на дружбу?
В конце разговора проводится игра «Тайный друг». Заканчивается «огонек» песней «Ты да я, да мы с тобой».
Тематический «огонек» «Прошло ли время романтиков?»
Продолжается работа по формированию образа ребенка как нравственного идеала через образы романтических героев – галантных кавалеров, милых барышень.
- Любите ли вы исторические фильмы?
- Чем они отличаются от фильмов о современной жизни?
- Чем вас привлекают герои этих фильмов?
- Если бы у вас был ковер-самолет, в какую эпоху вы бы перенеслись и почему?
- Звучит песня «Алые паруса». Знакомы ли вам имена Ассоль и Грей?
- Какой была Ассоль?
- Хотел бы кто-нибудь из мальчиков быть похожим на капитана Грея и почему?
- Что нужно сделать, чтобы быть галантным кавалерам и милой дамой?
- Пожелайте друг другу что-нибудь хорошее, как это делали в XVIII-XIX веках?
По окончании «огонька» детям предлагается провести день вежливости.
«Истории из шляпы».
В шляпу складываете записки, на которых каждый написал по одному слову, которое кажется очень важным в данный момент. По кругу пускаете шляпу. Каждый достаёт записку и выдаёт историю на вытащенное слово. Можно ставить условие: случай из жизни, страшная история, грустная история и т.д. Если понравилась, все шуршат ладонями))) Можно подать это как ответ Вселенной на волнующий вопрос. С этой игрой можно любую атмосферу создать.
«Огонек» «Разговор с попутчиком».
Предполагается, что это предпоследний «огонек». Ребята инсценируют встречу со случайными попутчиком. Завязывается разговор, и каждый из них рассказывает своему попутчику о путешествии в детский лагерь. По удачному стечению обстоятельств попутчиком оказался ученый, который недавно придумал машину времени. Он предлагает ребятам вернуться в какой-нибудь из прожитых в детском лагере дней и исправить ошибки, которые они, возможно, совершили.