Прием детей
У каждого лагеря свои возможности и традиции в приеме детей. Они обоснованы особенностями завоза детей.
Все дети заезжают сразу.
Это самый удобный для оптимального распределения детей по отрядам.
- Плюс: администрация может подобрать для детей каждого возраста вожатых, наиболее подходящих для данной возрастной категории.
Принципы формирования в отряды зависят от поставленных задач:
- сформировать отряды по возрасту. У детей одного возраста примерно одинаковые физиологические, психические особенности, потребности, интересы, возможности, проблемы, режим… Этот принцип используется наиболее часто, так как имеет больше всего преимуществ.
- отряд формируется по интересам (спортивный, любители природы, юные журналисты, танцоры, певцы). Возраст в этом случае имеет относительное значение, но отсюда вытекают все изложенные в предыдущем пункте плюсы, как сложности, с которыми столкнется вожатый при организации работы.
- отряд формируется по признакам места проживания или представительства различных организаций-покупателей путевок.
Вариантов приема может быть несколько:
1 вариант: Вдоль центральной аллеи, возле администрации или на центральной площади (в наиболее удобном и просматриваемом месте, желательно под навесами или в тени) стоят столы с нумерацией отрядов и указанием возраста. Дети определяются куда лучше пойти и записываются у вожатого до полного формирования отряда. По мере набора, второй вожатый отводит и расселяет детей по комнатам.
Плюсы:
- дети могут воспользоваться правом на выбор отряда и вожатого;
- вожатые, зная наличие мест в комнатах, сразу формируют отряд по признаку пола;
- в один отряд по своему решению могут записаться братья-сестры, друзья, знакомые, что облегчит детям период адаптации и привыкания.
Минусы:
- первоначальная растерянность в плане выбора (кроме завсегдатаев, которые независимо от возраста идут к любимым вожатым);
- столпотворение у столиков для записи;
- неравномерность распределения - у одних столиков останавливается больше детей , у других- меньше. В результате те отряды, которые уже набрали детей по количеству, вынуждены отправлять детей к тем, у кого остались места, что привносит свои разочарования, и вероятность попадания не по возрасту.
- дети постараются хитрить с возрастом;
- та часть детей, которая находится уже в корпусе требует присмотра и внимания в то время, когда вожатые продолжают формирование отряда.(Если на отряде более двух вожатых, эта проблема не возникнет. В противном случае особенно для младших и средних отрядов следует договориться о помощи со стороны других сотрудников лагеря –руководителей кружков, специалистов- психолога, методиста, инструкторов по спорту, ночных воспитателей и даже работников технического персонала).
2 вариант: Все отрядные вожатые, свободные сотрудники педагогического персонала и другие опытные работники встречают детей у автобусов (до этого они находятся под присмотром сопровождающих лиц ), помогают выйти из транспорта (при этом, проверив, не забыл ли кто-нибудь в салоне путевки и вещи), донести вещи и проводить детей и сопровождающих к месту распределения.
Желательно, чтобы место распределения было затененным, проветриваемым на случай жары и крытым на случай дождя. Это может быть клуб, площадка или любое другое просторное место, где можно было бы разместить всех детей и хватит места для формирования отрядов. Место распределения должно быть оснащено звукоусиливающей аппаратурой (микрофон, мегафон), чтобы дети и взрослые хорошо слышали распоряжения распределяющего (директора, старшего воспитателя, администратора). Присутствие медицинского работника с аптечкой - обязательно.
Взрослые помогают расположить детей таким образом, чтобы центр площадки остался свободным. Маленьких детей лучше поставить ближе к месту распределения или впереди старших по возрасту и высоких детей. Вещи дети ставят возле себя.
Если площадка открытая, следует предложить детям надеть головные уборы, если жарко - снять теплую одежду.
Сопровождающие сверяют наличие детей по спискам и передают списки представителям администрации. С этого момента лагерь и сотрудники принимают на себя ответственность за жизнь и здоровье детей.
Администратор, руководящий процессом распределения (желательно опытный педагог и психолог), должен быть хорошо виден всем присутствующим, и сам видеть всю площадку. Он приветствует детей и взрослых. Если по пути в лагерь были забыты в транспорте документы и вещи - постарайтесь найти владельцев, пока все в сборе, и сопровождающие могут помочь информацией.
Ведущий приглашает на площадку и представляет вожатых отряда, который сейчас формируется.
У вожатых и распределителя должна быть информация о наличии мест в отрядах и в комнатах, потому что сложно заранее предугадать, сколько мальчиков и девочек, и какого возраста, приедет в каждую смену.
Чтобы избежать возможных проблем можно оставлять резервные места в каждой возрастной группе отрядов. Малыши могут пропустить, когда приглашают детей их возраста на площадку, а старшие - долго выбирать отряд или вожатых. Иногда дети хотят поменять отряд по другим причинам.
Первыми лучше распределить малышей. Они устали от дороги и ожидания, да и волнуются, наверное, больше всех.
Ведущему следует приглашать вначале самых маленьких по возрасту и росту, называя при этом год рождения и параллельно количество полных лет. Братьев, сестер, друзей лучше отправлять в один отряд, если они этого хотят и не слишком большая разница в возрасте.
Крупных и высоких детей того же возраста (может быть несколько отрядов одного возраста) можно отправлять в другой отряд, ближе к старшей категории. Физически равноценным детям (всех возрастных категорий) будет легче адаптироваться, они не будут бояться угроз со стороны более крупных сверстников.
Все вожатые и сотрудники должны помочь быстро выявить и подвести детей с вещами к месту формирования отряда и помочь построиться друг за другом мальчишек в одну колонну, а девочек в другую. Таким образом, один вожатый отсчитывает себе нужное количество девочек, а другой - мальчиков, заодно оценивая и регулируя их физические данные. Особенно это актуально для лагерей, где в отрядах для малышей мебель по размеру меньше стандартной. Все оставшиеся дети автоматически попадут в следующий отряд.
Вожатый должен:
- пересчитать детей на площадке,
- постараться не растерять их по дороге, пока выйдут на свободное место,
- убедиться, что все на месте,
- перестроить их более удобно для передвижения (в пары или стайкой),
- посмотреть, кому нужна помощь, и только после этого передвигаться до места дислокации отряда.
Не обязательно ждать второго вожатого с оставшейся частью отряда. Договоритесь встретиться возле отряда и начинайте распределять детей по комнатам. А если решили делать это вместе, тогда предложите детям сесть до прибытия остальных.
Когда распределение детей младшего школьного возраста завершено, можно перейти к старшим отрядам. Это целесообразно с точки зрения того, что дети этого возраста быстрее формируются в отряды, а значит, площадка освободится, и среднюю группу будет распределять удобнее. К тому же средняя группа, обычно, самая многочисленная, «разношерстная», и в силу возрастных особенностей – проблемная. Если дети старшей группы не уходят с площадки со сверстниками – значит, им нужна поддержка, работа с психологом, они неуверенны в себе. Постарайтесь определить их в отряд к опытным вожатым и с первых же дней возьмите под контроль.
Бывает так, что детей одного пола намного больше, чем другого. В крайнем случае, можно сформировать отряды представителей одного пола, но не желательно. Пусть в каждом отряде будет хотя бы одна комната противоположного пола. Детям очень важно для формирования взаимоотношений общаться со сверстниками обоих полов, да и для подготовки мероприятий и участия в спортивной жизни лагеря это тоже имеет значение.
- Внимание!
- Распределите детей по комнатам,
- разместите на отведенные места и когда убедитесь, что все дети имеют место,
- пересчитайте свободные места (если такие есть) и
- доложите о наличии детей в отряде администратору, распределявшему детей.
Если еще есть дети, которые остались или хотят поменять отряд (сейчас еще можно это сделать безболезненно) вам предложат забрать их на свободные места. После того, как ребенок занял свое место в комнате, он с трудом его оставляет, и любые перемещения будут для него стрессом. Только после того, как размещение всех детей завершено, вы можете предложить ребятам распаковать вещи и разложить их по местам, заодно познакомив с элементарными санитарно-гигиеническими требованиями.
Следует сразу же составить список детей, собрать путевки и медицинские справки.
Списки детей нужно будет составить в трех экземплярах - для общего учета, для медпункта и для дежурного отряда. В отряде все необходимые сведения о детях находятся в дневнике вожатых.
Вожатые могут распределиться по комнатам и помочь детям правильно разместить одежду и обувь, другие принадлежности.
Вожатые должны просмотреть вещи детей и конфисковать в случае обнаружения алкогольные напитки, табачные изделия, наркотические средства, медикаменты (подписываются и хранятся в медпункте или у вожатых, используются с разрешения медиков), электроприборы, продукты питания (кроме карамельных конфет, печенья, качественных фруктов и овощей (которые вы предложите детям сегодня же съесть). Только сделайте это максимально тактично, помогая детям разбирать вещи. Поясните детям, что это связано с санитарно-гигиеническими требованиями, а в лагере для детей приготовлена свежая, качественная пища, за которую несут ответственность должностные лица. Если возникнут недоразумения, постарайтесь их решить самостоятельно или обратитесь за помощью.
После поселения стоит сразу же познакомить детей с жизненно важными объектами на территории лагеря - туалеты, умывальники, душевые.
Во время ознакомительной экскурсии по территории вы можете не только знакомить детей с местонахождением различных объектов и сооружений, но и с правилами поведения, людьми, работающими здесь. Экскурсию могут вести дети, которые уже не первый раз в лагере. Они же станут первыми помощниками во всех делах, им можно поручить шефство над неуверенными и невнимательными детьми.
Прием, когда дети заезжают - группами или индивидуально.
В таких случаях распределением детей занимается либо специальный администратор, который формирует отряды по мере поступления детей, либо по одному вожатому от каждого отряда (сотрудники лагеря), находятся за распределительными столами в течение всего времени приема. Остальные работают с детьми в обычном режиме.
Существуют варианты, когда известно время приезда и количество детей в группах, тогда вожатые непосредственно этого отряда встречают детей, провожают к корпусам, а далее действуют по обычному плану.
Дополнительно