Покорение новых земель
Два групповых занятия для малышей или младших подростков
Путешествие в страну Дружбы
Цели: познакомить учащихся двух младших отрядов друг с другом для дальнейшего объединения в один пятый; формирование положительного эмоционального настроя для дальнейшего сплочения коллектива; создание предпосылок для благоприятного психологического климата в период адаптации в отряде; раскрытие индивидуальных качеств детей и круга их интересов.
Материалы: листы бумаги формата А4, фломастеры или карандаши, ручки, цветная бумага, ножницы, клей, линейки, рисунок костра на листе формата А4, надпись для размещения на доске «Путешествие в страну Дружбы», бумажные макеты гербов, магниты.
Оборудование: столы в холле расставлены попарно в 4 группы, количество стульев вокруг столов равно количеству детей, магнитофон, музыкальная кассета с песней «От улыбки станет всем светлей…».
Время: 2 урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог. Ребята, сегодня мы перенесемся в давние-давние времена, когда люди только осваивали новые земли. Четыре народности пришли на просторы необжитой земли и решили обосноваться здесь.
Вначале оба отряда строятся по определенному признаку. Для этого в каждом отряде выбирается командир. Один строит своих ребят по цвету волос, а другой по росту (варианты могут быть разными). Каждый отряд угадывает, по какому признаку построились ребята. Затем дается команда: «На первый-второй-третий-четвертый рассчитайсь!» — и каждый отряд делится на 4 группы. Первые номера двух отрядов объединяются, то есть в одну группу от каждого отряда попадает по 3–4 человека случайным выбором. То же самое происходит со вторыми, третьими и четвертыми номерами. Так образуются четыре «народности».
Психолог. Займите свои места. На ватмане вы видите надпись «Путешествие в страну…». В конце занятия вы сами добавите в надпись название своей страны. А сейчас вам нужно построить дом (замок), так как все решили жить сообща. Именно благодаря совместному проживанию легче прокормить себя, защититься от врагов. Для начала согласуйте, какой у вас будет дом — его архитектуру, количество этажей, размещение жильцов. Затем нарисуйте его и жителей в нем. Каждый рисует себя сам и подписывает свое имя.
На данном этапе ребята из разных отрядов знакомятся и приступают к совместной деятельности. Дается время на обсуждение дома (10 минут), затем от каждого сообщества приглашается один представитель.
Психолог. У меня есть четыре макета для герба (представители групп вытягивают каждый свой макет). Вам нужно создать свой герб. Дайте название своему сообществу и придумайте девиз.
Работа продолжается в течение 15–20 минут. По истечении времени ребята презентуют свои дома. Выбирается один ребенок, который представляет свою группу — зачитывает название сообщества, девиз, рассказывает значение рисунка на гербе, называет по именам всех ребят.
Психолог. Дома получились у всех разные и красивые. Пора приступать к благоустройству территории вокруг дома. Предлагаю разбить сад, в котором будут расти яблони, груши, сливы. Каждая группа должна сделать следующее. На яблоне изобразите свои интересы: на одном яблоке напишите свое любимое дело, на другом — название любимой книги, на третьем — любимого фильма. Таким образом, от каждого жителя на дереве должно быть по три яблока. Груши (по две на каждого участника) — два положительных качества, а сливы (по две на каждого участника) — два слабых ваших качества. Добавьте листвы. Фрукты и листочки наклейте на деревья, которые вы нарисуете на листах (формат А4). Но самое главное — нужно не только самому все подписать и наклеить, а рассказать о себе другим так, чтобы любой из вас, кого я попрошу в дальнейшем презентовать ваше дерево, смог рассказать о своих товарищах по сообществу. (20–25 минут.)
Прошло время, и народности стали враждовать между собой из-за раздела земли. В этот момент жители каждого сообщества узнали очень важное для себя правило. Расшифруйте его. Перед вами — две таблицы, прослеживая цифры (по порядку) и соответственно им расположенные буквы, напишите полученную фразу. (5 минут.)
(Друзья познаются в беде.)
Психолог. После великой битвы, потеряв урожай и скот, сообщества решили выяснить: продолжать ли жить с соседями в ссоре или наладить отношения. Они собрались у костра и начали переговоры.
Продолжите фразы:
«Мы не хотели бы, чтобы наши соседи…»
«Было бы здорово, если мы с нашими соседями…»
(5 минут.)
Участники выбирают одного из сообщества, кто мог бы провести новых друзей по своему саду и рассказать об интересах, сильных и слабых сторонах членов группы. После презентации всех сообществ можно предложить ребятам объединиться в единую страну.
Психолог. Ваши пожелания соседним сообществам показали, что вы хотели бы жить в дружбе и согласии. Какое же название можно дать нашей стране?
Ребята хором произносят слово «дружба». Психолог дополняет на доске надпись «Путешествие в страну Дружбы».
Ребята становятся в два круга — внутренний и внешний — и водят хоровод.
Рефлексия.
Эстафета дружбы продолжается…
Цели: закрепить установившиеся взаимосвязи между отрядами, создать предпосылки для благоприятного психологического климата во вновь образующемся коллективе, развивать в учащихся стремление к взаимопомощи, коллективизм, помочь ощутить чувство единства, общности.
Материалы: сундучки, жребий по количеству детей обоих отрядов.
Время: 2 урока. Занятие можно проводить в помещении или на улице на школьной площадке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Участники тянут жребий из двух сундучков, приготовленных для двух отрядов. На листочках нарисованы фигурки человечков в двух разных позах, чтобы ребята разделились на две группы.
По указанию психолога формируются команды, которые затем встают на исходные позиции. Для объективной оценки заданий психолог может выбрать от каждой команды по помощнику. Члены жюри будут следить за правильным выполнением инструкций, вести подсчет баллов.
Разминка «Карусель»
Одна команда — внутренний круг, другая — внешний, лицом друг к другу. Задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Останавливаясь друг против друга, ребятам нужно обменяться комплиментами или приятными пожеланиями, подарить улыбку. Сделав полный круг, команды возвращаются на исходные позиции.
Психолог. Что понравилось в этом упражнении? Легко ли говорить комплименты?
Первое задание «Скульптура»
Представителю от команды выдается задание от ведущего всем вместе представить скульптуру. Примеры заданий: «Цветок», «Слон», «Птица», «Жук».
После небольшого совещания группа «лепит» скульптуру. Другой команде нужно отгадать, что «слепили» их товарищи. Затем каждая команда встает полукругом и ребята отвечают на вопросы (повторяется после каждого задания).
– Как вы себя чувствовали?
– Что мешало при построении скульптуры?
– Кто взял на себя главную роль при построении?
За первое задание начисляется 5 баллов.
Второе задание «Слепое доверие»
Игроки делятся на пары. Одному из пары завязываются платком глаза. «Поводырь», не поддерживая телесного контакта, но двигаясь рядом со «слепым», словами направляет его по полосе препятствий. Дойдя до намеченной точки, пара меняется местами. (Расстояние – 3–4 метра, так как нужно пройти всей команде.)
Психолог. Как вы себя чувствовали в паре? Точны ли были инструкции поводыря? Какие слова помогали при продвижении? Кем легче быть? Почему?
За второе задание максимальное количество баллов 24 (при 12 участниках). Если ребята ошибаются во время прохождения трассы, члены жюри фиксируют ошибки и снимают по одному баллу за каждое нарушение.
Третье задание «Гусеница»
Члены команды берут друг друга за талию, образуя длинную гусеницу. Предлагается пройти препятствия таким способом: все начинают движение с правой ноги, следующий шаг — с левой. Во время движения не расцепляться и не сбиваться с ноги. Чья команда придет первой?
Психолог. Что понравилось в этом упражнении? Легко ли было идти в ногу? Что мешало?
Максимум — 10 баллов, если сбились с ноги или расцепили руки, баллы снимаются. Происходит подсчет баллов за 1–3-е задания.
Психолог. Вы дружно и активно приняли участие в эстафете, далее я предлагаю вам почувствовать себя единым коллективом. Выполним упражнение «Голос нашего «МЫ». Попробуем в течение нескольких минут создать сплоченную общность нашей группы. Будем делать это постепенно, в несколько этапов. Первый этап: все встаем в один большой круг лицом в центр (психолог в центре круга). Расположение кругом уже само по себе оказывает сплачивающее действие на нашу группу — все стоят держась за руки. Сходитесь, продвигаясь в центр на меня, так чтобы вы теперь касались друг друга плечами.
Теперь поменяйтесь местами в кругу, чтобы все стояли так: мальчик — девочка. Следующий шаг — дистанция между нами уменьшается до минимума. Встаньте как можно ближе друг к другу, касаясь плечами, окажите дружескую поддержку — возьмитесь за руки, за плечи, за талию — кому как удобно.
Идем дальше — попробуем ощутить нашу общность. Давайте покачаемся немного, вместе подвигаемся. Можно спеть песню. Какую все знают? Итак, начали!
Как сейчас себя чувствуем? Стало ли теплее? Почувствовали ли мы хоть немного нашу общность? Что изменилось до того, как мы встали в круг и после проведения этого упражнения?
Что чувствуем теперь?
Наше занятие закончилось. Сегодня мы соревновались, морально и физически поддерживали друг друга, почувствовали наше единство. Это было захватывающе.