Поколение соцсетей (поколение Z)
Все дети, кроме одного-единственного на свете ребёнка, рано или поздно вырастают.
Джеймс Барри, «Питер Пэн»
Путаница поколений
Поколения объединяют ценности. Ценности человека формируются в 10–12 лет. В это время он не оценивает политические и экономические события, а усваивает технологии, необходимые для выживания.
Дима вырос в среде цифровых технологий. Он почти не пользуется городским телефоном, не помнит номеров друзей, ему не приходилось выбирать: интернет или телефон. Он почти не пишет от руки, не считает знаки в эсэмэсках. Дима не вставал рано в воскресенье, чтобы посмотреть Дисней-клуб, — у него всегда было несколько каналов с мультиками и спутниковое телевидение. Он также слабо понимает, как связаны карандаш и аудиокассета как и предыдущее поколение. Это время для него еще более далекое. Он мыслит иначе.
У Димы 354 друга во Вконтакте, 511 в Фейсбуке. Он не способен строить прочные связи: расстается с людьми, когда ему становится некомфортно.
Дима быстро анализирует большие объемы информации, выдает новые оригинальные решения, легко справляется с несколькими задачами одновременно. Социальные сети держат Диму в курсе тенденций.
Принцип супермена
Главная мотивация поколения Z — интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи — часть состояния комфорта поколения Z. Дима может в короткий срок решить несколько задач одновременно без потери качества — преимущество поколения. Они супермены в этом деле. Но Дима не готов браться за задачу, сути которой не понимает. Для него важно знать: что он делает, почему, зачем и как это согласуется с целями его нахождения в летнем лагере.
Правила игры
Дима относится к своим вожатым по-приятельски: в его картине мира нет иерархии. Люди равны. Дима уважает вожатого не как начальника, а как человека. Это единственная возможная форма общения с поколением Z.
Дима не любит расписаний. Деятельность для Димы — набор задач, которые он должен выполнять качественно и в срок. Срок — единственное ограничение, которое Дима приемлет.
Люди поколения Z не любят жесткий контроль. Но когда установлены правила игры — срок и последствия за несоблюдение правил, — подросток понимает, в каких рамках он может действовать. И рамки эти принимает без раздражения.
Быстрый результат
Дима реалист. Он видел, как разбиваются о реальность жизненные иллюзии его старших братьев и сестер. Он не хочет браться за заведомо невыполнимые задачи, чтобы не разочаровывать. Дима любит побеждать и совсем не любит проигрывать.
Задача для поколения Z не должна быть амбициозной. Она должна быть реально осуществима. Диме амбициозные цели следует разбивать на достижимые задачи, иначе его мотивированность уменьшится.
Обещание награды
Подросток соцсетей растет в окружении наград и трофеев. Он не считает приз в конце этапа выдающимся. Но приз показывает Димину ценность. Награда может быть незначительной или номинальной, но она должна появиться через обещанный срок.
Поколение Z не готово ждать. Оно растет в относительной безопасности и комфорте, где каждое желание удовлетворяется где-то в течение года. Они не заглядывают в будущее. Их горизонты ближе.
Поколение Z ориентировано на быстрый результат. Первые победы они ждут после первых усилий. Сложным может быть второй этап. Но этапы должны быть ограничены временем.
Дима не верит в неопределенное будущее. Ему необходимо знать, что за проступки его накажут, а за хорошую деятельность поощрят через конкретный срок.
Реальность и ожидания
Разберемся сначала, откуда берется счастье. Удивительно, но формула проста:
Ничего мудреного. Если ожидаешь больше, чем получаешь — ты несчастлив. Если наоборот — счастлив.
Интересно, что объективная реальность играет второстепенную роль. Она сама по себе не делает человека счастливым или несчастным — только в сочетании с ожиданиями. Если ребенок ожидал все дары мира, а получил обыденное, он, скорее всего, расстроится. Если же он ожидал хоть что-то, а получил что-то необычное, он будет прыгать до потолка. Со счастьем разобрались: чтобы быть счастливым, нужно, чтобы реальность превосходила ожидания. Откуда у Димы завышенные ожидания? А вот потому что Диму преследует новомодный общественный феномен: брехня в соцсетях. Из-за соцсетей Дима живет в мире, в котором а) люди постоянно публикуют информацию о себе; б) то, что они публикуют, часто не соответствует действительности; в) в основном, окружающие делятся своими успехами и помалкивают о неудачах.
Вот почему Дима чувствует себя неудачником и мучается от ощущения собственной несостоятельности.
Что можно посоветовать таким, как Дима:
- Оставаться такими же амбициозными. В мире хватает возможностей для реализации, нужно лишь брать и делать. Может быть, все получится не так, как вы планировали, но что-то точно получится. Главное — делать.
- Перестать считать себя особенными. Правда жизни в том, что вы неопытный молодой человек, которому пока что нечего предложить миру. Чтобы это появилось, нужно трудиться, долго и изо всех сил.
- Не смотреть по сторонам. Сейчас ничего не стоит создать себе образ состоявшегося и успешного человека. Если ваши друзья и знакомые кажутся успешными, не спешите делать выводы. Возможно, они просто держат Айфон под правильным углом. Вам же нужно заниматься своим делом честно и от души — тогда не будет причин завидовать другим.
Это поколение уже не обладает мятежным духом и революционным сознанием. Эти ребята больше сосредоточены на решении проблем, общении, развлечениях и достижении личных целей.
Сегодня подростков все больше беспокоит одобрение общества — соцсети сделали их жизнь максимально открытой для оценок со стороны других людей. Они привыкли к изобилию информации и множеству разных событий в своей жизни, поэтому для них важны новые впечатления.
Попробуем сформулировать правила, которые помогут достичь расположения ребят. Вот некоторые из них:
- Предложите им свое представление о хорошей жизни.
- Вдохновляйте их, укрепляйте их уверенность в избранных ценностях и помогайте искать счастья на пути к самостоятельной жизни и ответственных поступков.
- Используйте креатив и играйте с абсурдными трендами, тщательно отбирайте мемы, которые подходят для вашего бренда. Выдвигайте поп-культуру в центр внимания.
- Помогайте подросткам добиваться целей с помощью разных лайфхаков. Предоставьте им опыт и знания, чтобы они чувствовали себя умнее.
- Покажите им привычные вещи в новом свете (эти пионеры жаждут открытий).
При всем этом подростки поколения Z очень милы. И совершенно не удивляет весь этот позитив. Интернет всегда был на 50% позитивный, на 50% негативный. Но сегодня соотношение 90 к 10 в пользу позитива.
Они склонны принимать различия в отношении всех. Больше нет всех этих „мы против них“. Может быть, поэтому современное поколение и не бунтует.
Жизненная осторожность этих ребят — это разумный ответ на их мир. Они бросают вызов привычному и ищут новые пути решения вопросов. Так рождается этот индивид, который пишет и создает свой новый мир.
Эти подростки настойчивы и оптимистичны. Прагматичные идеалисты, они пользуются системой; они скорее мыслители, лайфхакеры, нежели мечтатели. У них нет лидеров.
В большинстве своем они нуждаются в постоянном одобрении и публикуют свои фото и жутко боятся что-нибудь упустить и делают из всего аббревиатуры. Они одержимы знаменитостями, но не идеализируют их.
Новый опыт важнее для них, чем материальные вещи. Они спокойны, сдержанны и не очень-то пассионарны. Они информированы, но неактивны. Они любят свои смартфоны, но ненавидят по ним разговаривать. Они уверенно держатся перед камерами, и у современного младенца больше портретов, чем у французского короля XVII века.
Да, они часто бывают ленивы и нарциссичны. Однако величие поколения определяется не данными, но тем, как это поколение справляется с вызовами, обрушивающимися на него.
Итак, они:
- Во-первых, они нетерпеливы: они требуют мгновенных результатов.
- Приспосабливаемы – они быстро реагируют на изменения.
- Инновационны – они всегда ищут лучший способ выполнения задания.
- Эффективны – они могут добиться максимальных результатов с минимальными усилиями и ресурсами в минимальное время.
- Обособлены – они не заинтересованы в структуре и стандартных процессах.
- Скептичны – они не верят автоматически всему тому, что услышали или прочитали. Свое мнение считают космически правильным.
- Жизнерадостны – они учатся справляться со сложностями.
Эти подростки понимают всё ещё до того, как ты открыл рот. Они на три-четыре шага впереди. Они приходят и говорят: я хочу сделать это, а потом я сделаю это, но хочу затем сделать и это».
Ребята, которые хотят оказывать позитивное влияние на мир и делать только то, во что они действительно верят. Да, им повезло родиться в это время. Они хорошо знают как приятно жить в безопасном мире полном благ и уверенности. Они хорошо знают как пользоваться диджитал инструментами. Они быстро адаптируются. Им осталось только поверить в себя. И они могут стать первым поколением, у которого может появиться реальный шанс сделать этот мир лучше. Но, давление сверстников анти-интеллектуально, истории не известны подростки, которые могли бы повзрослеть под влиянием одногодок. Чтобы развиваться, им нужны те, кто старше:подростки не взрослеют, если общаются только с ровесниками...
Трудности работы
Кажется, с новым поколением лучше не сотрудничать: они немотивированны, ленивы и капризны. Поколение Z — думающие исполнители. Это поколение легко поддается влиянию. Вот несколько секретов, которые помогут в воспитательном процессе:
- Говорите коротко, обьясняйте развернуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. Именно столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Твиттера не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развернуто объяснить и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они росли в среде, когда все можно уточнить в интернете. Уточняющая постановка задачи поможет вспомнить нюансы.
- Рисуйте комиксы. Современные подростки лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослеют в эпоху торрентов, демотиваторов, инфографики и фотографий котиков. План стратегии деятельности летнего лагеря они быстрее поймут в качестве карты, а не списка пунктов.
- Ставьте лайки. Этих детей хвалят родители и учителя, за каждый школьный конкурс они получали награду, за состязание — сертификат об участии, под их фотографиями собираются лайки и репосты. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может активно заниматься деятельностью без «поглаживаний». Похвала для них не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает ребят из колеи.
- Не столько отбирайте гаджеты, а сколько подменяйте их сходной деятельностью соцсетей, но в реале. Они в них (гаджетах) живут. Представитель поколения Z каждый день использует компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Постановка задач в программах, сервисах и коммуникаторах действует на них лучше абстрактных обсуждений. Меняйте инструменты, используйте как можно больше новых технологий. Это все увеличит их эффективность и их интерес к деятельности в летнем лагере.
- Займите их досуг. Поколение привыкло к развлечению. С детства информацию подавали с плясками и бубнами. Представители поколения Z не делают из любой деятельности культа: они для себя важнее. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться. Если предстоящая деятельность предоставит развлечение и развитие, они будут ей преданы.
- Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение все еще не может заменить дружеские посиделки. Открытые и общительные внешне, они совершенно не умеют строить отношения. Вовлекая их в коллектив ровесников, помогая им почувствовать себя частью отрядной семьи, вы даете им то, чего им так не хватает. Здесь действуют как корпоративные мероприятия летнего лагеря, так и отрядная групповая деятельность, которые позволяют участникам чувствовать себя в стае.
- Четко оговаривайте дедлайн. Поколение понимает, что такое сроки, но из-за постоянной прокрастинации часто их нарушают. Четко оговаривайте сроки заданий и последствия за их несоблюдение. Установите строгий, но справедливый контроль действием. Лентяи отсеются сами.