Первый день в лагере
"Жизнь начинается тогда, когда заканчивается лень!"
День тяжелый и ответственный – основа всей смены, в течение которой Вам придется решить целый ряд важнейших педагогических и психологических задач.
Одна из важных педагогических задач – постарайтесь понравиться детям. Они с таким живым нетерпением ждут знакомства с Вами, что пристальное внимание Вам обеспечено. Заметят все – внешний вид, тембр голоса, любимые жесты. Будьте на высоте! Начинайте нравиться прямо в автобусе;
- хотя пока это еще не Ваши дети, предложите хором попрощаться с родителями: «Папы, Мамы до свидания, не грустите на прощанье»;
- попросите всех улыбнуться и подарить провожающим воздушный поцелуй;
- предложите угадать вашу любимую песню;
- если удастся, организуйте ее хоровое исполнение.
Прошло распределение по отрядам, и вы направляетесь в свой корпус. Не спешите заселяться. Если Вы позволите ребятам самостоятельно занимать комнаты, то до позднего вечера Вам обеспечено переселение со слезами, обидами и даже с угрозами. Сделайте иначе. Соберите всех перед корпусом ( или на веранде, игровой), пересчитайте и подробно объясните правила проживания (от умывальника до туалета). Но не переусердствуйте – детям пока еще трудно усвоить эту полезную информацию и будьте готовы эту информацию повторять неоднократно в течение первых трех дней.
Пора начинать процесс размещения. Сообщите количество палат и количество кроватей в каждой. Пусть дети попытаются объединиться в «палатные» команды, и Вы им помогите. Теперь пора в корпус!
Помогите ребятам «обжиться», уютно устроиться на своем месте.
После обеда Вас ждет игра – путешествие «Здравствуй лагерь». Она поможет познакомиться с лагерем, людьми – работающими в составе творческой группы – руководителями кружков, режиссером, аккомпаниатором, хореографом и др. знакомство продолжится на вечернем концерте ВОЖАТЫХ.
Пусть завершат Ваш первый день посиделки – в корпусе, игровой, у костра, цель которых – познакомиться друг с другом. Для быстрого запоминания имен можно предложить «визитки», «звездочки», игры типа «Снежный ком». В конце всех посиделок выберете актив отряда. И Вы, и дети уже наверняка отметили наиболее активных ребят.
День завершился. Будем надеяться, что Вы помогли детям немного привыкнуть к лагерю, помогли начать переход из одной жизни в другую. Похвалите себя за хорошо организованный день и запомните на завтра: дети должны все делать вовремя и организованно.
Если вы не сумеете заставить их выполнять данные требования в первые три дня, то дети не исправятся уже до конца смены.
Правила решают
Вне зависимости от того, на каком отряде вы стоите - младшем или старшем, стоит в первый день обсудить все основные правила, которым вы будете следовать на протяжении всей смены. Не стоит надеяться, на то, что дети, которые уже были в лагерях, все знают и помогут остальным. Правила могут сильно отличаться.
Обязательно обсудите следующие темы:
- правила гигиены;
- уборка в комнатах;
- дежурство в столовой;
- чистота в тумбочке и в чемодане;
- тихий час;
- правила выхода за территорию лагеря;
- правила поведения;
- распорядок дня.
Советы вожатому.
- Будьте искренни в своей работе, только так вы сможете увлечь за собой напарников, детей, команду. Искренне верьте в то, что говорите и делаете. Чувствуйте каждое дело до самой его сути, от и до. И тогда, когда за этим тонким чувствованием придет ощущение полета, знайте: у вас все получится.
- Держите четко сюжетную или игровую идею сезона. Не сливайте дела, не бросайте хороших идей. Доводите задуманное до ума. Другой такой смены не будет. Все как в последний раз.
- Не злоупотребляйте вдохновением в последний момент. Готовьтесь к делу заранее. Хорошее дело надо выдумать, выносить, выверить.
- Будьте системны и многоплановы при внешней беспечности и кураже. Организация других – дети это или напарники – предполагает прежде всего организованность свою собственную. Если чего-то недопонимаете вы, никто из вожатых и детей в этом не разберется.
- Не паникуйте. Пусть не появятся ведущие, опаздывают напарники, и отсутствует ди-джей, нет нужного реквизита, и кто-то не понял целей, несмотря ни на что, будьте спокойны. Мысленно идите напролом ситуации. У вас все готово. Все будет, так как должно было быть, даже если будет наоборот.
- Одно голова плохо, творческая группа лучше. «Мозговой штурм» дает отличные результаты, в процессе обсуждения ничего не отвергайте. Чаще соглашайтесь и слушайте, другие люди – кладезь гениальных идей. Они и сами об этом не подозревают.
- Верьте в вожатых, в напарников. Только благодаря вожатым, в лагере что-то двигается и происходит. Поддерживайте напарников в их усилиях. И даже если они ошибаются, дайте им поверить в собственные силы. И не старайтесь эффектно метать молнии в тех, кто ошибся, для успешной работы им гораздо важнее иметь надежную крышу над головой, чем сурового громовержца.
- Никогда не делите дружинную и отрядную работу. Только единой линией возможна реализация идеи и цели любой программы
- Чтобы вписываться в современную тусовку детей, нужно шарить в новых трендах.
Завтра ты примешь детей и 18 дней будешь с ними. Постарайся обдумать эти слова:
- Если находишься рядом с детьми – пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.
- Если ребенку плохо, поставь себя на его место.
- Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.
- Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.
- Если ты не понимаешь шуток; пиши - пропало.
- Если не хочешь рассердиться на ребят, сосчитай до десяти.
- Если хочешь крикнуть на них – сосчитай до ста.
- Если сам занимаешься пересудами, у тебя и дети будут сплетниками.
- Если ты постоянно критикуешь ребят, ты сеешь вокруг уныние и скуку и учишь детей «науке ненавидеть».
- Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в тебя.
- Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель.
- Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. Они у тебя не могут быть дружными.
- ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ХОРОШИМ ВОЖАТЫМ, БУДЬ ИМ!