Памятка для вожатых

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1-DG4eUu2wEm.jpg

Лето - пора, которую ждут все: и взрослые и дети. Для ребенка это ожидание чего-то нового, неожиданного и радостного. Лагерь - это и отдых, и свободное общение со сверстниками, вожатыми, а также развитие способностей и интересов детей.


  • Отдых. Значит, отстранение от всех забот? Состояние покоя? Но лагерь не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и очень активным, в любимых занятиях: в походе, спорте, игре.
  • Самостоятельность. Не надо думать и делать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть подумают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность - это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказки, неожиданная идея. Детали придумают сами
  • Коллективизм. Любое дело для всех и для каждого. Тогда - общие интересы. Друг без друга скучно.
  • Творчество. Ищи в новом старое, в старом - новое. В старом старое, в новом - новое.
  • Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
  • Тайна. Без тайны скучно. Нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Ребята подскажут!
  • Свобода. Лагерь не школа, и посещают его все-таки по свободному желанию. И пусть будет свобода! Возможность активно действовать. Выбирать по душе. Жить без принуждения, в пространстве расширяющихся свобод, прав. Главный лозунг каникул "Можно!"


Багаж вожатого

Нe забудь:

• форму парадную и рабочую, спортивную и туристическую, пляжный костюм и одежду для "черной" работы. Плюс блокнот, авторучку, карандаш, канцелярские товары (их, конечно, дают в лагере., но всегда не хватает), старые газеты, цветные странички журналов и другой материал для аппликаций, скотч; фонарик, часы, рулетку, компас, свисток; личную методическую библиотечку, подсобный методический материал, нитки, иголки, ножницы.


В личном педагогическом багаже пусть будут:

  • 10 историй, которые можно рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);
  • 10 биографий людей, интересных детям (ученые, музыканты, путешественники и др.);
  • 20 игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры-тесты);
  • 10 аттракционов и забав (для дискотек, огоньков);
  • 10 досуговых дел (заготовки КВН, конкурсов, викторин, интеллектуальных игр);
  • 5-10 песен для костра;
  • 5-10 интересных статей для обсуждения.


Приручение

Важнейшее качество вожатого - отзывчивость и чуткость. Обрати внимание на свою манеру обращения с детьми. Умение понять начинается с умения слушать и слышать. Они будут раскрывать себя каверзными вопросами, шуточками, репликами. Как бы испытывать вожатого на прочность. Не торопись реагировать на каждую реплику. Но все, что требует одобрения, - отметь и одобри. Важно слышать ребенка, когда он ничего не говорит. Чувствуешь, что ребенок замкнут, ему неуютно, возьми его в свои связные на пару дней, советуйся с ним по делам отряда, поручай простые дела. В первые дни особенно высока роль общих рабочих сборов. С первых часов приучай ребят делать все сообща. Недостатки первых дней оценивай мягче, осторожнее. Больше замечай достоинства, успехи. Не спеши воспитывать. Когда слушаешь ребенка, заговариваешь с ним, ты словно берешь в руки дорогую и хрупкую вещь. Взял неосторожно, грубо, небрежно - хрустнет!


Импровизация

КОнечно же, хороший экспромт - это подготовленный экспромт, и все же... Импровизация воодушевляет на дела без предварительной раскачки. Она сродни игре. Дети импровизируют, к примеру, на дискотеке. Улавливая ритм, с ходу придумывают танцевальное поведение. И концерт-сюрприз не столько художественная самодеятельность, сколько игра в концерт.


Планы

Много лет в лагерях используется план-сетка (план на смену), в котором дается перечень всех общих дел лагеря и крупных дел отряда, обсужденных и принятых ребятами. План-сетка не догма. Вожатый может вносить в него коррективы. Вожатому так же необходим более подробный план на два-три дня вперед, чтобы не упустить подготовку к завтрашним делам. Разучивается игра - какая? Планируется трудовой десант - где, кто, что будет делать?

Привлечь ребят к планированию работы можно с помощью анкетирования, конкурса на лучшее предложение к плану, приемов "Разведки" (найти общественно-полезное дело, интересного человека, составить программу спортивных дел) и даже с помощью часа Почемучек (ребята задают вожатому вопросы на любые интересующие темы). Желательно как можно чаще спрашивать у ребят, что они хотят провести в отряде, куда пойти на экскурсию, с кем встретиться, какую игру разучить, что полезного сделать для лагеря, для окружающей среды. Полезно учить ребят все время придумывать что-то и аргументировать свою мысль. Задумал вожатый, к примеру, провести "День фантазера" в отряде, проверить творческие возможности каждого питомца, значит, разрабатывать программу этого дня должны все: сначала пусть соберутся малые творческие группы на полчаса и покрутят эту идею; потом отдельно поломает голову штаб дела, и только потом утвердят эту программу в отряде все вместе.


Настроение

Продукт скоропортящийся. Настроение может испортиться от плохой погоды, невкусной пищи, неосторожного слова вожатого или сверстников.

Поддержать настроение ребенка искусство. Иногда ребят просто необходимо околдовывать, завлекать, увлекать. Способов у вожатого для этого немало. Хорошая книга, веселая игра, красивая песня, неожиданный подарок, интересное поручение.


Лицо отряда

Вот внешние приметы твоего отряда.

  • Имя - шифр отряда. Его выбирают дети. Иногда имя означает профиль деятельности. Имя должно быть понятно ребятам, нравиться и как-то отражать характер всего отряда и тематику смены.
  • Девиз. Краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности и которое соответствует тематике смены.
  • Песня. Отрядная песня и просто свои любимые песни: костровые, походные, шуточные. Хорошая песня многое дает ребятам, сплачивает, воспитывает их.
  • Цвет. Выбери, вожатый, с ребятами свой цвет: синий, голубой, малиновый. Цветовая эмблема поможет отрядам быстро найти своих, определить место расположения отрада и т.д.
  • Заповеди. Часто детские коллективы придумывают свои заповеди, вытекающие из каких-то традиций, сложившихся в отрядах. Заповеди рождаются в делах, в жизни отряда. Их сочиняют сами дети.
  • Тайный знак. Ребята придумывают свой тайный знак, по которому узнают о делах своего отряда, о месте сбора отряда.
  • Эмблема. Это символический рисунок, отражающий сущность имени отряда, который придумывают сообща. Эмблемы носят на пилотках, на рукавах, на груди.
  • Сигнал сбора. Можно придумать своему отряду особые сигналы (свистком, дудкой); сигнал немедленного сбора, вызов дежурных, тревога и т.п.
  • Творческое дело. Хорошо, если в отряде есть какое-то свое творческое дело, общее для всех ребят. Творческое дело можно менять.

Словом, вожатый, ищи вместе с ребятами неповторимые приметы жизни детского коллектива. Но помни: главная неповторимость твоего отряда в отношении к труду, к людям, друг к другу, к творчеству.


Очередность

Это самый демократичный принцип детского коллектива. Самостоятельность возникает тогда, когда ребята в лагере все будут делать по очереди. Дежурить в отрядной комнате, убирать с обеденного стола, на территории. По очереди, как умеют, вести программу огонька, дискотеку, играть в команде в товарищеском матче, участвовать в творческих делах.

Ежедневно в отряде может выбираться очередной сменный командир, ответственный на все дела дня. По очереди можно выпускать газету маленькую, веселую, нестандартную. Газету одного редактора.

Не закрепляй ребят в одном и том же амплуа художника ли, футболиста, оратора. Поручай разным ребятам по очереди все отрядные маленькие дела: сменить информацию в отрядном уголке, разучить новую игру, полить клумбы, выступить по радио, провести концерт. Старайся, чтобы каждый хоть в чем-то стал звездочкой первой величины. Один сделает лучший кораблик из коры, другой составит из веточек оригинальную икебану, третий победит на конкурсе знатоков.


И еще... Вожатый, будь стильным!


5 супер-способностей вожатых

Вожатый- это уникальный человек. Только он может за 21 день стать мамой, папой, бабушкой и дедушкой, подругой и другом. Так давайте посмотрим какими способностями обладает вожатый! ВОЖАТЫЕ ВСЕ ОБЛАДАЮТ ЭТИМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ТОЛЬКО НЕ ЗАМЕЧАЮТ ЭТОГО. Итак:

  1. Инженер Да-да в действительности инженер. Вы что не замечали разве за собой? Вы перед сменой «рисуете мост», который поможет вам в общении с детьми. И вот начинается смена! И вы превращаетесь в строителя, который «строит мост» между собой и детьми. Именно это общение является «фундаментом» для атмосферы и созданию дружного отряда.
  2. Фокусник Дети очень информированы и им будет по первым дням интереснее сидеть в контактах или играть в свои гаджеты. Вожатый каждую минуту надевает на себя разный «костюм» чтоб дети были в восторге. Главный костюм – это отличное настроение, искренняя любовь к детям, ну и конечно, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход к детям, креативные методики проведения отрядным мероприятий, ну и конечно любимы игры (НЕ ЗАБЫВАЙ для каждого периода свои игры) и мультимедийные ресурсы (та же музыка на телефоне во время игры)
  3. Кондитер Вожатый всегда знает, когда нужно добавить «сладенького» в хмурый день или в скучную беседу. Посмеяться и просто устроить детям «радугу». Вовремя реагирует на ситуацию, разбавляет холодное горячем и устраивает настоящую «горячую» кухню. Даст совет что и как лучше сделать в ситуации и где подождать 5 минут. Самое главное на «кухне» вожатого это поддержания нужной температуры, делать из обыденных продуктов шедевры!
  4. Рыцарь У вожатого есть невидимый щит, который защищает его от разрушения нервных клеток. Он не слышит в свой адрес негатива и не позволяет себе отвечать на него.
  5. Политик Вожатый очень мудрый человек. Он не дает готовое детям, и помогает им создать нужное и помочь это реализовать. Блестяще решает конфликты, видит детей и их интересы, и таланты на сквозь. СУБЪЕКТ_СУБЪЕКТНЫЕ отношения. Вожатый и Ребенок с большой буквы. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ тип общения. Не пользуется свои положением для корыстных целей. Доверяет, уважает и любит свой «народ».


Вожатый- это самый близкий человек для ребенка в лагере.



10 навыков каждого вожатого

Каждый из нас обладает определенными навыки к началу работы, но по истечению смены, ты становишься обладателем абсолютно всех навыков.

Ты резко учишься и умеешь ставить танцы, петь, спать с открытыми глазами и далее. А кто владеет информацией, тот владеет миром!

1. Смена постельного белья.

Каждый скажет, что самый главный и нужный навык — это умение быстро заправить 40, а то и 140 кроватей. Посмотрите перед сменой пару-тройку лайфхаков о том, как быстро заправить пододеяльник, как помочь сложить вещи детям, и вы будете супер крутым вожатым, как в глазах детей, так и в глазах напарника!

2. Вставать по будильнику и с первого раза!

Полезный навык не только в лагере, но и в повседневной жизни. И дело даже не в том, что вы проспите подъем, а в том, что ваш мозг будет работать энергичнее, если вы встаете после первого пробуждения. А если откладывать будильник 10 раз, то весь день вы будете чувствовать вялость.

3. Составлять план дня.

Каждому своему напарнику, на протяжении уже многих лет, я прививаю привычку составлять план дня! Это ежедневная либо утренняя/либо вечерняя привычка, позволит успевать все за день, не терять драгоценные минуты, четко распределить обязанности и просто держать все под контролем. И да, все напарники в восторге применяют это практику в будущем, и радуют меня этим фактом.

4. Монтаж видео.

Однажды, жизнь заставит вас открыть этот удивительный мир. И если вы заранее позаботитесь хотя бы об элементарных навыках работы в самых простейших программах по монтажу видео, то словите дикий кайф от своей восхитительности + порадуете детей прощальным видео.

5. Навык переговоров и обольщения кухонных рабочих.

Дружить с «кухней» — это основа основ каждого человека в лагере! Дополнительная колбаска, замена рыбы на мясо, лишняя порция, халявные вкусняшки, соусы, салатики и уважение ваших предпочтений. Это ли не рай? РАЙ! Поэтому, выбирай любые пути чтобы сохранить любовь в священном лагерном месте — столовой!

6. Ежедневный учет инвентаря.

Казалось бы, зачем? Но поверьте, если вы четко будете знать, где ваши футбольные мячи , где все ножницы отряда и где искать потерянные воланчики и скакалки, то существенно сохраните свои нервы в последние дни, когда придется сдавать инвентарь и подписывать обходной лист!

7. Сочинять сказки/легенды/истории из головы на ходу.

Помимо не хилой прокачки собственного воображения, вы сумеете выйти из любой воды сухим. Особенно, когда нужно детей успокоить или развеселить, а нужную историю не подобрать из своих чертогов разума, то всегда можно эту историю выдумать! Дерзайте! Зато, вы будете точно знать, что эту историю дети еще не слышали.

8. Контроль эмоций.

Детям не обязательно знать, что вы поругались со своей второй половинкой, о том что вас наругал старший, или что у вас просто сегодня оказалось 2 левые ноги и вы хотите лишь сидеть в одиночестве и пить чай. Не стоит проецировать на детей свой негатив! Лучше попросить пару минут у напарника на перезагрузку, и вернуться дарить радость и любовь.

9. Нюх как у собаки, а глаз как у орла.

Учитесь перед сменой не только развивать воображение в целях историй, но и прокачивать смекалку в ныканье вкусняшек. Поверьте, дети не захотят добровольно отдавать все свои вкусняшки, а за каждую печеньку в тумбочке, вас ожидает наплыв либо муравьев, либо старшего воспитателя и его кары! Поэтому, внимательно изучайте тумбочки, кровати и шкафы, а так же потолки, матрасы, плинтуса и многое другое. А куда бы вы спрятали свои любимые мармеладки?

10. Села батарейка!

Развивайте навыки своей внутренней батарейки, и не забывайте оповещать напарника о том, что вам стоит ее пополнить! Получайте свои заряды от объятий, от разговоров, от любимой еды, от вкусного чая, от стакана воды, или от игр с детьми. Перед сменой, найдите себе 5 занятий, которые поднимают вам настроение на 110%, и не занимают больше 15 минут. И тогда, вы будете превосходны!



5 советов вожатому, которые помогут сделать первый день особенным для детей

Вспомните себя первый раз в лагере. Вы уехали от родителей далеко их рядом нет, вы никого совсем не знаете и первый человек, который вам готов помочь и заменяет «мамочку» это ВОЖАТЫЙ. Ну если он будет ходить скучный и угрюмый, то к нему будет СТРАШНО подойти. Разве вы бы не испытывали такого чувства? А если он веселый и радостный и готов всегда прийти на помощь, то конечно, вам захочется к нему обращаться. Но все вы помните, что в первый день очень важно, создать АТМОСФЕРУ, чтоб дети почувствовали, как КРУТО в лагере и что вы КЛАССНЫЙ вожатый. Речь будет идти не про ИГРЫ, а про ФИШКИ, которые стоит сделать в первый день.

  1. Сделайте фото с вашим отрядом Каждый ребенок уже в 7 лет имеет страничку вк или Instagram (некоторые родители специально регистрируют своих детей, чтоб те могли на расстоянии делится своим настроением и впечатлением) и предложив сделать им фотографию с вами или отрядную фотографию детям очень это понравится. Они смогут разместить ее в соц.сети и показать, как им круто в лагере и какой у них СУПЕР вожатый.
  2. Лампа «ДЖИНА» Это лучше проводить вечером или на свечке знакомства, где дети пишут записки о том, чего они ожидают от смены. Все записки собираются в красивую бутылку или коробку( можно сделать ее коллективно или заранее приготовить) и действительно закапать эту коробку в каком-нибудь месте в лагере. И в дальнейшем пусть это место будет каким-то особенным для вашего отряда( например круг-счастья или место «мозгового штурма) Для ВОЖАТОГО можно закапать бутылку или коробку на следующий день, это даст вам возможность проанализировать ваших детей. 2. Можно прочитать эти записки и тогда дети поймут сколько много похожих есть желаний и даст понять им что они смогут завести друзей. А потом закапать. И в конце смены выкопать и проанализировать что исполнилось, а что нет.(для младших отрядов интересен сам ПРОЦЕСС и в конце смены они так же может провести анализ в вожатым что исполнилось из их желаний, НО для маленьких это будет сложно. Можно сначала обсудить с ними и подсказать, что в лагере можно научиться шить, плести …найти друзей и чтоб они нарисовали это все а потом так же в красивую банку и закопать)
  3. Заведите видео-дневник Это будет очень интересно сделать не в отряде, а во всем лагере. В первый день показать первые видео вожатых и в последующие снимать все на видео и в конце смены сделать классный видео-дневник отряда.
  4. свод правил и традиций Это наверно, будет интересно средним детям. Большим уже не так интересно создавать правила отряда или традиции( чаще всего старшие дети ездят в лагерь не в первый год и им уже надоело это все. НО если вы проявите креатив и сделаете все в НЕОБЫЧНОЙ форме, то им безумно все понравится. Например, каждое правило воспроизвести на видео или на фотографии)
  5. Подведите яркий итог дняЭто ЯРКАЯ свечка. Про свечку наверно вы знаете, а если нет, то можно прочитать. Расскажу несколько моментов которые очень ВАЖНЫ
    • украшение места
    • в конце каждый должен получить что-нибудь памятное( сердечко оригами с надписью удачного дня или спасибо, что именно ты попал в наш отряд и т.д …


Не бойся своего креатива, реализуй его, не ленись, будь активен.