Особенности темперамента детей разных возрастов

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
IMG 9500m.jpg

Теорий разграничения возрастных особенностей очень много. Какие особенности взять за основу в развитии человека спор идет до сих пор. Выделяют биологические, социальные, биографические факторы, определяющие протекание развития. Американский психолог Стэнли Холл (1884-1923)- считал, что младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главным занятием древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, предподростковый, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность 12 -13 лет до наступления зрелости 22-25 лет, равна эпохе романтизма.

Другой американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961) тоже ориентируется на биологическую модель развития. 10 лет, по его мнению, - это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость, юмор, подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего – обращение внутрь, подросток интровертный, он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике, критически относится к родителям, усиливаются частые колебания настроения. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними, он очарован словом «личность», любит обсуждать, сравнивать себя с другими. Сущность 15-летия – быстрое нарастание индивидуальных различий. Новообразования этого возраста - рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье ив школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.

Множественность схем возрастной периодизации отражает многовариантность человеческого развития. До некоторой степени их можно «усреднить». От 6-7 лет до 11-12 - это детский возраст. Подростковый, отроческий возраст от 11-12 до 14-15 лет, является переходным, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Ранняя юность от 14-15 до 18 лет. Биологически это период завершения физического созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.


1. Возрастные особенности младшего возраста:

  • Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье.
  • Повышенная утомляемость.
  • Стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе.
  • Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в группе.
  • Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского.
  • Отсутствие авторитета возраста.
  • Устойчивость первого впечатления.
  • Отвращение к необоснованным запретам.
  • Восприимчивость к промахам руководителей.
  • Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.
  • Отсутствие адаптации к неудачам.
  • Отсутствие адаптации к положению “худшего”.
  • Тенденция предаваться мечтаниям.
  • Боязнь осквернения мечты.
  • Ярко выраженная эмоциональность.
  • Требовательность к соответствию слова делу.
  • Повышенный интерес к спорту.
  • Увлечение коллекционированием и т.п..


2. Особенности девочек младшего подросткового возраста:

  • реже, нежели мальчики, обращаются к негативизму с целью утвердиться во мнении сверстников;
  • реже своевольничают;
  • охотнее выполняют поручения руководителей;
  • в большей, нежели мальчики, мере прибегают к маскировке осознанных недостатков, реже бравируют ими;
  • в отличие от мальчиков реагируют подчас при помощи “смыслового барьера” по отношению к требованию, а также чаще, чем мальчики, прибегают к “смысловому барьеру” по отношению к человеку;
  • чувствительнее к воздействиям, унижающим достоинство;
  • реже утверждают себя в коллективе при помощи упрямства;
  • сверх всякой меры чувствительны к попыткам делить людей на группы по половому признаку;
  • не приемлют нейтралитета взрослого в борьбе среди сверстников за достойное положение группы;
  • в состоянии оценить по достоинству не только чужие, но и собственные недостатки;
  • не переоценивают себя;
  • не играют роли местного “шута”;
  • очень эмоциональны;
  • крайне болезненно реагируют на свою нескладность;
  • преобладают среди тех младших подростков, кто в состоянии уже следовать определенным установкам в своем поведении, как и преобладают среди тех, кто вносит коррективы в поведение, стимулируемое извне;
  • как правило, исполнительнее мальчиков;
  • легче поддаются формированию у них чувства ответственности за порученное дело;
  • обнаруживают потребность в проявлении заботы о ком-либо.


3. Особенности младших подростков меланхолического темперамента:

Меланхолики в 11 лет:

  • используют нередко в качестве самоутверждения упрямство, причем упрямство их отличается устойчивостью и носит пассивно-оборонительный характер;
  • не выступают обычно в роли орудия чужой воли;
  • самолюбивы; явно преобладают среди болезненно самолюбивых;
  • повышено утомляемы;
  • ходят довольно часто в негативистах;
  • подвержены (правда, в состоянии утомления) аффектам;
  • легко подаются формированию у них ответственного отношения к порученному делу;
  • обидчивы;
  • восприимчивы к одобрению и порицанию;
  • склонны к уединению и самоизоляции;
  • настойчивы в предъявлении притязаний;
  • подвержены психологическим конфликтам в их устойчивой форме;
  • в то же время во внешних конфликтах они избегают участвовать и, если оказываются вынужденными принять в них участие, конфликты эти обычно приобретают пассивно-оборонительный характер;
  • располагают устойчивой самооценкой;
  • предпочитают (во имя самоутверждения) маскировать свои недостатки;
  • верны, как правило, в дружбе; предпочитают главенствовать в дружеской паре; скрывают это свое желание;
  • питают отвращение к роли классного шута;
  • подвержены “смысловому барьеру”;
  • следуют нередко установкам в своем поведении.


4. Особенности младших подростков холерического темперамента:

Холерики в 11 лет:

  • чаще, чем представители других темпераментов, обращаются к упрямству как средству самоутверждения, если не оказывается в их распоряжении иных средств улучшения их положения в группе сверстников и в семье, причем для них характерно стойкое упрямство, проявляющееся в агрессивно-наступательной форме;
  • в роли орудия чужой воли выступают редко; в поступках своих руководствуются как доводами разума, так и желаниями;
  • прибегают в целях самоутверждения к критицизму;
  • становятся подчас негативистами;
  • в большей мере, нежели обладатели других темпераментов, подвержены аффектам;
  • с трудом поддаются формированию у них ответственного отношения к порученному делу;
  • не проявляют склонности к уединению; общительны, а подчас и навязчивы;
  • склонны переоценивать себя;
  • не в меру активны в предъявлении притязаний;
  • верховодят в дружбе, не скрывая при этом претензий на руководящее в ней положение;
  • ведут себя агрессивно во время конфликта; конфликт с их участием всегда устойчив;
  • располагают устоявшейся самооценкой;
  • не обнаруживают равнодушия к собственным недостаткам: чаще бравируют ими, реже скрывают (в целях самоутверждения);
  • подвержены “смысловому барьеру”;
  • в состоянии следовать установкам в поведении;
  • далеки от внушаемости.


5. Особенности младших подростков сангвинического темперамента:

Сангвиники в 11 лет:

  • не прибегают к стойкому упрямству; ситуационное же у них отмечается редко, но носит агрессивно-наступательный характер; чаще других выступают в роли орудия чужой воли; если же сами определяют направление своего поведения, руководствуются при этом только желаниями;
  • не брезгуют (если дело идет о самоутверждении) критицизмом;
  • как правило, не самолюбивы; болезненно самолюбивыми не бывают вовсе;
  • в негативистах не ходят;
  • аффектам не подвержены;
  • обидчивостью не отличаются;
  • склонности к уединению не обнаруживают;
  • воспитанию у них ответственного отношения к порученному делу поддаются с большим трудом;
  • активны в предъявлении притязаний; бравируют недостатками; склонны переоценивать себя;
  • хотя и реже, чем холерики, участвуют тем не менее во внешних конфликтах; ведут себя при этом агрессивно; конфликт с их участием устойчивостью не отличается;
  • внутренних конфликтов не ведают, как и не подвержены они “смысловому барьеру”, а также не следует установкам в поведении;
  • легко внушаемы; хвастливы; охотно играют в группе роль “шута”;
  • если верховодят в дружбе, не скрывают своих притязаний на руководящее в ней положение.


6. Особенности младших подростков флегматического темперамента:

Флегматики в 11 лет:

  • не прибегают к упрямству, даже если речь идет о самоутверждении;
  • выступают, случается, в качестве орудия чужой воли; если же направление всего поведения определяют сами, руководствуются при этом, как правило, доводами разума, а не желаниями и впечатлениями;
  • легко дисциплинируются, относятся обычно к числу “благополучных” детей;
  • аффектам не подвержены;
  • негативистами не бывают;
  • хвастовством не отличаются;
  • болезненно самолюбивыми не становятся;
  • ответственное отношение к порученному делу формируют у себя без особых затруднений;
  • более других равнодушны к одобрению и порицанию;
  • отличаются выдержкой;
  • во внешних конфликтах участвовать избегают; если же тем не менее вовлекают их в конфликт, они занимают в нем пассивно-оборонительную позицию и стремятся “выйти из игры”;
  • склонны нередко к уединению;
  • равнодушны к собственным недостаткам;
  • не ведают внутреннего конфликта;
  • играют лишь пассивную роль в дружеском дуэте;
  • не реагируют при помощи “смыслового барьера”;
  • отвергают роль “классного шута”.


7. Возрастные особенности старшего подростка:

  • Потребность в энергетической разрядке. Отсутствие экономии в поступках.
  • Озабоченность созданием динамогенных ситуаций.
  • Потребность в самовоспитании. Активный поиск объектов подражания. Активное подражание идеалу.
  • Гипертрофия эмоциональности. Отсутствие выносливости к эмоциональным перегрузкам. Резко выраженная потребность в эмоциональном благополучии.
  • Обнаружение мира сексуальных переживаний. Первые трещины в психологическом барьере между полами. Половое любопытство.
  • Сочетание интереса к интимному миру взрослых со стремление оградить от посягательств свой собственный интимный мир.
  • Отсутствие эмоциональной адаптации. Чувствительность к эмоциональной окраске событий, а также к эмоциональной нагрузке поступков. Эффективность апелляции к чувствам.
  • Подверженность эмоциональному “заражению” (“эффект эмоционального заражения”).
  • Гипертрофия чувства собственного достоинства.
  • Значимость истины и справедливости. Психологический барьер по отношению ко лжи и фальши.
  • Критичность.
  • Бескомпромиссность.
  • Потребность в автономии. Поиск автономии в группе.
  • Отвращение к опеке.
  • Адаптация к заслуженной похвале.
  • Адаптация к неудачам.
  • Отсутствие авторитета возраста.
  • Неприемлемость адаптивного поведения. Склонность к формированию гражданского достоинства. Значимость независимости, как таковой.
  • Резкое колебание характера и уровня самооценки.
  • Тенденция к отказу от пользования двумя моралями в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Интерес к качествам личности (как собственным, так и других людей).
  • Равнение на взрослых.
  • Потребность “быть”. Значимость эффекта присутствия.
  • Потребность в иллюзии доступности.
  • Потребность что-то значить.
  • Потребность в популярности.
  • Пристрастие к эффектам шокового типа.
  • Устойчивость нравственных стереотипов. Большой удельный вес этих стереотипов в системе жизненных ориентиров. Следование моральным установкам.
  • Потребность строить отношения с окружающими на основе симпатий и антипатий.
  • Исчезновение устойчивости первого впечатления. Стремление скрыть то, что мыслится “ахиллесовой пятой”. Неприемлемость необоснованных запретов.
  • Отзывчивость на доброту.
  • Чувствительность к разладу в семье.
  • Гипертрофия потребности в информации


8. Особенности девочек старшего подросткового возраста:

Девочки - старшие подростки:

  • в этом обычно возрасте обретают чувство пола в специфической его форме и утверждаются окончательно во внутренней позиции “женщины”;
  • в массе своей лишены еще специфических женских возможностей самоутверждения, что не мешает им, впрочем, переоценивать значение для женщины внешней привлекательности;
  • обнаруживают потребность нравиться; затрачивают немало усилий на ее удовлетворение, хотя усилия эти чаще всего и оказываются тщетными;
  • не игнорируют более своих сверстников - мальчишек; не отвергают их ухаживания;
  • обнаруживают потерю чувствительности к попыткам делить людей на группы по признаку пола; самым поразительным образом сочетают в себе при этом чувство “женского патриотизма” в специфической его форме с отчетливо выраженной неприязнью к женщинам и плохо маскируемой завистью к представителям мужского пола;
  • заняты поиском Героя; любят строго избирательно; чувство это окрашено у них в сексуальные тона и приводит к разрушению сексуального барьера по отношению к любимому; рассчитывают на взаимность;
  • восприимчивы к половой морали;
  • озабочены наращиванием нравственного потенциала;
  • высокую этическую требовательность к другим людям сочетают с не менее ярко выраженной требовательностью к самим себе;
  • как правило, не в меру самокритичны; склонны к дипломатической эквилибристике;
  • реагируют, случается, при помощи “смыслового барьера” по отношению к требованию;
  • охотно входят (если представляется к тому возможность) в состав мальчишеских группировок; избегают состоять членами малых коллективов старшеклассниц;
  • сохраняют довольно часто интерес к промахам наставников, в том числе и к разногласиям в их среде;
  • реже, чем сверстники-мальчики, своевольничают; реже бравируют недостатками, а также реже грубят взрослым;
  • в то же время в большей, нежели мальчики, мере эмоционально ранимы и неуравновешенны и, естественно, чаще реагируют аффектным образом;
  • чаще, кроме того, прибегают к упрямству (стойкое упрямство отмечается только у девочек), равно как и чаще (по причине болезненно развитого самолюбия) бравируют самостоятельностью;
  • чувствительны к колебаниям внутригруппового эмоционального климата;
  • в большей, нежели мальчики, мере склонны к сопереживанию как положительных, так и отрицательных чувств; значительно чаще срабатывает у них эмоциональный фактор и в качестве психологического катализатора;
  • обнаруживают большую, нежели мальчики, идентичного темперамента, стойкость в условиях вакуума доброты;
  • больше уделяют внимания и проблеме престижа.


9. Особенности мальчиков старшего подросткового возраста:

Мальчики - старшие подростки:

  • занимают внутреннюю позицию “мужчины”; не враждуют более с девочками;
  • отличаются влюбчивостью, причем любовь их лишена строгой психологической избирательности и носит романтический характер; переживая это чувство, становятся сексуально аморфными, а также доступными перевоспитанию; в этом состоянии, кроме того, рьяно демонстрируют как восхищение предметом чувства, так и пренебрежение теми, кто не пришелся им по вкусу; на взаимность не рассчитывают;
  • в отличие от девочек из нескладности своей трагедии не делают; адаптируются к недостаткам собственной наружности;
  • не входят в состав девчоночьих группировок; пытаются попасть в малые коллективы старшеклассников; состоят нередко членами двух малых коллективов;
  • более активно, нежели девочки, утверждаются во мнении окружающих; стойко переносят отлучение от коллектива; в положении изоляции, как правило, “переоценки ценностей” не производят;
  • озабочены приумножением интеллектуальных и волевых своих возможностей; переоценивают значение физической одаренности; уделяют внимание физической подготовке; сохраняют подчас интерес к “соотношению сил” в группе;
  • равнодушны к половой морали;
  • не реагируют при помощи “смыслового барьера” по отношению к требованию;
  • чаще девочек фантазируют вслух;
  • чаще поддерживают уважаемых руководителей;
  • располагают довольно часто неадекватно высокой самооценкой; редко, правда, но претендуют все же на роль общеклассного лидера; все еще видят далеко отстоящим свое будущее;
  • сохраняют подчас привычку обращаться к негативизму в целях самоутверждения, и негативизм их при этом оказывается без точного адреса;
  • могут позволить себе привлечь привлечь посторонние группировки к борьбе с противостоящими им членами своей группы;
  • занимают, случается, позицию “белой вороны”.


10. Особенности старших подростков меланхолического темперамента:

Меланхолики:

  • не в меру эмоционально ранимы;
  • отличаются ярко выраженной “аффектной логикой”;
  • меняют “картину поведения” в ситуации ожидания;
  • в условиях, когда на карту поставлены честь их и достоинство, прибегают к “смысловому барьеру”, а также бравируют недостатками;
  • в ответ на обнаружение их “ахиллесовой пяты” снижают чаще всего уровень самооценки;
  • в условиях обостренной конкуренции не могут отвлечься как от мысли о низкой своей конкурентоспособности (если дело обстоит таким именно образом), так и от мысли об имеющихся у них преимуществах (если таковые действительно имеются); по этой причине, случается, занимают внутреннюю позицию “белой вороны”;
  • в непривычной обстановке устойчиво внутренне напряжены;
  • склонны к самоанализу;
  • подозрительны, подчас до такой степени, что обрекают себя на психологическое одиночество;
  • с большим трудом акклиматизируются психологически в новых коллективах;
  • с не меньшим трудом не только заводят, но и поддерживают знакомство;
  • ведут себя депрессивно в состоянии фрустрации;
  • уделяют много времени восприятию самих себя;
  • в ситуации чреватой утраты независимости, ведут себя открыто вызывающе (при условии, что безопасность им гарантирована); в обстановке, полной опасности, к вызову чаще всего не прибегают, а если уж решаются на вызов, всячески его маскируют;
  • обнаруживают как стойкое (только девочки!), так и ситуативное упрямство;
  • отличаются устойчивостью нравственных (впрочем, не только нравственных!) стереотипов, а также эмоциональных состояний:
  • значительно раньше других обретают сексуальность;
  • группируются: а) в ситуации, когда сами выступают в роли лидера, а также в отсутствии лидера - с флегматиками и сангвиниками; б) при лидере-сангвинике - с флегматиками и “неопределенными”.


11. Особенности старших подростков флегматического темперамента:

Флегматики:

  • позже всех созревают физиологически;
  • меньше всех заняты восприятием самих себя;
  • в меньшей мере, чем все другие, располагают “аффективной логикой”;
  • в меньшей степени, чем все остальные, страшатся эмоциональных перегрузок;
  • не в пример тому, что было в младшие подростковые годы, бравируют недостатками;
  • приемлют как мотивированные запреты, так и чрезмерные дозы поощрения;
  • не прибегают к негативизму;
  • не впадают в амбицию;
  • не оригинальничают;
  • не реагируют аффективным образом;
  • не совершают ошибок ad hominem;
  • не позируют;
  • не участвуют, как правило, в конфликтах;
  • не прибегают ко “лжи в убыток”;
  • депрессивно ведут себя лишь в состоянии фрустрации;
  • поддаются (причем легче других) формированию у них волевой уравновешенности;
  • в меру самолюбивы и самокритичны;
  • с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство;
  • не берут на себя миссию лидера малого коллектива;
  • группируются: при лидере-холерике - с сангвиниками и “неопределенными”; при лидере - меланхолике с сангвиниками; при лидере - сангвинике - с “неопределенными” и меланхоликами; в отсутствии лидера - с сангвиниками и “неопределенными”, а также с меланхоликами.


12. Особенности старших подростков сангвинического темперамента:

Сангвиники:

  • не ведают психологического одиночества;
  • легче всех и быстрее устанавливают не только деловой, но и эмоциональный контакт;
  • быстрее всех и безболезненнее акклиматизируются психологически в любом коллективе;
  • больше всех озабочены “организацией” динамогенных ситуаций;
  • в большей мере, чем все остальные, внушаемы;
  • не прибегают к упрямству даже в целях самоутверждения;
  • не остаются без ближайшего друга;
  • дружат с представителями всех темпераментов, кроме сангвинического же;
  • довольно часто (правда, только мальчики!) входят одновременно в состав более чем двух малых коллективов;
  • группируются: пи лидере - холерике - с флегматиками и “неопределенными”; при лидере - меланхолике - с флегматиками; в отсутствии лидера - с флегматиками и “неопределенными” или с флегматиками и меланхоликами;
  • ведут себя чаще всего агрессивно в состоянии фрустрации (возможна, впрочем, и депрессивная реакция);
  • бахвалятся порой приобщенностью к “взрослой жизни”;
  • меняют “картину поведения” в ситуации ожидания;
  • играют еще изредка (вопреки своему желанию!) роль “шута”;
  • хотя и в меньшей степени, чем обладатели других темпераментов, не переносят тем не менее эмоциональных перегрузок;
  • сохраняют неустойчивость эмоциональных состояний;
  • случается (правда, только в состоянии эмоционального дискомфорта), обнаруживают аффективность, а также бравируют недостатками.


13. Особенности старших подростков холерического темперамента:

Холерики:

  • обретают эмоциональную травмируемость;
  • демонстрируют отрицательное отношение к антипатичным им людям;
  • сохраняют безудержность;
  • бравируют недостатками;
  • ведут себя агрессивно в состоянии фрустрации;
  • не выносят состоянии бездействия;
  • всех больше заняты поиском автономии в коллективе;
  • плохо уживаются с меланхоликами и представителями такого же, как у них самих, темперамента; при условии, что не мешают им занимать положение лидера малого коллектива, группируются с флегматиками, сангивиниками и “неопределенными”; явно преобладают среди тех, кому не удается обзавестись ближайшим другом;
  • в любой ситуации ведут себя вызывающе, если кто-либо или что-либо угрожает их независимости;
  • всех чаще впадают в амбицию;
  • питают отвращение ко всем формам адаптивного поведения;
  • щеголяют чаще других “неисправимостью”;
  • тягаются со взрослыми; не прочь приобщиться к “взрослой жизни”;
  • не страшатся волевых перегрузок;
  • легко заводят, но с трудом поддерживают знакомство;
  • дотошно пытливы;
  • очень энергичны;
  • реагируют, случается, при помощи “смыслового барьера” по отношению к человеку” (и мальчики, и девочки!), а также “по отношению к требованиям” (только девочки!);
  • занимают довольно-таки часто (правда, только мальчики!) внутреннюю позицию превосходства;
  • не прочь “прогреметь”;
  • сохраняют активно - негативное отношение к выскочкам;
  • ведут себя вызывающе, оказавшись в одиночестве; не уступают нажиму;
  • обнаруживают подчас негативизм (только мальчики!), так и привычку упрямиться (только девочки!).