Набор игр на сплочение 2
"Атомы - молекулы".
Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
"В тесноте, да не в обиде".
Чертится квадрат со стороной, равной одному метру. Задание команде: занять его, не заступая за его границы.
Вариант №1: «Талия отряда» как можно компактнее встает вместе, а вожатый веревкой измеряет «талию». Можно измерить в начале смены, а потом в конце и сравнить.
Вариант №2: «Титаник» (лавочка). Вожатый измеряет расстояние, на котором должны все уместиться и так простоять 5 секунд, не касаясь земли. После выполнения лавочка укорачивается, задание усложняется. Так можно укоротить несколько раз. Главное, чтобы задание было сложным, но выполнимым.
"Гусеница".
Группа становится в линию. Каждый из группы протягивает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширине плеч и протягивают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку игрока, стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
"День рождения".
Сначала участники выбирают ребят, которые пользуются популярностью в коллективе. Их задача – написать фамилии тех, кого бы они пригласили на день рождения, но не более трех. Три – четыре человека, набравшие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают всех участников к себе в гости. Все должны решить, кто к кому пойдет на день рождения. Если участник не хочет идти ни к кому из «именинников», то это его право. Создаются микрогруппы. После небольшого совещания некоторые группы могут объединиться. Таким образом, можно выявить эмоциональных лидеров и дать детям возможность четко определить различие между эмоциональным и деловым лидером. Игру можно использовать для разбивки на команды.
"Десяточка".
Участники игры образуют круг так, чтобы соседи соприкасались плечами. Задача игры – сосчитать до десяти всей командой (но не хором). Устанавливаемые ограничения – нельзя разговаривать, цифры произносятся по порядку, один человек не может называть две цифры подряд, нельзя договариваться о каком-либо определенном алгоритме (проводящий игру может в любой момент запретить любой алгоритм, даже если участники дошли до него, не договариваясь). Если нарушаются правила или цифры называют одновременно несколько человек, счет начинается заново. Во время выполнения задания, участники смотрят на носки своих ботинок (дабы избежать перемигиваний, переглядываний и т.д.). Если счет до десяти перестает представлять трудность для команды – можно предложить участникам считать просто до первой ошибки.
"Жадина".
Две команды, две шоколадки (яблоки и т.п.). Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.
"Зеркало".
Все разбиваются по парам и становятся лицом друг к другу на расстояние вытянутой руки. Один в каждой паре играет роль зеркала. Ему нужно копировать, как можно точнее все движения партнера, который может хмуриться или удивляться, улыбаться, подмигивать – в общем, как фантазия подскажет. Потом игроки меняются местами.
"Игра в тени".
На стене укрепляют простыню, перед которой садится один из играющих. На другом конце комнаты ставят лампу. Все играющие поочередно проходят мимо простыни так, чтобы ведущий узнал его по тени. Проходящие могут по возможности изменять тень (поднимать плечи, горбиться, изменять прическу и т.п.) тот, кого ведущий узнает по тени, становится водящим.
"Изображение из веток".
Весь отряд должен за ограниченное время (1- 2 минуты) выложить на полу из веток изображение, например, слона. Задание необходимо выполнять в полной тишине.
"Капитан".
Все выстраиваются на стульях. Выбирается «капитан». Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т. д. При этом сходить со стульев нельзя, а говорить имеет право только «капитан». Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит.
"Ковер-самолет".
Несколько играющих стоят на покрывале – «ковре – самолете». Они «летят» по небу и им надо перевернуть свой «ковер – самолет» так, чтобы никто не наступил на пол. Если это происходит, задание выполняется сначала.
"Космическая скорость".
Задача игры – передать мяч из рук в руки за три секунды в группе, количеством не менее 20 человек. Обязательное условие – мяч должен побывать у каждого только один раз (одновременно держать мяч два человека не могут). Игра требует сообразительности.
"Красные кегли не брать".
Разноцветные кегли ставят на площадке. Двум участникам завязывают глаза, раскручивают и отправляют за кегли. Задача игроков – набрать как можно больше кеглей. Красные кегли – штрафное очко. Остальные ребята могут подсказывать, не называя имени игрока.
"Найди пару".
Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару (царю найти Гороха, Ивану – царевичу – лягушку). Нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?».
"Невидимая фигура".
Игроки делятся на группы по три человека. Каждый берет себе роль: «художник», «модель», «глина». Художник и глина закрывают глаза. Модель принимает определенную позу и сообщает о своей готовности. За работу принимается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить ее позу, затем превращает глину в произведение искусства, воспроизводя при этом модель. После окончания работы все открывают глаза. Оценивается степень сходства скульптуры и образа.
"Ноги в руки".
Группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо игрока стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой подхватывают ногу игрока, стоящего позади. Задача группы – пропрыгать без разрыва определенное расстояние.
"Обувная фабрика".
Все снимают обувь и кладут ее в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.
"Орлятский круг".
Весь отряд встает в один большой «орлятский» круг (левая рука на плече у соседа слева, а правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше… ваша фантазия.
"Отгадать фигуру".
10 человек делают фигуру (заворачиваются в спираль и др.). Другие 10 человек с закрытыми глазами «ощупывают» фигуру определенное время. А затем с открытыми глазами пытаются сделать подобную фигуру.
"Паровозик".
Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки – только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача – достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.
"Покачай червячка".
Игру следует проводить на мягкой траве или ковре. Все встают на четвереньки, тесно прижавшись, друг к другу. Последний в ряду ребенок встает и пытается по спинам проползти в самое начало, подражая движениям червячка. Нельзя использовать локти и колени. Остальные стараются столкнуть его, изгибая спины. Когда ребенок добирается до цели или падает, он перестраивается в начало, а его место занимает следующий игрок.
"Построй крепость".
Игроки сидят кругом на стульях. Водящий в центре круга с завязанными глазами. Он – стражник, охраняющий территорию. Сидящие – неприятели, которые должны построить на территории крепость, для чего им нужно на один стул составить все остальные (число стульев равно числу игроков). Водящий стремится остановить строителей. Рукой он показывает, откуда ему слышится звук, произнося слово «здесь». Если ему удалось указать на строителя, то строитель выбывает из игры. Если водящий указал на место расположения крепости, то она должна быть перестроена в другом месте. Если крепость построена, то победили строители.
"Путаница".
Все стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отходит, а в это время круг «запутывается» (нельзя перешагивать через ноги). Затем водящий пытается распутать всех.
"Семейная фотография".
Группе предлагается представить, что она большая семья и им нужно сфотографироваться. Выбирается «фотограф». Он должен всех расположить для фотографирования. Первым он выбирает «дедушку», который тоже помогает расстановке. Дальше дети должны самостоятельно решить, кому кем быть и где стоять.
Эта игра на выявление лидеров, отслеживания групповой динамики. Также интересно посмотреть за распределением ролей, активностью – пассивностью в выборе месторасположения. После расстановки и распределения ролей игру можно закончить так: «фотограф» считает до трех, все хлопают в ладоши. На счет «три» все кричат «сыр».
"Сидячий круг".
Все становятся тесно в круг, взявшись за талию игрока, который стоит перед ним. Задание: нужно медленно сесть на колени друг другу, после чего руки разводятся в стороны. Возможно, с первого раза не получится, попробуйте еще. Круг должен быть как можно ровнее.
"Скалолаз".
Игроки встают на невысокую скамейку плотно друг к другу, взявшись под локти. По очереди каждый игрок должен пройти по краю скамейки, держась за стоящих на ней ребят, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков. Если кто-либо из игроков коснется земли, – все начинают сначала.
"Слепой и поводырь".
Ребята разбиваются на пары. Затем первые номера закрывают глаза. Это – «ведомые». Вторые номера – «ведущие». «Ведущие» ведут «ведомых» через различные препятствия, которые показывает им вожатый. Потом ребята меняются ролями (водить человека не менее 15 – 20 минут).
"Слово хором".
На выявление лидеров. Команда должна сказать хором какое-нибудь слово или словосочетание. Для этого им надо как-то договориться. Эту функцию берет на себя лидер.
"Спираль ".
Все строятся в цепочку. Каждый держится за талию впередистоящего, кроме первого игрока. Постепенно игроки заворачиваются в спираль, а затем обратно. Можно закрутить и 300 детей, но при этом лучше всем держаться только за руки. Можно больше, но будьте внимательны. Игра может превратиться в большую давку.
"Фигуры".
На выявление лидеров. Группа встает в круг. Все держатся обеими руками за общую веревку. Все при этом должны стоять плотно друг к другу, а веревка – натянута. Группе дается задание с закрытыми глазами делать фигуру (квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.). Глаза можно открыть тогда, когда группа решит, что фигура построена. Обсуждение во время построения фигуры запрещается.
"Фиксация".
Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Вожатый объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Вожатый громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в отряде, определить уровень сплоченности в отряде. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.
"Ха-ха-ха".
Все ложатся, положив голову на живот другому участнику, образуя, таким образом, длинную цепь. Первый игрок говорит: «Ха», второй: «Ха – ха» и т. д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.
"Человек к человеку".
Все стоят по двое. Водящий по очереди называет части тела. Например, «нос к носу», «рука к руке», «коленка к коленке» и т. д. Играющие должны выполнить эти задания. После команды: «Человек к человеку» все разъединяются и ищут другого партнера. Тот, кому не достанется партнера, становится водящим.
"Электрическая изгородь".
Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т. д.). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей команде через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или невидимой ее части. Если кто-то коснется стены, вся команда возвращается назад и начинает задание снова. Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.
"Я вижу в тебе".
Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга: внутренний и внешний).
Первый этап игры – «Три пальца»: по команде вожатого, на счет 3 участники показывают человеку, стоящему напротив, пальцы от 1 до 3; 1 палец – просто постояли, посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца – пожали друг другу руки, 3 пальца - обнялись; в случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 - просто пожали друг другу руки). Вожатый после того как участники выполнили действия дает команду «Переход» и внешний круг смещается на одного человека вправо. После этого вожатый снова считает: «Раз, два, три. Переход» и так до тех пор, пока люди не пройдут полный круг, оказавшись снова в паре с тем же человеком, с которым и начинали данный этап.
Второй этап игры – «Я хочу предложить тебе». «Я хочу предложить тебе» – коренная фраза этого этапа. По команде вожатого «Внутренний к внешнему, поехали», те, кто стоят во внутреннем круге начинают говорить тому, кто стоит напротив, что они хотят ему предложить, начиная свою речь коренной фразой. По команде «Стоп» все разговоры прекращаются, и после следующей команды: «Внешний к внутреннему, поехали» начинает говорить тот, кто стоит во внешнем круге. Вторая команда «Стоп» прекращает разговоры. Вожатый дает 1-2 секунды на то, чтобы участники в паре посмотрели друг другу в глаза, и подает команду «Переход», по которой игроки внешнего круга перемещаются на одного человека вправо. Очень важно вести строгий учет времени отведенного на предложения одного круга к другому; промежутки времени должны быть равными (20-30 сек.). Необходимо отметить, что предлагать можно все что угодно, начиная от мороженого и прогулки до поездки в Америку и виллы. Основная цель этого этапа «разговорить» ребят.
Третий этап - «Я вижу в тебе».
Четвертый этап - «Мне нравится в тебе».
Пятый этап - «Мне не нравится в тебе»
Этапы с третьего по пятый проводятся по тому же принципу, что и вто-рой; заменяется только ключевая фраза.
Шестой этап - «Три пальца» (см. этап 1).
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: "Внимание!". На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т.п.) После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т.п.) Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается.
РУКОПОЖАТИЕ.
Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание риготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему. Данное упражнение вызывает интерес ребят к различным формам выражения чувств, в том числе через рукопожатие.
ПАРЫ.
Каждая пара берет по одному листку бумаги, встает лицом друг к другу и, прижимая лист лбами с двух сторон, руки заводит за спину. В таком положении пары должны произвольно передвигаться по помещению (можно под музыку). Разговаривать нельзя. Главная задача участников – продержаться как можно дольше, сохраняя тишину.
БАШНЯ.
Упражнение может проводиться в одной группе. Если участвуют две группы или несколько, то упражнение может носить соревновательный характер. Группам выдается материал для строительства «башни»: бумага (например, пачка старых газет) и скрепки (можно со степлером) или 50 палочек для коктейля и скотч. Группам необходимо построить башню из данного материала. Башня должна быть устойчивой. Побеждает та группа, у которой будет самая высокая башня, способная стоять без поддержки.
НА УЛИЦЕ.
Все участники перемещаются свободно, периодически встречаясь друг с другом.
- 1-й день – на фоне «плохой» музыки – плохое настроение (контакты только посредством взглядов).
- 2 день – на фоне «плохой» музыки – хорошее настроение.
- 3 день – 20 век (приветствия через рукопожатие).
- 4 день – 16 век (приветствия через реверансы и церемониальные фразы).
- 5 день – 21 век (стремительно, не замечая других, быть может, сталкиваясь или отталкивая их).
- 6-1 день – новый способ приветствия.
При обсуждении выясняется, кто в какой день чувствовал себя увереннее, кто в какой день не смог ни с кем «поздороваться» и т.п. Дается широкий спектр различных вариантов общения с людьми.
- Круг*
Все садятся в круг.Задача группы всем одновременно подняться, держась за руки.выполнять до тех .пор пока подьем не будет выполнен синхронно.
- Паутина*
Группе не необходимо перебраться через паутину, не нарушив ее.каждую ячейку можно использовать 1 раз.обходить паутину, преодолевать ее через верхнюю .или нижнюю границу нельзя.если участник касается паутину, группа возвращаться в исходную позицию.
- Постройтесь*
Вожатый предлагает участникам закрыть глаза и построиться по росту(по количеству пуговиц, по датам рождения...)
- Я змея-змея-змея*
Два участника(стоя друг за другом) передвигаясь змейкой по комнате поют песню *я змея-змея-змея, я ползу, ползу ползу..* подходят к одному из участников и спрашивают у него*хотешь быть моим хвостом* участник может согласиться или отклонить предложение.если он не принял предложение *змея* ему должна ответить *а придется.* и в том и в другом случае кандидат в *хвост змеи* пролезет сквозь туннель, образованный из *ног змеи* и становиться хвостом, далее *змея78 идет к следующим участникам и процедура принятия хвоста повторяется. игра заканчивается тогда, когда последний участник проберется в тоннеле из *ног змеи* а в переди стоящий смыкается с тем. кто пока является хвостом змеи.таким образом. участник в тоннеле вынужден какое-то врем *поплугать* в недоумении.
- бешеная голова*
играющие встают в колонну затылком друг к другу, держась за пояс.первый в колонне-*голова*, последний *хвост*.голова стремиться сьесть собственный хвост, а хвост вовремя увернуться.
- ха, ха, ха*
из группы вызывается несколько добровольцем(около 10) они становятся в линейку первый говорит *ха* второй *ха-ха* и так далее по возрастающей.игра заканчиваться естественно.
"Я тоже"
группа сидит в кругу.Ведущий предлагает подумать о своей характерной черте, которой нет у кого нить нить из участников.далее, по кругу каждый произносит задуманное.если эта черта есть еще у кого-то, он встает и говорит" я тоже" и садиться на колени того, кто назвал эту черту.Затем они возвращаться на свои места и другой продолжает. Игра закончиться .если все участники назовут одну черту которая отличает их от других.
"МЫ вместе"
вожатый предлагает участникам в общий круг и объясняет правила игры: по команде ведущего "начинаем игру" одновременно должны встать 4 игрока. на протяжении всей игры в круг должно находиться 4 стоящих игрока, но каждый из участников может стоять не более 10 секунд. между игроками не должно быть никакого общения, но каждый должен следить за тем что происходит и заботиться о том чтобы всегда было 4 стоящих игроков-не больше не меньше-без исключения. фиксируется время когда игроки ошибаются.