Мы строим мост
Игра-проект
Эту игру можно проводить с подростками любого возраста, которым впервые предстоит работа над проектом.
Цель игры: познакомить участников с основными понятиями проектной деятельности (проблема проекта, цель проекта, проектный продукт, презентация, план, анализ и самооценка работы), с технологией критериального оценивания проектной работы
Оборудование: листы бумаги А4, ножницы, клей, карандаши, линейки, план презентации, протоколы оценивания проектов.
Ход игры: из числа участников путем жеребьевки выбираются оценщики (3–5 человек). Остальные участники делятся на небольшие группы по 5–7 человек.
Инструкция участникам. Вам необходимо построить мост (склеить из бумаги). Длина моста не менее пяти метров, ширина моста ровно 8 сантиметров. Работа простая, однако, есть главное правило: девочки не имеют права прикасаться к линейкам и клею, а мальчики не могут брать в руки карандаши и ножницы. Продолжительность работы — 10 минут. По завершении вам предстоит провести презентацию своего проекта по плану, который вы получите в конце работы.
Ваша работа будет оцениваться в соответствии со следующими критериями оценивания.
Информация для ведущего. Перед началом работы необходимо, чтобы все внимательно ознакомились с критериями. Важно, чтобы все участники игры одинаково понимали формулировки критериев. Для этого можно в течение 5–7 минут обсудить критерии оценивания.
В результате этого обсуждения дети должны понять, что лучшей работой является мост длиной более 5 метров, шириной 8 см по всей длине, при строительстве которого ни разу не было нарушено «главное правило», а презентация этой работы исчерпывающе осветила ее точно в соответствии с планом. Все эти параметры описаны самыми «дорогостоящими» дескрипторами.
При соблюдении вышеуказанных параметров идеальной считается такая работа, в которой боковые стороны моста склеены без зазоров, рабочее место аккуратно убрано, все участники принимали активное участие в работе, а участник группы, проводивший презентацию, говорил грамотно, доброжелательно общался со своими оппонентами и уважительно относился к оценщикам. Эти параметры описываются бонусными баллами.
Необходимо, чтобы участники поняли: критерии оценивания показывают, что следует делать, а дескрипторы описывают, как продвигаться к наилучшему результату. Для этого надо обратить внимание участников на слова, выделенные в дескрипторах жирным шрифтом, — они показывают, чем отличается более высокий уровень работы от менее высокого уровня.
Каждая группа, в том числе оценщики, должна получить по экземпляру критериев.
Инструкция оценщикам. Вы должны внимательно следить за работой групп, чтобы они не допускали нарушений главного правила и чтобы все участники принимали активное участие в работе (обратите внимание на критерий С и соответствующий бонусный балл). Все допущенные нарушения необходимо отмечать.
Через 8 минут после начала работы необходимо предупредить участников, что осталось 2 минуты до окончания. По истечении 10 минут все группы сдают свои проектные продукты («мосты») оценщикам. Оценщики приступают к оцениванию в соответствии с критериями. В это время каждая группа получает план презентации и приступает к ее подготовке. На подготовку презентации отводится не более 5 минут.
Критерии оценивания проекта «Мост»
- Критерий А - Длина моста (максимум 3 балла)
Дескрипторы2 | Баллы |
Длина моста до 3 м | 1 |
Длина моста от 3 до 5 м | 2 |
Длина моста более 5 м | 3 |
- Критерий B - Ширина моста (максимум 3 балла)
Дескрипторы | Баллы |
Ширина моста не одинаковая на значительной протяженности (шире или уже 8 см) | 1 |
Ширина нескольких секций моста больше или меньше 8 см | 2 |
Ширина моста на всей протяженности составляет ровно 8 см | 3 |
- Критерий С - Соблюдение главного правила строительства (максимум 5 баллов)
Дескрипторы | Баллы |
Главное правило нарушалось 6 раз и более | 1 |
Главное правило нарушалось от 3 до 5 раз | 2 |
Главное правило нарушалось 2–3 раза | 3 |
Главное правило нарушалось только 1 раз | 4 |
Главное правило ни разу не нарушалось | 5 |
- Критерий D - Презентация (максимум 3 балла)
Значительная часть работы на презентации не освещена | 1 |
На презентации освещены только основные этапы работы | 2 |
Вся работа исчерпывающе освещена на презентации точно в соответствии с планом | 3 |
Бонусные баллы | . |
Боковые стороны моста не имеют зазоров (склеены ровно) | 1 |
После завершения работы рабочее место выглядит аккуратно (обрезки бумаги убраны) | 1 |
Все участники группы принимали участие в работе | 1 |
Качество проведения презентации (культура речи, доброжелательность в общении с аудиторией, уважительное отношение к оценщикам) | 1 |
ИТОГО БАЛЛОВ | . |
План презентации проекта «Мост»
1. В чем состояла проблема проекта?
2. Какова была цель проекта?
3. Каков проектный продукт?
4. Был ли план работы (если да, то какой; если нет, то каким он мог бы быть)?
5. Как участники пользовались критериями оценивания в ходе работы?
6. Описание хода работы (с чего начали работу, как распределили роли в группе, удалось ли вовлечь всех участников)
7. Анализ работы (что было самым трудным, как удалось преодолеть возникшие трудности).
8. Самооценка результата работы (что получилось, что — нет, почему, как вы стали бы действовать в следующий раз — дайте совет тем, кто будет строить такой же мост).
Презентацию следует ограничить 5 минутами.
По завершении презентации оценщики и участники могут задавать уточняющие вопросы. После выступления всех групп оценщики заканчивают свою работу (оценивают качество проведения презентации) и объявляют результаты.
Победившая команда получает символический приз. После этого участники могут задать уточняющие вопросы оценщикам.
Информация для ведущего. Важно, чтобы в ходе самой работы и последующей презентации участники поняли, что такое проблема проекта, цель проекта, проектный продукт. В нашем случае:
• проблема — необходимость постройки «моста» заданной длины и ширины, при соблюдении «главного правила» в течение 10 минут;
• цель — строительство такого «моста»;
• проектный продукт — «мост».
Также необходимо, чтобы дети поняли, что наличие плана работы делает ее более эффективной; научились описывать ход работы, анализировать ее результат, осуществлять самооценку р аботы и эффективности собственных умений, находить скрытые ресурсы и возможности совершенствовать свою работу.
Очень важно добиться понимания участниками смысла критериального оценивания, при котором сам процесс оценивания становится прозрачным, не оставляя места предвзятости, итоговый балл является абсолютно понятным, а сильные и слабые стороны работы очевидными.
Этому должна быть посвящена рефлексия игры.