Мир хаоса
Предлагаемый здесь сценарий не является законченной игрой. Это скорее игровая оболочка, в которую облекаются разнообразные игры-испытания.
Участники попадают в мир, разрушенный хаосом. Когда-то это место называлось миром Гармонии. Здесь царили высшие ценности: Любовь, Красота, Достоинство... Но, увы, это время прошло. Нравственные ценности были утрачены жителями этого мира. Мир Гармонии разрушен. Для того чтобы восстановить его, необходимо определить ценности и воссоздать карту мира.
Преодолевая препятствия, участники постигают смысл происходящего. Если препятствие успешно преодолено, то участники получают кусочек карты (пазл), на котором записаны обретенные нравственные ценности. В конце игры пазлы собираются и приклеиваются на большую карту.
Материалы
Материалы обязательные: карта разрушенного мира, пазлы, яйцо деревянное, бутылка для записок, канцелярские принадлежности. Материалы желательные: свечи, костюмы для ведущих. Желательно также музыкальное сопровождение.
Условия проведения
Для проведения игры потребуется два помещения: в одном проходит погружение в игровую ситуацию, во втором — разворачиваются основные испытания.
Игра приобретает особую остроту в том случае, если действие разворачивается в необычном помещении. Можно использовать, например, полуподвальное помещение. И в этом случае игровыми декорациями служат сами стены.
Еще одно условие — пространство не должно напоминать привычный мир.
Игра предназначена для детей 13—15 лет. Оптимальное количество участников — от 15 до 25 человек. Необходимо, чтобы игру вели двое ведущих: это могут быть вожатые, работающие с детьми.
Сценарий
Выключается свет, звучит тревожная музыка. Участники игры, держась за руки, входят в затемненное помещение, где горят свечи. Детей встречают ведущие, одетые в черные балахоны. Это — жрецы разрушенного мира Гармонии. Игроки становятся полукругом вокруг ведущих. На стене висит карта разрушенного мира.
Ведущий. Вы попали в мир, называемый миром Хаоса. Когда-то этот край процветал: повсюду звучал веселый смех, животные и люди жили в гармонии и дружбе. Все называли это место миром Гармонии. Но случилось так, что в этом мире произошла катастрофа. Люди утратили ценности и смысл. Мир был разрушен. С тех пор здесь поселился господин Хаос.
Смелые странники приходят сюда для того, чтобы восстановить потерянные ценности и вернуть миру гармонию. Но, увы, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Вы видите карту этого мира, она до сих пор пуста.
Мир ждет новых героев, способных вступить в борьбу с Хаосом и найти новые смыслы. Согласны ли вы принять участие в восстановлении гармонии в этом мире и пройти этот путь до конца? Хватит ли у вас смелости? Я обращаюсь к каждому из вас.
Участники в индивидуальном порядке отвечают на вопрос. В том случае, если среди участников находятся те, кто отказывается от игры, они выводятся из нее.
Ведущий. Случилось так, что ваш отряд изменился. Несколько путников, оценив ситуацию, не захотели стать помехой отряду. Но каждый человек неповторим, в каждом есть что-то особенное. Поэтому вместе с ними вы потеряли нечто уникальное. Что вы чувствуете по этому поводу? Что изменилось в отряде? Как вы восполните утрату?
Внимание! С выбывшими должна быть проведена индивидуальная работа по выяснению причин отказа и снятию негативных эмоциональных последствий.
Далее участникам предлагается принять клятву. Ведущий читает текст клятвы. Игроки после каждого пункта клятвы повторяют вслух «Клянемся!»
Клятва вступающих в мир хаоса
Мы, вступая в разрушенный мир, клянемся пройти путь до конца, не свернув с дороги на полпути.
- Клянемся!
Мы приложим все свои силы для того, чтобы внести порядок в мир Хаоса и восстановить потерянные ценности и смыслы этого мира.
- Клянемся!
Мы сохраним наше единство, останемся верны нашей дружбе, не покинем друг друга в беде.
- Клянемся!
Ведущий. Вам предстоят нелегкие испытания. Но прежде чем вы отправитесь в путь, мы хотим знать, уверены ли вы в том, что справитесь с предстоящими испытаниями? Пусть каждый назовет свое качество и качество вашего отряда, которое дает ему уверенность, что этот путь по плечу и ему лично, и всему отряду.
Участники называют качества (например, смелость, находчивость, чувство юмора и т.д.). В случае затруднений возможно коллективное обсуждение достоинств данного человека и группы в целом.
Ведущий. Сейчас вы еще раз убедились, что потенциал вашего отряда огромен. Но вас ждут серьезные трудности. Итог испытания будет зависеть от смелости, решительности и находчивости каждого из вас. Если вы справитесь с проблемной ситуацией, то получите кусочек карты (пазл), на котором написана какая-либо ценность разрушенного мира Гармонии. Если нет — осколок карты останется в руках слуг мира Хаоса.
Сейчас вы получите талисман — символ мира Гармонии: яйцо. Человек, готовый взять на себя ответственность за хранение этого талисмана, напишет на нем свое имя. Берегите этот талисман. Слуги Хаоса могут охотиться за ним. Если талисман пропадет, вам предстоит пройти еще более суровые испытания или навсегда остаться в мире Хаоса. Выберите из своих рядов того, кто будет хранителем. Пусть он оставит свое имя.
Участники выбирают хранителя талисмана. Жрецы торжественно вручают ему яйцо и просят хранителя оставить на нем свой автограф. В ходе игры хранитель может меняться, но каждый новый участник, обязующийся сохранять талисман, пишет свое имя на яйце. В том случае, если игра проводится не первый раз, участники получают бутылку с записками тех, кто играл ранее.
Ведущий. Те, кто шел этим путем до вас, оставили свои наставления. Прочтите их. Может быть, опыт предшественников сослужит вам добрую службу.
Гаснут свечи. Звучит музыка. Игроки, взявшись за руки, покидают помещение и переходят туда, где разворачиваются основные события.
В ходе испытаний игроки получают пазлы с заранее написанными качествами, которые могут проявить участники при выполнении задания. Например, если участники решают какую-либо интеллектуальную задачу, то на кусочке карты может быть написано: «высокий интеллект». Если проходят через физические испытания, то «сила» или «выносливость». В том случае, если задание направлено на демонстрацию высоких человеческих качеств, на пазле пишется слово, обозначающее какое-либо нравственное понятие: «дружелюбие», «смелость», «взаимопомощь». После окончания испытания игроки получают пазл, на котором нет надписи. В этом случае им предлагается самостоятельно заполнить его, вспомнив, какое качество помогло им справиться с заданием.
Если игроки не справляются с заданием, они не получают пазл.
После игры участники в полной темноте под звуки музыки вновь попадают в то помещение, где игра начиналась.
На стене висит карта разрушенного мира.
Ведущий. Вам пришлось преодолеть немало препятствий. На этом трудном пути были и красивые победы, были, увы, и поражения.
Расскажите о том, что было для вас самым важным.
Участники по очереди рассказывают о своих впечатлениях от игры.
Ведущий. Теперь мы подошли к самому волнующему моменту. Вам предстоит заполнить карту теми кусочками, которые вы сумели добыть в ходе испытания.
Участники приклеивают пазлы на карту разрушенного мира.
Ведущий. Просим хранителя талисмана передать яйцо на хранение жрецам мира Гармонии.
Вы достойно справились с поставленной перед вами задачей. Но, как видите, на карте еще много пустых мест. Мир Гармонии не восстановлен. Мы надеемся, что за вами придут следующие храбрецы, рискнувшие бросить вызов миру Хаоса. Оставьте для них свои записи, которые помогут им преодолеть трудности.
Участники получают письменные принадлежности, бумагу. Записки запечатываются в бутылку и передаются на хранение жрецам мира Гармонии.
Ведущий. На этом ваше пребывание в мире Хаоса закончено. Вы не можете далее оставаться здесь. Мы просим вас покинуть этот мир. Желаем вам сохранить в памяти тот опыт, который вы получили.
Гаснут свечи. Звучит музыка. Участники поднимаются в класс, где подводятся итоги.
Во время одной из игр ведущим удалось завладеть талисманом. Испытание, которое проходили дети, было остановлено. Всех игроков попросили спуститься в подвал. Им еще раз пришлось доказать, что они обладают всеми необходимыми качествами для продолжения борьбы. Это испытание внесло в игру особый драматизм. В записках, оставленных в конце игры, ребята написали об этом инциденте и предупредили последующих хранителей об опасности.