Микроигры на «Огоньке знакомств»
Микроигра «Давайте познакомимся»
Цель: выявить в ходе игры представления детей о проблемах, путях, формах и способах развития личности человека. Участники: дети и вожатые.
Оборудование и инвентарь: аудио с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения:
Организационный момент игры:
Один из воспитателей-вожатых рассказывает детям о правилах игры. «Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Наш девиз - «Давайте познакомимся!». Вам придется работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения решения возникающих проблем. Я не буду спешить отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начнем!»
Дети расположены так, как им удобно. Задание: Вы видите листы цветной бумаги. Выберите лист с любимым цветом, обведите свою правую ладонь и вырежьте ее и напишите фломастером свое имя. Получится оригинальная визитка, которую мы прикрепим булавкой к вашей одежде.
Задания:
- Объединитесь, в группы по цвету своих визиток. (Группы располагаются под укрепленными в разных местах комнаты цветными листами). Познакомьтесь друг с другом в группе;
- Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей;
- Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку»-выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок, попурри и т.д.). Вожатые консультируют группы, направляя детей в нужное русло, если у них возникают трудности с фантазией (что практически никогда не бывает).
Далее следует выступление групп с представлением своих коллективных проектов-визиток.
В конце игры или на итоговой вечерней свечке дети передают изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших в процессе игры (или прожитого дня), стараются проанализировать причину их возникновения.
"Ладошки" вожатые могут укрепить в отрядном уголке (как оригинальный вариант списка отряда (по палатам, интересам, творческим группам).
Микроигра «Киностудия»
Цель: определение структуры межличностных отношений в отряде и выявление лидеров отряда. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми отряда, выявить лидеров и структуру отношений в отряде.
Участники: дети и вожатые
Оборудование и инвентарь: аудио с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, карандаши, бумага.
Ход проведения:
Один из воспитателей-вожатых объявляет о начале игры «Киностудия» и предлагает всем детям отряда представить следующую ситуацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма. В процессе обсуждения качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каждый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместно обсуждения с уже выбранными помощниками. Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в течение 15—20 минут сценку на тему, которую они вытягивают из черного ящика, заранее подготовленную
Темы для «режиссеров»:
- подъем;
- отбой;
- уборка помещения;
- Посещение бассейна;
- отряд в столовой;
- дежурство в родительский день.
Представление детьми своего фильма. После проведения этого творческого дела вожатый просит каждую творческую группу провести анализ своей деятельности и определить, кого из участников творческого процесса следует отметить и наградить памятным призом.
Деловая игра «Лидер»
Цель: выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплочению.
Участники: дети и вожатые
Оборудование и инвентарь: аудио с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги.
Ход проведения:
Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5—6 человек (способы деления на группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.
Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника И дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя о назначении цвета):
- белый жетон для лидера-организатора;
- желтый жетон для лидера-вдохновителя;
- красный жетон для исполнителя;
- зеленый жетон для зрителя.
Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения - 3 минуты.
Задания:
- Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-нибудь фигуру;
- Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время выполнения - 5 минут;
- Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 4 минуты;
- Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.д. Время выполнения - 5 минут;
- Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву. Время выполнения - 3 минуты;
- Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный прежде рассказ. На подготовку - 5 минут.
После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лидеров-победителей: «лидер<-организатор», «Лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях», «зрителях».
Информация для вожатых: в течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству заданий). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженную позицию.