Методика и организации и проведения игр

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Jkl21m.jpg

«Игра - дело серьёзное»


Игра – вид деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, особенно важна для детей. Именно игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Конкурсно – игровая программа- это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.

Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально-ритмическими или пластическими играми. Например: В песне «В лесу родилась ёлочка» вместо буквы «Эр» играющие хлопают в ладоши.

Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Розыгрыш может быть большим и маленьким. Рифмы – предполагают ответ «да» и «нет».


Алгоритм построения конкурсно - игровой программы.

Для того чтобы составить конкурсно – игровую программу нужно:


1. Определить тему (главное событие) Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов.


2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы.

  • зарабатывание максимального количества очков
  • путешествие с приключениями
  • формирование коллектива на основе конкурсного отбора
  • ведение следствия или раскрытие тайны
  • спасение попавших в беду.


3. Решите кто будет участником вашей игры.

  • команды
  • отдельные игроки
  • команды, но на данном этапе действует не вся команда, а только один – два игрока.

Принципы отбора играков (участников конкурса)

  • отбор 2-х играков на сцену с помощью «манка» - это психологическая ловушка, выполняет функцию справедливого отбора. Например: Ведущий просит, назвать родственников кепки. Участники называют. После того, как перечислены примерно 10 головных уборов, ведущий считает по принципу аукциона – и вызывает того, кто назвал слово последним.
  • Пара играков выходит, первый побеждает и к нему присоединяется другой соперник.
  • различные «доборы».
  • («Олимпийский принцип»: выбираем сразу 16 человек, делим их на пары, в процессе проведения конкурсов проигравшие выбывают и останется 1 победитель).


4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:

  • игра в зале;
  • игра с передвижениями по «станциям»
  • длительная ролевая игра.


5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:

  • жюри (продумать критерии оценки действий участников)
  • победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны люди, которые будут следить за временем и считать очки)
  • победителя определяет случай


6. Определите последовательность конкурсов (состоятя в зависимости от развития сюжета).

  • Конкурс (любое бытовое или профессиональное действие) – это действие нужно замотивировать, то есть поставить в эстетический контекст. (например: Набираем артистов в театр имени Курочки рябы. Объявляется конкурс «Лучший летописец» На ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево по стеклу, чтобы могли прочитать зрители.)
  • Конкурс нужно усложнить и растянуть во времени. Но! Время выполнения конкурса должно быть примерно 40 секунд – 1 мин.
  • Содержание конкурса определяется его видом.

Виды конкурса:

  • Речевые
  • Музыкальные
  • Сочинительские
  • Конкурсы актёрского мастерства
  • Пантомимические конкурсы
  • Конкурсы изобразительного искусства
  • Танцевальные
  • Подвижно-спортивные
  • Прикладные (с предметом)
  • На смекалку
  • Не внимание


7. Определите, КТО и КАК будет вести игру.

Существуют способы ведения игровой программы:

  • «ОТ СЕБЯ» - «Я – ведущий»
  • «ОТ КОГО-ЛИБО» - ролевая персонификация ведущего. (например: выходит попугай Кеша и др.

Существуют основные требования к ведущему:

  • Этика внешнего вида
  • Культура речи и эмоциональность
  • Доброжелательное отношение к аудитории
  • Добросовестная подготовка.


8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь»!

  • Ведущий должен представить участника конкурса, чтобы зрители могли поддерживать конкретного человека.
  • Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос.
  • Нельзя ставить участников в неловкое положение
  • После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника, за успех или поддержать, если он не выполнил задание
  • Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор
  • Задание должно быть безопасно


9.Составьве список необходимого реквизита.


10. Определите, как и чем следует поощрить победителей игры (призы).


11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».


Игра – сильнейшее средство развития ребенка. Она развивает память, внимание, терпение, волю. Игры воспитывают нравственные качества: дружбу, сотрудничество, доброту, терпимость, справедливость и т.п.

Назовем некоторые из классификаций:

  • на знакомство,
  • игры с залом,
  • на сплоченность коллектива,
  • на поднятие эмоционального фона,
  • одноразовые игры,
  • игры на контактность,
  • игры дискуссии,
  • игры на выявление лидеров,
  • игры на командную работу,
  • деловые игры и ролевые игры,

по степени активности детей:

  • подвижные,
  • сидячие,
  • стоячие;

по месту проведения:

  • на местности,
  • на природе,
  • в помещении,
  • за столом и т.д.;

по жанру:

  • дидактические,
  • познавательные,
  • трудовые,
  • музыкальные,
  • строительные,
  • игры-тренинги,
  • игры-развлечения,
  • игры-шутки и т.д.


По содержанию. Содержание – определяющая сторона игры, как таковой, оно представляет единство составленных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание – это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание – основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги, вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.

По форме. Как известно, форма в философской трактовке есть способ существования и выживания содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура». Круг явлений, за которыми в науке и в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеет право на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-пени, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.


Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

  • собственно детские игры всех видов;
  • игры-празднества, игровые праздники;
  • игровой фольклор;
  • театральные игровые действа;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • игровые анкеты, вопросники, тесты;
  • эстрадные игровые импровизации;
  • соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
  • конкурсы, эстафеты, старты;
  • свадебные обряды, игровые обычаи;
  • мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
  • карнавалы, маскарады;
  • игровые аукционы и т.д.

Назовем некоторые из классификаций по следующим основаниям:

  • по задачам, поставленным перед игрой: на знакомство, на сплоченность коллектива, на установление отношений между мальчиками и девочками, на выявление лидеров, на выявление особенностей и т.д.;
  • по степени активности детей: подвижные, сидячие, стоячие;
  • по месту проведения: на местности, на природе, в помещении, за столом и т.д.;
  • по жанру: дидактические, познавательные, трудовые, музыкальные, строительные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-шутки и т.д.


Существуют тысячи разнообразных игр. В основном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без возраста, в них играют дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры «для того, чтобы», у детей «потому, что». Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на «Олимп вечности», насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на три большие группы:

  1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.
  2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
  3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.


Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.

  • По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
  • По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.
  • По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего школьного возраста, а также игры взрослых людей.
  • По степени регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).
  • По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные - игры с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.); компьютерные игры; игры-автоматы, игры-аттракционы и др.