Лыжная эстафета
На горку и с горки
Две команды лыжников (по 5–8 человек) выстраиваются колоннами у подножия горы. По сигналу руководителя все участники стараются как можно быстрее взобраться на горку. Отстающим разрешается помогать: протягивать палку, поднимать упавших и т.д. Это важно, так как команда выигрывает лишь в том случае, если она в полном составе раньше другой окажется на горе.
Затем проводится состязание по спуску с командным зачетом. На трассе отмечают линию финиша. Одновременно спуск начинают первые игроки команд. За ними следуют остальные, причем каждому следующему участнику разрешается начинать спуск после того, как предшествующий игрок этой команды пересечет линию финиша. Выигрывает команда, которая затратит на спуск меньше времени. Способы подъема могут быть произвольными: с палками, без палок, елочкой, лесенкой и т.д. Можно устроить не только командные, но и личные соревнования на быстроту подъема и спуска с горы.
Сумей устоять
Соревнования по спуску с горы на лыжах проводятся между командами или отдельными игроками. Вот несколько вариантов: Проехать под «аркой», состоящей из трех лыжных палок, две из которых поставлены вертикально, а третья составляет перекладину ворот.
Во время спуска с горы без палок попасть снежками в дерево или поставленный сбоку щит. Спускаясь на лыжах с горы, собрать флажки (кегли), расставленные вдоль трассы в 7–8 м один от другого. Количество флажков – 3–5 штук.
Во время спуска с палками обойти 3–4 стойки. Малый слалом выигрывает тот, кто объехал каждое препятствие, не сбив его. Спускаются вдвоем на одних лыжах. Второй игрок является пассажиром, он стоит за направляющим. Можно спускаться втроем, вдвоем без палок, стоя рядом и взявшись за руки.
Марш-бросок
В игре-эстафете участвуют две-три команды (по 10–12 человек). На пересеченном участке местности выбирают дистанцию – 2–3 км. Капитаны команд по своему усмотрению делят дистанцию на этапы и расставляют своих игроков так, чтобы каждый проходил не больше 200–300 м. Наиболее трудные участки пути (извилистая лыжня, подъем в горку и т.п.) сокращают до 120–150 м. На них ставят наиболее крепких и выносливых ребят.
Через 15–20 минут после того как капитаны ушли расставлять игроков своей команды, судья дает сигнал, и лыжники, которым предстоит пройти первый этап, уходят со старта. Каждый участник старается быстрее передать эстафету-ленточку своему товарищу, находящемуся на следующем этапе.
Выигрывает команда, которая сумела быстрее передать эстафету от старта к финишу. Победа в этой эстафете будет зависеть не только от того, насколько хорошо члены той или другой команды умеют ходить на лыжах и преодолевать препятствия, но и правильно ли капитаны расставили игроков на дистанции, умеют ли ребята распределять свои силы во время игры.
Эстафета лыжников
Каждая команда-участница (всего могут быть 2–3 команды) делится на равное количество игроков. Игроки строятся на противоположных сторонах площадки. Соревнования можно проводить по следующим правилам. Лыжник бежит вперед к стоящей напротив колонне и передает свои палки первому игроку. Тот, получив палки, бежит в обратную сторону и передает их впереди стоящему и т.д. Игра заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Во время бега участники проезжают ворота, сделанные из двух палок. Их ставят в метре друг от друга, а верхние концы скрепляют. Таких ворот на протяжении дистанции может быть несколько.
Двое или трое игроков бегут на лыжах и при помощи длинной веревки с поперечной палкой буксируют одного из игроков своей команды. Скольжение происходит на одной лыже с одновременным толчком двумя палками. Свободная нога стоит на единственной лыже или же держится на весу. В эстафету можно включить бег двух лыжников: правая нога одного и левая нога другого связаны вместе пояском выше колена. Надо умело маневрировать спаренными лыжами и отталкиваться одновременно палками, чтобы продвигаться вперед. Выигрывает команда, быстрее выполнившая одно из заданий.
Пионерский биатлон
Биатлон – вид спорта, в котором сочетаются бег на лыжах и стрельба по цели. В пионерском биатлоне стрельбу можно заменить метанием снежков в цель. На дистанции 500–600 м в трех разных местах ставят три переносных щита размером 50 х 50 см. Лыжня проходит в 8–10 м от них. Возле каждого щита находится судья. Участвуют в игре две команды. Первые номера команд берут старт одновременно (или через 30 сек.). Пройдя первый этап, лыжник делает остановку, лепит снежок и бросает в цель. Если ему удалось попасть в щит, он продолжает путь, а второй номер его команды получает право взять старт (судья дает отмашку). Если цель поразить не удалось, то лыжник бросает снежки до тех пор, пока не попадет. Выигрывает команда, которая раньше всех соберется на финише.
Важно, чтобы вся дистанция просматривалась судьей на старте, поэтому лыжня может иметь форму полукруга или круга. Снежки можно заменить шишками или теннисными мячами. Для участников старших классов биатлон пройдет интереснее, если снежки заменить духовой винтовкой. Мишенью будут служить надувные шары, расположенные в 15 м от трассы. Участник делает 5 выстрелов. За каждый промах команде начисляется 5 штрафных секунд.
По звериным следам
Соревнуются три команды по 8–10 человек. Инвентарь – лыжи с палками (по количеству участников) и вырезанные из фанеры и надевающиеся на палки следы животных. Игра проводится в лесу. Первые две команды должны иметь следы медведя, лося, волка, лисы и зайца. Первая команда уходит в лес, остальные катаются с горок или тренируются на круговой лыжне. Войдя в лес, игроки (2–3 человека, в зависимости от количества следов-меток) оставляют на снегу следы одного из зверей, например лисицы, через 100–200 м след лисицы сменяется следом лося, затем другого животного и т.д. Сделав в лесу кольцо протяженностью в 2–3 км, ребята возвращаются.
Через 15 минут после первой команды выходит вторая. Ее задача — повторить тот же путь и вернуться назад, но не более чем на 30 минут позже первой. Однако игроки не просто идут по следам своих товарищей. Они тоже оставляют следы на снегу, но не произвольно, а в зависимости от того, чей след оставлен предшествующей группой. Если, например, оставлен след лисицы, то ребята ставят сзади след волка или медведя.
След зайца они ставить не могут, так как заяц преследовать лису не побежит. Таким образом, за лосем не может бежать лиса, а за волком – заяц и т.д.
Задача третьей команды, которая отправляется в лес через 15 минут после второй, – идти по следам товарищей, проверяя, верно ли вторая команда оставляла свои следы, продвигаясь за первой. Третья команда также должна вернуться к месту сбора, но не позже чем через 20 минут после второй.
Победитель определяется следующим образом: первая команда выигрывает в том случае, если вторая и третья не уложились вовремя; вторая считается победительницей, если она опередила график. А если случится, что обе команды (вторая и третья) придут досрочно, то победительницей считается команда, показавшая лучшее время.
В ходе соревнования с игроками идут посредники, которые проверяют правильность оставляемых ими следов. По возвращении вторая команда докладывает, в каком порядке и какие следы оставляла первая, а ребята из третьей группы дают оценку действиям своих предшественников. Если какая-либо команда перепутала следы, то она считается проигравшей независимо от времени, которое затратила на продвижение по лесу.
Петля в лесу
Руководитель вместе с двумя-тремя лыжниками, возглавляющими соревнующиеся команды (по 6–8 человек), выбирает в лесу дистанцию длиной 2–3 км со стартом и финишем, находящимися рядом. Заранее надо подготовить ленточки-эстафеты по числу команд. До начала игры размечается дистанция в форме петли или восьмерки. Хорошо, если она знакома участникам.
Перед стартом капитаны команд по своему усмотрению расставляют игроков по всей дистанции с таким расчетом, чтобы каждый из них проходил в лесу на лыжах не более 150–400 м. На самых трудных участках (подъем в гору, повороты) ставят более подготовленных лыжников. Эти отрезки могут быть меньше остальных.
Через 15–20 минут после того, как капитаны ушли расставлять своих игроков, судья дает сигнал, и лыжники, которым предстоит пройти первый этап, устремляются вперед. Каждый старается как можно быстрее преодолеть свой участок и передать эстафету-ленточку товарищу, находящемуся на следующем этапе.
Выигрывает команда, которая быстрее перенесет эстафету от старта к финишу. Это зависит от подготовленности ребят и правильной расстановки игроков на дистанции. Эстафета-ленточка повязывается на пояс. Потеря ее в пути равносильна поражению команды. Следует условиться, что сразу же после игры все участники собираются в одном месте. Здесь и подводятся итоги.
На лыжах, санках и коньках
Соревнуются 2–3 команды по 7 человек. Оборудование – лыжи с палками, коньки и санки. В эстафете участвуют лыжники, легкоатлеты, конькобежцы и любители санного спорта. Трасса пролегает по пересеченной местности, на ней размечаются этапы и расставляются игроки от каждой команды. Хорошо, если старт и финиш будут в одном месте.
Первыми вступают в борьбу легкоатлеты. Они бегут с лыжами под мышкой, преодолевая расстояние 50–80 м, а затем передают лыжи игрокам своей команды, ожидающим на втором этапе. Те становятся на лыжи и без палок устремляются к лагерному катку. Это третий этап, где их ждут конькобежцы с лыжными палками в руках. Лыжник, поравнявшись с конькобежцем, касается его рукой, и тот бежит по катку, делая два полных круга. Затем передает палки участнику, сидящему возле катка на санках. Это четвертый этап. Игрок на санках берет палки и, отталкиваясь ими (не слезая с санок), продвигается к пятому этапу. Это расстояние должно быть небольшим (20–30 м). На пятом этапе его ждут два лыжника без палок. Поравнявшись с ними, участник на санях протягивает свои палки, Лыжники берутся каждый за палку и устремляются по последнему этапу, буксируя игрока на санках. Здесь ребят ожидает легкоатлет, который берет палки под мышки и с ними завершает эстафету.
В игре могут участвовать мальчики и девочки. Важно лишь выбрать посильные для них участки пути. В эстафету можно включить также метание снежков в цель или спуск с горы на санках или лыжах, если местность позволяет это сделать.
Подвижная игра на лыжах «Занять место»
Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается. Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.
Подвижная игра: «Нападение акулы»
Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.
Подвижная игра: «Салки на горке» Эта игра аналогична игре в салки, но проводится на горке. Основное назначение игры – совершенствование выполнения спусков, поворотов, торможений и подъёмов.
Подвижная игра: «Казаки-разбойники»
На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идёт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.
Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"
Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.