Лидер - Ведомый
Л И Д Е Р - В Е Д О М Ы Й
Передача части власти (соуправление) от вожатого к детям
Известно, что человек учится, изменяется только в деятельности, творчестве.
Раскрытие в каждом ребенке лидерских (т.к. человек творит и учится только будучи в активной позиции), и творческих (для раскрытия и самовыражения личности) качеств.
Однако, проблема состоит в том, что:
- Вожатый не уступает место лидера, хотя дети уже хотят что-либо делать и вести самостоятельно.
- Дети не умеют руководить, и даже устроив "бунт стариков" и получив власть, не знают, что с ней делать. А если ведущий пустит дело на самотек, то и сделают кучу ошибок. А причина одна: их этому просто не научили и не создали условия для деятельности.
- Случай - это когда 1 и 2 вместе, конфликт нарастает до скандала и т.д.
Итак, для того чтобы дети вышли в лидерскую позицию нужны минимум три вещи.
- Заинтересовать их в деятельности, показав им "яркие" дела на очень высоком уровне (планка дел) т.е. тот уровень к которому они потом будут тянуться.
- Научить их формам и содержанию дел, а также планированию. научить лидировать.
- Уступить им место, уйдя с лидерской позиции на позицию супервизора (а не самоусторониться), незаметно поддерживать, создавая "ситуацию успеха"
Для осуществления этого смена (компания) разделяется на четыре зоны (стадии), разделенные между собой кризисами.
Начальная зона. (1-8 день). Делится на две фазы А (жесткую) и Б (мягкую).
- Зона жесткого лидерства ведущего - жесткие единые педтребования, задание высокой планки отношений. Детям проще адаптироваться: они знают, что от них требуют.
- Зона мягкого лидерства - организация органов самоуправления, закрепление позиции лидера предоставление детям возможностей проявить себя.
- Зона жесткого взаимодействия - передача ЗУ ведомым.
- Зона мягкого взаимодействия - лидер-консультант, ведомый реализует свой творческий потенциал:
- на прежнем уровне, закрепляя ЗУ,
- на следующем, более высоком уровне, закрепляя его...
Логика развития 30-дневной смены (по дням).
1-3 день - оргпериод - жесткое лидирование.
- a) Знакомство с лагерем, его законами, традициями, требованиями вожатых.
- б) Демонстрация возможностей лагеря и педсостава (дела вожатых).
- в) Диагностика "входа" и огонек знакомств.
- г) Выравнивание детей по социальному статусу, разбивка старых связей.
- д) Создание условий для решения детьми своих личностных проблем.
4-5 день - зона мягкого лидерства - продолжение демонстрации и
закрепление позиции лидера.
- а) Система дел идет по возрастающей, эмоциональный уровень
поднимается. Задание высокой "планки отношений".
- б) Предоставление детям возможности попробовать свои силы, себя.
- в) Многовариантность действий и многообразие дел.
- г) Решение личностных проблем.
- д) Выявление лидеров, формирование микрогрупп и органов самоуправления ( ОСУ ), создание полной структуры коллектива.
8-9 день - зона жесткого взаимодействия, зона обучения.
- а) Передача детям ЗУ.
- б) Больший акцент на микрогрупповую работу, решение микрогрупповых проблем ( постановка задач, не решаемых в одиночку, на которые выделяется отдельное время ).
13-16 день. Точка передачи лидерства - через совместную работу:
подготовка и проведение отрядного дела с равным участием детей и вожатых, либо создание ситуации, когда дети вынуждены взять власть в свои руки.
21 день - жесткое взаимодействие - постепенная передача ОСУ всей полноты власти, выведение ОСУ в режим стажера.
Позиция вожатого - инструктор, супервизор.
- а).Продолжение обучающей программы с переходом к реализации полученных ЗУ,
- б).Выход на макрогрупповой (отрядный) уровень, решение макрогрупповых проблем, упор на общеотрядные дела.
Внимание! Важно распределить систему выдачи ЗУ по нарастающей по всей длине смены. Иначе вы потеряете свою систему лидирования.
24-27 день - мягкое взаимодействие.
Позиция вожатого - наблюдатель-консультант.
Зона свободного творчества и самореализации детей через крупные общеотрядные дела.
- а).Максимальная свобода выбора и действия.
- б).Применение детьми ЗУ на практике.
- с).Выход на дружину.
28-30 день - мягкое взаимодействие.
1).Переход на более высокий уровень реализации дел,
2).Закрепление на достигнутом уровне (зачет).
- а).Реадаптация (личная инициация, напутственная речь и т.д.),
- б).Подготовка к разьезду и возвращению домой (в т.ч. психологическая),
- в).Диагностика выхода, итоговые дела, анализ ( напр. дневники ).
~ - после разъезда - реакция последействия ( обычно письма...).
Смотреть также...
Дополнительно