Лидерство и руководство

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X d9964b24m.jpg

Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от запланированного ранее. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной деятельности.

Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.


Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подопечным.

Выделим три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).


Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к ребенку как к личности. Дети должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы детей при этом во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты деятельности по непсихологическим критериям. Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подопечных, замедление нововведений, застой, пассивность детей;
  • неудовлетворенность детей своей деятельностью;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.


Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив подопечных («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими детьми («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности подопечных, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты деятельности, инициативу, активность детей, удовлетворенность детей своей деятельностью и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый ребенок может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подопечных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.


Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс той или иной деятельности. Вследствие чего:

  • результаты деятельности обычно низкие;
  • дети не удовлетворены своей деятельностью, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • разделы деятельности складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подопечным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).


Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей подопечных и своих личных качеств.


Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подопечных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с детьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деятельности.


Назовем восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений как с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подопечными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в отряде, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в отряде, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на остальных.


Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной среды Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры Возникает стихийно
Явление более стабильное Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
Более определенная система различных санкций Менее определенная система различных санкций
Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе Сфера деятельности лидера — в основном малая группа


«Лидер должен делать то, это и третье на десерт…»

Есть множество правил и лидеров, которые следуют своим собственным, индивидуальным правилам. Какие же всё-таки работают на практике и стоит ли оно того? Определенно, некоторые заслуживают того, чтобы прислушаться к ним.

Правило ТОП-1 — наслаждайся. Командой, атмосферой, работой, приключениями в процессе этой работы. Важно делать это не через «не могу», а действительно желать заниматься делом, гореть им, не сгорая.

Прислушиваться к команде, особенно в важные моменты, уже считается базовой задачей лидера. Помимо тех ситуаций, где требуется срочное твердое решение, необходимо знать, что думают остальные.

«Узнавай новое каждый день» — это уже не просто правило, а девиз по жизни. Никогда не знаешь, где тебе пригодиться знание того, как делать гифки.

Люди всю жизнь учатся на ошибках, как своих, так и чужих. Лидеры — тоже люди.

Прежде чем совершить какую-нибудь глупость (или самый настоящий храбрый поступок), ответь себе на главный вопрос: «Зачем?». Ответ на самом деле заставляет задуматься о необходимости и смысле действий.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — сказала Королева Алисе когда-то давно, а мы все еще бежим. Мы создаем команде дорогу, по которой она бежит со всех ног, из тех идей, проектов, ко(а)мпании и конкурсов, на которых она преображается и растет.

Самая лучшая импровизация всегда самая отрепетированная! Продумай всё необходимое и непредвиденное.

Когда нет вдохновения, идей, настроения и прочего, чего тебе не хватает, — не расстраивайся! Попробуй выйти из зоны комфорта. Знакомство с новыми людьми — отличный повод.

Китайская пословица гласит: «Либо не начинай, либо, начав, не сдавайся». Пословицы на деревьях не растут и как картошку их не выкопаешь. Их передает народ. А уж лидер точно знает, что стоит идти до конца.

Твори добро, причиняй справедливость! Но, в разумных рамках. Старайся не получать за это на орехи и думай, прежде чем кидаться в омут с головой.

«Лидер» — это испытание, призывающее оглянуться на свои достижения, осознать навыки и открыть путь новым идеям. «Везёт тому, кто везёт».

Перед тем, как что-то сделать, ответь на главный вопрос: "Зачем?". Он на самом деле важный, потому что именно в этот момент ты понимаешь - надо это тебе или нет.

Каждый человек мыслит по-своему, но кое-что ученые привели к обобщению. Например, что можно выделить 2 (два) вида мышления:

Критическое и НЕкритическое (пока все просто, да?).

Про Некритическое говорить не будем, это не так КРИТИЧНО. Мы все-таки не хлеб крошить пришли. Так что поговорим о КРИТИЧЕСКОМ мышлении, да. Что это такое и с чем его едят.

Критическое мышление - активный способ мышления. Он связан с обработкой получаемой информации и требует постоянных усилий. Человек, мыслящий критически, смотрит на вопрос шире: подвергает факты сомнению, ищет причины и мотивы, а красиво изложенные аргументы воспринимает как только одну из точек зрения.

Один умный американский ученый - Эдвард Глейзер - перечислил навыки и умения критического мышления. На заметку, это было еще в 1941 году! В последствии, именно эти положения легли в основу дальнейшего изучения критического мышления.

  • распознавать проблемы и находить способы их решения;
  • собирать и раскладывать по полочкам необходимую информацию;
  • распознавать неподтверждённые предположения и оценки;
  • толковать информацию и давать оценку доказательствам;
  • видеть наличие или отсутствие логических связей между выводами;
  • делать правомерные выводы и подвергать их сомнению.

С тем, что такое критическое мышление разобрались. А теперь — некоторые советы для его развития, потому что люди не рождаются со способностью критически мыслить — это навык, который приобретается с годами и опытом.

  • Не надо гадать. Изучайте всё новое. Пусть это станет хорошей привычкой.
  • Сначала изучите вопрос, а потом оценивайте информацию. Этот навык научит отличать правду от лжи.
  • Всё подвергайте сомнению.
  • В планах заходите дальше ровесников.
  • Всегда думайте о последствиях.
  • Научитесь понимать, как работает ум.
  • Также можно использовать некоторые упражнения, которые заставляют вас серьезно подумать и прикинуть варианты. Среди них: шесть шляп мышления, рыбий скелет, корзина с идеями, кластеры и многое другое.

Это далеко не все, что можно узнать о критическом мышлении — лишь верхушка айсберга. Его развитие целиком зависит от тебя самого, того, на сколько далеко ты сможешь продвинуться самостоятельно. Я верю, что у тебя все получится. И ты верь. Вперед и с песней!