Клуб Веселых и Находчивых
Все о подготовке и проведении
КВН – это интересная, увлекательная игра. Причем совсем необязательно быть студентами, чтобы в нее играть. Она вполне подойдет и ребятам школьного возраста.
КВН – это скорее образ жизни, и если дети начинают в него играть, они должны настроить себя на то, что они веселые и находчивые, а также на то, что в клуб входят союзники, а не недруги. Следовательно, их соперники – это не первые враги, которых необходимо во что бы то ни стало победить, а друзья и товарищи, которые встретились, чтобы померяться силами. Это – необходимое условие, которое следует соблюдать, иначе искренне веселой и интересной игры не получится.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИГРА ПРОШЛА УДАЧНО
В первую очередь нужно позаботиться о месте, времени проведения игры и дате, которая должна быть известна игрокам не менее, чем за месяц. О дате следует сообщить также педагогам и органам внутренних дел района, чтобы обеспечить контроль за проведением мероприятия.
Еще один очень важный момент, о котором должны помнить организаторы игры, – обеспечение качественной работы жюри и счетной комиссии. Для этого необходимо заранее заготовить бланки и таблички для оценки конкурсов. Не следует забывать и об аппаратуре и ее качестве, а также обратить внимание на оформление сцены. Особенно серьезно следует отнестись к микрофонам.
Нужно позаботиться и о том, чтобы все места в зале были заняты, однако неразместившиеся болельщики не должны загромождать проход. Для этого целесообразно отпечатать пригласительные билеты по количеству сидячих мест в зале. Билеты можно раздать бесплатно, а можно продать по символической цене – это позволит собрать небольшую сумму и купить подарки всем участникам игры.
Кроме того, болельщиков советуем распределить по секторам. За каждым сектором закрепить ответственного – педагога, который будет следить за поведением болельщиков. Особое внимание болельщиков нужно обратить на то, что жюри будет учитывать их поведение при подведении окончательной оценки.
За 1–2 дня до проведения мероприятия команды, которые принимают участие в игре, приглашаются на генеральную репетицию. Здесь капитаны играющих команд участвуют в жеребьевке и определяют порядок выступления в каждом конкурсе. В это же время составляется общий план игры, учитывающий все важные моменты: порядок использования фонограмм, работу вспомогательных технических служб (свет, занавес, дополнительные декорации). Ведущему вручается отдельный план, содержащий порядок выхода на сцену команд и всех гостей. Такой же план вывешивается за кулисами для игроков. Звукооператору вручается план с порядком использования фонограмм, а художнику по свету – план с порядком использования световых эффектов.
На генеральной репетиции выявляются все недочеты, которые необходимо немедленно устранить. Если между выступлениями команд возникают паузы, то ведущий игры должен позаботиться о том, чтобы каким-то образом их заполнить. На генеральной репетиции определяется расстановка команд на сцене во время общего выхода.
Одновременно с этим обязательно следует отрепетировать выход команд на сцену, основные моменты игры.
Неплохо было бы организатору просмотреть по отдельности готовый материал команд или их сценарии, чтобы исключить несоответствие теме, недопустимые шутки, рассчитать продолжительность выступления.
Если все эти моменты будут учтены и тщательно отработаны, то игра пройдет успешно.
Из чего состоит КВН
Игра КВН состоит из традиционных конкурсов, которые делятся на несколько групп:
1) Домашние конкурсы:
- приветствие;
- музыкальный конкурс;
- домашнее задание.
2) Полуэкспромтные конкурсы:
- разминка;
- капитанский конкурс.
Количество конкурсов сокращается или увеличивается (это зависит от числа команд, участвующих в игре), либо вводятся другие конкурсы по усмотрению организаторов.
Игра может быть тематической (участники команды заранее получают тему) или произвольной (готовятся самостоятельно). Рассмотрим все конкурсы по порядку.
Приветствие
Приветствие должно быть остроумным. Так как это визитная карточка команды, то здесь надо быть предельно ясным и веселым. Логические связки между шутками следует делать как можно более короткими, ну а уж если они получаются несмешными, то лучше их вовсе опустить. В приветствии сюжет необязателен, здесь главное – захватить зрителя, ошеломить шутками и не дать прийти в себя.
Цели приветствия заключаются в том, чтобы, во-первых, раскрыть имидж команды, а во-вторых, создать благоприятную атмосферу для зрителей и жюри.
Приветствие длится около 5 минут. На сцене игроки располагаются в любом порядке, но ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к залу или закрывать друг друга. Среднее время репризы в приветствии 15 секунд, значит, все приветствие должно быть выдержано в таком ритме. Важно, чтобы самые смешные шутки звучали в начале, ведь надо сразу произвести нужное впечатление на публику.
Но несмотря на то, что приветствие – это очень короткое и яркое выступление, оно состоит из 3 частей, которые следует соблюдать, чтобы игра не выглядела сумбурной:
1. Эффектный выход – это могут быть оригинальные костюмы, яркий танцевальный номер, песня или что-то уж совсем неожиданное: акробатический номер, спускание по веревке и т. п. После этого следует немедленно перейти ко второму этапу – непосредственно приветствию, в котором раскрывается имидж команды.
2. Непосредственно приветствие – это основная часть данного конкурса. Здесь должно прозвучать максимальное количество шуток. Коротко и ясно, посредством шуток, необходимо представить свою визитную карточку – прокомментировать свое название, объяснить, зачем вы вышли на эту сцену. Обычно команда, появившись на сцене, начинает непринужденный разговор между собой, ненавязчиво обыгрывая свой имидж и собственно тему визитной карточки. Очень важно сделать все это как можно короче и как можно ярче, ведь времени на все у вас лишь 5 минут! Шутки должны быть связаны между собой, тогда вы получите большее количество баллов. В конце необходимо подать самую лучшую, искрометную шутку и незаметно перейти к завершению.
3. Логическое завершение – здесь уместно сказать лишь одну фразу, которая и завершит приветствие, но фраза эта должна быть очень неожиданной глубокомысленной, что не всегда получается. Поэтому завершить выступление можно финальной песней – энергичной, веселой, достаточно короткой и смешной.
Формой проведения приветствия чаще всего избирается «линейка», когда команда располагается на линии перед микрофонами. Другие участники могут приходить и уходить, но именно такая форма позволяет сэкономить время и максимально эффективно представить команду.
Музыкальный конкурс
Это уже своеобразное представление, объединенное одним сюжетом. Форма выступления может быть любая – мюзикл, оперетта – шутки, перемежающиеся с музыкой и конферансом, – рок-опера, традиционный концерт, мини-спектакль, хит-парад, дискотека и т. п. Продолжительность музыкального конкурса – 7–8 минут.
В данном конкурсе главное – простая игровая ситуация, понятная и близкая всем зрителям. Это – своеобразная пьеса, состоящая из вступления, основной части – шуток – финальной песни. Вместо финальной песни можно придумать смешной уход или уйти, сказав последнюю репризу, которая логически завершит конкурс.
Жюри оценивает то, как команда раскрыла тему, а также музыкальные и хореографические способности участников.
В этом конкурсе юмор должен быть оформлен музыкально. Легче всего это сделать (и чаще всего так и делают) при помощи разных музыкальных пародий, попурри, написания на известную мелодию совершенно другого, смешного текста, не имеющего никакого отношения к первоначальному варианту.
Работая над музыкальным конкурсом, необходимо позаботиться о качественном звучании музыки. Если в команде есть участник, который умеет играть на музыкальном инструменте, – это превосходно. Если же такового не нашлось, то можно использовать качественно записанную фонограмму либо программируемый синтезатор.
Очень украшает музыкальный конкурс использование танцевальной группы. Это в любом случае добавит вашему выступлению зрелищности и блеска. Кроме того, в рамках заданной темы можно создавать пародийные или комические хореографические номера.
Очень важно донести до зрителя ваше творчество, поэтому непосредственным исполнителям нужно работать над дикцией, голосом, а также учитывать особенности работы с микрофонами.
Здесь очень важно соблюдать некоторые правила:
- если вы переделываете либо пародируете песню или исполнителя, то выбирайте хорошо известную и всеми узнаваемую композицию. Но помните: то, что было известно и популярно полгола назад, может быть неактуально сегодня и показаться устаревшим;
- при изменении текста оставьте в нем типичные слова или даже целые фразы, только обыграйте их по-своему, чтобы зрители посмотрели на текст с другой стороны;
- текст песни должен быть коротким: достаточно одного—двух куплетов и припева, иначе зрители просто-напросто устанут слушать;
- при создании попурри следите за тем, чтобы все строчки полученной композиции были логически и смешно связаны друг с другом. Это требует особенно тщательной подготовки, ведь данный прием не раз использовался на сцене, и для того, чтобы его оценили по достоинству, следует придумать что-то поистине эксклюзивное;
- все пародии должны быть добрыми, ни в коем случае нельзя обижать исполнителя, указывая на его физические недостатки или задевая стороны его личной жизни;
- недопустимы откровенно сексуальные темы.
Домашнее задание
Конкурс «Домашнее задание» очень похож на предыдущий. Он рассчитан на 10–12 минут. Это тоже пьеса, имеющая сюжет, но состоящая из шуток-реприз. Шутки здесь могут быть не только музыкальными.
Чаще всего выбираются такие формы: пародия на сериал, популярное теле-шоу, сказка, мини-спектакль, обыгрывание известных театральных сюжетов, пьеса по собственному сценарию. В этом конкурсе проявляются и оцениваются актерские способности членов команды, постановка спектакля. Конкурс «Домашнее задание» отличается от музыкального конкурса тем, что представляет собой логически выстроенный спектакль, имеющий определенную идею и содержание. Композиция конкурса может быть следующей:
- введение;
- завязка сюжета;
- развитие сюжетной линии;
- кульминация;
- развязка.
В финале конкурса можно даже сделать какой-нибудь философский вывод, но это действительно должен быть вывод из вашего выступления. Нередко «Домашнее задание» завершается медленной спокойной финальной песней.
В данном конкурсе приветствуются разнообразные дополнительные средства: световые и звуковые эффекты, декорации, маски, костюмы,
Разминка
Разминка считается полуэкспромтным конкурсом, поскольку команды получают хоть и очень короткое, но все же время на выполнение задания. Вопросы для разминки готовятся заранее. В зависимости от регламента игры определяется количество вопросов. Целью разминки для жюри является проверка импровизационных способностей, остроумия команд; а для команд – постоянная работа с текстом, непрерывное оттачивание мастерства.
Это достаточно сложный конкурс, к которому надо отнестись с особой серьезностью. Ведь зрители понимают, что придумать шутку на ходу не так уж и легко, поэтому сразу отдают свои симпатии тем, кому это удается. Для того чтобы завоевать победу в конкурсе, важно выполнить два условия: подготовить хороший вопрос сопернику и хороший ответ на него. Гарантией хорошего вопроса будет выполнение следующих правил: вопрос должен быть коротким, понятным, смешным или подразумевать смешной ответ. На этот вопрос вы сами должны иметь два ответа, ведь основной ответ соперник может угадать. На этот случай у вас будет заготовлен второй вариант.
Поэтому необходимо тщательно подготовить домашние шутки, заранее отрепетировать не только вопрос, но и ответ.
Кроме того, тренировка, тренировка и только тренировка научит ребят шутить экспромтом. На репетициях занимайтесь тренингом: задайте подготовленный вопрос, засеките время, через 30 секунд команда должна дать ответ. При этом задавайте не меньше 15–20 вопросов.
Иногда в КВН разминка проходит в форме «подарочного» конкурса, то есть команде соперника предлагается подарок в виде предмета (предметов), который нужно прокомментировать (сделать рекламу, объяснить, почему этот предмет оказался на сцене, и т. д.). К этому тоже надо быть готовым.
Поскольку 30 секунд – это слишком мало для того, чтобы тщательно обдумать ответ, то здесь очень важно экономно и максимально эффективно использовать время. Для этого команда встает в круг. В центре находится человек, который четко отслеживает время (это, как правило, капитан команды). Как только произносится вопрос, он уточняет, всем ли он понятен, если да, то в течение 10 секунд все молча обдумывают ответ, если же вопрос не понятен, то, не теряя времени, объясняется. По истечении 10 секунд звучит команда: «Время!», после чего в следующие 10 секунд все должны четко произнести свою версию. Когда пройдет 20 секунд, снова звучит команда: «Время!». Теперь капитан выбирает самый лучший ответ, который в последние секунды дорабатывается. За 5 секунд до окончания времени выбирается отвечающий, который выйдет к микрофону. Перед выходом отвечающий должен обязательно повторить ответ в кругу команды, чтобы исключить ошибку, ведь здесь важна каждая мелочь, даже порядок слов.
Очень важно не менять роли на репетиции и на выступлении. Если кто-то следил за временем на репетиции, то и в игре обязан выполнять то же задание.
Еще одно очень важное условие удачной разминки: выбрать из команды 6–8 человек, у которых шутки рождаются быстрее и смешнее, и именно эти ученики должны участвовать в данном конкурсе. Согласитесь, все равно за 30 секунд невозможно выслушать и выбрать ответ среди всех участников команды.
Замечание участникам разминки: высказывайте вслух только те версии, которые можно будет произнести на сцене, иначе своей сальной шуткой вы можете сбить все мысли своих товарищей. Кроме того, не забывайте о том, что все шутки должны быть оригинальными и неожиданными. Если то, что вы хотите сказать, вы уже когда-то где-то слышали, то можете даже не произносить это вслух, поскольку эту шутку мог слышать и кто-то из зрителей или членов жюри, в результате чего ваши шансы на победу заметно уменьшатся.
Капитанский конкурс
Конкурс капитанов проводится для того, чтобы выявить личные качества капитана: актерское мастерство, чувство юмора, умение быстро ориентироваться в сложной ситуации, мгновенно реагировать на шутки, умение полно раскрывать тему.
Это очень короткий конкурс, который длится от 3-х до 5-ти минут и заключается в том, что каждый капитан готовит сообщение на заданную тему. После выступления соперник задает вопросы, на которые необходимо отвечать немедленно.
Иногда в капитанском конкурсе обыгрывается какой-то определенный предмет или шутка. Кроме того, капитаны могут обмениваться вопросами. Одним словом, капитанский конкурс – это очень ответственное задание, требующее от капитана крайне тщательной подготовки.
Перед игрой капитан должен выступить со своим текстом перед командой, которая экзаменует его, задавая все возможные вопросы. Капитан стремится ответить на все вопросы как можно быстрее и остроумнее. Таким образом, он тренирует свой мозг, свою реакцию, отрабатывает умение быстро и оригинально ориентироваться в ситуации.
Состав участников команды
Команда – это большое количество людей, объединенное одной идеей: создать такой сценарий и так с ним выступить, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что данная команда – самая лучшая, самая веселая и находчивая. В команду привлекаются все творческие личности, все коммуникабельные, веселые и находчивые люди, обладающие актерскими, литературными, музыкальными, хореографическими либо какими-нибудь другими способностями.
Необходимо, чтобы каждую функцию в команде выполняли специалисты своего дела. Сначала надо выяснить, что и у кого получается лучше всего, а затем распределить исполнителей по группам:
1. Литературная группа. В их обязанности входит написание сценария, а также создание шуток, связок, текстов пародий, переделка песен и т. д. Кроме того, сценаристы должны соединить придуманный материал в одно целое – в компактный, добротный и умный сценарий.
2. Режиссер – это руководитель, который следит за тем, как прекрасный сценарий, написанный литературной группой, воплощается на сцене в увлекательный спектакль. Здесь нужен человек, который знаком с актерским мастерством и театральной деятельностью, способный максимально ярко поставить на сцене написанный сценарий.
3. Капитан – главное лицо в команде. Капитан должен быть очень остроумным, сообразительным, уметь быстро реагировать на шутки. Кроме того, он должен обладать задатками лидера, уметь управлять людьми, их чувствами, эмоциями, вести за собой.
4. Артисты – основные участники команды. Чем в команде их больше, тем лучше. Артисты – это исполнители шуток, реприз, придуманных литературной группой; это лицо команды, главные шутники и пародисты, скоморохи и лицедеи. Именно от артистов зависит успех или провал выступления команды.
5. Музыкальная группа – бесценные помощники в любых конкурсах. Очень хорошо, если в команде есть люди, умеющие играть на каких-либо инструментах либо поющие. Они выступают в музыкальном конкурсе, а также создают необходимый фон и аккомпанируют во всех песнях, которые будут исполняться в других конкурсах.
6. Танцевальная группа – дополнительные участники, способные придать команде особенную зрелищность. Конечно же, можно справиться и без танцоров, но если они есть, то их надо беречь, а если нет – растить и воспитывать.
7. Художественно-оформительская группа – художники, декораторы, костюмеры, гримеры. Они работают над эстетической стороной выступления и команды в целом.
Название команды
Название должно быть коротким, оригинальным. Это может быть одно либо два слова или же аббревиатура, которая расшифровывается неожиданным образом, например: БАНК – бойкие, азартные, находчивые кавээнщики. Название команды может быть самым разнообразным, главное, чтобы оно было веселым, кавээнским или обыгрывающим особенности данной команды (номер школы, классов).
Кое-кто помимо команды
В помощь кавээнщикам при подготовке выступлений можно пригласить и педагогов-специалистов, например: учитель литературы может помочь в обработке сценариев, учитель музыки – в музыкальном оформлении, учитель труда и изобразительного искусства – в изготовлении декораций и реквизита.
Для успеха игры КВН особенно важно правильно выбрать ведущего, активного, веселого, обладающего хорошей дикцией, четко объявляющего задания и результаты. Кроме того, ведущий должен быстро реагировать на шутки команд в его сторону, иметь хорошо развитое чувство юмора и уметь шутить экспромтом. И еще: ведущий – это не отстраненное лицо, он не со стороны наблюдает за игрой, он – один из участников, поэтому должен одинаково по-доброму относиться ко всем командам и игрокам, смеяться вместе с залом и радоваться каждой победе. Не надо бояться импровизаций – чем живее и естественнее ведущий, тем раскованнее ведут себя игроки.
Работа ведущего непроста, ведь он является связующим звеном между выступлениями команд. Именно поэтому ведущий должен быть всегда готов заполнить внезапно возникшие паузы. Для этого ему надо заготовить запасные варианты: конкурсы для болельщиков, игры со зрительным залом, какие-то шутки по теме, интересные вопросы к жюри или дополнительную информацию. Перед выступлением необходимо несколько раз прочитать текст выступления для того, чтобы, во-первых, потренироваться в произнесении сложных слов, фамилий; во-вторых, лучше запомнить текст, не путаться и поменьше заглядывать в сценарий; в-третьих, чтобы проверить, все ли фразы хорошо звучат или что-то следует заменить. Особое внимание нужно обратить на произношение имен, фамилий, отчеств, названий, которые будут встречаться в речи, а также на постановку ударения в фамилиях.
Представляя гостей или жюри, ведущий должен сначала называть должность, а потом имя, отчество, фамилию.
Ведущему обязательно надо иметь план, в котором будут написаны последние слова выступления каждой команды в каждом конкурсе, чтобы ведущий знал, когда ему предоставляется слово. И лучше, если ведущий не «маячит» на сцене, а постоянно присутствует в стороне как сторонний наблюдатель и по мере необходимости, а также в нужное время вставляет свои реплики в текст. В обязанности ведущего входит и напоминание особенно эмоциональным болельщикам о том, что надо держать себя в руках, но при этом нельзя вступать в пререкания с залом. Если не получается отшутиться от буйного болельщика, то лучше предоставить это педагогам, которые специально приглашены для того, чтобы следить за дисциплиной.
Кроме ведущего важно пригласить объективное и компетентное жюри. Лучше, если это будут учителя, люди авторитетные и независимые, имеющие чувства юмора, бессменные поклонники КВН, которые, возможно, сами играли в КВН и хорошо знают правила игры, критерии оценки. Можно пригласить людей со стороны: журналистов, поэтов, писателей-сатириков, юмористов, актеров, режиссеров, хореографов, художников и т. п. Кроме того, члены жюри, вне всякого сомнения, должны быть людьми честными, справедливыми, не иметь симпатий и предпочтений по отношению к какой-либо из команд.
Оптимальное количество членов жюри – 5–7 человек. Это позволит сделать оценку наиболее объективной, потому что нечетное число членов жюри обеспечит разное количество баллов для каждой команды.
Рядом с жюри располагается счетная комиссия, которая подсчитывает общее количество баллов, получаемых командой, и записывает в специально подготовленные бланки оценки конкурса.
В бланках, которые получают и члены жюри, записаны названия конкурсов, названия команд, участвующих в игре, максимальное количество баллов.
После каждого конкурса представитель счетной комиссии собирает и обрабатывает бланки оценки конкурса. У каждой команды есть свои болельщики. С болельщиками нужно работать отдельно, чтобы, с одной стороны, в нужный момент они аплодисментами и смехом поддержали команду, а с другой – не заглушили шутки, звучащие со сцены.
Всех болельщиков можно разделить на две группы: «фанаты» и «сочувствующие».
В группу «фанатов» входят особенно верные болельщики, которые, не жалея времени, постоянно присутствуют на всех играх команды, в курсе всех ее удач и поражений. На поддержку таких болельщиков всегда можно рассчитывать. Поэтому целесообразно использовать «фанатов» в своих интересах: приглашать на генеральные репетиции для просмотра материала команды. Болельщики видят выступление с другой стороны и могут дать дельные советы. Кроме того, жюри всегда оценит то, что болельщики знают тексты песен, которые исполняет команда, имеют лозунги, используют скандирующие «кричалки» для поддержки своей команды.
Другая группа болельщиков – так называемые сочувствующие – не так постоянна, как «фанаты», их поддержка возникает время от времени, присутствие переменно, состав периодически меняется. Они не столь ценны, как «фанаты», но настоящие кавээнщики должны дорожить любым зрителем, которого удалось завоевать, и ни в коем случае не отдавать его другой команде.
Жюри всегда учитывает поведение болельщиков команды в зале, иногда это добавляет команде баллы, но бывает, что и снижает (в случае, когда болельщики ведут себя недостойно).
Критерии оценки выступления
Жюри оценивает пять основных моментов выступления команды:
1. Юмор. Здесь оцениваются все остроумные шутки, смешные моменты в игре. В зависимости от желания жюри может оценивать юмор, руководствуясь собственным мнением или же ориентироваться на реакцию зрителей.
2. Оригинальность. Отмечается творческий подход к постановке и исполнению, неожиданность, новизна. Все звучащие шутки должны быть оригинальными и интересными.
3. Соответствие теме. Если в игре задана тема, то оценка ставится в зависимости от того, следует ли команда условиям игры или же отступает от них.
4. Актерская игра. Актерские способности исполнителей придают общему выступлению особую яркость. Всегда приятнее смотреть на четко, отработанное представление, чем на набор шуток, произносимых вяло и невыразительно. Здесь оценивается яркая, талантливая игра участников команд, то, как они вживаются в образ, насколько уверенны и раскованны.
5. Качество постановки. Этот критерий оценки включает в себя многое: оценка работы руководителя команды, режиссера, танцевальной и музыкальной группы, художников, декораторов и гримеров. Сюда входит и общее впечатление от каждого конкурса. Если где-то был даже незначительный промах, то здесь он будет отмечен так, как и любая маленькая удача.
В играх опытных команд, кроме перечисленных конкурсов, оцениваются также:
- соблюдение регламента выступления;
- уровень сценической культуры;
- зрелищность;
- соблюдение морально-этических норм;
- умение работать с микрофонами;
- использование реквизита.
Как надо работать над выступлением
1) Подготовка к выступлению.
Первый выход команды на сцену. Необходимо сделать все для того, чтобы он был успешным. Пусть не все получится, пусть не будет первого места, но не должно быть и провала, ведь главное – это преодоление стеснительности ребят, страха перед сценой и зрителем, воодушевление от того, что тебя любят, тебя ждут, тебе рады.
Поэтому первое выступление должно происходить для знакомой, благожелательно настроенной аудитории и без жюри. Постепенно, в результате постоянной практической работы ребята привыкнут к сцене, их уже не будут так пугать замечания жюри, молчание зрителей, некоторые неудачи. Чем больше выходов на сцену будет у ребят, тем увереннее и опытнее будет чувствовать себя команда. Причем играть можно не только в КВН, команде ведь нужно нарабатывать опыт, а для этого обязательно следует принимать участие во всех школьных и классных праздниках и мероприятиях.
Кроме того, для успешной работы команде нужно постоянно осознавать то, что с ней происходит, понимать свои успехи и неудачи, причины, по которым что-то не получилось, искать выход из сложных ситуаций. Поэтому руководитель команды должен четко организовывать процесс рефлексии игровой деятельности, подводить итоги каждой игры, анализировать каждый конкурс, разбирать на части каждую шутку, каждую удачу и каждую неудачу, находить их причины.
2) Репетиция.
При подготовке выступления, на репетиции все должно происходить в точности, как в игре. Полностью имитируйте на репетициях работу с микрофонами, с декорациями и примерными размерами сцены, чтобы потом не было сбоев в программе.
Особенно внимательно проверьте микрофоны. Если микрофон на шнуре, то на предварительной репетиции надо посмотреть длину шнура, хватит ли его для всех необходимых по сценарию передвижений по сцене. Если используется бесшнуровой радиомикрофон, то игроки должны тщательно изучить способы его включения и выключения. Если применяется микрофон на стойке, то важно тщательно отработать процесс снятия микрофона со стойки, если, конечно, это нужно (микрофон со стойкой можно оригинально использовать в игре, обыгрывая каким-либо образом). Кроме того, перед игрой нужно обязательно опробовать микрофоны на чувствительность, чтобы определить, как надо говорить: прямо в микрофон, близко подносить его к губам или на каком-то расстоянии.
Если же в школе микрофонов недостаточно, то на генеральной репетиции следует оговорить и распределить на каждый микрофон по несколько игроков.
На предварительных репетициях можно и нужно изменять сценарий, убирать лишнее, добавлять новый, спонтанно возникший материал.
На первой репетиции читаются роли, на последующих – отрабатывается сценическое действие. Позже вводятся костюмы и реквизит, если нужно, то и фонограммы. Дальнейшие репетиции проходят с использованием всего того, что будет на игре. Это значит, что команда должна тщательно отрепетировать каждый момент, чтобы в игре не было никаких неожиданностей, ведь КВН – это живая игра, где каждый игрок должен чувствовать себя непринужденно, точно знать, когда и что сказать, где и что стоит. Только тогда игра будет организованной и гармоничной.
3) Работа над сценарием.
Главное в каждом конкурсе – это краткость, меткость шутки, юмор и веселье.
Теперь разделим каждый конкурс на части и посмотрим, что же надо делать, чтобы выступление получилось удачным.
Каждое выступление состоит из реприз – текстовых шуток. При этом шутка должна быть оригинальной и актуальной, интересной и близкой слушателям.
Шутки придумывать довольно сложно. Дело в том, что старые, известные шутки, анекдоты не подойдут, поскольку команда сразу начнет проигрывать в глазах зрителя. Поэтому шутки следует придумывать самим, проще всего – коллективно. Для этого группе учеников необходимо выбрать обширную тему (чтобы потом посредством этой темы объединить все репризы в одно целое); каждый ученик кладет перед собой лист бумаги и записывает на нем так называемые подачи – вопросы или утверждения, на которые следует ответить или продолжить. Здесь главное, чтобы «подачи» были неожиданными (например: Кто приручил ежика? На самом деле рекламу придумали в нашей школе и т. д.), потому что обычные, всем привычные вопросы и утверждения не вызовут оригинальных и смешных мыслей, а следовательно, продолжений реприз.
После того как ребята напишут 10–15 «подач», они меняются листами. Каждый из учеников придумывает продолжение реприз – «добивки», которые первыми приходят в голову. Это продолжается до тех пор, пока каждый лист не обойдет весь круг сценаристов. Затем всё зачитывают и корректируют.
После этого отбираются самые лучшие шутки. Не бойтесь обидеть учеников, не раздумывая, вычеркивайте те шутки, которые кажутся вам надуманными и несмешными. Здесь особенно важна вторая часть шутки – «добивка», поскольку в ней сосредоточена соль шутки, вложено самое яркое и смешное из того, что удалось создать сценаристам. Именно после «добивки» в зале либо грянет смех, либо зрители поразят вас своим молчанием. Поэтому, повторим еще раз, особенное значение следует придать второй части репризы, ее содержанию и произнесению.
Проверьте, все ли репризы понятны школьникам, если какие-то из них непонятны, то их сразу надо выбросить, поскольку шутки, которые не понимаешь сам, подаешь неестественно, наигранно. При этом шутка должна быть не просто понятной, а понятной мгновенно, ведь если зритель будет 5 минут «догонять», о чем говорилось в шутке, то он не услышит ничего остального.
При отборе шуток для игры сразу же следует отбрасывать хотя бы малейший намек на пошлость, секс не должен интересовать школьника, поэтому и шутки в этом отношении неуместны. Политика – это тоже не тема для шуток, гораздо лучше со школьной сцены будут звучать шутки именно о школьной жизни учеников. Источником для реприз может быть реклама, популярные песни, кинофильмы, материал внутришкольных событий, события в мире спорта, моды. Только здесь надо учесть такой фактор, как срок годности. Ведь фильмы и песни через полгода после выхода уже не столь популярны, а переставшая крутиться по телевизору реклама и вовсе забывается. Следовательно, шутки теряют свою актуальность.
Если таким образом работать около получаса, то можно насобирать богатый материал даже не для одного, а для нескольких конкурсов.
После этого следует распределить все репризы по конкурсам. Каждое выступление должно быть выдержано в определенном ритме, поскольку зрителю очень сложно воспринять выступление с резкими изменениями темпа и стиля. При этом каждые 15 секунд необходимо произносить очередную репризу.
Оставшиеся шутки, которые не подошли по теме или ритму ни к какому конкурсу, помещаются в копилку команды. Материалы копилки непрерывно расширяются за счет постоянного поиска новых шуток и идей. Конечно же, не все шутки подходят к предложенной теме игры, и здесь есть два выхода: либо шутка откладывается про запас, либо предлагаются варианты ее введения в сценарий.
4) Работа над определенной темой.
Работа литературной группы усложняется, если игра КВН ограничена какой-то определенной темой. В этом случае все шутки тоже должны быть на одну тему.
Как же построить работу над созданием шутки? Лучшего всего делать это следующим образом:
- записать слова, каким-либо образом связанные с заданной темой и входящие в тематическую группу. Например, тема «8 Марта», в тематическую группу будут входить слова: женщины, красавицы, подарки, тюльпаны, мимозы, любовь, весна и т. д.;
- придумать ассоциативный ряд – к каждому слову тематической группы записываются все приходящие в голову ассоциации;
- создать репризы: сначала записываются «подачи», потом – «добивки».
Далее идет работа над вписанием созданных шуток в сценарий. Здесь все шутки можно разбить на несколько групп: песня – небольшое вокальное исполнение шуточной песни; обыгрывание нескольких слов, имеющих один корень или просто похожих по звучанию; использование антонимов – слов, противоположных по значению словам из тематической группы, причем можно придумать свои собственные слова – неологизмы; слова связываются с названиями кинофильмов, с какими-либо сказочными персонажами или историческими лицами, только не надо никаких пародий на политиков.
5) Работа над ошибками.
Вот, кажется, сценарий и готов. Но что-то в нем не вяжется: то он слишком длинный, то слишком много связующего текста, а шуток недостаточно, то, наоборот, перечень шуток ничем не связывается и т. д. Тут есть над чем поработать. Рассмотрим все основные недочеты сценария и попробуем дать советы, как их исправить.
Если текст конкурса очень объемный и не вмещается в отведенное время, значит, следует сократить объем за счет лишних реплик. При этом одному человеку не нужно давать много связующего текста, лучше разделить по репликам между несколькими исполнителями.
Если в сценарии слишком много связующего текста, а шуток слишком мало, значит, следует выбрать новые шутки из копилки и дополнить текст, убрав лишние слова из связующих звеньев.
Если сценарий состоит из сплошных шуток, не связанных между собой, то необходимо поработать над связующим текстом, попытаться логически соединить текст в одно целое. Шутки, которые не будут умещаться в связный сценарий, надо исключить и отправить в копилку, чтобы использовать в следующий раз.
Иногда вроде бы смешные шутки почему-то в общем сценарии «теряются» и не кажутся такими смешными. Это случается, если шутки неверно оформлены, слишком длинны и громоздки по структуре или же для того, чтобы их понять, требуется время.
В этом случае шутки следует переработать, сократить, изменить порядок слов, разбить длинные фразы на короткие реплики или же изменить некоторые формулировки, чтобы найти лучший вариант звучания шутки.
Если сценарий наполнен общеизвестными шутками, старыми шутками «с бородой» или пошлыми, сальными шутками, нелицеприятными пародиями, то такой материал необходимо немедленно исключить из сценария, иначе он испортит всю игру.
6) Работа над устной речью.
Участники КВН должны владеть правильной, красивой, грамотной речью, соответствующей всем нормам русского литературного языка. Для этого надо обратить внимание на следующие основные моменты:
Средства выразительности устной речи. Основной тон высказывания – одно из главных звуковых средств эмоционально-смысловой выразительности, с помощью которого игрок передает свое отношение к тому, о чем он говорит. Хорошо известно, что одно и то же можно сказать разным тоном, выразив тем самым разное отношение к сказанному и вызвав соответствующую реакцию слушателей.
Чтобы найти нужный тон, необходимо осознать задачу высказывания, его цель, определить его основную мысль. Не менее важно «взять» нужный тон. Если выступающий насмешливо относится к поступкам людей, о которых он говорит, зрители должны почувствовать это по тону.
Логическое ударение, так же как и паузы, – важное средство смысловой и эмоциональной выразительности слова.
При этом под паузами понимаются те звуковые остановки, которые говорящий делает преднамеренно, чтобы лучше донести до слушателя логическое и эмоциональное содержание высказывания.
С помощью пауз выделяются части высказывания, какая-либо мысль, подчеркивается отношение автора к высказываемому и значение того, о чем будет или уже было сказано.
Темп – не менее важное средство интонационно-звуковой выразительности речи. Хорошо известно, что и слишком быстрый темп (скороговорка), и слишком медленный темп речи – одинаково опасные враги рассказчика и докладчика.
Выбор темпа определяется содержанием, основным замыслом, назначением высказывания, условиями общения.
Громкость, с какой произносится высказывание, также имеет существенное значение для восприятия излагаемого.
Рефлексия и анализ выступления команды
Рефлексия и анализ игры – это обязательная часть игры в КВН. Только анализируя свои успехи и находя причины ошибок, можно оттачивать свое мастерство и учиться с каждым разом играть все лучше и лучше. Поэтому очень важно рассмотреть все конкурсы, разложить по полочкам каждую шутку, отметить, что у команды получилось хорошо и почему. Затем разобрать все неудачи и найти причину каждой из них. Это своеобразная работа над ошибками, целью которой является недопущение таких ошибок в будущем. Проводить анализ необходимо в дружеском тоне, не надо искать виновных в неудачах, здесь главное – найти решение, как избежать повторения ошибки в последующих играх. Поэтому целесообразно выслушивать мнение не только игроков, но и болельщиков, членов жюри, ведущего, присутствовавших на игре педагогов.
В первую очередь нужно проанализировать шутки. Сначала рассматриваются удачные шутки и выясняются причины успеха. Эти причины следует записать и отправить в копилку, чтобы ориентироваться на них при подготовке сценария для следующей игры.
После этого надо перейти к шуткам, которые почему-то не вызвали ожидаемой реакции зала, и выяснить причины неудачи.
Затем необходимо проанализировать реакцию зала: какую поддержку оказали свои болельщики, смогла ли команда заставить смеяться чужих болельщиков.
Далее анализируются полуэкспромтные конкурсы: разминка и капитанский конкурс. Здесь отмечается умение команды объединяться, выходить из неожиданных ситуаций, импровизировать.
Нужно помнить, что анализировать игру можно только на следующий день после выступления, но ни в коем случае не сразу же после него, поскольку разбушевавшиеся эмоции будут мешать объективной оценке своего выступления, а на следующий день эмоции улягутся, участники станут спокойнее воспринимать игру.
Самые распространенные ошибки, над которыми следует работать
1. Слишком длинный, затянутый сценарий или, напротив, слишком насыщенный шутками текст, а также использование устаревших, неоригинальных шуток, сальных шуток или оскорбительных пародий, политических реприз (об этом уже говорилось). Такие ошибки следует устранять еще на уровне сценария.
2. На сцене слишком много народу, у которого нет текста. Это удивляет зрителей и жюри. Необходимо или убрать лишних участников со сцены, или занять их чем-то.
3. Недостаточно отрепетированный сценарий. Редко какой школьник может блестяще импровизировать на ходу. Даже великолепная шутка может потеряться, если ее плохо произнести. Неслучайно часто побеждает не тот, у кого лучше сценарий, а тот, кто лучше его отрепетировал. К этой группе ошибок относятся и стеснительность, зажатость, неумение держаться на сцене, а также излишняя эмоциональность и раскованность, нарочитая артистичность.
4. Текст, идущий мимо микрофона. Если зрители плохо слышат – они перестают слушать, а это уже заведомая неудача.
5. Нельзя говорить, пока зал смеется. Актеры не обращают внимания на зрительный зал. Они произносят шутки, а зрители их не слышат, потому что еще смеются над предыдущими шутками. В результате блестящая шутка, которая могла принести дополнительные баллы, прошла незамеченной. Поэтому необходимо дождаться тишины и лишь затем продолжать.
6. Замешательство при технических заминках. Игроки всегда должны быть готовы к тому, что в игре возможно все: фонограмма не включилась вовремя, кто-то забыл или перепутал слова, внезапно возникла незапланированная пауза. Нужно уметь с блеском выходить из такой ситуации. За находчивость можно получить дополнительные баллы.
Дополнительно