Классификация игр по виду деятельности участников

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Игра – важный элемент развития личности. Она сопровождает человека с рождения. В педагогике многие методы преподавания основаны на играх, и есть даже отдельная профессия – игромастер. Это такой человек, который чувствует настроения детей, эффективно моделирует процесс игры и общения. Вожатый, конечно, тоже должен обладать навыками игромастера, создать в группе детей атмосферу эмоциональной чуткости и понимания.

Игры различаются:

  • по месту (на воздухе, в воде, в помещении)
  • цели (сплочение, развлечение, познавательные, воспитательные)
  • форме (интеллектуальные, эстафеты, тренинги)
  • длительности (игры-минутки, кратковременные, длительные)
  • уровню организации (управляемые, стихийные, спонтанные)

также есть:

  • сюжетно-ролевые и тематические игры
  • игры трудовые, психологические, организаторские, спортивные.

Структура игровой программы: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

Игры на местности очень разнообразны, от военно-спортивных до строительных и познавательных. Перед играми на местности нужно подготовить ребят – это и подготовка к будущим турпоходам, спортивному ориентированию на местности. Дети должны уметь читать азбуку Морзе, флажкограммы, ориентироваться на местности.

Эти навыки вместе в дополнительными мерами обеспечат безопасность игроков. Все должны быть обеспечены картами, компасами, точно знать время окончания игры и место сбора. В играх на местности воспитываются физические, волевые качества. Смелость, решительность, настойчивость, быстрота ориентирования и реакции – разные игры развивают те или иные качества.

Советы по проведению игр

  1. Чёткие правила.
  2. Отсутствие пауз.
  3. Равномерно распределение сильных и слабых игроков.
  4. Игроки не должны выбывать из игры на длительный срок. Главное не победа, а участие.
  5. Игра не должна быть очень трудной или очень лёгкой.
  6. Тон ведущего должен быть уверенным и дружелюбным.
  7. Игру нельзя превращать в балаган.

После игры обсуждаем результаты, чтобы плавно перейти от игрового действия к реальности, наградить победителей.


Учитывая возрастные психо-физиологические особенности детей, отдыхающих в детском лагере, вожатые широко используют в своей деятельности игровые технологии, которые выполняют следующие функции:

  • развлекательную (игра помогает развлечь, доставить удовольствие, пробудить или поддержать интерес);
  • коммуникативную (формируются навыки общения друг с другом и усвоения единых социально-культурных ценностей);
  • социализации (усваиваются нормы человеческого общежития, происходит включение в систему общественных отношений);
  • самореализации (приобретается собственный опыт в различных сферах человеческой практики);
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения в процессе игры);
  • коррекционную (выявление отклонений от нормативного поведения, преодоление различных трудностей, возникающих в различных видах жизнедеятельности).


Сколько игр вы знаете? Десять? Двадцать? Семьдесят? Прекрасно! А знаете ли вы, с кем, когда и в какие игры лучше всего играть? Определить возрастные границы применения игры достаточно просто (а многие игры и вовсе не имеют ограничений по возрасту, в них могут играть и взрослые, и малыши). Для того же, чтобы легче было выбрать из множества игр ту, которая решит вашу проблему на данный момент (займет ребят, познакомит, поможет выявить лидера, организовать активный отдых на перемене и т.д.), попробуйте использовать нижеприведенную классификацию игр.

Более всего удобна классификация по виду деятельности участников в игре. Обозначим семь групп игр:

  1. Художественные игры, требующие от участников проявления творческих и художественных способностей:
    а) музыкальные: “Песенный футбол”, “Песенный аукцион”, программа “Угадай мелодию”;
    б) актерские: “Американский студент”, “Спонтанный театр”;
    в) изобразительные: “Дополни рисунок”, “Рисунок с закрытыми глазами”;
    г) литературные (лингвистические): “Буриме”, “Рассказ на одну букву”.
  2. Спортивные игры, направленные на физическое развитие:
    а) игры на местности (в т.ч. “лесные” игры): “Светофор”, “Бой за знамя”;
    б) эстафеты: “Бег в мешках”, “Бег на трех ногах”;
    в) игры-упражнения, тренирующие координацию движений, ловкость, реакцию: “День-ночь”, “Кольцеброс”.
  3. Познавательные игры, активизирующие познавательную деятельность детей и включающие вопросы и задания, связанные с различными областями знаний:
    а) викторины, конкурсы: “Брейн-ринг”, программа “Счастливый случай”, игры “Контакт”, “Города” и т.п.;
    б) загадки и головоломки;
    в) ребусы, шарады и т.п.
  4. Интеллектуальные (развивающие) игры, направленные на тренировку психических процессов и умственных способностей:
    а) памяти: “Запомни символы”, программа “Меморина”;
    б) внимания: “Коленочки”, “Муха”;
    в) наблюдательности: “Опиши предмет”, “Три перемены в одежде”;
    г) логического мышления: “Мой Правый Сосед”, “Ренцзю”;
    д) воображения: “Групповой рассказ”, “Верю - не верю”.
  5. Психологические игры, дающие возможность углубиться в мир взаимоотношений с окружающими и с самим собой, направленные на:
    а) осознание себя, самопознание: “10 предметов, что меня характеризуют”, “Я - ассоциация”, “Красный стул”;
    б) доверие, взаимопонимание: “Зеркало”, “Поводырь”;
    в) умение слушать: “Рассказчик”, “Салонный разговор”;
    г) достижение согласия и разрешение конфликтов: “Необитаемый остров”, “Покупка”.
  6. Организаторские игры, связанные с решением вопросов, возникающих при создании коллектива и в дальнейшей работе с ним:
    а) знакомство с людьми и с местностью: “Снежный ком”, “Клубочек”, “Разведай. Выполни. Сообщи.”, “Найти человека”;
    б) разбивка на группы: “Молекула”, “Выбери пару”;
    в) выявление лидера: “Построения”, “Фотография”;
    г) раскрепощение, сплочение группы: “Путаница”, “Американская змея”, “Скульптор”;
    д) планирование: “Мозговой штурм”, “Три интересных встречи”;
    е) игры с залом: “Гол-мимо”, “Мы охотимся на льва”, “Барыня”.
  7. Трудовые игры, позволяющие участникам реализовать себя в реальной или смоделированной трудовой деятельности:
    а) экономические: “Арбат”, “Менеджер”;
    б) профессионально-имитационные: “Почта”, “Кукольный театр”.


Попробуйте распределить известные вам игры по статьям данной классификации. Вы убедитесь, что пользоваться ею очень удобно, т.к. она охватывает все разнообразие игр, необходимых в работе вожатого, воспитателя, руководителя клуба.


F 4b11d6bfe40b0m.jpg