Игры со словами
Анаграммы (Игра со словами)
Анаграммой называется такая перестановка букв в слове, которая приводит к новому слову. Сами такие слова тоже называются анаграммами: ропот – топор, мир – Рим, адрес – среда. Для игры используются только имена существительные, причем допускается использовать имена, уменьшительные формы, множественное число.
Вот возможные варианты игр в анаграммы.
1) Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.
2) Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.
3) Переставив буквы в слове, превратите: старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело.
Испорченный телефон (Игра со словами)
Все садятся на скамейку, водящий с краю. Он быстро и очень тихо произносит на ухо своему соседу какое-нибудь слово. Тот повторяет слово соседнему игроку, и слово движется по цепочке. Последний игрок сообщает всем, что он услышал. Если водящий говорит, что слово названо неверно, свои варианты говорят по очереди все игроки в цепочке, выясняя, кто же первый ошибся.
Теперь последний игрок садится перед водящим, и игра продолжается.
Контакт (Игра со словами)
Водящий задумывает слово (имя существительное, нарицательное, в именительном падеже) и сообщает его первую букву, например, «м». Кто-то из игроков предполагает, действуя наугад, что это может быть молоко, и спрашивает у водящего: «Оно не белого цвета?» Если водящий догадывается, что имел в виду игрок («молоко»), или же подбирает другое подходящее слово (мороженое, белого цвета), он должен поспешно сказать: «Нет, это не молоко (не мороженое)». Если водящий ничего не может придумать, а кто-нибудь из играющих сообразил, то догадавшийся игрок произносит: «Контакт!», и оба игрока (спросивший про белый цвет и догадавшийся) вслух считают до десяти, а потом одновременно произносят свои слова. «Законтачить» могут и сразу несколько игроков, и все игроки. Если хотя бы у двух игроков слова совпали, водящий сообщает следующую букву. Если водящий успеет что-нибудь придумать, пока идет счет, следующая буква не называется.
Если игрок уверен, что задумано было слово «молоко», а водящий на его вопрос («Оно не белого цвета?») ответил: «Нет, это не мел», то игрок придумывает для слова «молоко» другое определение («Его продают в пакетах?»). Отвергнутые водящим слова повторно называть нельзя.
Тот, кто называет задуманное слово, становится водящим.
Разновидность - там и сам вОда мог давать подсказки играющим - но не прямые, а косвенные намеки. Например, если загадано слово "истукан", то нельзя говорить об "идоле", но можно о бесчувственном состоянии))) И считали не до 10, а до 5. Вот.
Надуваловка/ Надувалочка/ Держи ухо востро (Игра со словами)
Играют от трех человек. Ведущий предлагает игрокам несколько незнакомых, странно звучащих слов (4-6), взятых им из словаря. Каждый пишет определения ко всем словам, стараясь, чтобы стиль изложения был похож на словарный, и чтобы определения выглядели как можно более убедительными и правдоподобными (участники игры чаще всего не знают верных определений и должны нафантазировать их сами).
Теперь ведущий перемешивает все определения, добавляет правильное и зачитывает их. Участники слушают и каждый старается выбрать верные. За каждое угаданное определение участнику игры 2 очка. Если же кто-то попался на чужое, ложное, определение, то придумавшему определение – очко. Побеждает тот, кто наберет больше очков.
Одна из игр игроков «Что? Где? Когда?» ("Надуваловка", "Держи ухо востро"). Играют в нее и эсперантисты под названием "Надувалочка".
Наборщик (Игра со словами)
Берут слово подлиннее и пытаются составить из его букв как можно больше новых слов. Например: «станция» – «тина», «аист», «сатин» и т.д. При этом нужно учитывать повторяемость той или иной буквы – в получившемся слове любая буква должна встречаться не большее число раз, чем в исходном слове.
Играя, исключают трехбуквенные слова – при длинном исходном слове их получается слишком много. Через определенное время проверяют результат – тот, кто написал большее количество слов, зачитывает их. Если хотя бы у одного игрока окажется такое же слово, его вычеркивают. Побеждает тот, у кого в конце концов окажется больше слов.
Иногда учитывают оригинальность слов: если играют четверо, слово, найденное одним участником, оценивается в три очка, двумя – в два, тремя – в одно очко, а если записано всеми – вычеркивается.
В книге Заяры Веселой приведено сто слов, составленных из слова «изобретательность». Утверждается, что их можно найти и больше!
В этой игре не стоит забывать про анаграммы – из одного и того же набора букв можно получить разные слова: колба – бокал, приказ – каприз, карта – карат – катар, клоун – колун – уклон – кулон, крона – нарок – норка, монета – немота – отмена.
Почта (Игра со словами)
Водящий задумывает некоторый объект (чаще всего это какой-то предмет, но может быть также человек, животное, растение, весь земной шар и т.д.) и сообщает игрокам: «Вам пришла посылка из такого-то места, такого-то размера, от того-то. Что вы с ней будете делать?» Участники по очереди отвечают: «съем», «уничтожу», «поставлю в шкаф», «перешлю другу» и т.д., что придумают. Водящий сообщает, что же было в посылке. Тот, чей ответ окажется наиболее правдоподобным, становится водящим.
Путешествие по городам (Игры со словами)
Все участники игры сидят в кругу. Первый произносит фразу, в которой есть город, начинающийся на А, например: «Я поеду в Астрахань. Зачем?» Его сосед справа должен быстро ответить фразой, ключевое слово которой начинается тоже на А, к примеру: «Акул ловить». И произносит следующую фразу, в которой название города начинается на Б: «Я поеду в Брянск. Зачем?» Следующий отвечает: «Бегать по лесам» и говорит следующую фразу. Тот, кто ошибется или замешкается, платит фант.
Словарная арифметика (Игра со словами)
Иногда из букв одного слова можно составить несколько новых слов (каждая буква используется столько раз, сколько раз она встречается в исходном слове). Это тоже разновидность анаграмм. Участники игры соревнуются в придумывании примеров, подобных этим: карусель = куль + сера; крепость = прок + сеть; сноровка = нора + воск; сторона = сон + рота; типография = пята + риф + иго.
Иногда одно и то же слово можно «разложить» на части несколькими способами: распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр.
Телеграмма (Игра со словами)
Берется любое слово (в нем не должно быть букв «ь», «ы», «ъ», «й»). Теперь каждый из участников игры придумывает текст телеграммы, каждое слово которой начинается с соответствующей буквы выбранного слова (буквы должны идти в том же порядке). Напомним, что для сокращения текста в телеграмме не используются предлоги и союзы. Знаки препинания в этой игре не имеют значения, поэтому их можно использовать обыкновенным образом для удобства прочтения текста.
Пример. Слово «лес». «Лондон еду субботу». «Лечу еропланом срочно». «Ловите Евсея. Сомов».
Чайник (Игра со словами)
Водящий задумывает слово, имеющее несколько значений. Например, «ключ» - инструмент для открывания двери и «ключ» - родник, есть еще и скрипичный ключ. Водящий говорит игрокам несколько предложений, в которое входит задуманное слово в разных значениях, заменяя само это слово словом «чайник».
Пример: «Из «чайника» люди наливали воду в бидоны и канистры», ««Чайник» вывалился из дырявого кармана», «Музыкант нарисовал загогулину «чайника»». Игрокам нужно отгадать, какое слово было задумано.
Чепуха (Игра со словами)
Водящий отходит от играющих, отворачивается и закрывает уши. Каждый игрок придумывает себе существительное и сообщает его остальным, чтобы при ответе не возникло подмены. Водящего подзывают, и он задает всем по очереди вопросы – так, чтобы игроки могли ответить загаданным словом. Например: «Что ты ел на завтрак?» «Гиппопотама!», «Кто твой учитель математики?» - «Стрекоза!» Тот, у кого окажется самый смешной ответ, становится водящим. Есть другой вариант этой игры, когда на вопросы водящего играющие отвечают не словом, а строчкой из песни, например: «Чему тебя учат друзья?» - «Маленькой елочке холодно зимой».
Что возьмешь на Север (Игра со словами)
Все игроки собираются в дорогу (на Север или в какое-то другое место). Водящий задумывает, какие вещи разрешается брать (например, только красные; или зимние; или те, в названии которых есть буква «а», и т.д.), но не сообщает об этом придуманном правиле игрокам. Затем он спрашивает играющих: «Что возьмете в дорогу?» Те по очереди называют разные предметы (а можно и животных, растения, своих товарищей и все остальное, что можно было бы увезти), а водящий комментирует выбор согласно придуманному правилу: «Это взять можно… Это нельзя…» Играющие пытаются отгадать, по какому принципу отбираются водящим предметы. Отгадавший будет теперь водить.
Шмуцать (Игра со словами)
Водящий выходит за дверь, а играющие задумывают глагол. Водящий возвращается и пытается этот глагол отгадать, задавая игрокам вопросы, причем загаданное слово заменяет словом «шмуцать» (ударение на первый слог).
Игра может идти таким образом. Пусть, например, играющие загадали глагол «бормотать». Водящий: «Вы умеете шмуцать?» Игроки: «Да». «Часто ли вы шмуцаете?» «Нет». «Вы громко шмуцаете?» «Нет». «Мешаете ли вы этим окружающим?» «Иногда». «А кто не умеет шмуцать?» «Немые люди и грудные дети, животные». «Говорить?» «Нет». «Что-то похожее?» «Да». «Кричать? Шептать? Бормотать?» «Да!»
Игры на развитие вербального общения
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Коврик примирения
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Ребѐнок выходит вперѐд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, ―И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Игра «Расследование»
Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки. Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание
"Испорченный телефон"
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.