Игры в лидер-группе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Как мы умеем владеть своей речью

1 ~1.JPG

Каждый отряд выставляет на игровую программу десять наиболее активных детей, которых можно назвать лидерами. Команды игроков располагаются в фойе за столами с номерами (названиями) отрядов.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы открываем «Лидер-класс». Мы будем в нем учиться быть лидерами. Хотя учебой это не назовешь, потому что, в основном, мы будем играть. Для начала давайте выясним, кто же такой лидер? Лидер – это вожак, тот, кто берет на себя смелость взяться за дело, организовать его, повести за собой других. Хотя существует мнение, что лидер должен быть один, в одной группе их может и должно быть несколько равных: в спорте, досуге, юморе... Но каждый лидер отличается от других определенным набором качеств и умений. Поэтому сейчас, чтобы командам сплотиться, включиться в игру, я предлагаю начать наш игровое занятие с разминки.


1.«Разминка».

В течение одной минуты команды обсудят и запишут качества и умения, которыми, на их взгляд, должен обладать лидер. Команда обсуждает вопрос и затем ей предоставляется слово для зачтения полученного результата. Жюри при оценивании учтет количество перечисленных качеств и их содержательную сторону.

Замечательно! Мнения, в основном, совпадают. И уж, конечно, все вы согласитесь с тем, что лидер должен уметь красиво и связно говорить. Поэтому сегодняшний наш урок мы посвятим умению владеть словом. Приступим, к выполнению первого упражнения.


2. «Импровизация».

Часто бывает так, что лидеру приходится быстро ориентироваться в различных ситуациях, произносить совсем неподготовленные речи, объяснять необъяснимое, связывать то, в чем, казалось бы, нет ничего общего. Сейчас мы этим и займемся.

В центре зала на столе стопочкой лежат листы бумаги и картинки с изображениями каких-либо предметов, животных... Карточек всего десять. Игроки по одному подходят к столу и на своем листке пишут предложение, в основе которого лежит слово, обозначающее рисунок на карточке. Следующий игрок прочитывает предыдущее предложение и пишет следующее, но в его основу кладет слово, обозначающее рисунок на второй карточке. Главное – читать то, что написали до тебя и вплетать свое предложение в общий рассказ. Только первый игрок должен помнить то, что его предложение – это начало рассказа, а последний – то, что его предложение завершает рассказ. Работа идет на время. Команда, первой завершившая задание, имеет шанс на победу, если жюри высоко оценит как содержание текста, так и наличие в нем зачина и финала. Текст может быть фантастического содержания, но должен иметь смысл и быть связным.

Написанные тексты зачитываются командами вслух, затем листы отдаются в жюри. Прекрасно! Будем считать, что с импровизацией вы справились: вы тоже умеете связно и красиво говорить. Но для лидера более важно говорить убедительно. Все вы помните сказку «Теремок»? Именно так и будет называться следующее упражнение:


3. «Теремок».

«Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок». Бежала мимо мышка: «Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?» Никто ей не ответил. Решила мышка в теремке поселиться.»

В нашем теремке мышкой будет член жюри. Теперь вспомним, что же было дальше? Скакала мимо лягушка и тоже захотела в теремке жить, стала мышку просить. Вот вы и будете лягушками. Ваша задача – в течение одной минуты придумать, что сказать мышке, чтобы она пустила вас в дом. При этом не забывайте, что мышка наша очень привередливая и пустит лишь того, чьи предложения и речь покажутся ей наиболее убедительными. Уговаривать мышку можно лишь одну минуту. Жюри же оценит и то, что вы будете ей говорить, и то, как будете ее убеждать. Итак, время... (После этого этапа жюри может подвести итоги уже выполненных заданий). Часто бывает так, что приходится убеждать не только безмолвного слушателя, но и вступать в спор с человеком, который не принимает вашу точку зрения и имеет противоположное вашему мнение. Вот тут-то и надо обладать искусством ведения спора, умением аргументировать мысли. Выполняем следующее упражнение.


4. «Давайте поспорим!»

Сейчас мы увидим, насколько вы владеете этим искусством. Как вы думаете, лето – это хорошо? Докажите! Да, конечно, – это тепло, солнце, фрукты, каникулы. Ну, а если вам хочется поспорить, разве вы не сумеете найти отрицательных сторон этого явления? Давайте попробуем. Да – это жара, комары, работа в саду и огороде.

Теперь слушаем задание. Сейчас каждая команда выберет себе лист с заданием и за одну минуту приготовит хвалебную речь тому явлению, которое обозначено в задании. При этом помните, что это явление обычно считается отрицательным. Затем команды-соперницы задают вопросы, которыми могут опровергнуть точку зрения уже выступивших, подорвать их идею. (Задача всех выступающих – достойно защитить свою мысль, аргументирование ответить).

Жюри оценивает и хвалебную речь, и вопросы, и ответы команд. Кроме четкости и убедительности, речь должна обладать оригинальностью. Если вы кого-то удивите своей речью или мыслью, высказанной в ней, то можете считать, что уже покорили слушателя. Выполняем следующее упражнение.


5. «Нестандартный прием»

У вас на столе лежат вырезки из газет («шапка» газеты, ее название). Посмотрите на них внимательно и скажите, есть ли между ними различия (газеты отличаются номерами). Команда, первая нашедшая отличия, получает дополнительный балл. Теперь скажите, зачем нужна газета. Многие думают, что ее можно только читать. Но это не так. Мы с вами знаем еще множество способов применения газеты. А один способ, кажущийся вам наиболее оригинальным, вы попробуете защитить.

Жюри оценит количество способов, которые вы вспомнили и оригинальность их. Вы, конечно, понимаете, что трудно отделить умение говорить от умения слушать. Сейчас мы проверим, насколько вы обладаете даром слушания. Для этого я прочитаю вам текст. Ваша задача – выслушать его внимательно, так как потом вам придется отвечать по нему на вопросы. Ведущий зачитывает текст и задает вопросы по его содержанию. Ответы на вопросы должны свидетельствовать о внимательности слушавших: как был одет герой? с какой стороны здания было расположено дерево? – и так далее.

Ну вот, теперь уже вы все немного друг друга знаете. Видимо, у каждой из команд сложилось мнение и о соперницах. Пока жюри подводит итоги нашего урока, я предлагаю командам подумать, какая из них понравилась вам больше и почему, то есть попробовать сделать друг другу комплимент. Он станет как бы призом зрительских симпатий.

По окончании игры жюри объявляет итоги, капитаны команд расписываются в бланках жюри. Ведущий объявляет тему следующего урока и дает домашнее задание.

Реквизит:

1. Стол и десять стульев для каждой команды.
2. Десять карточек с изображением различных предметов.
3. Декорация «теремка».
4. Карточки с названиями отрицательных явлений: «Наказание», «Обида», «Непогода», «Дождь», «Ссора», «Двойка», «Драка», «Болезнь».
5. Газетные вырезки («шапка»).
6. Художественный текст.


Легко ли нам общаться?

Ligrtm.jpg

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы снова встречаемся с вами на очередном занятии «Лидер-группы».

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Легко ли нам общаться?» Мы поговорим о проблемах, навыках и правилах общения, поскольку для лидера эти качества являются чуть ли не первостепенными. На нашем занятии мы поупражняемся в навыках.

С чего начинается общение? Возможно, с умения человека поприветствовать другого так, чтобы тому захотелось общаться с ним. Этому и будет посвящена наша разминка, с которой мы по традиции начнем занятие.


1.«Разминка».

Итак, сейчас командам будет дано время на обсуждение. За это время вы должны придумать для каждой из присутствующей команд приветствие. Но оно должно быть безмолвным. Вы приветствуете команды-соперницы жестами, мимикой. При этом все приветствия должны быть непохожими друг на друга. Итак, прошу здороваться друг с другом!

После командного обсуждения из каждой команды выходят по одному игроку и поочередно начинают здороваться с командами, сидящими за столами. Пока игрок одной команды показывает свое приветствие, другие команды отсутствуют, во избежание повторения. Жюри оценивает оригинальность приветствия и их разнообразие. Команда, которая придумает наиболее разнообразные приветствия, получает наибольшее количество баллов.


2. «Умение видеть хорошее».

Вы поздоровались с человеком и теперь, чтобы успешно общаться с ним, надо суметь увидеть в нем положительное. Ведущий делит участников на две большие команды: мальчики и девочки. Каждой команде предлагается перечислить отрицательные черты противоположного пола. Затем надо будет их опровергнуть, вернее, доказать, что эти черты, скорее, даже положительные. (Например, болтливость – это разговорчивость, с таким человеком не скучно, всегда можно узнать что-то новое, с ним легко общаться).


3. «Много ли значит интонация в общении?»

В этом конкурсе половина команды уходит в соседнюю команду, то есть, получается смешанная команда.

Вы, наверное, помните выражение, что часто бывает важным не то, что сказано, а то, как сказано. То есть надо уметь владеть интонацией. Сейчас мы поупражняемся в этом, и вы проверите, насколько развито у вас это умение.

а) Каждая команда получает карточку, на которой написано выражение (для всех команд общее) и наименование интонации, с которой надо будет его сказать:

— ласково,
— ехидно,
— с угрозой,
— радостно,
— с завистью,
— заискивающе.

После небольшого обсуждения от каждой команды выходит игроки произносит свою фразу с заданной интонацией, о которой в зале не знает никто. Задача всех остальных команд – услышать и назвать произнесенную интонацию. Если большинство команд правильно уловило интонацию, то задание засчитывается.

б) Команды получают еще по одной карточке с общим для всех выра¬жением и заданием произнести его:

— как сказку,
— как секрет,
— как веселую историю,
— как странную историю,
— как рекламу или агитацию,
— как приговор.

Ход выполнения задания тот же, что и в задании а).


4. «Язык мимики и жестов».

В конкурсе половина команды переходит в следующую команду. Когда вы разговариваете с человеком, то на вашем лице могут отражаться разные чувства и эмоции. Умение владеть мимикой и жестами играет большую роль в общении: они могут привлекать к себе собеседников, а могут, наоборот, отталкивать. Следующее наше упражнение поможет нам поупражняться в умении владеть мимикой и жестами.

Команда получает карточку с названием какого-либо чувства или эмоции, например:

— ненависть,
— любовь,
— брезгливость,
— страх,
— смущение,
— возмущение.

После обсуждения команда создает скульптурную композицию, являющуюся воплощением данного чувства. Свои композиции команды показывают поочередно. Остальные команды пытаются угадать то, что изображено. Количество угадываний будет равняться количеству баллов, заработанных командой.


5. «Притча».

Половина команды переходит в следующую команду. Часто бывает так, что вам нужно сказать человеку что-то не очень приятное. Как это сделать, чтобы не обидеть его? Есть, вероятно, несколько способов для этого, но сейчас мы поговорим только об одном из них – иносказании. Команды получают карточки с названием качества, которые принято ценить в человеке (либо эти качества команда придумывает самостоятельно). После обсуждения команда рассказывает притчу, из которой мы должны понять, о каком качестве идет речь (по образцу рассказа В. Осеевой «Синие листья»):

— доброта;
— щедрость;
— правдивость;
— умение хранить тайну;
— общительность.


6. «Подарок».

Игроки собираются вместе в своей команде. На наших занятиях уже принято обращаться друг к другу на прощание с комплиментами. Сегодня вместо комплимента мы будем дарить друг другу подарки. Пусть каждая команда придумает, какой подарок она подарила бы команде-сопернице, но называть его не будет, а просто молча передаст из рук в руки. Передать нужно так, чтобы другая команда поняла бы, что она получила и смогла сказать: «Спасибо за...!»

В конце игры жюри подводит итоги. Победительницей может стать та команда, которая получила больше всего положительных откликов от других команд за то время, пока команды переходили друг к другу.


Игры на создание коллектива

DSC03517-1.jpg

Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, жизненного самоопределения, это время бурного роста самосознания, активного осмысления окружающей действительности и поиск своего места в жизни. Нравственные и социальные качества подростков формируются ускоренными темпами, более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. В этом возрасте важное значение приобретает статус личности в коллективе.

Но нельзя забывать, что физическое развитие подростков еще не завершено в полной мере. Все это часто приводит к тому, что у них отсутствуют или недостаточно сформированы навыки полноценного общения. В работе с коллективом помогут предложенные игры.


Упражнение-разминка «Ответ заданной фразой»

Группа разбивается на пары. Один из партнеров задает вопрос, второй отвечает заданной фразой, стараясь передать свое отношение к вопросу с помощью интонации. Затем партнеры меняются ролями – отвечавший задает вопрос, спрашивавший отвечает. Фразы для ответов: «Бизнес есть бизнес», «В жизни есть тайны, которые не должны быть раскрыты».


Упражнение-разминка «Мое имя»

Группа встает в круг. Каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы произволен – по желанию игрока. Главное в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека. Например, в центр круга выходит одна из участниц и называет свое имя «Анна», иллюстрируя его низким русским поклоном. Другая участница произносит имя «Ирина», сопровождая приседанием. При помощи этих жестов участницы «предъявляют» группе себя, свой характер, темперамент, свою «визитную карточку». После того, как каждый из игроков представил группе свое имя, все члены группы рассказывают о том, как они поняли своих партнеров по игре. Особенно подробно обсуждаются случаи, в которых имя человека не соответствовало продемонстрированному выходу. Упражнение-игра по сути своей является коррекционным и направлено на развитие определенных личностных качеств, поэтому ведущий должен стараться, чтобы все участники были вовлечены в совместную работу. Ниже приведено несколько примеров таких коррекционных игр.


Упражнение-игра «Почему бы и нет?»

Вы получаете роль и отвечаете на любые каверзные вопросы от имени персонажа. Все остальные – дотошные корреспонденты радио и телевидения, газет и журналов. Роли: победительница конкурса красоты; известный острослов, весельчак и болтун; очень серьезный немногословный тип, не умеющий смеяться и шутить; дама-академик, сделавшая важное открытие; человек-маска, без эмоций; резкий, прямой человек, не скрывающий своего недовольства миром; неизменно приветливый человек, довольный всем миром и собой.


Упражнение-игра «Интонация как средство общения»

1. Фраза одна – подтексты разные. Интонация (т.е. тон и манера речи) значит в общении очень много. Она выражает чувства, отношение говорящего к предмету речи. Часто одно и то же слово приобретает другой, и даже противоположный смысл в зависимости от тона, которым произносится. Произнесем одну фразу «Я рад (а) вас видеть» на разные лады. Каждому задается определенная интонация. Первый участник произносит эту фразу с интонацией растерянности. (Варианты для других участников: радость, вопросительное недоумение, спокойная уверенность, плохо скрываемая ирония, безразличие и т.п.)

2. Угадай эмоцию. Участникам предлагается произнести следующие фразы с различным интонационным смыслом:

1. Хорошо, извините меня! Что еще вы от меня хотите?
2. Я бы с ней так не обошелся!
3. Я больше не могу идти на поводу у группы!
4. Я никогда не буду ей больше помогать. Даже слов благодарности за все, что сделал, не дождешься.
5. Это упражнение мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, думаю, что это бесполезное занятие.
6. Сколько я ни стараюсь, а у него все равно получается лучше.
7. Это мне вы обещали и в прошлый раз...
8. Я не мешаю вашим разговорам своим выступлением на семинаре?
9. Везет же человеку!
10. Единственное достоинство нашего коменданта в том, что он никогда не опаздывает уходить с работы.

Интонационный смысл фраз: убежденность в том, что извинения достаточно, чувство вины, сожаление, протест, обида, горечь, сомнение, скептицизм, досада, недоверие, требование внимания и тишины, зависть, ирония.


Ролевая игра «Ребятушки – козлятушки»

Вводная часть. Ведущий напоминает участникам старую сказку про волка и семеро козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама – коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он мама-коза, или папа – козел, дедушка, тетя или другой родственник. Задача козлят – в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом, понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это волк. Из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы – козы, брата, дяди – козла и прочих некровожадных родственников.

Распределение ролей. Группа разделяется на две части, они играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить козлят в своей благонадежности. Претенденты имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки, лисы, тигры и т.д., однако эти задания надо от козлят скрывать. Каждый претендент должен сообщить остальным своим коллегам о выбранном им образе. Для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Претендент может говорить и делать все, что угодно, козлята тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени козлята решат, можно ли пускать претендента в дом. В любом случае, претендент не раскрывает свою роль до окончания игры. Обсуждение итогов игры. Претенденты раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха. Практика показала, что целесообразно проводить от 5 до 7 занятий с интервалами между ними 2-3 дня. На последнем, заключительном занятии обычно подводятся итоги, участники тренинга делятся своими впечатлениями, высказывают свои мнения.

Представляем ряд игр, которые имеют так называемую «социальную» направленность. Такие игры помогают ребенку освоиться в окружающей социальной среде, осознать себя социальным индивидом, научиться взаимодействовать в социальном окружении.


Игра «Мой дом».

Рассчитана как на одного ребенка, так и на группу детей. Цель – научить ребенка социальным представлениям жизнедеятельности.

Описание. На листе бумаги формата А4 (лист бумаги желательно более плотный) с помощью клея ребенку предлагается из картинок, вырезанных из старых журналов, сделать аппликацию дома, жилища, в котором можно жить. После завершения задания проводится беседа. Как в доме распределены комнаты, каково их назначение, для кого они предназначаются? Какие технические детали присутствуют в доме? Как дом защищен? Обращается внимание на детали, их назначение.


Игра-упражнение «Правила жизни».

Игра рассчитана на индивидуальное использование. Цель – научить ребенка представлять и осознавать социальные нормы и правила, формирование нравственных и моральных качеств. Описание. Ребенку предлагается на бланке нарисовать знаки, наподобие знаков дорожного движения. Содержание знаков должно соответствовать представлению ребенка о жизненных принципах, ограничивающих правила поведения, действий. Знаки имеют три назначения: нарисованные в круге – запрещающие, в квадрате – информирующие, в треугольнике – предупреждающие. После выполнения задания можно выяснить у ребенка, почему он тем или иным образом расположил знаки.


Игра «Адаптация»

Психологическая игра «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры группа делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).

Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представляющих, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.

Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).

Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.

Четвертое задание – «три «Д»» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.

Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание. Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».


«Большая семейная фотография»

Эту игру можно проводить как для выявления лидера, так и также для отслеживания групповой динамики.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок подросткам не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Взрослый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Другой вариант игры на выявления лидеров, состоящий из нескольких заданий: Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.


«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру – 4-5 раз.


Лидер-организатор

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом, сооруженным из веток) и т.п.

После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: «Организатор». Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: «Люди». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: «Программа». Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут..., то я...».