Запоминание новых имен и лиц
Иногда начинающим вожатым в первые дни бывает трудно не только узнать подопечного, которого они видели (обращали внимание) всего один или два раза за это время, но и вспомнить, как его зовут. Знание детей (да и людей вообще) вообще и понимание их проблем может принести значительный успех в отношениях вожатого с его подопечными.
Каждому хочется запоминать имена своих подопечных как можно быстрее. Когда вам (да и вас) впервые представляют кого-нибудь, первое, что вы слышите, это имя.
В момент знакомства внимание обычно обращено не на имя, а на внешность подопечного (мимику, фигуру, одежду и т. д.). Поэтому мы, услышав имя собеседника, тут же можем его забыть, а переспрашивать неудобно. Далее может возникнуть ситуация не из приятных, когда к вам обращаются по имени, а мы не можем ответить тем же. У нашего собеседника создается впечатление, что к нему относятся неуважительно. Хороший способ запечатлеть имя в памяти — начать повторять его. Произнесите имя вслух несколько раз и произнесите про себя, когда отойдете от этого ребенка. Желательно записать имя в записную книжку или смартфон, связать с образом этого ребенка, придать имени и фамилии смысловое значение. Например Воронин Константин — «посадите» подопечного мысленно на ворона, несущего в клюве кость; Иван Столяров — «посадите» мальчика на верстак в форме буквы И. А уже вечерком, после отбоя ко сну отряда, взгляните на свои записи и пройдитесь по именам.
Таким образом, чтобы при следующей встрече с подопечным при виде его лица вспомнить его имя или фамилию, вам необходимо:
- воспроизвести имя про себя или вслух как можно точнее;
- связать с образом ребенка;
- придать имени или фамилии смысловое значение.
Важно помнить, что при восприятии и запоминании особое значение приобретает не только физический облик, но и мимика, жестикуляция, голос, речь, походка.
Очень хорошо зарекомендовал себя при заочном знакомстве (когда о подопечном рассказывает твой напарник) с кем-либо метод рождения образа. Образ — это представление.
Из кусочков чужих рассказов и своих впечатлений мы сами сможем создать определенный образ, свой собственный. Свое мы никогда не спутаем с чужим и не забудем.
Когда нам рассказывают о некоем Иване Иванове, мы хотим узнать и то, как он выглядит, и то, чем занимается, чем увлекается. Это поможет нам сопоставить незнакомого подростка с нашими мыслительными образами (ведь в нашем представлении мальчик-футболист — это одно, а девочка-ботаник — совсем другое). Есть еще и социальные стереотипы: считается, что очкарик — это рассеянный человек, спортивный ребенок всегда весел и бесшабашен и т.д...
Опытные вожатые хорошо знают, насколько важно помнить имена своих подопечных, используя для этого простые приемы, помогающие устанавливать связи между именами и лицами. Для этого необходимо мысленно соединить доминирующую черту внешности представленного ребенка с его именем. Если фамилия нового подопечного Зеленев, тогда вы можете представить его себе с зеленым носом, если нос является примечательной чертой его лица. Точно так же можно представить себе девочку Розанову с большим букетом роз на голове, если прическа больше всего выделяется на голове.
К сожалению, не все дети имеют примечательные черты лица, но вы можете сами придумать любые воображаемые черты внешности. Если ребенок имеет фамилию Лисов, можно представить его себе с длинным лисьим носом, а Медведева вообразить большим и неуклюжим.
Многие фамилии не вызывают простых образных ассоциаций. В таких случаях можно использовать подставные имена.
Некоторые ребята имеют широко распространенные фамилии, и в вашей памяти уже есть человек с такой фамилией, например известный киноактер. Представьте себе, что этот ваш подопечный ребенок, разговаривает с этим артистом.
Для успешного использования этого метода необходимо помнить о следующих правилах:
- Не пытайтесь использовать этот метод на применительно к каждому, с кем встретитесь одновременно, потому что трудно одновременно вести разговор со всеми и создавать ассоциации для каждого.
- Если вы не разобрали имя ребенка с первого раза, не стесняйтесь попросить его представиться еще раз. Подобная просьба говорит об интересе к этому человечку с вашей стороны.
- Чтобы освежить свою память, вспоминайте имена ребят, с которыми познакомились, рисуйте их мысленные образы.
Извлечение из памяти имен и лиц
Иногда вожатый оказывается в неловком положении из-за того, что не может вспомнить имя подопечного ребенка, который рассчитывает на то, что его помнят.
Чтобы не попасть впросак, воспользуйтесь следующими советами.
- Продолжайте вести беседу, быть может, в ходе разговора вы получите подсказку, с помощью которой вы сможете установить личность собеседника.
- Попытайтесь вспомнить, где вы в последний раз с ним встречались.
- Переберите в уме алфавит, чтобы проверить, не всплывет ли искомое имя. Может, оно начинается на букву А, Г, М и т. д.
- Если ничего не помогает, продолжайте говорить. Было бы неприлично признаться в том, что вы не помните имя подопечного.
- Вступая в разговор с незнакомым ребенком, представьтесь ему сами, этот прием поможет избежать неловкой ситуации. Того же требует и обычная вежливость.
Метод выделения отличительного признака
Многие ребята сами дают другим и себе прозвища. Один был «Очкариком», другой — «Рыжим», третий — «Пончиком». Все это отличительные признаки. Прозвище носит индивидуальный характер: сразу дает понять, о ком идет речь. Прозвище — это слово, которое легко представить в виде зрительного образа.
Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного ребенка. К нему можно «привязать» точную информацию о подопечном. Отличительные признаки можно запоминать последовательно.
Даже если вы точно знаете фамилию ребенка, его имя, что-то еще, все равно может появиться необходимость в запоминании дополнительной информации о нем. Тогда отличительный признак выделяется по виду деятельности ребенка, его привычкам, манере поведения, стилю одежды, по его характеру. Если ваш знакомый мальчик боится врачей, сам собой напрашивается отличительный признак (образ) — шприц. Ваша девочка рассказывала, что дома занимается игрой на скрипке — присвойте ей образ «скрипка».
Часто случается так, что отличительный признак нужно выделить у незнакомого ребенка, стоящего перед вами. Зная, что предстоит знакомство с новым дитем, постарайтесь заранее выделить отличительный признак у будущего собеседника до того, как вам его представят. К выделенному признаку сразу следует привязать фамилию ребенка, зафиксировать имя.
Повторяйте запомненную информацию в течение беседы, несколько раз назовите собеседника его именем.
Хорошими отличительными признаками являются рост вашего подопечного, его фигура (полная или худая), необычное в поведении, особенности речи, походка. В то же время желательно не выделять отличительные признаки по одежде или прическе, потому что дети часто меняют как прическу, так и одежду.
Если образ будущего собеседника вам не известен, можно поработать с фамилией этого ребенка. Славянские фамилии сравнительно легко перевести в образы.
- Светцов — образ «свет», «лампа».
- Чернов — «чернота», «мрак».
- Тихонов — «черепаха».
Чтобы создать образ на основе иностранной фамилии, нужно разбить ее на несколько частей, затем каждую из них перевести в образ. Эти образы соединяются в ассоциации:
- Мартенсон — мар — тен — сон (март — тент — кровать).
Запоминание фамилий, имен
Фамилии преобразуются в образы путем наводящих ассоциаций (кодирование по созвучию, составление слова по слогам).
Возьмем распространенные фамилии:
- Пчелинцев — «пчела».
- Озеров — «озеро».
- Белоголовцев — «белая голова».
- Мальков — «малек».
- Евграфов — «граф».
Так же поступим с иностранными фамилиями.
- Берг — «берег».
- Дарли — «радар — лимон».
Возможно кодирование имен в образы следующим способом. Если вашу знакомую зовут Катя и она очень любит мороженое, то вы можете всех людей с именем Катя обозначать образом «мороженое». Всех Нин можно обозначить образом «половник», если ваша знакомая Нина любит поболтать о еде.
Имена можно преобразовывать в зрительные образы путем выделения из имени другого слова по ассоциации со знакомыми людьми, по созвучию:
- Владимир — мир — «глобус».
- Роза — «цветок роза».
- Михаил — «мишка» — «медведь».
- Павел — «павлин».
- Василий — «кот».
- Николай — «кол».
- Светлана — «светлячок».
- Галина — «галка».
- Елена — Аленка — «шоколад».