Доверие к себе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
PICT4991.jpg

Для вожатого, который работает с подростками и юношами, основной работой нередко становится развитие их веры в себя и способности управлять своей жизнью. В ходе тренингов важно вернуть детям доверие к себе, помочь им расстаться с позицией жертвы или агрессора, почувствовать уверенность в том, что они могут отстоять себя и свою безопасность, осознать себя человеком выбирающим и отвечающим за свою жизнь. Сегодня мы приводим описание игр и упражнений именно этой направленности


ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ

Эта игра работает на восстановление доверия человека к своему телу. Именно поэтому она не «говорильная», а молчаливая: все внимание концентрируется на теле и телесных ощущениях. В каких ситуациях в первую очередь проявляется доверие или недоверие человека к себе и своему телу? Конечно же, в ситуации падения.

Кстати, отношение человека к физическому падению символически отражает, как он относится к жизненным падениям — неудачам, насколько боится их и насколько тяжело из них выходит. Ведь травму вызывает не само падение, а напряженное сопротивление, за которым проглядывает страх потери точки опоры. Страх и напряжение ограничивают естественную психологическую приспособляемость к ситуации. Расслабленное же тело никогда не травмируется от падения.

Есть несколько вариантов игры. Мы приведем самый простой. Он очень напоминает одну из любимых забав дошкольников. Нужно, стоя в полный рост, покружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда поведет тело. В таких случаях падение, как правило, идет с закручиванием, по спирали. Несколько участников в этот момент подхватывают падающего.

Попробуйте, и вы сами увидите, какое оживление вызывает эта игра в группе и как помогает развитию доверия и к себе, и к партнерам по работе. Единственное предупреждение: в помещении, где выполняется игра, нужен мягкий ковер, простор и страхующий взрослый.

Следующий цикл упражнений дает возможность участникам сконцентрироваться на мыслях и чувствах, связанных с ощущением силы и бессилия. Эти упражнения помогают подросткам укрепить веру в себя и свои силы.


МЕНЯ ЗАСТАВИЛИ

Упражнение состоит из двух частей. Оно выполняется в парах.

Инструкция к первой части

Вспомните ситуацию, когда вы отчетливо чувствовали и осознавали: «Меня заставили делать то, что я вовсе не хотел...» Думаю, подобные ситуации найдутся в опыте каждого из вас. Кто заставил? Возможно, это родители? Или учителя? Или приятели? Или жизненные обстоятельства?

Припомнили? Определили ситуацию? Хорошо. Может случиться, что кто-то из вас, перебирая события прошлого, не смог припомнить подходящего случая... Ну что же, все равно не отказывайтесь от работы. Придумайте такую ситуацию, поверьте в ее реальность и работайте с ней. Только не надо предупреждать партнера, что ситуация «невсамделишная».

Как работать? Расскажите своему партнеру о случае, когда вас заставили сделать что-либо вопреки вашему желанию, и о тех чувствах, которые вы при этом испытывали.

После того как первый участник завершает свой рассказ, роль рассказчика переходит к его партнеру.

Вопросы для анализа

После того как выговорились оба участника взаимодействия, ведущий просит игроков проанализировать свое состояние, задавая примерно такие вопросы:

  • Что вы чувствовали во время своего рассказа?
  • Как звучал ваш голос?
  • Какую позу вы заняли? Каким было выражение вашего лица?

Комментарий для специалиста

Возможно, участники упражнения сами обратят внимание на те изменения, которые произошли с ними во время погружения в ситуацию. Если они не сумеют или не решатся этого сделать, обратите их внимание на эти изменения, произнеся примерно такую фразу: «Возможно, что во время «погружения в ситуацию» у кого-то из вас поникли плечи, безвольно опустились руки, в голосе зазвучали жалостливые детские нотки... А может быть, у вас участилось дыхание, сжались кулаки, напряглось тело? Или наоборот, кому-то захотелось сжаться в комочек и заплакать?»

Скорее всего те, кто глубоко вошел в ситуацию, подтвердят, что почувствовали себя во время выполнения упражнения маленькими, жалкими, обиженными, бессильными, нуждающимися в утешении и защите. Попросите участников запомнить это состояние и перейдите ко второй части упражнения.

Инструкция ко второй части

А теперь встряхнитесь и сбросьте с себя пережитое. Приготовьтесь к неожиданному. Давайте мысленно изменим свой взгляд на эту ситуацию и представим, что и здесь у вас был выбор. Вы сами решали, подчиниться или нет, сами выбирали способ действия. Если вы выбрали смирение, подчинение требованиям, то лишь потому, что трезво взвесили все обстоятельства, оценили возможные последствия и решили, что в этой ситуации такое поведение более уместно и разумно. Вы сами выбрали этот вариант поведения.

А теперь, приняв именно такой взгляд на ситуацию, расскажите о ней партнеру, но с новой точки зрения. Сыграйте, поверьте на минуту, что вы — мудрый и сильный, почувствуйте это.

Подростки поочередно выполняют задание.

После завершения этой части упражнения ведущий вновь просит участников обратить внимание на свое состояние, отметить, как оно изменилось по сравнению с первой частью. Как изменилась поза, выражение лица, жесты, интонация голоса? Как обстоит дело с чувствами?

Как правило, подростки и юноши с удивлением отмечают изменения. В этом случае вполне уместен примерно такой комментарий ведущего.

Вы удивлены? А ведь все закономерно. Если человек воспринимает ситуацию как «меня заставили», он ощущает себя пешкой в чьих-то руках, «жертвой обстоятельств». Именно это внутреннее состояние определяет все его поведение и, конечно, результаты этого поведения. Один из этих результатов — то неприятное переживание бессилия, беспомощности, собственной ничтожности, которое вы испытали после первой ситуации.

Ощущая себя «пешкой», «жертвой», человек, как правило, снимает с себя всякую ответственность за свой выбор, свои поступки и переносит ее на окружающих. Последствия такой позиции различны. В душе одного звучит простое и пессимистическое: «Я не могу ничего изменить, все решают обстоятельства...» — и человек погружается в серое и безнадежное состояние депрессии. У другого может появиться желание найти сильного и мудрого человека, который все за него решит и сделает. Может возникнуть и критика-разоблачение: «Все — дрянь... Я — дрянь и другие тоже... Никто ничего не может...»

Если же человек сознательно делает свой выбор, то чувствует себя «хозяином своих поступков и своей судьбы». Даже если он после трезвого размышления сознательно выбрал смирение, то он сам отвечает за все, что с ним происходит.

Если группа достаточно «продвинутая», то следует сразу же предложить подросткам выполнить другое упражнение, чуть похожее на предыдущее, но гораздо более радостное.


СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Участники выбирают нового партнера и вновь определяют, кто из них будет говорить первым, а кто — вторым.

Инструкция ведущего

Вспомните ситуацию из вашей жизни, которую можно было бы назвать «везением» или «счастливым случаем». Как и в предыдущем упражнении, расскажите об этом случае своему партнеру, а потом, в ходе осмысления, отметьте особенности своей позы, голоса, ощущений, внутреннего состояния.

После обмена ролями и рефлексии участникам предлагается рассказать о той же самой ситуации, но с иной позиции: «Я сам обеспечил себе успех». При этом ведущий предлагает участникам добросовестно вспомнить все, что они сделали, чтобы достичь блестящих результатов.

Комментарий для специалиста

В ходе коллективного осмысления результатов этого цикла упражнений нужно разъяснить подросткам, что и тяжелое «чувство жертвы», и приятное состояние, которое возникло у них во время выполнения упражнения «Счастливый случай», — это две стороны одной медали. Все это — уже знакомая им позиция «пешки»: не «я делаю», а «со мной делают» или «со мной случается». Итог такой позиции печален: человек оказывается не хозяином своей судьбы, а игрушкой в ее руках. Он снимает с себя ответственность за все, что происходит в его жизни.

Крайний, негативный вариант такой позиции носит название «выученная беспомощность»: человек, сталкиваясь с малейшим жизненным затруднением, заранее говорит себе: «Все равно ничего не получится». Ощутив свою беспомощность и бессилие, он прекращает всякие попытки достичь чего-либо, заранее отказывается от любых действий, способных что-то изменить в его жизни, в его отношениях с другими людьми. Именно поэтому важно понять, что позиция пешки — это социальный стереотип, который искажает восприятие мира и себя в нем и удерживает человека от изменений, от активного участия в жизни.

Нужно подвести подростков и юношей к осознанию того, что каждому необходимо самостоятельно решить, выбирает ли он свои поступки и судьбу сам или ждет, когда его заставят поступить определенным образом.


ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «Я — КАПИТАН»

О технике визуализации подробно было рассказано в статье «Вообразите себе». Кстати, специалисты порой называют используемую в этом случае визуализацию техникой «кино», или управляемой медитацией.

Цель

В процессе визуализации создать предвосхищающий образ себя в будущем — человека, взявшего ответственность за свою жизнь.

Для выполнения этого упражнения необходимо устроиться в удобном месте сидя, полулежа или лежа. Ведущий включает тихую, приятную музыку, затем чуть замедленным ровным голосом дает участникам инструкцию.

Инструкция ведущего

Расслабьтесь тем способом, который вам ближе и приятнее. Дышите ровно, глубоко, медленно... Как во сне... После того как вы почувствуете, что ваше тело полностью расслаблено, а напряжение исчезло, сконцентрируйтесь.

Представьте себе комнату: длинную-длинную, пустую и светлую...

Вы входите в комнату и ощущаете ее огромные размеры... Она такая большая, длинная, высокая... И вы кажетесь себе в ней маленьким... Вы обводите эту огромную комнату глазами... И видите, что все стены заставлены полками слева и справа, до самого потолка, до самого конца... На полках стоят коробки подобно книгам...

Вы видите, как из какого-то отверстия сверху свешивается кинолента... Она ползет и опускается все ниже и ниже... Она достает до пола. На полу вы видите кусочек ленты. Вы берете его в руки... И подносите к глазам... Смотрите на свет... Вы понимаете, что на этом кусочке ленты отражены ваши чувства и ощущения, которые вы недавно пережили. И вы понимаете, что здесь, в этих коробках — фильмы, где запечатлена ваша жизнь...

И вы задумываетесь, откуда появилась эта лента... Вы замечаете в углу комнаты лестницу и видите, что она круто идет наверх... Вы поднимаетесь по ней, ваши ноги ощущают твердость ступеней, их крутизну... Вы чувствуете, что вам тяжело подниматься по этой лестнице... Но вы настойчиво поднимаетесь наверх и видите отверстие в потолке, через которое льется яркий солнечный свет... Вы выходите на крышу и входите в помещение... В этой небольшой комнате вы видите кресло... В углу сидит человек и снимает кинокамерой фильм. Он встает и уходит... Вы садитесь на его место в кресло... И видите: да, это снимается фильм о вашей жизни... Вот ваше детство... Вы смотрите на пленку и видите то, что происходило с вами давным-давно... Сейчас вы понимаете, почему вы имеете такие взгляды на жизнь... Теперь вы знаете, почему вы так думаете о жизни...

Но вы знаете и другое: это случилось в прошлом... Теперь вы выросли и почувствовали себя сильным человеком, способным самостоятельно решать, какой будет ваша жизнь и ваши отношения с людьми... Вы понимаете, что режиссер вашей жизни — вы сами. И вы вольны изменить свою жизнь... Вы напишете новые страницы своей жизни. И они теперь будут зависеть только от вас.

Режиссер — вы! Вы можете вернуться назад и мысленно вырезать кадр из фильма... Вы можете и другое (это самое важное) — снимать дальше новый фильм...

И вы замечаете еще одну дверь... Открываете ее... Вы видите перед собой безбрежное синее море... Вы чувствуете много света и солнца. Дует свежий морской ветерок... И вы видите перед собой белый прекрасный корабль... И вы видите свежий лак на его деревянных частях... Вы вступаете на палубу этого корабля... И чувствуете, как она раскачивается на волнах... Вы замечаете две или три мачты... Вы смотрите на них... И видите паруса, наполненные ветром... Корабль чистый и красивый... И все здесь вам нравится...

Вы задумываетесь о том, кто же ведет этот корабль? И видите рубку, где стоит капитан в белой фуражке... Он стоит у руля... Вы подходите к нему... И происходит нечто удивительное: вы видите, что он снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к борту и... прыгает в воду, машет вам рукой и вы слышите его голос: «Корабль — твой... Я оставляю его тебе...»

Это ваш корабль... Вы можете сами выбирать, что делать... Вы можете спуститься вниз и предаться сладкой лени... Вы можете выпустить руль из рук... А можете взять штурвал в свои руки...

Вы поднимаетесь, берете капитанскую фуражку, надеваете ее на свою голову... Вы становитесь за штурвал... Вы стали капитаном этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм и бурю навстречу солнцу и людям... Берите на себя ответственность за свой курс! Ведите свой корабль уверенно! Имя вашего корабля — жизнь...

Вы спокойны. А когда вы спокойны — вы красивы, когда вы красивы — вас любят... Когда вас любят — вы счастливы... Вы спокойны... Вы уверены... Вы свободны... Вы — хозяин своей жизни.

Комментарий для специалиста

Мы не случайно завершили этот цикл упражнений медитацией в технике «кино». Во время подобных упражнений человек расслаблен: без напряжения, не прилагая каких-либо внешних усилий, он оказывается как бы в центре самого себя.

Такие сеансы саморегуляции помогают подростку вместо привычного образа «жертвы обстоятельств» принять новый — автора своей жизни.

В дальнейшей работе с подростками важно предусмотреть реальные действия, которые позволят им «апробировать цели действиями», запланировать и организовать серьезную работу по самовоспитанию.