Дискуссия о конфликтах
Дискуссия.
- Как часто вы ссоритесь? Можно ли ссору назвать конфликтом?
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы конфликтов не было?
- Почему люди вообще ругаются?
- Что есть в конфликте плохого и хорошего?
- Спор – это конфликт? Почему?
- Часто ли спор приводит к конфликту?
- Можно ли сказать, что конфликт – это недержание эмоций?
- Если произошёл конфликт между 2мя лицами, может ли туда вступить 3ий?
- Представьте себе ещё одну ситуацию: Вы с лучшим другом оба влюбились в одного и того же человека. Что делать? Если соперничать с другом – то это правильно? А если уступить – будет больно….не будете ли вы ревновать?
- Вечность терпеть – практически невозможно. Как вы считаете, сколько раз можно прощать?
- А вообще что можно простить, а что – нет?
- Часто ли вы отдаёте своё право выбора другому человеку?
- Ситуация. Вы с другом сидите за одной партой. Он начал вам что то рассказывать, вы смотрите на него, как вдруг учитель видит эту картину и отбирает у вас лист с контрольной работой, ставит 2, говоря, что «меньше на уроке будете разговаривать». Вы ждёте признания друга, а он молчит. Что делать? Свалить на друга? А друг ли это? Или промолчите…а где же справедливость?
- Если идёт какой то спор, и в процессе вы понимаете, что ваш оппонент прав, а вы нет – вы будете продолжать отстаивать свою точку зрения или «примите поражение» и признаете свою «неправоту»?
- Как надо вести себя, чтобы избежать конфликтов?
- Часто во время конфликтов целая группа «накидывается» на одного человека. Это правильно?
- Ситуация: Представьте, что у вас есть проект, который вы должны сделать вместе с группой, но у каждого человека совершенно разное мнение. Как быть? Уйти? – это не подстава, предательство? А если отстаивать свою точку зрения – не уважение…
- А когда в классе есть группы с разными интересами, это хорошо?
- Итак, мы поговорили практически обо всех видах конфликтов. Но остался ещё один – межгосударственный. Все мы знаем о выборах 2ого декабря. =) Естественно в выборах присутствовало соперничество, а вражда? Между партиями?
- Во что может перерасти конфликт между странами?
- А можно было бы избежать войны? Как?
- Вы бы хотели стать политиком? Почему?
- Как бы вы изменили Россию?
Барометр. Вожатый читает детям ниже данные высказывания, а дети отвечают «да, нет, не знаю». (место для занятия делится на 3 линии – «да», «нет» или «не знаю», и в ходе барометра ребята встают на ту или иную линию. В ходе барометра (или после – по усмотрению вожатого)вожатый обсуждает с детьми почему они так ответили. )
- Конфликт нужно избегать
- Вы проиграете, если выразите несогласие.
- В конфликте не следует демонстрировать своих эмоций.
- Нужно уступить, если хотите разрешить конфликт
- Нужно искать слабое место в позиции оппонента.
- Считаете, что отступление ведёт к потере лица.
- Я знаю больше чем мой оппонент.
- Нападаете на человека, а не на проблему.
- Считаете, что выигрыш в аргументах (доказательствах) очень важен.
- Отказываетесь от дискуссии, если она идёт не вашим замыслом
- «Тише едешь – дальше будешь»?
- Меня не возможно переубедить, я точно прав
- Главное – быть честным перед самим собой
- Надо уметь себя оправдывать
- Я никогда не признаю, что я не прав
- Я всегда легко воспринимаю критику, т.к. это полезно для меня
Игра «Ситуации».
Вожатые делят отряд на 4 группы. Каждой группе дают сценарий на листочке. За 10 минут ребята должны поставить сценарий, и по очереди показать, что у них получилось. Потом все группы должны догадаться – что же всё таки разного в этих сценках? А разные они тем, что каждая сценка – один из 5 видов конфликта. (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные).
1. Внутриличностный конфликт.
Маша должна вести концерт, но её мама заболела – и просит ей помочь, именно в этот день! Во время концерта!
2. Межличностный конфликт.
Девочке Маше очень нравиться стиль одежды Юли, и она его в точности повторяет. Но Юле это не нравится
3. Конфликт между личностью и группой
Классу задали ответить на вопросы после параграфа. Ребята решили разделить вопросы – 1 человек берёт 1 вопрос – и на уроке каждый отвечает по своему вопросу. Идёт урок. Спросили класс – а он не поднял руку, не отвеитл! Но это была его задача! Он подставил весь класс!
4. Межгрупповой конфликт
В школе ученикам не нравится учитель. Пол класса написали заявление, а остальная половина не хочет подписывать. Но если его не подпишет весь класс – заявление не будет рассмотрено.
5. Межгосударственные конфликты (можно просто сказат ребятам, что такой конфликт есть, но если ребята в группе -в основном старшеклассники, то можно вспомнить межгосударственные конфликты. )
- Израиль и Палестина
- Сербия и Черногорье
- Евросоюз и Америка
- Россия со странами Кавказа
- Америка с Ираком
Игра. Отряд делим на 2 команды. И от каждой команды берётся 1 человек, которому даётся слово. Он должен донести до отряда это слово мимикой и жестами.
авторитет - общепризнанное значение, влияние; человек или группа, пользующиеся общим признанием.
агрессия - повеление н конфликте, связанное с нанесением психологического или физического ущерба одним из участников другому. может проявляться как в словесном оскорблении, гак и в физическом насилии.
гипноз - временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.
забастовка - разновидность конфликта, представляющая коллективное прекращение (сокращение объема) работы или отказ от участия в каком-либо регламентированном виде деятельности, с целью добиться удовлетворения требований социального, экономического или политического характера.
конфликт - противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы.
лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях в силу его личного авторитета или занимаемой должности.
мозговая атака (брейншторминг) - свободное высказывание идей членами группы по какому-либо вопросу. методика стимуляции творческой активности и продуктивности, которая предполагает, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением стереотипов, привычных форм принятия решений.
насилие - любые формы принуждения в отношении индивида или группы: один из крайних способов разрешения конфликта.
ненависть - стойкое отрицательное чувство индивида, направленное на объекты, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям и интересам.
общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежат потребности в совместной деятельности и который включает в себя обмен информацией, взаимодействие и понимание другого человека.
переговоры - способ разрешения (урегулирования) конфликтов, совместная деятельность противоборствующих сторон по нахождению взаимоприемлемого решения проблемы.
психоз - глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражении реального мира, изменении поведения и отношения к окружающим.
самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. самооценка является важным регулятором поведения личности.
совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.
соперничество - стратегия поведения оппонента в конфликте. характеризующаяся ориентацией на свои собственные интересы.
сотрудничество - стратегия поведения оппонента в конфликте, характеризующаяся ориентацией на совместный поиск решений.
стресс - состояние человека, возникающее в ответ па разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). стресс может оказывать как положительное, мобилизующее воздействие, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до полной се дезорганизации.
стыд - эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков принятым в данном обществе и разделяемым им самим требованиям морали. стыд переживается как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя.