Вообразите себе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2773176377 f0f1ea4000m.jpg

Визуализация — это процесс создания образов в воображении. Можно сказать, что это — репрезентация в уме несуществующего объекта, явления или события (это не только зрительные образы, но и образы, сформированные через другие модальности).

Визуализация может происходить в обоих полушариях головного мозга. Левое полушарие мозга «видит» символы (буквы, слова и т.п.), а правое — специфические конкретные объекты. Исходя из этого, выделяют «левополушарных» детей и «правополушарных». Последние испытывают значительные трудности в лагере, где деятельность ориентирована на левополушарный способ предоставления информации.

Предлагаемые упражнения предназначены для работы с группой (отрядом). Они не требуют большого количества времени. Эти упражнения мы проводили в группах (мы работали с младшими подростками) и индивидуально.

Выполнять их желательно ежедневно, в атмосфере непринужденности, в игровой форме. Начальное упражнение следует повторять. Последовательно выполняйте каждое упражнение в течение недели или дольше, и вы получите впечатляющие результаты.


Начальное упражнение

Вожатый озвучивает для детей какую-либо сцену без ее описания (говорит простое предложение, например: «Вечер настал»). Затем он просит детей дополнить сцену конкретными визуальными деталями и характеристиками (можно попросить детей закрыть глаза). После этого можно предложить детям обменяться характеристиками созданного образа.


Визуализация цвета

Инструкция. Заполните ваш мозг каким-либо цветом (зеленым, красным, голубым) по вашему выбору. Сконцентрируйте все ваше внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Если созданные цвета кажутся неясными, сфокусируйтесь на конкретной позе, помогающей вам отличить эти цвета друг от друга. Это сразу может не получиться, поэтому в выполнении данного задания нужно попрактиковаться несколько раз. Спросите себя: «Чем красное отличается от голубого?» Сконцентрируйтесь на различии, и цвета станут более ясными.


Визуализация геометрических фигур

Инструкция. Представьте себе круг (треугольник, квадрат...), для начала как бы нарисуйте эту фигуру на уровне глаз. Позвольте своим глазам детально изучить каждую часть фигуры, затем представьте ее целиком. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Визуализируйте этот предмет, вращающийся в вашем мозгу.


Визуализация трехмерного объекта

Инструкция. Поместите образ любого трехмерного объекта (стула, мяча, помидора...) перед собой на расстоянии одного-двух метров. Расслабьтесь и изучайте этот объект, затем закройте глаза и визуализируйте. Попытайтесь включить как можно больше деталей в ваш внутренний образ.


Визуализация живого существа

Инструкция. Визуализируйте знакомого человека (или животное). Сконцентрируйтесь на лице, тщательно изучайте каждую деталь. Рассматривайте лицо, как будто оно далеко или как будто оно очень близко. Посмотрите на него справа, слева и, наконец, прямо. Вы можете либо приблизиться к объекту, либо мгновенно всецело охватить его взглядом.


Визуализация крупного объекта

Инструкция. Визуализируйте знакомый вам дом или знакомую квартиру. Представьте себя открывающим дверь и входящим в дом. Изучайте пол под собой, стены, открывающиеся взору проемы в другие комнаты. Позвольте глазам вашего мозга путешествовать из комнаты в комнату и замечать фурнитуру, цвета, окна и другие детали. Затем вернитесь обратно и столь же тщательно исследуйте внешний вид здания.


Визуализация трехмерного объекта с изменением его качеств

Инструкция. Визуализируйте тыкву. Это гладкий и ярко-оранжевый овощ с хвостиком на макушке. Представьте тыкву плавающей прямо перед вами, медленно поднимающейся к потолку, затем опустите ее до уровня глаз и начните быстро вращать. Внезапно остановите ее и делайте все меньше и меньше, пока она не станет размером с яблоко. Сейчас измените цвет, сделав ее ярко-голубой, затем зеленой, затем снова оранжевой.


Визуализация перемещений

Инструкция. Представьте себя удобно лежащим в своей кровати. Мысленно исследуйте знакомые предметы. Далее продолжайте их исследовать, мысленно двигаясь вокруг комнаты, рассматривая объекты, приближаясь к ним. Взгляните на окно и почувствуйте себя легко плывущим по направлению к нему и затем выплывающим из окна. Вы дрейфуете все выше и выше, потом вы оказываетесь над домом соседей. Изучайте улицы, дома, дороги и другие предметы. Затем мягко приземлитесь и почувствуйте, что стоите на ногах.


Визуализация «ресурсного» места

Инструкция. Сейчас визуализируйте какое-либо конкретное место и представьте, что вы там находитесь. Это может быть или реально существующее место, в котором вам очень нравится находиться, или место, где вы никогда не бывали, но желаете посетить, или воображаемое место, созданное вами. Исследуйте его мысленно. Изучите окружение. Если это место расположено на открытом воздухе, то постарайтесь почувствовать тепло солнечных лучей и дуновение ветерка. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место много раз в будущем. Визуализируйте себя идущим туда для отдыха, для работы, для практики в других упражнениях.


Визуализация с использованием слухового канала

Инструкция. Визуализируйте какое-либо конкретное место и вообразите встречу с мудрым человеком (наставником). Это может быть как реальный, так и воображаемый человек. Представьте себя встречающим этого наставника. Выразите свои дружеские чувства. Представьте себя спрашивающим у него совета. Внимательно слушайте его ответы на ваши вопросы.

Визуализируйте другое конкретное место, пусть это будет рабочее место, содержащее все приборы и инструменты, которые могут потребоваться для ответа на любой вопрос или решения любой проблемы. Представьте на рабочем месте экран, где могут появляться любые образы по вашему выбору. Пусть ваш наставник обязательно посетит вас на рабочем месте, когда вам потребуется помощь. Поупражняйтесь в видении образов на вашем экране.


Широко закрытые глаза

Цивилизация, в том виде, в каком она существует сейчас, — результат способности человека видеть. Лишите его слуха или обоняния, и ничего кардинально не изменится в образе жизни «homo sapiens». Лишите его зрения — изменится многое, если не все. Мир принципиально не опирающегося на зрение человечества будет совсем другим.

Зрение — наш лоцман во внешнем мире, но не только: внутренний мир тоже во многом основывается на зрительных образах. Мы зависимы от нашего зрения, в каком-то смысле мы — его рабы. Предлагая нам простой, дешевый по затратам психической энергии способ общения, зрение затмевает иные пути познания, понимания, взаимодействия с миром природы и миром людей... Оно обедняет нас.

Нет, не подумайте, я никоим образом не ратую за то, чтобы человечество добровольно лишило себя этого великого источника информации. Я за то, чтобы использовать имеющиеся у нас психологические возможности для расширения опыта познания мира и самого себя. А для этого иногда очень полезно отказаться от услужливого зрения и посмотреть внутрь и вовне себя «широко закрытыми глазами».

Для этого в практике психологического тренинга, групповой психотерапевтической или коррекционной работы можно успешно использовать разнообразные техники, которые объединяет один общий методический прием — наличие на глазах участников (а то и самого тренера) непрозрачной повязки.


БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Упражнение может быть использовано на первых занятиях сензитивного или коммуникативного тренингов как демонстрация возможностей самопознания через психологические техники, как первый опыт глубокого анализа собственных чувств.

Для проведения упражнения необходимо пространство, в рамках которого участники могут свободно и безопасно двигаться с закрытыми глазами. Повязки в данном случае не используются. Участники во время упражнения должны пережить соблазн открыть глаза и как-то справиться с ним (или нет).

Перед началом движения с закрытыми глазами ведущий сообщает, как будет проходить упражнение, и дает самую важную инструкцию: внимательно следить за своими ощущениями, их изменениями, фиксировать, с какими внешними или внутренними сигналами будут связаны возникающие чувства.

Первые 3–5 минут участники хаотично двигаются по помещению, соблюдая тишину и по возможности избегая даже мимолетных контактов друг с другом. Затем звучит хлопок ведущего, который служит сигналом для объединения участников в пары. Нашедшие друг друга берутся за руки и застывают на месте. Так как объединиться нужно в полной тишине и с закрытыми глазами, на решение этой задачи отводится много времени.

Увы, иногда некоторые игроки так и остаются в одиночестве. Ничего не поделаешь. В определенный момент ведущий еще раз хлопает в ладоши: участники открывают глаза и получают право разговаривать, обмениваться в паре своими чувствами. Затем все садятся в круг. Начинается самая важная часть упражнения.

Ведущий кладет в центр круга стопку карточек. На каждой написан вопрос. Участники по желанию берут верхнюю карточку, зачитывают вопрос и отвечают на него. Затем на этот вопрос отвечают все желающие. Далее доброволец берет следующую карточку и процедура повторяется. На последний вопрос должны ответить все участники.

Примерный список вопросов таков:

  • Вам хотелось открыть глаза?
  • Был ли у вас определенный план, задуманная траектория движения или скорее нет? Удалось ли вам выполнить этот план?
  • Вы стремились в гущу событий или предпочитали держаться в стороне?
  • Опасались ли вы, что вас могут сильно толкнуть или, наоборот, что вы сами кого-нибудь толкнете?
  • Что вы чувствовали, когда сталкивались с другими «частицами»?
  • Долгим ли показалось вам время движения?
  • Опасались ли вы, что вам не удастся соединиться? Может быть, вы об этом просто забыли или были уверены, что все получится?
  • Опишите как можно подробнее, как происходило ваше объединение в молекулу. Если этого не случилось — что вы чувствовали?
  • Было ли, на ваш взгляд, что-то общее между тем, как вы себя вели и чувствовали сейчас, и тем, как себя ведете и чувствуете в похожих ситуациях в жизни вообще?


СЛЕПАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Это упражнение описано К. Фопелем. Оно замечательно работает на сплочение команды, получение опыта совместного принятия решений, но помимо этого обладает потрясающим развивающим эффектом для каждого отдельного участника. Он заключается в том, что, несмотря на завязанные глаза, зрение постепенно возвращается! Участники начинают «видеть» друг друга, взаимодействовать вполне успешно и легко, воспринимая эмоции, состояния и даже намерения друг друга.

Хочется посоветовать всем тренерам, применяющим подобные процедуры, поучаствовать в упражнении самому, вместе с группой. Это вполне возможно, если вы хорошо организуете пространство для работы (сделайте его действительно безопасным для людей, глаза которых остаются закрытыми на протяжении полутора часов) и оговорите для себя право в критической ситуации снять повязку и помочь группе.

Для проведения упражнения необходима длинная веревка, завязанная крепким узлом. Для группы численностью в 15–16 человек длина веревки должна составлять около 20 метров. Участники встают в круг на расстоянии руки друг от друга, завязывают глаза. Ведущий кладет в круг веревку. Первое, что должны сделать участники, — найти веревку и взять ее в руки. Далее ведущий объявляет, какую фигуру нужно образовать из веревки. При этом нельзя класть веревку на пол и держать ее должны обеими руками все участники.

Например, ведущий предлагает образовать из веревки квадрат. После того как инструкция дана, ведущий больше не вмешивается в игру. Он может попросить участников обратиться к нему, лишь когда вся группа решит, что упражнение выполнено. Не давая оценки результату, ведущий просит снять повязки и посмотреть на плоды своих усилий самих участников.

Если группа быстро справилась с заданием, можно организовать небольшое обсуждение процесса и дать еще одно задание, связанное с построением фигуры посложнее. Образовывать можно трапецию, эллипс, шестиугольник и даже трапециевидный треугольник (это задание завершает упражнение, так как такой фигуры в природе просто не существует!).

Однако, как показывает практика, выполнение упражнения — дело нелегкое и длительное. Одну фигуру группа может строить и полчаса, и час, и полтора. Это и хорошо, так как самые сильные переживания возникают именно тогда, когда участники находятся с завязанными глазами длительное время.

Вопросы для обсуждения:

  • Возникали ли во время выполнения задания трудности с общением, пониманием друг друга или выражением своих мыслей? Когда и как вы их решали?
  • Были ли в группе лидеры, которые взяли на себя координацию действий? Как они это делали?
  • Удалось ли им решить задачу?
  • Как каждый из вас ощущал себя во время упражнения?
  • Что вам мешало и что помогало в собственном поведении и поведении других?
  • Возникали ли у вас раздражение, гнев?
  • Были ли моменты радости, удовольствия?
  • Если бы группа повторила упражнение, что стоило бы сделать по-другому?
  • То, что вы чувствовали и как вели себя во время упражнения, похоже на вас в реальной жизни?


НАЙДИ СВОЕ МЕСТО

Все упражнение выполняется в полной тишине, звучит только голос ведущего и тихая, спокойная музыка.

Участников просят завязать глаза и спокойно походить по комнате, стараясь не прикасаться друг к другу. Затем ведущий просит участников положить руки друг другу на плечи и образовать общий круг. Руки остаются на плечах стоящего впереди человека. Это не очень простое задание, но участники с ним справляются.

Следующий шаг: ведущий просит осторожно, бережно ощупать голову, руки, плечи стоящего впереди человека и запомнить свои ощущения. Не обязательно при этом определять, кто именно стоит перед вами.

Ведущий предлагает всем участникам снова разойтись и в течение нескольких минут побродить по комнате в полном одиночестве, под музыку, стараясь ни с кем не сталкиваться. Затем следует вновь встать в круг, заняв место за тем же самым участником.

Это самая хаотичная и драматичная часть упражнения, участникам редко удается выполнить ее в тишине. Можно не препятствовать разговорам на этом этапе. После того как круг восстановлен, ведущий просит участников решить, выполнено ли задание, все ли стоят на своих местах и, приняв коллективное решение, снять повязки.

Упражнение снимает напряжение в группе, способствует установлению более близких отношений и развивает ту особую чувствительность к себе и другим, которая возможна лишь при плотно закрытых глазах.

Главные вопросы, которые стоит обсудить, связаны с чувствами, возникшими у участников на разных этапах упражнения.