Коммуникативные упражнения
Упражнение Витязь на распутье
В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 10-15 человек.
Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Вожатый рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.
Упражнение Умение слушать
Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу.
Время: 15 минут.
Размер группы: 6-20 человек.
Описание. Участники делятся на пары. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную Вожатыйом тему (откуда родом, про свою семью, о своем хобби, о последнем просмотренном фильме, о последней прочитанной книге и т.д.).
(Об этом задании не говорится заранее.) Вожатый объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.
Проводится обсуждение: все ли рассказали или были потери информации?
Варианты: Можно представить группе техники активного слушания и обратить их внимание на то, как улучшается процесс слушания, если использовать эти техники.
Упражнение Как мы похожи!
Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, а также позволяет обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с собеседником и т.д.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.
Время: 10-15 минут.
Размер группы: 10-20 человек.
Описание. Вожатый просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.
Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, хобби и т.д.
После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.
Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.
Обсуждение. Есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объединяет, и смогут построить на этом контакт. К каждому собеседнику можно найти свой ключик.
Упражнение Одноминутная речь
Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства ,способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.
Необходимые материалы: Вожатый заранее готовит список вопросов для выступления на определенную тему. (Пример списка см. ниже).
Время: в зависимости от размера группы 10-25 минут.
Размер группы: 6-15 человек.
Описание. Вожатый объясняет, что каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем.
Вожатый зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты.
Вожатый называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.
После завершения выступлений Вожатый просит группу дать обратную связь всем участникам.
Обсуждение.
- Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?
- Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками?
- Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?
- Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?
Приложение. Возможны список вопросов для выступления.
- Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?
- Самая смешная история, которая с вами происходила?
- Лучшее лето, которое ты провел?
- Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?
- Что лучше – дипломатичность или прямолинейность?
- Манипуляции – это хорошо или плохо?
- Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?
Упражнение Выйди из скорлупы
Упражнение помогает участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную веселую атмосферу.
Время: 5-10 минут.
Размер группы: 10-20 человек.
Описание. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 метра. Вожатый просит одного добровольца встать в этот круг.
После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т.д.
После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы.
Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.
Упражнение Масти
Упражнение помогает участникам познакомиться с проблематикой упражнения, а также друг с другом.
Необходимые материалы: колода карт.
Время: 10 – 15 минут.
Размер группы: 10 – 20 человек.
Описание. Участникам упражнения раздают карты, по одной на человека. После этого участники разбиваются на мини-группы в соответствии с мастью полученной карты. В результате должны получиться четыре мини-группы: группа участников с картами масти червей, группа участников с картами масти пик, группа участников с картами масти бубен и масти треф.
После этого мини-группы с картами проводят обсуждение:
- Участники мини-группы с картами масти червей делятся друг с другом тем, что им больше всего нравится в обсуждаемом предмете (продажи, коммуникации и т.д.).
- Участники мини-группы с картами масти пик рассказывают друг другу о том, что им не нравится.
- Участники мини-группы с картами масти бубен рассказывают о том, что у них лучше всего получается.
- Участники группы с картами масти треф рассказывают о том, что у них не получается.
Мини-группам дается 5 минут на генерацию идей, после чего один представитель от каждой группы рассказывает всем, к чему пришла мини-группа.
Обсуждение. Вожатый фиксирует на доске высказанные мнения, может обобщить их и сделать выводы о том, что легко и трудно, что приятно и не очень в изучаемой деятельности. Часто список того, что участникам нравится, очень похож на список того, в чем они не сильны. В этом случае Вожатый может сделать вывод о том, что мы получаем удовольствие от того, что умеем делать, и для того, чтобы получать удовольствие от переговоров, продаж и других видов деятельности, нужно освоить необходимые для этого навыки.
Упражнение Найти решение
Упражнение позволяет активно освоить любой «скучный» материал. Также можно использовать его в конце всего упражнения или его части для того, чтобы «уложить в голове» полученную информацию и подумать о то, как использовать на практике.
Необходимые материалы: проектор, слайды с описанием ситуаций.
Время: от 15 минут до часа в зависимости от сложности материала и разбираемых ситуаций.
Размер группы: 6-20 человек.
Описание.
- Участники разбиваются на мини-группы по 3-4 человека.
- Вожатый показывает на проекторе слайд с описанием трудной ситуации.
- Группа должна за 3 минуты выработать решение, можно несколько вариантов.
- Один человек от каждой группы презентует выработанное группой решение.
- Далее – действия повторяются со следующими слайдами.
Примеры трудных ситуаций для упражнениеа по презентациям.
- Вы видите, что один из ваших слушателей почти засыпает.
- Один из участников презентации постоянно громко говорит: «Все это ерунда!»
- Вы обнаруживаете, что потеряли конспект своей презентации. Без конспекта вы ничего не помните.
- Вы обнаруживаете, что половина людей, пришедших на вашу презентацию, уже были на прошлой и знакомы с тем материалом, который вы собираетесь представить. Они пришло во второй раз потому, что их заставили.
- Вы собираетесь провести презентацию для команды ровесников. Все уже пришло, кроме самого последнего. Уже прошло 10 минут с момента предполагаемого начала презентации, и вы не знаете, начинать или нет.
Упражнение Подведение итогов
Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.
Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.
Время: 20 минут.
Размер группы: 6-20 человек.
Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.
Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе – комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей – какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.
Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.
После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.
Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими – нет?
Упражнение Возьми салфеток
Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Время: 5 минут.
Размер группы: 6-20 человек.
Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение. Не требуется.
Вариант. Можно попросить участников поделиться фактами о себе, а информацией, так или иначе связанной с темой тренинга. Например, в тренинге продаж можно попросить их вспомнить о выгодах клиента, на которые ориентирован их продукт, в тренинге по эффективной работе в команде – о факторах, влияющих на командную работу и т.д.
Упражнение Изменения
Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.
Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.
Время: 10 минут.
Размер группы: 6-30 человек.
Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя в ближайшую неделю после тренинга».
Каждый надписывает на карточках свое имя и изменения, которые он хотел бы достигнуть.
Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю пообщаются, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.
Упражнение Вопросы и ответы
Упражнение используется в конце тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.
Необходимые материалы: планшетки, клейкие листочки.
Время: 20 минут.
Размер группы: 6-20 человек.
Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали.
Обсуждение. Тренер может дополнять прозвучавшие ответы.