Игры в помещениии для маленьких 4
1. Для того чтобы дети познакомились друг с другом, проводятся следующие игры.
«Узнай по голосу». Все играющие становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу и поют какую-нибудь известную всем песню. По знаку взрослого ребята останавливаются, и один из них (по указанию взрослого) должен громко сказать:
— Ты загадку отгадай: Кто позвал тебя? Узнай.
Водящий, открывая глаза, должен назвать по имени того, кто это сказал. Тот, которого водящий узнал по голосу, начинает водить.
«Кто спрятался?» Играющие становятся в круг. Некоторое время они ходят под музыку, повторяя различные движения за взрослым. По указанию взрослого водящий становится в круг и закрывает глаза. А кто-нибудь из играющих уходят из круга и прячется. Водящий, открыв глаза, должен узнать, кого же нет, кто спрятался. Играют до тех пор, пока каждый не побывает в середине круга.
«Кто что любит делать?» Играющие становятся в круг, поочередно выходят на середину и показывают движениями, мимикой, что они любят делать (играть в футбол, в куклы, поливать цветы, петь и т. д.). Стоящие в кругу должны отгадать, кто что делает.
Вариант игры. Дети изображают, что они делают для своих маленьких братьев и сестер, для малышей своего двора.
2. Игры в «почту», в «больницу», в «магазин», в «полярников», в «путешественников» и другие требуют от детей творчества, выдумки. Знание фактов для таких игр дети приобретают в повседневной жизни, во время экскурсий, чтения книг, просмотров кино- и диафильмов. Учителю нужно специально обращать внимание детей на характер отношений людей в жизни.
«Почта». Игре предшествуют чтение рассказов и стихотворений о почте, специальная беседа. В беседе выясняется, кто из детей сам получал письма, было ли приятно их получать, о чем в них пишут. Учитель рассказывает, как и о чем надо писать письма, чтобы они были интересными, содержательными. Можно прочитать образцы писем из детских книг. На одном из уроков каждый пробует самостоятельно написать кому-нибудь письмо (маме, бабушке, товарищу). Лучшие письма с разрешения автора читаются вслух. На уроках труда дети учатся делать открытки (аппликации). После такой предварительной работы игра организуется следующим образом. Играющие с помощью старших ребят оборудуют почтовое отделение (нужны столы, почтовые ящики, бумага, конверты, открытки).
Дети распределяют между собой роли. На почте есть «почтальоны», «продавцы» марок, конвертов, открыток (тут же можно и самому сделать по образцу открытку, нарисовать марку).
Каждый может написать своему товарищу и сам получить письмо. Письма опускаются в почтовые ящики; почтальоны разносят их адресатам, которые живут в разных «городах» и «странах». Игру в «почту» можно организовать перед праздниками 7 Ноября, Новым годом, 8 Марта, 1 Мая, когда ребята пишут поздравительные письма родителям, учителям, товарищам.
«Магазин». Для этой игры дети под руководством воспитателя или старших школьников готовят «товары», меры измерения и «деньги». Меры измерения должны быть настоящие, деньгами могут служить разного рода жетоны или картонные кружки с обозначением достоинства монет, нарисованные бумажные деньги. В качестве товаров могут быть овощи, фрукты, карандаши, книги, перья, тетради, блокноты, игрушки и т. д. Дети составляют прейскуранты цен, соответствующие реальным. Затем выбирают «продавцов», «кассиров». Остальные участники игры — «покупатели». «Продавцы» отпускают- товары по чекам. «Кассиры» получают деньги и выдают чеки. Дети вместе играют купленными игрушками, читают книги, приобретенные в «магазине», интересуются покупками друг друга. Игра заканчивается, когда распроданы все товары.
В воспитательных целях желательно, чтобы наиболее привлекательные товары были бы в меньшем количестве, чем другие, но их должно хватить на всех. Воспитатель предупреждает об этом детей. Например, он говорит: «Дети, помните, что у нас в магазине мало красивых открыток. Если будете покупать их помногу, всем не достанется». В дальнейшем ни воспитатель, ни «продавцы» (дети) не мешают каждому выбрать желаемый товар. Но все должны помнить не только о себе, но и о других.
«Фабрика Деда Мороза». В I классе труд детей может быть организован в виде игры в «фабрику Деда Мороза». Эта игра дает возможность каждому проявить заботу о своем классе, товарищах— сделать для них новогодние подарки. Игра начинается с того, что класс получает письмо-задание от Деда Мороза:
«Дорогие ребята! Скоро новогодний праздник. Теперь у вас будет много работы: надо украсить школьную елку, сделать подарки малышам из детского сада. И, кроме того, наверно, каждый из вас захочет что-нибудь сделать для себя, приготовить подарок для мамы, для своего товарища. В школе открывается фабрика игрушек Деда Мороза. Там вам покажут, какие игрушки можно сделать самому. Тех, кто не умеет, научат. Очень прошу вас сделать для школьной елки 20 звездочек, 5 гирлянд и 10 маленьких елочек из бумаги. Дед Мороз».
Задания составляются исходя из программы по труду. Каждое задание построено так, чтобы дети могли сами придумать форму гирлянд, флажков, украшений и др.
На фабрике есть «рабочие», «мастера» — старшие школьники, которые могут научить первоклассников делать игрушки, «контролеры», принимающие готовые изделия, «хозяйственники», ведающие инструментами и материалами. На фабрике имеется выставка образцов, по которым можно самому сделать елочную игрушку, маску, маскарадную шапочку и т. д.
Каждый может делать игрушку от начала до конца самостоятельно, поучиться у товарища, попросить у него совета, дать совет другому. Важно научить детей не мешать друг другу, учиться друг у друга. Можно организовать изготовление игрушек с некоторым разделением труда, когда одну игрушку (фонарик, гирлянду и др.) делают несколько ребят. Здесь возникают более сложные отношения между детьми, общий результат работы зависит от усилий каждого, от дружной совместной работы.
Очень важно, чтобы дети, кроме выполнения задания Деда Мороза, сами пожелали бы сделать подарок кому-нибудь из близких, товарищей. Такое желание должно поощряться учителем.
«Зоопарк». Эта игра имеет познавательное значение.
Дети объединяются в небольшие группы, каждая из которых должна устроить свой «зоопарк». Дети договариваются, какие животные будут размещаться в зоопарке, из каких материалов их делать, из чего сделать вольеры, кто будет «экскурсоводом». В ходе работы дети советуются, находят общее решение. Они рисуют и лепят различных животных; причем дети должны уметь рассказать другим о том, где живут, чем питаются эти животные, каковы их повадки, чем они полезны людям.
Когда для игры все подготовлено, группы детей по очереди ходят друг к другу на экскурсии. «Экскурсоводы» рассказывают о животных, пришедшие на экскурсию задают вопросы. Если «экскурсовод» сам не может ответить на вопрос, он должен постараться найти ответ в книгах, узнать у взрослых и т. д. Для игры необходимы картины с изображением различных животных, пластилин, цветная и белая бумага, клей, кисточки, карандаши, кубики (для вольеров).
«Город вежливых». В конце учебного года в I классе можно провести игру «Город вежливых», в которой как бы подводятся итоги того, чему научились дети в течение года. Для нее выделяется неучебный день. Игра проводится либо в большом зале, либо на одном из этажей школьного здания. Это сложная игра. Дети должны знать элементарные правила поведения в общественных местах (кино, магазине), правила товарищества в работе, в играх. Чтобы упорядочить движение участников игры по «городу», можно составить маршрутные карточки, где указать, кто, где и в каком порядке должен побывать (в «кино», «магазине», на «фабрике», «стадионе»).
Школа на время превращается в город с улицами и площадями. В нем есть «почта», «магазин», «фабрика», «кинотеатр», «стадион».
С помощью старших ребят для игры готовится различное оборудование: для работы «фабрики игрушек» подбираются материалы (бумага, клей, кисточки) и образцы изделий, для «почты»— почтовый ящик, конверты, бумага, для «магазина» — различные товары, продукты, для «стадиона» — различные игры и игрушки.
Играющие распределяют между собой роли: кто кем будет в городе. Все участники игры становятся «жителями города», а часть из них выполняет функции рабочих и служащих. Это «продавцы», «мастера», «киномеханики», «кассиры», «контролеры» и др. Каждый имеет «деньги» и картонные жетоны, которые отбираются у него при нарушении правил поведения в городе.
По сигналу о начале игры в «городе» открываются все «учреждения», «магазины», «стадион». В кинотеатре «Октябренок» можно посмотреть диафильмы. Для этого надо прийти к началу сеанса, купить билет и занять свое место. На «фабрике игрушек» сделать из уже имеющихся полуфабрикатов готовые изделия. На «почте» написать и послать письма друг другу, которые тут же отправятся в путь, и «почтальон» вручит их адресатам. В «магазине» купить какой-нибудь товар. На «стадионе» можно поиграть в настольные игры — футбол, хоккей, бильярд, вступить в состязание на меткость, ловкость (игры «Ракета летит в цель», «Коль-цеброс», «Кто ловкий» и др.).
Везде надо соблюдать правила вежливости, не ссориться, уметь дружно работать, не мешать товарищам, помогать другим. Кто нарушит правила вежливости и товарищества, платит «штраф» (отдает картонный жетон). Когда игра заканчивается, учитель называет имена тех детей, которые ни разу не нарушили правила вежливости.
Салки «Дай руку». Играющие выбирают водящего — «салку», все остальные становятся вокруг него.
Салка считает до трех, после чего все разбегаются, а он их ловит (салит). Спасаясь от салки, убегающий кричит кому-либо из играющих: «Дай руку!» Игроков, взявшихся за руки, осаливать нельзя. Если салка поймает одного из играющих прежде, чем тот возьмет кого-либо за руку, они меняются ролями, т. е. осаленный становится водящим.
Правила игры: 1) если за руки соединились три игрока, то водящий может осалить любого крайнего из тройки; 2) площадку для игры надо ограничить, хотя бы условно, в противном случае играющие будут слишком далеко убегать; 3) если играющий выбежал за границу площадки, он считается пойманным.
Игра только тогда проходит хорошо, когда играющие выручают друг друга, — на это следует специально обратить внимание детей.
Вариант игры. «Салки-пересалки». Игра начинается так же, как и предыдущая. Когда водящий хочет осалить кого-либо, другой игрок может перебежать между водящим и убегающим, и тогда водящий должен догонять перебежавшего. Таким образом, выручая товарища, играющий подвергает себя опасности быть пойманным. Если водящий догонит убегающего, они меняются ролями.
«Вызов». На двух противоположных сторонах площадки провести линии «городов». Расстояние между «городами»—15—40 шагов. Играющие делятся на две команды. Каждая выбирает капитана. Одна команда выстраивается шеренгой за линией одного «города», другая — за линией противоположного. Капитаны бросают жребий: какой команде начинать игру. Капитан команды, начинающей игру, посылает игрока в «город» другой команды, участники которой вытягивают правые руки вперед ладонями вверх. Посланный вызывает кого-либо из противников помериться с ним силами в беге: он дбтрагивается до ладоней играющих, и, кого коснется в третий раз, тот вызван им. Затем игрок бежит к себе в «город», а вызванный догоняет его, стараясь поймать до линии «города». Если игрока поймают, он попадет в плен. Если не поймают, то, наоборот, вызванный становится пленником. Пленник стоит позади того игрока, который его поймал. Затем капитан противоположной команды посылает игрока на вызов. Этот игрок поступает так же, как и первый, и т. д.
Каждый играющий должен стремиться выручить из плена своих товарищей по команде. Для этого он вызывает игрока противоположной команды, у которого есть пленник. Если вызванный не сможет догнать противника, то идет к нему в плен, а пленник возвращается в-свой «город». Если же вызванный догонит противника, то у него будет два пленника. Таким образом, количество игроков в командах все время меняется. Выигрывает команда, у которой по окончании установленного времени (5—10 минут) будет больше пленных.
Вначале, когда дети еще не освоили игру, следует напоминать им о пленниках, которых нужно выручать. Надо следить и за тем, чтобы все играющие побывали в положении вызывающих. Очень важно правильно выбрать капитанов. При хороших капитанах игра проходит активно и интересно.
Эстафета «Кто первый?». Играющие делятся на 2—4 команды. Игроки строятся в затылок друг другу у линии старта. На расстоянии 10—15 метров от линии старта против каждой команды ставится табуретка или стул.
По сигналу учителя первые игроки направляются к стулу, обегают его с правой стороны и бегут обратно за линию старта. Игрок, первым перебежавший через эту линию, приносит своей команде очко. Он становится в конце своей колонны. Затем по сигналу в эстафету вступают следующие игроки и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры: 1) игроки должны бежать только по сигналу учителя с линии старта; 2) обегать стул нужно с правой стороны, не касаясь его руками.