Рекомендации по организации и проведению игр
В детском лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Приведем краткую информацию по данному вопросу.
Форма, структура и содержание плана
Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро — день — вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом — планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.
Состав и структуру плана может определять вожатый. Рекомендуется внести в него следующие компоненты:
- характеристика состава детей отряда;
- диагностические данные;
- задачи вожатого на период планирования;
- план-сетка по календарным срокам.
Дети младшего возраста.
Играя и слушая вожатого, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Каковы условия выполнения детьми поручений в этом возрасте? Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.
Рекомендации по организации и проведению игр.
- Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.
- Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом,
- Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
- Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть»на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
- Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
- Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
- Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.
Как ввести детей в игру?
- Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
- Разделить детей на команды можно так: построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» — одна команда, «вторые» — другая команда. Либо поступают таким образом:
- Выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета:
- Затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар.
Есть еще следующий способ разделения на команды: выбираются(назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды.
Вожатый участвует в игре вместе с детьми.
Дети среднего возраста:
Рекомендации по организации и проведениюигр:
- подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
- некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
Как ввести ребят в игру?
- Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.
- Делить ребят на группы так же как и в случае с детьми младшего возраста.
- Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый недолжен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).
Подростки
Рекомендации по организации и проведению игр:
- игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;
- она может быть рассчитана на длительную подготовку;
- важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность её.
Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности. Как ввести подростка в игру? Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества вожатых, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание се, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры — залог их активного участия в ее проведении.
Разделить подростков на команды можно ранее описанными способами или в зависимости от личных привязанностей, интересов. Коли в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, вожатый может поступит!. следующим образом:
- Назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;
- Предложить каждому из них пригласить по одному человеку из отряда к себе в команду;
- Затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности.
Вожатый играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.
Характерной особенностью детей всех возрастов является эмоциональность и любознательность, стремление проверить, испытать свою силу и ловкость, желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то необычному, далекого и прекрасного.
В зависимости от содержания и структуры игры делятся на познавательные и интеллектуальные; творческие и ролевые; подвижные и спортивные.
Что надо помнить, организуя игру с детьми?
Перед началом игры надо заинтересовать детей ее содержанием, определить условия проведения игры, ознакомить с правилами, распределить задачи,
- Каждая игра должна быть обеспечена необходимым для ее проведения оборудованием и инвентарем.
- Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия и силы в игре. Поэтому целесообразным является анализ, рассмотрение игры, успехов и ошибок ее участников.
- Необходимо широко привлечь самих детей при проведении различных игр в роли судьи, членов жюри; следует помнить, что детей среднего и старшего возраста в основном привлекают игры с разделением на команды.
- Надо стремиться вносить в игру элементы романтики, загадочности, используя для этого разведку дел, пакеты с заданием подобное.
- Несколько минут свободного времени, появившихся между делом, должны быть использованы для подвижных игр, игр - забав, игр, тренировок.
- Самоконтроль, сдержанность, уверенность в своих действиях, спокойный и заинтересован состояние - эти черты помогут воспитателю вовремя решить конфликтную ситуацию, возникшую, установить психологическое равновесие.
Поэтому, готовясь к работе с детьми всегда вспоминай заповеди затейника:
- Улыбка и хорошее настроение - основа успеха.
- Говори четко, коротко, громко.
- Затейника должны видеть все.
- Заранее найди себе помощников.
- Подбирая игры, думай о возрасте участников, место проведения, реквизиты.
- Игра не должна унижать человеческого достоинства.
- Будь готов предложить другую игру, если первая не удалась.
- Затейник болеет за всех.
- Ободряет и подхваливает игроков и болельщиков.
- Умей поблагодарить всех за участие в игре.