Лайфхаки креативные
Только дураки начинают с начала … А вам лучше заглянуть в будущее, ведь именно там – через несколько дней или пару недель – ваша проблема уже решена, именно там, в будущем, вашей проблемы не существует.
Попробуем?
Вы пишите идею и сюжет сезона, ломаете голову на тематическим днем, размышляете, как удивить и вовлечь детей в следующий этап игры, а мозг вместо дельных идей выдает: «У меня ничего не получится! Все это уже было! Они (дети) ничего не хотят!».
Наш мозг – великий критик и мастер экономить энергию.
Критика отключаем фрирайтингом, просто и быстро начиная записывать на лист или в заметки весь поток «нытья» прямо со слов: «Мне нужно придумать самый лучший сюжет сезона, но вместо этого я просто пишу сюда много букв и никаких оригинальных мыслей нет и в помине…».
Продолжайте писать, постепенно из-за забора «экономии энергии и критики» появятся по настоящему интересные идеи и задумки. А как же будущее? Очень просто. Вам необходимо прикрыть глаза и в мелочах представить финал дела, дня, сезона. Где вы, ваши дети и напарники находитесь: холл, лес, зал, площадь. Почему вы здесь оказались? Что вы чувствуете?
Не скупитесь на сильные эмоции, ведь именно эмоции лежат в основе любого значимого достижения.
Что чувствует ваши дети? Что вы слышите? Что видите? Что осязаете и держите в руках? Посмотрите внимательно на своих детей и напарников: какие чувства и мысли их переполняют?
Добавьте образов, цвета, текстуры.
Открывайте глаза и начинайте вспоминать, как вы оказались там, куда вас занесло воображение. Отвечайте на вопросы:
- • Что происходило за секунду до финала? А за час? А за день?
- • Дети пришли к финалу вместе, командами или по одному? Их путь был легким или полным препятствий?
- • Кем они были на этом пути? Исследователями, сталкерами, путешественниками, гномами, пионерами, героями, индейцами, жителями волшебной страны или членами тайного ордена?
- • Где находится пространство, в котором пролегал путь героев? По каким законам живет?
И так из конца в начало вы разматываете нить увлекательного повествования, написанного по всем законам жанра: от пролога к завязке сюжета, через испытания к кульминации – максимальному напряжению всех сил, а дальше к развязке и эпилогу.
Всегда начинайте с финала, в этом случае вам так же легко дастся ответ на вопрос «зачем?» - игровая сюжетная мотивация должна быть завязана на возрастных особенностях детей, на конкретном этапе развития отряда.
А об этом читайте выше.
И кстати, по поводу «все это уже было». Закон Мэрфи для вожатых: «Любое отрядное дело уже давным-давно было, устарело, надоело».
Но! Весь эффект в мелочах.
О чем это? О том, что простое коверканье слов это еще не креатив, а вот простая картонная коробка может стать весьма оригинальной традицией и технологией, если ее наполнить находками, подарками, поделками с сезона.
Событие, игра, дело, мероприятие станет легендой благодаря такой мелочи,
как яркие образы вожатых (тонны грима и бросовая ткань), деревянный спил с волшебной руной или золотой ключ в каждые руки.
Не экономьте на мелочах. Именно они сделают традиционную игру по этапам (станциям) принципиально новой.
лайфхаки студенческих педагогических отрядов. Интересно?) Читай ниже😉
🖍Готовься к смене заранее. Как правило, план-сетку на смену вожатый знает уже к середине мая, поэтому ты будешь знать перечень мероприятий, которые пройдут на смене. Заранее подготавливай музыку, идеи для уголка и т.д.
🖍Формируй плей-листы и фирменный стиль. Если у вас будут общие ритуалы с детьми и объединяющую моменты (фирменный цвет одежды, индивидуальные эмблемы) - это поможет создать чувство общности у временного детского коллектива.
🖍Не делай того, что могут сделать дети. Знай, что они могут и давай им право сделать что-то самостоятельно - это очень круто поможет раскрыть их потенциал.
🖍Держи в запасе пару игр. Игры - это крутой способ занять детей. Это поможет скрасить дождливый день или ожидание мероприятия. "Игры" могут быть разными и направленные на разные моменты - на знакомство, на снятие тактильного напряжения, на доверие.
🖍 Будь примером. Вожатый - это пример для детей. Стань тем, за кем хочется идти, кому можно доверять.
Собственно, почему лайфхаки? Если верить «Википедии» (а кто ей не верит?), то само слово пришло к нам из английского языка и означает «взлом жизни» («hack» и «life»). Но, как подсказывают другие источники, дословный перевод не очень точно отражает суть. Лайфхак – это маленькая хитрость или житейская мудрость, направленная на то, чтобы решить обыденные проблемы каждого. Другими словами, это набор приемов, трюков и советов, созданных специально для «взлома» и упрощения всех сфер нашей жизни.
А ведь наверняка существуют вожатские лайфхаки: те самые, что позволяют создавать удивительности и приятности, при этом экономя время и силы; те самые, при помощи которых можно обычное делать необычным, не впадая в панику самому и не увлекая в нее окружающих.
Общаясь с вожатыми, читая вожатские дневники, всегда можно уловить эти самые вожатские мудрости, иногда очень ироничные, но все равно наполненные глубоким смыслом:
• «Первое время было тяжело: все дети казались на одно лицо».
• «Сначала выбрал демократичный стиль общения с детьми, но после оглашения правил поведения в лагере через пару часов понял, что в некоторых ситуациях не помешает и авторитарный стиль».
• «На мой взгляд, концерт прошел отвратительно, хотя детям понравилось».
• «Но тут подошло время обедать, и мы пошли на обед, чтобы пообедать».
• «У детей пропал аппетит: все дружно его ищем».
• «В родительский день в отряде стало пусто, сразу почувствовалась нехватка крика и шума».
• «Старты на самом деле оказались веселыми: старший физрук сломал ногу».
• «Наш отряд, как всегда, отличился: выступили хуже всех».
• «Сегодня вместо дискотеки показывали фильм, поэтому многие так и уснули в клубе».
Пожалуй, именно такой подход в понимании лайфхаков как набора вожатских приемов, трюков и советов, позволяющих делать жизнь отряда и лагеря уютной, комфортной и насыщенной и позволило некоторым из них поделиться с вами, создать своеобразный «рецептурный» сборник вожатской повседневной кухни. От себя выделим два ключевых лайфхака: оптимистично-пробный и временно-успевающий.
Лайфхак оптимистический: стоит попробовать. Наверное, хотя бы раз в жизни каждому стоит попробовать прожить вожатское лето. Спросите: почему?
Потому что – это другая жизнь, наполненная иным смыслом. Это ежедневное, ежечасное созидание и творчество: яркие шоу, глубокие по замыслу спектакли, уникальные праздники, удивительные мастерские и многое другое.
Потому что – это другие эмоции: только здесь есть свои праздники, которых не существует за пределами лагеря; только здесь есть свои радости и огорчения, такие настоящие и искренние, которые за пределами лагеря, пожалуй, нигде больше ни пережить, ни ощутить невозможно.
Потому что – это ночные звезды, отражающиеся в лужах после дождя; свет фонаря, рождающий сказочные тени сквозь листву деревьев у корпуса; кваканье лягушек на отрядном месте; запах свежих булочек где-то ближе к концу тихого часа; шум дождя, барабанящего по крыше… Да много еще такого своего, родного.
Потому что – это люди, те самые, из-за которых плачешь, когда расстаешься; те самые, из-за которых возвращаешься в лагерь вновь и вновь; те самые, с которыми, оказывается, тебе по пути.
Наверное, каждый из вас найдет еще десять поводов влюбиться в лето, влюбиться раз и навсегда – и стать вожатым!
Лайфхак временной. Как все успеть? Почему-то в лагере времени совсем ни на что не хватает. Попробуем дать простые советы.
Совет 1. Остановись и подумай! Да, ты еще вчера вечером после планерки решил, как и что будешь сегодня делать, но не ленись ежечасно переоценивать свою стратегию и вносить корректировки в связи с новыми условиями действительности. Посмотри на часы и потрать первые 5 минут часа на планирование следующих 55 минут.
Совет 2. Заведи блокнот и делай записи. Записывай все: дела, планы, необходимый реквизит, фамилии своих подопечных. Зачем это записывать? Зачем тратить время на чирканье ручкой в блокноте? Поверь, оно того стоит: ты не забыл в первый раз, во второй, но на пятый раз забыл, и тебе придется вести детей назад или ждать вместе с ними лишнее время, и тогда в плане появится несостыковка, потому что потом твой отряд не успеет, например, на репетицию.
Совет 3. Группируй задачи. Вспомни сказку про Золушку. Злая мачеха смешала мешок зерна и мешок риса, повелев разобрать все перед балом. Давай к этой задачке добавим еще одно условие: мешки для сортированного риса и пшена стоят в разных комнатах. Можно носить рис в другую комнату по зернышку или горстями, но проще всего принести мешок в ту комнату, где находится крупа. Все дело в грамотной логистике и группировке задач. Тебе нужно понять эти принципы и пользоваться ими.
Совет 4. Расставляй приоритеты. Помни про принцип Паретто, который гласит, что 20 % усилий дают 80 % результата. Что в твоем случае будет результатом? Эмоции и здоровье детей. К примеру, один вожатый готовил отрядную игру и мучился полночи, чтобы написать свой текст в стихах, потом еще полдня его учил. А что в итоге? Каждое задание из игры ему приходилось повторно объяснять своими словами. И стоило ли оно того? Что если бы он сразу рассказал суть сам, как умеет? Игра стала бы хуже? Ты не должен оценивать себя по количеству затраченных усилий, твоя цель – результат.
Совет 5. Взаимодействуй с детьми, поручай и доверяй им. Если бы кто-то раньше сказал тебе слово «поручай» – страшно представить, насколько бы меньше калорий тебе пришлось жечь в свои вожатские будни. Снова обратись к списку задач и подумай, что из этого можно поручить детям? Но это не так, ты будешь поражен, насколько серьезно и ответственно могут подойти к делу твои ребята, если просто показать, что ты им доверяешь. Естественно, нельзя поручать все и всем. Но действительно ли важно, чтобы задача была выполнена первоклассно? Например, нужно равномерно покрасить ватман в зеленый цвет, наверняка ты своими руками сможешь сделать это идеально. А смысл? Доверь это детям.
Совет 6. Идеальные планы в неидеальном мире. Ты, вожатый, уже прекрасно усвоил все предыдущие принципы и готов применять их на практике. Может быть, уже применяешь. Однако действительность диктует еще одно суровое правило: никогда не получится точно так, как ты задумал. Задумал игру провести после полдника на улице – а тут дождь. Бороться с этим бесполезно. Нужно просто с ним ужиться. И в этом лично тебе помогут еще два правила.
Во-первых, планируй время с запасом минимум 30 %. Есть задача, которую ты можешь выполнить за час. Планируй, что она займет 1 час и 20 минут. Во-вторых, всегда должен быть альтернативный вариант. Около каждого важного дела в своем плане на день в скобочках подпиши, что ты будешь делать, если проведение занятия окажется сорванным по тем или иным причинам. Естественно, нельзя предусмотреть все возможные варианты развития событий. Просто прими за истину, что любой пункт может оказаться невыполнимым в силу форс-мажорных обстоятельств, и подумай о запасном варианте.