Отрядные выступления
Будем танцевать танец клоунов всем отрядом, а кто не танцует, тот не пойдет на дискотеку…
Выступление отряда на сцене надо готовить как минимум на открытие смены, и как правило ещё раза 2 или даже 3. В первый раз эта задача обычно вызывает у некоторых ужас. На самом деле ничего страшного в этом нет.
Отрядное выступление — это классное общее дело, которое отнимает кучу сил и нервов во время подготовки и приносит бурю положительных эмоций после удачного выступления.
Как НЕ надо готовить мероприятия
Для начала уточним – как НЕ надо готовить мероприятия
- Часть детей готовится, остальная наблюдает либо занимается неизвестно чем. В любом мероприятии, даже если мальчики просто играют в футбол, девочки не должны петь песни, а надо пойти и болеть за свою команду. Отряд должен быть единым. И выступать, а соответственно готовить выступление, должны все. Вы не нашли места или роли для кого-то, у кого пока не нашлось талантов? Но дело-то какое-нибудь в подготовке выступления все равно найдется.
- За счет отдыха, купания в море, дискотеки и прочего, что гораздо главнее мероприятий. И еще. Если номер не может быть придуман за 15 минут, поставлен за полчаса, а отрепетирован за час – это, чаще всего, плохой номер. Он мало годится для лагеря. Продумайте ваш сценарий, постановку и реквизит заранее, а дети, которые что-то уже умеют, добавятся и вольются в этот самый сценарий с готовыми кусочками. Для младших отрядов это наиболее актуально.
- За счет собственного личного времени, отведенного на сон и радости жизни. Нет, кому нравится встречать утро в вожатской за репетицией па-де-труа и образа Чебурашки - нет проблем, на здоровье, но надолго так Вас не хватит.
Ну а теперь – как надо…
Возможности детей
С детьми младшего возраста сложно поставить грандиозное театральное действо, поэтому сразу ставьте реальные цели, не ругайте детей если они плохо играют, старайтесь больше хвалить. Привыкайте что вам многое надо делать самим: и репетировать и играть с ними и шить костюмы (дети тут плохие помощники). Танцы на сцене с ними лучше ставить не в синхронный форме, а в произвольной, сначала довести до их восприятия ассоциации связанные с танцем, тогда всё получится куда лучше, чем если заставлять их разучивать движения и сотни раз репетировать. Когда работаешь на ассоциациях - три-пять раз прогнал сюжет и готово!
Возможности детей среднего возраста не очень богатые. Некоторые, особенно девочки, могут придумать и поставить сценку, но это будет что-то типа «Анюта! Что, барышня, я тута». Мальчики любят красоваться на сцене, но чтоб придумать и поставить что-то, у них как правило, не хватает организованности. Так что пускать на самотек подготовку выступления нельзя (в отличие от старшего возраста, где иногда можно). Во время подготовки выступления на открытие вы сможете определить планку отряда: увидеть, на что способны ваши дети. Если они участвуют в сценке охотно, играют непринуждённо, сами придумывают какие-то шутки или репризы, то считайте, что вам повезло: можете устраивать отрядный КВН, и прочие творческие игры.
Старшие отряды - благодатная среда в плане постановок, при вашем чутком руководстве они могут создать театральный шедевр, и сами сошьют к нему костюмы.
Как рюхать
Это реально только для средних и старших детей. Желательно, чтоб все идеи исходили от детей. Даже если всё придумает вожатый, у детей должно остаться ощущение, что это они всё придумали.
Общая схема такова:
1) Собираем весь отряд, кидаем идеи.
Вы осуществляете селекцию идей. Хвалить нужно все предложения, но по-разному, направляя детей в нужное русло. Если от детей не исходит никакого конструктива, у вас должен быть свой вариант, который можно ненавязчиво предложить детям.
Рюхи не должны выглядеть как обязаловка. Надо детей заинтересовать, внушить нужность этого, вызвать спортивный интерес (выступить лучше всех).
Не всегда надо рюхать всем отрядом. Только на самый общий рюх, где кидаются основные идеи нужно собрать весь отряд (чтоб все, по крайней мере, были в курсе). Далее, чем более подробные вещи придумываются, тем меньше нужно народу.
Бывает, что есть какая-то активная группка детей, которые очень хотят сделать что-то своё. Можно дать им отдельное поручение: пусть они придумают стих, или песню, или рекламную паузу. Что бы они ни сделали, их, конечно, надо похвалить, и ввернуть куда-нибудь их творение.
2) Расписываем.
В процессе рюха у вас получается некий полуфабрикат, набор идей, которые нужно превратить в сценарий. Если вы попытаетесь делать это вместе со всем отрядом, ничего корме бардака не получится. Это можно делать с небольшой группкой детей. Но чаще всего, расписывают вожатые, сидя в вожатской, в тихий час или после отбоя. Внимание! Это касается именно среднего возраста! На старшем лучше, чтоб сценарий расписывали дети, ибо это им по силам.
В процессе написания сценария не забудьте выписать, какой реквизит надо сделать, какие костюмы и какие потребуются фонограммы. Деланье несложного реквизита можно поручить детям, фонограммы придётся самому нарезать на компе. Как, у вас нет компа в лагере? Да вы отстали от жизни! :) Нет, можно и с магнитофоном выступать, или только с гитарой. Но имейте в виду, музыкальное сопровождение делает выступление ярче.
В лагере может быть костюмерная. Постарайтесь прийти туда раньше других отрядов, а то вам останется только пропахшая плесенью рухлядь и кокошники. Впрочем, возможно, там ничего другого вообще нет. Так что придётся всё делать из подручных материалов. Но не игнорируйте костюмы. Они придают выступлению гораздо более товарный вид. У каждого героя (если он не играет обычного мальчика Васю) должен быть хоть какой-нибудь элемент костюма.
Как писать сценарий
Как его писать? Зачем его писать? Когда его писать? Вот такие вопросы заваливают неопытных сценаристов, по совместительству педагогов. Вот некоторые советы:
Что? Сценарий - это подробное описание всего, что будет происходить на сцене: музыки (ее характера), света, манёвров с ширмой, указание всех слов актеров, поочередности их выхода на сцену, действий, перемещений + рекомендации (ремарки) о состоянии актёра (весело, грустно, трагически, игриво…). Это ноты для режиссера и для актеров: прочитали, посмотрели - и начинается постановка - репетиционный процесс.
Кто? Авторы сценария - кто угодно. Вам не обязательно придумывать всю постановку “с нуля”. Возьмите уже готовое литературное произведение, желательно, с большим количеством героев и реплик, а ещё с увлекательным, познавательным, поучительным, эмоциональным сюжетом - тут уж вам выбирать - все зависит от цели мероприятия. Теперь остается адаптировать - приспособить исходный материал к законам постановки для детей. Внимание, время!!! Помните, если вы будете работать с актерами-любителями, не стоит злоупотреблять вниманием зрителей. Тем более, что у маленьких зрителей оно быстро рассеивается. Сюжет должен быть динамичным, не перегруженным затяжными диалогами или монологами. Срабатывает закон края: запоминается начало и финал. Поэтому структура сценарного плана выглядит таким образом:
- вступление
- основная часть
- кульминация
- финал.
Не настраивайтесь слишком долго, не ждите от себя сразу глобальных результатов. Начинайте работать заранее и постепенно: начало - это дела половина. Определитесь с сюжетной линией: кто герои, что они будут делать. Продумайте оригинальное начало и яркий финал. Начинайте прописывать слова автора, диалоги героев. Создайте творческую группу. В этом есть своя романтика. Радость совместного творчества. “А давайте…”
Избегайте банальностей, не повторяйте растиражированных ошибок: не стоит переодевать мальчиков в девочек просто так - “чтобы было смешно” (затертые номера с “Лебединым озером”). Продумывайте все детали: декорации, музыкальное оформление, танцевальные номера, цирковые или гимнастические вставки… Костюмы!!!
Основы сценического номера
Каждый сценический номер, независимо от того, в каком жанре он сделан: танец, миниатюра, имитация – имеет свою определенную схему — событийный ряд.
Исходное событие – завязка, то, с чего все начинается. Основное, центральное событие – кульминация – наивысшая точка развития сюжета. Центральное событие открывает конфликт (возможно внутренний) – это столкновение двух противоборствующих сторон. Формула конфликта – с одной стороны желание главного героя, а с другой стороны понимание им того, что для его воплощения необходимо изменить условия среды. Иначе говоря, несоответствие условий (возможностей) и потребностей. Конфликт обязательно должен разрешиться.
Главное финальное событие — развязка – разрешение конфликта.
Практическая часть
Участники пишут свой сценарий по предлагаемым обстоятельствам. Далее следует коллективный анализ. Например:
- Вы находитесь в приличном обществе, неожиданно обнаруживаете, что Ваш кофе пересолен…
- Вы идете в парке поздно вечером, слышите позади себя шаги…
- Приходите домой, а там записка: «Живи, как знаешь».
- Вы больны, слышите звонок. Необходимо подняться, чтобы ответить.
- Ждете в парке любимого(ую), он(а) проходит мимо.
- Шутки ради решили напугать приятеля, но обознались…
- Вы засыпаете, но тут назойливая муха…
- Идете по железнодорожной стрелке, нога застревает, а вы видите, как на Вас приближается поезд…
- Намазались ночным кремом, а на утро обнаружили, что это зеленка.
- Поссорились с родителями и собираетесь уходить из дома, но вдруг…
- Актер в примерочной, перед выходом на сцену обнаруживает на костюме дырку.
- Ищете клад, находите его, но вдруг…
- Спешите на свидание, но не можете выйти из дома…
и т.д...
Как ставить и репетировать.
Даже если дети сами придумали сценку, они вряд ли сумеют её хорошо поставить, поэтому вожатый должен обязательно руководить постановкой.
Объясните детям простые правила поведения на сцене:
- Не толпиться на сцене. Каждый должен знать своё место.
- Не поворачиваться спиной к залу (кроме тех случаев, когда специально надо показать спину).
- Не загораживать друг друга.
- Говорить чётко и громко, в зал.
Должна быть предельная чёткость во всём. Дети, как правило, не способны на импровизацию, и, забыв слова, теряются. Бывают, впрочем, и способные дети — давайте им главные роли.
Долго и старательно учить слова дети не будут. Поэтому слов должно быть немного: по две-три фразы. Но вариант «чистого ГЗК», когда все слова говорит вожатый в микрофон, а дети, как немые, только ходят по сцене, для среднего возраста не приемлем. Давайте оставим это малышам.
Важно правильно распределить время репетиций, чтоб дети не уставали. Трудно выдержать репетицию больше 40 минут, или даже получаса. Лучше сделать несколько небольших репетиций. Имейте в виду, что много репетировать тоже плохо: сценка надоест, и, в результате, будет сыграна хуже. Если вам удалось два раза прогнать сценку целиком без существенных огрехов, считайте, что все в порядке.
Стремитесь задействовать в представлении как можно больше детей. Будет труднее репетировать, но ведь в конечном счёте всё делается ради того, чтоб подарить детям радость выступления на сцене. Даже если роль небольшая, всё равно есть причастность к действу. Можно, например, вывести весь отряд на сцену для финальной песни или кричалки.
И основное: репетиция – это дополнительный повод хвалить детей, восхищаться их талантами актеров, своим талантом сценариста, режиссера и актера само собой.
А для тех кто будет замечен в недовольстве тем, как дети делают батман, левый хук, верхнее «ля» или что вы там еще придумали… возможно есть другой лагерь! И не один. В которых показуха на сцене важнее понимания, что и зачем они это делают. Но Вам то это зачем?
Каким должно быть выступление
Конечно, оно может быть любым. Но есть некоторые проверенные рекомендации.
Взрывное начало. В начале должно быть что-то яркое. Хорошо смотрится какой-то необычный выход на сцену (например, всем прорваться через бумажную стену). Или хотя бы обозначьте начало музыкой. Если после объявления вашего выступления на сцену выйдет один человек и начнёт что-то там бубнить, зал вообще не поймёт, что выступление уже началось.
Яркая концовка не менее важна, потому что она запомнится. Опять же, надо чтоб все поняли, что сценка закончилась, и пора аплодировать.
Выступление должно быть ярким и незатянутым. Ведь судьи тоже дети, а они не любят нудятины.
Во время выступления.
Перед выступлением создать хорошее настроение, подбодрить.
Во время выступления кто-то из вожатых должен быть за кулисами, чтоб вовремя выпихнуть на сцену зазевавшегося актёра, подсказать слова или движения. Я как-то видел, как во время танца вожатая села перед сценой и показывала руками движения, чтоб дети не сбились. С одной стороны не очень правильно, потому что все видят, но с другой стороны главное чтоб дети выступили хорошо, а самое главное — чтоб они сами остались довольны.
Поэтому после выступления всех обязательно похвалить. Даже если полная лажа была. Тут особенно ценно хорошее мнение других вожатых, как незаинтересованных лиц.
Смотреть также...
- Как приготовить "отрядную сказку"
- Принципы системы Станиславского
- Драматургия досугового мероприятия
- Постановка и организация досугового мероприятия
- Подготовка и проведение творческого номера
- Как подготовиться к вечернему мероприятию
- Как работать с микрофоном
Ссылки