Итоговый период смены
Лагерь — это неминуемые расставашки…
Заключительный период смены
Основная цель: подведение итогов деятельности в содержании программы с индивидуально личностной позиции каждого участника программы.
- коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
- оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря;
- индивидуальная помощь подросткам в преодолении кризиса расставания и возращения домой;
- стимулирование положительных изменений в личности подростка как фактор его реадаптации к возвращению домой, направленный на последействие педагогического влияния детского лагеря;
- создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и центральных дел смены.
Смена подходит к завершению. Ребята всё чаще говорят о
предстоящем отъезде, строят планы своего возвращения домой.
По эмоциональному состоянию заключительный период сравним с оргпериодом смены. Причина в неопределённости ситуации возвращения. Для ребят становятся очень важными вещественные подтверждения их участия в жизни детского лагеря
(дипломы, грамоты, благодарности, медали, подарки и т.п.).
Прагматизм современных ребят столь высок, что просто слов благодарности или поощрения недостаточно («слов к делу не пришьёшь»). Поэтому одной из задач вожатых становится поиск таких вещественных средств поощрения подростков. Это касается в первую очередь ребят незаметных, не проявившихся ярко в жизни команды. Активные подростки и так завоевали достаточно много различных наград. В последние дни смены необходимо в разговорах с подростками чаще обращать внимание на достижения таких ребят, подумать о возможных формах поощрения этих ребят. Это могут быть дипломы, сделанные руками ребят: самому доброму и отзывчивому, самому начитанному, самому аккуратному, самому пунктуальному и ответственному члену команды.
Конечно, в жизни любого временного детского коллектива появляются проблемные подростки, которых по разным причинам не принимают сверстники. Тем не менее, они прожили с командой всю смену и тоже размышляют о возвращении домой.
При отрицательной оценке подобных ребят со стороны сверстников подумайте о возможных средствах поддержки ребят этой категории. В этом вам помогут индивидуальные беседы с подростками, в которых вы подчеркнете всё положительное, что увидели в них за период смены, те позитивные изменения, которые произошли в поведении и отношениях. Попытайтесь вместе с подростком прийти к объективной самооценке, предложите ему собственное рекомендательное письмо, в котором предложите возможные ситуации преобразования поведения и личностных качеств.
В заключительный период важно перевести всю работу по преодолению кризиса возвращения домой на индивидуальный уровень, оказывая поддержку только тем ребятам, которые в ней нуждаются. От коллективных форм надо отказаться, они могут резко снизить эмоциональные потенциалы вашего коллектива, а за оставшееся время надо сделать так много.
Созданию эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены будут способствовать творческие дела, в которых каждому подростку предоставляется возможность демонстрации своих достижений.
Оценивать индивидуальный вклад каждого не надо. Необходимо подчеркнуть мысль о том, что смена получилась благодаря вкладу в него каждого члена команды.
В заключительный период каждое дело — итоговое. Во второй половине дня участники кружков прикладного и технического творчества проводят итоговую выставку работ, сделанных руками ребят. Эти работы они увезут в подарок родителям и близким людям. Подростки получают удостоверение о достижениях в секции или кружке, которые посещали в течение смены.
Обязательно поздравьте ребят с этим событием. А вечером пройдет музыкально-танцевальная программа, в которой каждая команда продемонстрирует свои достижения в современной хореографии. Например, если в течение смены на танцевальных часах ребята разучили два-три современных танца, учились танцевальному этикету. Всё это они продемонстрируют во время музыкально-танцевальной программы. Каждая команда получит диплом за участие в программе.
В предпоследний день полностью меняется распорядок дня, по требованиям медицинских работников отменяются морские купания и
спортивные занятия. В течение дня по графику проходит заключительный медицинский осмотр. Из камеры хранения ребята получают сумки и чемоданы, которые необходимо подготовить к отъезду. Особое внимание уделите сохранности имущества и помещений, при уходе команды на общелагерные
дела комнаты надо закрывать или оставлять дежурного.
В этих хлопотах проходят итоговые общелагерные дела: итоговый сбор лагеря и церемония закрытия смены. Во время этих мероприятий команда получает дипломы и благодарности за участие в программе лагеря, что повышает эмоциональный статус команды.
В последний день с самого утра в лагере подготовка к отъезду. Подъём, после утреннего туалета ребята собирают всё постельное бельё, пересчитывают и сдают в кастелянную. Проводится влажная уборка комнат, после чего личные вещи ребят выносятся на отрядное место, где организовано постоянное дежурство.
Перед отъездом проводится ритуал проводов. В каждом детском лагере он свой. Главное, чтобы при всей грусти расставания у подростков сохранялось хорошее настроение. Для большинства это первый эмоциональный опыт разлуки с новыми друзьями.
Итак, приведем примерный распорядок...
Отъезд домой.
- Подъем
- Завтрак
- После завтрака, уборка палат, собирание всех остальных вещей
- Подписывание заборов *
- Вожатые должны забрать детские документы из медпункта
- Вожатые должны забрать свои документы: медицинскую книжку, трудовую книжку, и все остальные документы, находящиеся в лагере (ваши конечно же)
- Получить сухой паек
- Раздавать сухой паек вы можете или заранее, или же в автобусе
- После выше всего перечисленного, вам, скорее всего, будет дона команда, отводить детей на улицу, вместе с вещами
- Продумайте несколько игр, на тот случай, если автобусы задержаться
- Раздать детям их справки (медицинские документы)! Проследить, чтобы они были надежно убраны детьми, в свои сумки!
- Без этих медицинских справок, ребенок не сможет поехать в другой лагерь!
- При себе иметь списки отъезжающих и остающихся
- В автобусы детей сажать только по спискам
- Проследить, чтобы их чемоданы были погружены в автобус!
- Вожатый, отвозящий детей в город обязан, выдавать детей родителям, только после того, как родители расписались, в бланке.
- Бланк – список отъезжающих детей. Роспись родителя ставится напротив фамилии своего ребенка.
- Вы не имеете права отдавать ребенка его друзьям, и отпускать его без росписи родителя, т.е. одного.
- Как только все дети успешно розданы, вы отправляетесь домой.
- С вами в город поедет администрация, поэтому по всем непонятным вам ситуациям обращаться напрямую к ней.
Забор:
- Заборы в лагере является одной самых древней традиций.
- Делаются заборы вашими руками, т.е. вожатскими
- Делаются они в королевскую ночь.
- Форма и рисунок может быть разнообразен.
- Возьмем в пример яблоко. Вырезаем 40 яблок , раскрашиваем их, на каждом пишу, Фамилию имя ребенка, название лагеря, год, отряд ,и какая смена прошла.
- Важно объяснить детям заранее, что такое забор, что на нем пишутся только хорошие пожелания, которые хранятся потом долгие годы.
- Там дети могут обмениваться контактами, просто фразами, и пожеланиями. Сделайте себе тоже заборы, поверьте потом, вам будет очень приятно перечитывать на нем детские строки!
В том случае, если вы из лагеря не уезжаете: Пересменок.
- Подъем
- Завтрак
- После завтрака, уборка палат, собирание всех остальных вещей
- Подписывание заборов *
- Вожатые должны забрать детские документы из медпункта
- Вожатые должны забрать свой документы: медицинскую книжку, трудовую книжку, и все остальные документы, находящиеся в лагере (ваши конечно же)
- Получить сухой паек
- Раздавать сухой паек вы можете или заранее, или же в автобусе
- После выше всего перечисленного, вам, скорее всего, будет дона команда, отводить детей на улицу, вместе с вещами
- Продумайте несколько игр, на тот случай, если автобусы задержаться
- Раздать детям их справки (медицинские документы)! Проследить, чтобы они были надежно убраны детьми, в свои сумки!
- Без этих медицинских справок, ребенок не сможет поехать в другой лагерь!
- При себе иметь списки отъезжающих и остающихся
- В автобусы детей сажать только по спискам
- Проследить, чтобы их чемоданы были погружены в автобус!
- Разница в том, что вы остаетесь в лагере
- Вам надо проследить за всеми отъезжающими детьми
- Вам надо проследить за всеми остающимися детьми
- И встретить новых детей
- Главное правило, никаких нервов!
- Спокойно сажаете в автобус стареньких детей, прощаетесь
- Далее встречаете новеньких, знакомитесь
- Запрягаете своих оставшихся детей помочь вновь прибывшим. Имеется в виду, показать палаты, донести сумки и т.д.
- Далее отправляетесь на обед
А потом все начинается заново: собрание, постельное белье, свечка и т.д.