Эко-конкурсы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2510458nIym.jpg

"Дегустационная вертушка"

Самый обонятельный" конкурс. Лучше всего его проводить на лугу или на лесной поляне, но никто не мешает вам наслаждаться ароматами в помещении. Отберите 5─10 цветов, листочков или семян, обладающих прекрасным ароматом. Попробуйте все вместе вспомнить названия этих растений, рассказать друг другу о них самое интересное. После этого пусть все участники конкурса почувствуют и хорошенечко запомнят их ароматы. А теперь самое увлекательное: любой из вас может стать дегустатором запахов, только для этого необходимо завязать глаза. Попробуйте различить все растения по их ароматам. Тот, кто почти ни разу не ошибся ─ лучший дегустатор. Не беритесь сразу за многое. Для начала неплохо отличить пижму от зверобоя, а если немного потренироваться, вы наверняка сможете различить по запахам несколько сортов роз.


"Фитоальбом"

Этот конкурс хорошо проводить на экскурсиях и во время поездок за город. Возьмите цветы, которые остались от "Дегустационной вертушки", или наберите новый букет из 7─10 видов. Посмотрите на них внимательно, попробуйте увидеть у них общее и найти, чем они отличаются друг от друга. Сравните их по цветкам, листьям, цвету лепестков, аромату и даже... настроению. Подумайте, какая для каждого из них могла бы звучать музыка? И наверняка вы придумаете еще немало способов их сравнения. А теперь предложите каждому участнику придумать свою оригинальную классификацию этого букета.

Расклассифицировать─ это значит разложить в определенном порядке, а что это за порядок, каждый должен придумать сам. Например, по цвету тычинок─от самых темных до самых светлых или по настроению─ от самых веселых и жизнерадостных до грустных и обиженных цветов.

Раскладывается один и тот же букет. Новый участник ─ новая классификация! Интересно, сколько у вас их получится? Если вам нравится этот конкурс, то его можно проводить в классе. Живые цветы вам заменят их фотографии, гербарий, картинки.


"Рисунок Паганеля"

Вспомните очаровательного спутника детей капитана Гранта ─ путешественника Паганеля. Широчайшая эрудиция, высокий познавательный интерес, тонкий юмор и потрясающая рассеянность. Представьте, если бы Паганель написал картину. Это было бы замечательное произведение, но скорее всего с большим количеством неточностей, которые прекрасный путешественник сделал бы по своей рассеянности. Взгляните, эти ошибки сразу не бросаются в глаза. Но присмотритесь внимательно... кипрей цветет одновременно с березой, на подзолистых почвах (а на картине может быть изображен склон в разрезе) произрастает рододендрон, подземные воды текут над водопроницаемым горизонтом, крона одинокого дерева разрослась с северной стороны, в пойме реки важно ходит глухарь и т. д.

Нарисуйте такую картину и ошибитесь настолько, насколько позволяет вам фантазия. Ученики не без удовольствия будут искать ваши ошибки (ошибки Паганеля). А у вас есть возможность проверить их знания и наблюдательность.


"Клуб филуменистов"

Филуменисты ─ это люди, коллекционирующие спичечные этикетки. Этим мы и предлагаем заняться в нашем клубе. Вспомните какую-нибудь спичечную этикетку. Вы никогда не ставили себе задачу запомнить то, что на ней изображено, но она четко отложилась в вашей памяти. Чтобы это произошло, этикетка должна не только часто попадаться вам на глаза, но и быть лаконичной, красочной, запоминающейся. Представьте, что вы художник, рисующий этикетку. Вам надо не только на маленьком объеме расположить необходимую информацию, но и сделать ее понятной и доступной каждому. Нелегкая задача, и тем не менее попробуйте!

Вам необходимо оформить набор спичечных этикеток (10─ 15 шт.) на тему "Правила поведения в природе" и "Советы туристу". На одной этикетке ─ одно правило или один совет. Например, "Обжигай пустые консервные банки", "Не разводи костер под деревом". Правила вспоминаются самими ребятами, либо берутся из справочников. Можно посоветоваться с учителем. Когда этикетки готовы, они наклеиваются на пустые коробки и устраивается выставка.


"Комиксы"

Вы любите комиксы? Оригинальность, броскость, захватывающая динамика ─ и вам не удержаться от желания пробежать глазами красочные картинки. Комиксы привлекательны для больших и маленьких. А вы не пробовали рисовать их сами? Это совсем несложно! Их содержанием могут быть, например, взаимоотношения между различными видами. Попробуйте проиллюстрировать отношения видов при хищничестве ─ и у вас получится захватывающая детективная история с печальным концом или лирический комикс о любви (симбиозе) актинии и рака-отшельника.

Мы предлагаем следующий конкурс: в комиксах проиллюстрировать все межвидовые взаимоотношения. Попробуйте, и тогда слово "аменсализм" перестанет быть для вас сухим и скучным. Возможные взаимодействия видов приводим ниже.

  • Нейтрализм: оба вида независимы и не оказывают друг на друга никакого влияния.
  • Конкуренция: каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное воздействие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т. д.
  • Мутуализм: каждый из видов может жить, расти и размножаться только в присутствии другого. Они живут в симбиозе.
  • Сотрудничество: оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, т. к. каждый вид может существовать изолированно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу. Совместное гнездование нескольких видов птиц, таких как крачки и цапли, представляет собой пример сотрудничества, позволяющий им более успешно защищаться от хищников.
  • Комменсализм: в этом случае один вид извлекает пользу от сожительства, а другой не имеет никакой выгоды. Одним из примеров комменсализма является случай, когда организм больших размеров носит другого, менее крупного.
  • Аменсализм: при этом типе взаимоотношений один вид испытывает угнетение роста и размножения, другой таких неудобств не имеет.
  • Паразитизм: паразитический вид, обычно мелких размеров, тормозит рост и размножение своего хозяина, от которого непосредственно зависит его питание.
  • Хищничество: хищный вид нападает на вид-жертву, которым он питается.


Экологические проекты младших ребят

"Жалобная книга" природы

Цель проекта - записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на определенной территории в ближайшем окружении детей. Предварительно проводится прогулка-путешествие, чтобы понаблюдать за состоянием окружающей среды, - участнику проекта предстоит узнать побольше об этом животном или растении. Рассказ начинается с описания автора жалобы и пишется далее от имени животного или растения.

Второй этап проекта - обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. "Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?" - ответ на этот вопрос натолкнет ребят на новые практические проекты.

Несомненно, "Книга жалоб" должна. быть иллюстрирована детскими рисунками, а чтение ее будет сопровождаться творческими выступлениями детей.


Разведка прекрасного и удивительного

Это игра в разведчиков. Их маршрут проходит в, лесу, на фоне красивых пейзажей, удивительных растений, причудливых форм деревьев, необычных обитателей парка. Цель проекта - открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного, нанести эти объекты на карту, а затем Затем дети составляют свои фантастические рассказы, в которых увиденное в природе одушевляется, начинает разговаривать, двигаться Выполняются рисунки, аппликации, макеты.

Подведением итогов проекта становится фантастическое путешествие по невыдуманной тропе. Тот же маршрут, что прошли ребята по лесу, проходится вновь, но на отрядном месте. Теперь на пути не обычные обитатели, а созданные на их основе фантастические. образы. Путешествие сопровождается элементами театрализации, музыкой и песнями, демонстрацией рисунков и поделок.


Дождики

Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос - цель проекта. Детям предстоит и понаблюдать за дождями, и вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, и спросить у бабушек, дедушек, как называются дожди, и поискать любопытные названия дождей в книжках. В детских работах непременно появится и ливень, и грибной дождик, и веселый летний, и холодный зимний со снегом, и грустный осенний, и дождь через солнышко Часть работ будет посвящена образному употреблению слова дождь . А другая часть работ - тем дождям. Которых не должно быть на Земле, - кислотным, радиоактивным.

В ходе проекта постоянно звучит, что дождь необходим растениям, дождь - к урожаю. Земля рада дождю, дождик умывает город и т. д. Общий вывод: "Дождь - это тоже хорошая погода". Проект может послужить началом для. новых проектов Дождливых тропинок , цель которых - наблюдение за природой во время небольшого дождика.


Прогноз погоды

Суть проекта заключается в попытке младших школьников предсказывать погоду по народным приметам. Проект коллективный, реализуется в игровой форме. Создается метеобюро, в состав которого на определенный период входит весь отряд, или, если проект длительный, состав меняется. Метеобюро ведет свой календарь погоды: составляет прогноз на основе известных детям народных примет, а затем отмечает реальную погоду в предсказываемый период ( день, сезон, др. ). Каждый ребенок находит какую-то примету, которую проверяет, а. затем использует для своих прогнозов.


Почемучкина поляна

Что можно собирать в лесу? "Ягоды, грибы " - скажет любой. А вот малышам очень полезно собирать в лесу и вопросы! Отправимся на Почемучкину поляну .

Там, по секрету друг от друга, дети собирают свои вопросы - как можно больше! Если это третьеклассники, то вопросы записываются. А если писать еще трудно, то конкурс почемучек можно провести прямо в лесу. Кто придумает больше вопросов о тех растениях, животных, которых он наблюдал здесь?! На некоторые вопросы ответим сразу, на другие поищем ответ здесь же, в природе, а третьи станут началом новых проектов любознательных.


Лоси и ресурсы

Оптимальное количество играющих 25-30 человек. Игроки делятся следующим образом: 4-5 "лосей", остальные - "ресурсы", необходимые для лосей (еда, вода, убежище). "Лоси" и "ресурсы" встают друг против друга в линию. Ведущий знакомит игроков с жестами, которыми должны обозначать себя "ресурсы": "еда" √ладонь прижата к животу, "вода" -рука, сжатая в кулак, поднесена к лицу, "убежище" руки, сложенные домиком, подняты над головой. "Лоси" должны демонстрировать свои нужды теми же жестами. Игроки обеих команд поворачиваются спиной друг к другу и выбирают для себя жест на первый тур игры. "Ресурсы" выбирают, кто каким ресурсом будет, "лоси" выбирают, что кому необходимо для жизни. Затем по команде ведущего игроки поворачиваются друг к другу, и "лоси" отправляются за "ресурсами". Каждый "лось" выбирает себе только один "ресурс". Менять жесты в течение одного тура не имеют права ни "лоси", ни "ресурсы".

"Ресурсы", употребленные "лосем" для своих нужд, сами становятся "лосями", то есть дают увеличение популяции, и переходят в команду "лосей". В следующем туре и "лоси", и "ресурсы" могут изменить свои знаки, далее игра продолжается по той же схеме. Теперь "лосей" стадо больше, поэтому возникает элемент соревнования, и "лосям" приходится бежать, чтобы получить необходимые "ресурсы". "Лоси", которым не досталось нужного "ресурса", умирают, превращаясь в "ресурсы", то есть переходят в команду "ресурсов". Когда "лосей" становится слишком много, они истощают "ресурсы", а затем сами погибают.

Во время игры можно вводить дополнительные условия:

  1. Произошла засуха. "Лоси", выбравшие "воду", умирают от жажды.
  2. Вырубили лес. Ресурс "убежище" не играет, и лоси остаются без него.
  3. Произошел лесной пожар. "Лоси" остаются без "еды" и "убежища".
  4. Человек посадил на гарях и вырубках молодые сосенки. Появляется "еда", но "убежища" все еще нет.
  5. Между лесом и озером, куда "лоси" ходят на водопой, построили дорогу, "лоси" гибнут под колесами автомобилей. (Вам понадобится помощник, который встанет на воображаемой линии, пересекающей дорогу "лосей", направляющихся к "ресурсам". Когда по команде "лоси" побегут к "ресурсам", помощник будет двигаться, изображая автомобиль, и "лось", оказавшийся на пути, считается сбитым. Он отправляется к "ресурсам".
  6. Охота. Помощник изображает охотника, догоняет лося. Убитый "охотником" "лось" выбывает из игры.