Упражнения на доверие 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
DSC 0005m.jpg

Чем доверие не является

Доверие - это активное проявление веры, а не ее испытание. Когда мы просим кого-нибудь довериться нам, мы сами становимся <испытуемыми>. Когда вы говорите воспитаннику, чтобы он падал спиной вам на руки, то в этот момент именно вы проходите испытание.

Заслужили ли вы их доверие? Можно ли на вас положиться на 100%? Не будете ли вы смеяться над воспитанником за его спиной, так что он почувствует себя неловко? Можно ли вам вообще доверять? У воспитанников не должно быть никаких сомнений на ваш счет. Если вы будете относиться к данным упражнениям легкомысленно, то в результате ничего не достигнете. Вы должны быть достойны доверия на сто процентов. Никогда не вовлекайте воспитанников в упражнения на доверие, если чувствуете, что они не доверяют вам полностью. Помните: единственный, кто подвергается испытанию - это вы, а воспитанники увидят, каковы вы на самом деле. Приступайте к заданиям этого раздела с осторожностью и вниманием.

Что такое доверие на самом деле

Доверие - это чувство. Доверие - это мощное и важное воспитательное средство. В то же время, доверие - очень хрупкая вещь. Доверие - это ключик к личности воспитанника. Заслужить доверие можно лишь длительной работой, а разрушить его можно в один момент.

Игры и задания этого раздела дают возможность укрепить лучшие черты характера воспитанников, объединить группу, выявить и раскрыть уникальные и часто затаенные стороны личности.

Мы хотим, чтобы и наши воспитанники осознали и увидели, насколько высок этот уровень доверия. Будучи примером для них, мы должны прежде всего доказать, что нам самим можно доверять.

При проведении упражнений на доверие вы как лидер постоянно должны быть начеку, ваши указания должны быть четкими и понятными, вам необходимо внимательно наблюдать за всеми участниками и уделять особое внимание предотвращению возможных проблем. Примите все меры предосторожности. Например, ваш свисток должен быть для всех сигналом замереть на месте. Чтобы завоевать доверие, требуется время, но разрушить его очень легко одной ошибкой или смехом. Старайтесь этого не допустить.


ПОЛОЖЕНИЯ ДОВЕРИЯ

Описываемые ниже положения доверия используются в различных упражнениях на доверие. Чтобы обеспечить безопасность всех участников, необходимо правильно применять эти положения.


ПОЛОЖЕНИЕ ГОТОВНОСТИ

Вытяните руки перед собой, большие пальцы опущены вниз. Скрестите вытянутые руки и сомкните ладони в замок. Согните руки в локтях, прижмите кисти к груди, локти вниз. Поставьте ноги вместе, корпус напряжен и выпрямлен. Колени прямые.


ПОЛОЖЕНИЕ СТРАХОВКИ

Встаньте, выдвинув одну ногу вперед и поставив ступню прямо. Другая ступня развернута под углом 90° к первой. Нога, стоящая сзади, должна быть выпрямлена. Ногу, стоящую впереди, нужно согнуть, чтобы корпус был слегка наклонен вперед. Руки вытяните перед собой, слегка согнув их в локтях, ладони обращены вперед. Пальцы растопырены и подняты вверх. Когда страхуемый игрок опирается на ваши руки, вы можете сгибать руки, но не колени. Старайтесь не двигаться с места и не отклоняться назад.


ЦИКЛ <А>: УПРАЖНЕНИЯ С ОСЯЗАЕМОЙ СТРАХОВКОЙ

Zxcvb21m.jpg

В упражнениях на доверие цикла <А> для обеспечения безопасности играющих используется веревка или постоянное соприкосновение с ведущим (игрок, глаза которого не завязаны). Выполняйте такие упражнения или их варианты как можно чаще, и вы сможете установить доверительные отношения между собой - лидером - и своими подопечными; доверие между играющими; доверие между партнерами по игре. Участники игры добровольно <лишаются зрения>, будучи в полной уверенности, что вы, лидер, берете на себя ответственность за их безопасность, поэтому розыгрыши и шутки здесь неуместны. Если доверие подорвано, могут потребоваться годы, чтобы залечить нанесенную травму и восстановить доверительные отношения. Не шутите с этой хрупкой субстанцией.


ЗНАКОМСТВО С ДЕРЕВОМ

Хороший способ развить в воспитанниках бережное отношение к природе и научить их восстановлению лесонасаждений.

Повязки на глаза для каждого второго участника.

Разбейтесь на пары и завяжите глаза одному из партнеров в каждой паре. Зрячий игрок подводит игрока с завязанными глазами к дереву. Игрок с завязанными глазами исследует дерево, используя все свои органы чувств (разумеется, за исключением зрения!). Пусть он изучит дерево на ощупь, определит его диаметр, высоту нижней ветки, корневую систему, если она выходит на поверхность, понюхает дерево, особенно его кору, изучит строение ее поверхности и рисунок, кромку листьев, почки или веточки - просто основательно познакомятся с деревом. Затем зрячий партнер отводит его обратно на старт. После того как повязка снята, игрок отправляется искать свое дерево. Повторите игру, предоставив каждому возможность побыть с завязанными глазами, а затем найти свое дерево.

Варианты

Слепые лесники. Завяжите каждому игроку глаза, подведите к дереву и предложите его исследовать. Он может даже забраться на дерево, если ему это по душе. После того как воспитанник закончит исследование, отведите его к старту, но не позволяйте снимать повязку. Снимите повязки, когда все воспитанники будут в сборе. Дайте возможность каждому игроку описать свое дерево, и пусть другие игроки найдут его.

Это упражнение развивает не только внимательность, но и умение словесно описать отмеченные особенности. Выбери дерево. Предложите каждому воспитаннику выбрать дерево, которое он хотел бы изучить. Пусть он использует для этого все свои органы чувств. После того как исследование окончено, обсудите все вместе, почему каждый выбрал то или иное дерево, что узнал о нем, что еще хотел бы узнать. Этот рассказ сообщит вам очень многое о самом воспитаннике.

Слушайте внимательно.

В качестве продолжения вы можете предложить воспитанникам найти молодой побег этого дерева и посадить его около своего домика (палатки). Они будут регулярно поливать его и, возможно, даже прикрепят на нем табличку перед отъездом из лагеря.


ИДЕМ ВСЛЕПУЮ, ДЕРЖАСЬ ЗА ВЕРЕВКУ

Начальное упражнение на доверие лидеру.

Повязка на глаза для каждого участника, длинная веревка.

Предложите участникам завязать друг другу глаза и взяться руками за веревку, за которую вы будете их вести.

Отправляйтесь на прогулку. Старайтесь разнообразить свой маршрут: проходите среди деревьев, между постройками, по открытой местности. Время от времени останавливайтесь, чтобы задать вопросы типа:

  • Где мы: на солнце или в тени? Дует ли ветер?
  • Что за почва у нас под ногами? Как вы себя чувствуете?
  • Какие звуки вы слышите? Какие запахи вы чувствуете?
  • Где мы находимся: на открытой местности, среди деревьев, на болоте?
  • Изменилась ли как-то поверхность, по которой мы идем?

Внимание! Если участников больше, чем то количество, за которым вы в состоянии эффективно наблюдать сами, вам понадобится второй ведущий, который будет замыкать цепочку <слепых> на другом конце веревки.


ПРОГУЛКА ДОВЕРИЯ

Практическое упражнение в доверии другому человеку.

Повязки на глаза для половины участников.

Поскольку задача прогулки доверия - построение доверительных отношений между участниками игры, следует еще раз напомнить всем, что не нужно разыгрывать тех, чьи глаза завязаны.

Разделите участников на пары (если у вас нечетное число воспитанников, то одна группа может состоять из трех играющих, при этом один из них будет ведущим для двух других). Один играющий в каждой паре становится ведущим.

Продолжительность прогулки оговаривается заранее. Ведущие берут ведомых за руку и уходят на прогулку. По прошествии половины отведенного времени они меняются ролями: ведущему завязывают глаза, и дальше его ведет за руку бывший ведомый. После того как все пары вернутся к месту сбора, следует дать воспитанникам возможность обменяться впечатлениями. Отведенное для этого время обычно проходит весело и плодотворно.

Помните, что это упражнение дает каждой паре участников возможность лучше узнать друг друга и углубляет отношения между ними. Поэтому будьте очень внимательны, разбивая участников на пары.

Вариант

Прогулка открытий. Ведущий может давать ведомому в руки различные предметы и наблюдать: сможет ли тот определить, что это за вещи, не пользуясь зрением (на ощупь, по запаху и т.п.). Ведущему следует подбирать такие предметы, которые позволили бы напарнику максимально использовать четыре оставшихся органа чувств. Вводя в игру предметы для обоняния и осязания, вы придаете прогулке доверия более глубокий смысл. В этом случае занятие служит не только укреплению доверия между участниками, но и помогает им относиться более бережно к окружающим их ребятам, ближе знакомит их с окружающим миром и укрепляет единство между ними через совместную деятельность.


ЦИКЛ <Б>: УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ОСЯЗАЕМОЙ СТРАХОВКИ

ImgSdfgm.jpg
131541935818 m1m.jpg

Упражнения цикла <Б> служат продолжением упражнений цикла <А>. В упражнениях цикла <Б> между участниками нет прямой связи посредством соприкосновения или веревки. Для связи с играющими используйте свой голос.

Помните: воспитанники, как и вы, хотят весело проводить время. Радость и веселье напрямую связаны с доверием, уверенностью и чувством безопасности. Следующие задания должны выполняться на местности, которая хорошо знакома всем участникам.


ПРОГУЛКА ЕНОТА

Новый способ изучения окрестностей.

Повязки на глаза для всех участников, бинт (или бечевка).

Енот не пользуется зрением, он передвигается на своих четырех лапах на ощупь. Попробуйте стать енотом.

Прибинтуйте большие пальцы рук к кистям. Завяжите глаза. Отправляйтесь на прогулку на четвереньках, передвигаясь на ощупь. Внимание! Пристально наблюдайте за всеми участниками, чтобы никто из них не поранился. Для предупреждения об опасности используйте свисток или другой условный сигнал. По вашему сигналу все должны замереть.


ИДЕМ ВСЛЕПУЮ ПО ГОЛОСУ

Продолжение <Прогулки доверия>.

Повязки на глаза для всех участников.

Проводится так же, как <Прогулка доверия>, но между ведущим и ведомым нет физического контакта. Завяжите ведомому глаза.

Ведите его, направляя движение только голосом. Не умолкайте ни на минуту. Рассказывайте ему всякие истории. Меняйте темп движения: передвигайтесь то медленным, то быстрым шагом, то бегом. Меняйте направление движения. Говорите с ним без умолку, направляя в сторону выбранной цели.

Примечание: Воспитанники, которые доверяют вам, будут следовать за вами по пятам и получат от этого упражнения огромное удовольствие. Те же, кто вам не доверяют, останутся позади. Будьте к ним очень внимательны. Ваши замечания в их адрес должны быть только ободряющими. Идите им навстречу и добивайтесь их доверия.


ОБЕД СЛЕПЫХ

Отличная ролевая игра на время обеда. Не следует начинать с нее программу упражнений на доверие; не стоит планировать ее на начало лагерной смены. Подождите, пока члены группы проникнутся доверием друг к другу и не будет риска подвергнуть их опасности или осмеянию. Участие в этом упражнении должно быть добровольным.

Повязки на глаза.

Задолго до обеда поговорите о том, с какими проблемами сталкиваются слепые люди. Спросите своих подопечных, как бы они хотели, чтобы к ним относились, если бы они внезапно ослепли в результате несчастного случая.

Обсудите, как бы они относились к своему слепому другу, если бы у них такой был. Предложите провести за обедом ролевую игру.

Разбейте ее добровольных участников на пары. Завяжите глаза одному из воспитанников в каждой паре. Зрячий партнер должен довести своего <слепого> товарища до стола и ухаживать за ним во время еды. Вы как лидер должны присутствовать при этом, быть предельно внимательным и при необходимости помогать советом.

После еды развяжите всем глаза и обсудите те чувства и ощущения, которые испытали воспитанники в роли слепых.

Спросите: какова была пища на вкус? Понравился ли слепым обед? Так ли за ними ухаживали, как им хотелось? Как будут они сами в следующий раз ухаживать за своим партнером?

Выслушайте мнение всех, особенно тех, кто молчалив или не умеет выразить свои чувства.

Варианты

Трое в беде. Разделите воспитанников на группы по три человека. В каждой группе один не будет видеть (завяжите ему глаза), другой не сможет пользоваться руками (свяжите ему руки за спиной), третий - говорить (завязывать ему рот не нужно!).

Они должны вместе прийти в столовую и поесть. Вся тройка должна действовать сообща, помогая друг другу.

Рука об руку. Свяжите повязками руки в группе из 4-8 человек, образовав круг. Вместе получите пищу и принимайтесь за еду.

Тесное сотрудничество просто необходимо, особенно когда кто- нибудь захочет сходить за добавкой. Придется идти всей группой!


ИДЕМ ПО КОМПАСУ

Непростое упражнение на доверие. Проверьте, как вы ориентируетесь в пространстве.

Повязки на глаза для половины участников.

Игроки встают на одном конце большой площадки и разбиваются на пары. Одному игроку из каждой пары завязывают глаза. Ведущий выбирает объект на другом конце площадки и указывает его игрокам. Игроки с завязанными глазами должны дойти до указанного объекта. Их партнеры, глаза которых не завязаны, идут рядом с ними и следят, чтобы товарищи не споткнулись и не упали. <Зрячие> игроки должны заботиться о безопасности тех, у кого завязаны глаза, но не могут подсказывать партнерам, куда им идти. Когда игрок с завязанными глазами считает, что он достиг указанного объекта, партнер снимает повязку с его глаз и показывает ему, насколько он близок к цели на самом деле.

Вариант

Можно завязать глаза всем игрокам и направить их к определенному объекту. Им разрешается разговаривать друг с другом, но нельзя снимать повязки с глаз до тех пор, пока они не решат, что достигли цели. Рядом со <слепыми> должен идти <зрячий> и следить за их безопасностью.


ХРАБРЫЙ НЕВАЛЯШКА

Хорошая проверка доверия: полная зависимость от партнера.

Участники разбиваются на пары по росту. Партнеры становятся один позади другого, лицом в одну сторону. Партнер, стоящий впереди, будет падать, а стоящий позади - ловить его. Первый партнер принимает положение готовности, второй - положение страховки. Партнер, находящийся в положении страховки, держит руки на лопатках партнера, находящегося в положении готовности. Партнер, находящийся в положении готовности, ставит ноги вместе и как можно сильнее распрямляет корпус.

Партнеры могут начинать выполнять упражнение только тогда, когда оба займут правильную позицию. Партнер, находящийся в положении готовности, спрашивает <Готов?>, а тот, кто находится в положении страховки, отвечает <Готов!> Тогда первый говорит: <Падаю!>, и страхующий отвечает: <Падай!>. В этот момент игрок, находящийся в положении готовности, отклоняется назад (вытянувшись и напрягшись всем телом) и падает на руки страхующего. После нескольких попыток игрок, находящийся в положении готовности, может попросить страхующего партнера отвести руки на расстояние 5 или 10 сантиметров от его лопаток и выполнить падение из такого положения. Пусть партнеры через некоторое время поменяются местами и попытаются проделать все сначала. Это упражнение способствует укреплению доверия.

Для роста доверия требуется время, но его легко разрушить смехом или ошибочным действием. Внимательно следите, чтобы этого не произошло. Помните, что в выполнении этого упражнения не следует заходить дальше, чем хочет падающий игрок.


ХРАБРЫЙ НЕВАЛЯШКА ВТРОЕМ

Следующий шаг после упражнения <Храбрый неваляшка>.

Разбейте игроков на группы по три человека приблизительно одинакового роста. Один человек из группы становится в положение готовности. Двое других принимают положение страховки: один впереди первого игрока, другой - позади. Оба стоят лицом к первому игроку, который находится посередине в положении готовности. Страхующий сзади держит руки на лопатках игрока, находящегося в положении готовности; страхующий спереди держит руки на его плечах. Партнер, находящийся в положении готовности, ставит ноги вместе и как можно сильнее распрямляет корпус.

Участники могут начинать выполнять упражнение только тогда, когда все трое займут правильную позицию. Игрок, находящийся в положении готовности, спрашивает: <Готов?>, а двое страхующих отвечают: <Готовы!>. Тогда тот, кто в положении готовности, говорит: <Падаю!>, а двое других отвечают: <Падай!>.

В этот момент игрок, находящийся в положении готовности, отклоняется и, напрягшись всем телом, падает вперед, на руки впередистоящего страхующего, или назад, на руки страхующего, стоящего сзади. После нескольких попыток игрок, находящийся в положении готовности, может попросить страхующих отвести руки на расстояние 5-10 сантиметров от него и выполнить падение из такого положения. Пусть участники группы меняются местами, так чтобы каждый мог попробовать падать.


ЖИВАЯ ЛЕСТНИЦА

Новое средство передвижения с помощью нескольких верных друзей

6-10 прочных деревянных брусков длиной 1 метр.

Играющие разбиваются на пары и встают в две шеренги лицом друг к другу. Каждая пара игроков получает одну ступеньку лестницы (брусок), которую они держат за разные концы. Игроки становятся лицом друг к другу, и каждый крепко сжимает свой конец бруска обеими руками. Все пары стоят плечом к плечу, вплотную друг к другу. Каждый игрок должен выбрать наиболее устойчивое положение: ноги поставить на ширине плеч и одну чуть впереди другой. Такое построение образует лестницу. Один из игроков, восходящий, начинает перебираться по лестнице со ступеньки на ступеньку.

Первые две пары должны опустить свои ступеньки, чтобы дать ему возможность забраться на лестницу.

Восходящий игрок должен распределять свой вес равномерно и опираться на каждый брусок только одной ногой или рукой, никогда не становясь на одну ступеньку обеими ногами: это будет слишком тяжело для тех, кто держит лестницу. Когда восходящий игрок проходит очередную ступеньку, пара участников, которая держит ее, перебегает на другой конец лестницы и образует там новую ступеньку. Так увеличивается длина лестницы. Лестница не обязательно должна располагаться по прямой линии; она может плавно изгибаться. Можно менять высоту ступенек лестницы, но нельзя поднимать их выше уровня плеч.


ПАУТИНА

Отличное проблемное задание и упражнение на доверие одновременно. Прежде чем выполнять его, группа должна проделать несколько других упражнений на доверие (<Храбрый неваляшка>, <Храбрый неваляшка втроем> и др.).

Два дерева, веревка.

Цель упражнения: все члены группы должны пройти сквозь паутину, не касаясь ее, причем через каждое отверстие может пройти только один человек. В этой игре очень важно соблюдать технику безопасности. При необходимости остановите игру и напомните участникам об этом. Не позволяйте игрокам прорываться сквозь паутину. Игроки могут пролезать под паутиной, но не перелезать через нее. Если игрок коснулся паутины, ему нужно пройти сквозь нее снова. Можно усложнить задание: скажите, что паук нанес ему увечье, и он больше не может пользоваться рукой или потерял зрение и т.п.

Плетение паутины

Выберите два крепких дерева, стоящих в двух-трех метрах друг от друга. Натяните между ними две веревки: одну на высоте нескольких сантиметров от земли, другую на высоте полутора метров. Между этими двумя веревками нужно привязать несколько более коротких, так чтобы получилась паутина.

Отверстия в паутине должны быть разной величины.

ЦИКЛ <В>: УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ БОЛЬШЕГО ДОВЕРИЯ

Img04m.jpg

Переходите к этим упражнениям только после того, как вы уже достигли достаточно прочного доверия внутри группы. Участники игры должны быть уверены в том, что:

  • они не обязаны участвовать в игре, если не хотят этого;
  • все, что говорит им лидер, идет от сердца и продиктовано искренней заботой о них;
  • если предпринятая ими попытка будет неудачной, товарищи по группе поддержат их;
  • они ни в какой ситуации не будут осмеяны или выставлены дураками.

Успех и положительный опыт, совместно достигнутый участниками в проведении этих упражнений, послужит как укреплению доверия между ними, так и росту их уверенности в себе.


КРУГ ДОВЕРИЯ

Это упражнение дает игрокам замечательную возможность научиться доверять друг другу на практике, а также воспитывает чувство единства в игроках, стоящих в круге.

Цель игры: удержать водящего в центре круга, не дав ему упасть. Одного из игроков выбирают водящим. Игроки встают в тесный круг, при этом чередуются физически сильные и более слабые воспитанники. Водящий становится в центр круга и скрещивает руки на груди. Затем он напрягает корпус и падает назад. Игроки, образующие круг, ловят водящего и начинают перебрасывать его взад-вперед по кругу. Чтобы это им удавалось, водящий должен держать ноги вместе в центре круга, а другие игроки - направлять водящего, мягко подталкивая его руки и плечи. Предложите побывать в роли водящего каждому игроку.

Примечание: Игроки, стоящие в кругу, должны проявлять осторожность, принимая и направляя водящего; делать это мягко и без спешки.

Вариант - Водящему завязывают глаза.


ПОДЪЕМ ДОВЕРИЯ (ЧЕЛОВЕКОВОД)

К чему перебрасываться мячом, если можно пустить по рукам человека?

Скамейка (по желанию).

Участники встают в две колонны по разные стороны скамейки. Попросите желающего лечь на скамейку (головой в сторону головы колонны). Те, кто стоит рядом со скамейкой, осторожно подсовывают свои руки под человека на скамейке. Его голова, плечи, грудь, талия, таз и ноги должны иметь одинаковую поддержку. На счет три осторожно поднимите его над головами участников и начинайте медленно передавать назад. Как только <груз> достиг конца человековода, вверх поднимают следующего игрока, стоящего в первом ряду, и так до тех пор, пока не вынесут всех. Те, кто стоит в хвосте колонны, должны опускать переданного им товарища на землю очень осторожно, на ноги. При выполнении этого задания необходима особая внимательность. Поднимайте только тех, кто хочет, чтобы его поднимали и несли (и кого вы сумеете поднять!).


ПАДЕНИЕ ДОВЕРИЯ

Впечатляющее проявление доверия.

Платформа или иное возвышение.

Это действенное и впечатляющее упражнение выполняется следующим образом: один из игроков, вызвавшийся быть водящим, встает на пень, ступеньку лестницы или другое ровное возвышенное место, а затем падает навзничь на руки заранее подготовленной группы страхующих. Не менее 8-10 человек должны стоять на уровне земли и ловить падающего. Выбранная добровольцем площадка должна находиться не выше полутора метров над уровнем земли.

Падающему следует принять положение готовности и падать навзничь, держа корпус прямо. Если падающий испугается и согнется в талии, его вес будет сконцентрирован в области таза, что затруднит задачу страхующих.

Ловящие стоят плечом к плечу в две шеренги, лицом друг к другу. Они протягивают руки вперед, ладонями вверх, при этом ладони игроков разных шеренг чередуются и смыкаются друг с другом, образуя безопасную область приземления. Не позволяйте ловящим держать друг друга за кисти рук или запястья <для надежности>: тогда при выполнении упражнения они могут стукнуться лбами.

Поручите одному человеку из группы страхующих подняться на площадку вместе с добровольцем, который будет падать. Он будет отвечать за то, чтобы падающий:

  • правильно выбрал позицию по отношению к группе страховки;
  • принял положение готовности;
  • слегка наклонил голову назад, чтобы держать корпус прямо.

Наблюдатель на площадке должен поменять местами игроков в группе страховки, если обнаружит заметную разницу в силе или росте игроков, стоящих друг против друга. Наблюдатель на площадке выясняет степень готовности страхующих и концентрирует их внимание на игроке, который собирается падать. Тот сразу же падает.

Вы, лидер, не поддавайтесь искушению падать первым. Улыбающиеся воспитанники, которые ожидают вас внизу, кажется, вполне заслуживают доверия, но они, скорее всего, еще никого не ловили, и вид падающего лидера, вкупе с характерной для новичков особенностью все делать неправильно, может оказаться достаточным для того, чтобы ваше приземление оказалось весьма жестким... Это не преувеличение, это реальная опасность! Лучше встаньте в шеренгу ловящих, чтобы, если все пойдет плохо, поймать падающего игрока самому либо сделать все от вас зависящее, чтобы смягчить его падение. После того как участники игры поймают падающего несколько раз, выйдите из шеренги, но продолжайте внимательно наблюдать за происходящим.

Если воспитанники вдруг спросят вас: <Почему это ты до сих пор не попробовал упасть сам; разве ты нам не доверяешь?> - значит, пришло время и вам оценить степень своего доверия к ним. Если вы не собираетесь падать, потому что не вполне им доверяете, вам вообще не следовало приниматься за это упражнение. Если же вы явно слишком тяжелы для того, чтобы они могли вас удержать, ваше решение отказаться от участия в этом упражнении в качестве падающего никак не бросит тени на слаженность действий и надежность вашей группы.

Постарайтесь менять страхующих местами в шеренге после каждого очередного падения, чтобы все могли в полной мере почувствовать ответственность, которая лежит на страхующих.

Если к вашей группе присоединились другие, очевидно, что только немногие участники смогут ловить одновременно. Чтобы привлечь к игре всех, предложите падающим игрокам после падения продолжать держать корпус прямо, чтобы их могли передавать на руках вдоль всей шеренги ловящих. Чтобы усложнить задание, попросите ловящих поднимать упавших над головой и передавать их в конец шеренги, не опуская вниз - см. описание игры <Подъем доверия ( Человековод)>. Не забывайте, что доверие можно так же легко потерять во время этого <путешествия на руках>, как и в результате падения. Если кого-то из участников все-таки уронят, пройдет немало времени, прежде чем эти воспитанники, и в особенности сам неудачно упавший, снова проявят желание участвовать в подобном упражнении.

Поручите одному из игроков, стоящих в конце шеренги, поддерживать переданного по цепочке участника за корпус, пока его ноги не опустятся до уровня земли. Мало кому из играющих понравится, если его поставят на голову.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

13336249275792 m1m.jpg

После выполнения упражнений на доверие очень важно дать участникам возможность поделиться своими впечатлениями. В некоторых из этих упражнений вся группа работала на одного игрока (например, в <Подъеме доверия>). В таком случае этот воспитанник имеет моральную ответственность рассказать остальным о полученном опыте. Так мы учимся друг у друга.

  • Встаньте в круг на некотором расстоянии от места выполнения упражнения.
  • Расположитесь поудобнее: сядьте или встаньте в тени.
  • Говорите по очереди. Не допускайте, чтобы общий разговор распался на несколько идущих параллельно.
  • Пусть каждый член группы выразит свои чувства, проблемы, сомнения и т.д.
  • Задавайте вопросы, направляя ход беседы. Сам лидер должен говорить как можно меньше.
  • Пусть члены группы сделают выводы сами.