Управляющие отношения с подопечными
Хочешь построить корабль? Зарази людей стремлением к бесконечному морю! И они сами построят корабль…
(по Экзюпери. Управление-искусство)
Как сформировать отношения с подопечными
Формирование взаимоотношений является прямой задачей вожатого. Невозможно с математической точностью и определенностью описать все взаимоотношения между людьми вообще или вожатым и детьми в частности. Однако, чтобы снизить уровень неопределенности, мы можем рассмотреть такие взаимоотношения в системе координат, которая будет состоять из нескольких осей.
Ось «близость—дистанцированность»
Для создания комфортной обстановки вожатый стремится вести себя «хорошо»:
- авансирует различные блага;
- закрывает глаза на незначительные нарушения правил;
- откликается на просьбы о различных послаблениях режима;
- избегает применения критики и наказаний;
- легко контактирует с подопечными;
- устанавливает политику «открытых дверей»;
- приходит на помощь по первому зову;
- устраивает разнообразные праздники.
Такой вожатый рассчитывает на проявление благодарности не столько в эмоциональной форме, сколько, например, в ответственном подходе к его распоряжениям. Однако на практике большинство детей не считают, что эти блага накладывают на них какие-либо обязательства.
Для правильного решения этой управленческой задачи недостаточно оперировать одной лишь дистанцией между вожатым и детьми. Создание теплой атмосферы будет идти на пользу делу только в том случае, если одновременно с этим вожатый будет развивать и профессионально применять все необходимые управленческие компетенции. Дружески-семейная обстановка может являться одним из мотивов к самомотивации и эффективной деятельности.
Рекомендуется вожатым поддерживать ту психологическую дистанцию, которая позволит им свободно использовать весь арсенал их управленческих возможностей.
Если близкие отношения с подопечными не разрушают служебную субординацию и сохраняется связка «ведущий—ведомый», то проблем никаких нет. Но если вы ощущаете хоть малейшую неловкость, увеличивайте дистанцию. В дальнейшем, по мере развития своих навыков, вы можете добавить в отношения с подопечными больше теплоты.
Повышение управленческого умения всегда сопровождается ростом уровня самодостаточности, так что ваша собственная потребность в дружеской атмосфере как обязательном факторе снизится автоматически. Это вовсе не исключает целесообразности ее создания уже в интересах дела, а не ради удовлетворения ваших личных потребностей.
Таким образом, дружеская атмосфера может быть либо допустимым побочным результатом успешной деятельности, либо одним из целенаправленно сформированных мотивов для подопечных.
Ось «открытость—манипулятивность»
Благоприятная рабочая атмосфера — один из мощных факторов мотивации, который вожатый может превратить в мотив. Однако бывает и так, что этот мотив вожатый использует сознательно, манипулятивным образом, пытаясь заставить подопечных:
- делать что-то вне рамок задач, стоящих перед вожатым для управления отрядом;
- делать то, что не входит в обязанности детей;
- стучать на других детей;
- дезинформировать или говорить полуправду третьим лицам: ровесникам или другим вожатым;
- выступать на стороне вожатого в конфликтной ситуации в коллективе даже в том случае, если его интересы/симпатии на стороне других детей.
В том, что вожатый иногда просит подопечного о чем-либо выходящем за формальные рамки его обязанностей, нет ничего плохого. В разовых ситуациях ничего тревожного нет: случаются и форс-мажоры, и внешние обстоятельства, и просто элементарная нехватка ресурсов в сочетании с острой необходимостью.
Вопрос лишь в том, не является ли закономерностью набор тех однотипных случайностей, которые показывают, что ресурс человеческих отношений подвергается системной и неэтичной эксплуатации. Обращаясь к человеку с просьбой, выполнение которой для него будет связано с нарушением собственных интересов, мы ставим его перед сложным выбором между собственно выгодой и теми обязательствами, которые подразумевают отношения. Потому следует по возможности избегать таких ситуаций и не стремиться получить как можно больше выгод за счет близких людей. Хотя вожатому приходится иногда обращаться к этому ресурсу, он не может себе позволить превратить случай в систему.
Если же сам вожатый является непосредственным виновником эксплуатации отношений, то об этом стоит открыто объявить тем, кому предстоит теперь за вас отдуваться. Речь идет о честном признании (например, «из-за того, что я... теперь вынужден(а) обратиться к вам с просьбой...» Общие слова здесь будут неуместны. Честное признание своей ошибки не подорвет ваш авторитет, а укрепит его, но только при разовом применении этого метода. Управление от манипуляции отличают открытость и отсутствие односторонней выгоды.
Ось «симпатия—антипатия»
Эффективно управлять можно лишь в том случае, если подопечные будут испытывать к вам чувство уважения. Его же люди склонны проявлять по отношению к тем, кто умеет быть обоснованно требовательным и чьи действия, может быть, и не вызывают удовольствия, но понятны и предсказуемы. Люди будут скорее слушаться жесткого и целеустремленного вожатого, который приводит к успеху, чем человека, который семь раз на день меняет свои решения и не умеет добиться элементарного порядка в своем отряде.
Дисциплина укрепляется ровно настолько, насколько неизбежно адекватное наказание нарушителя. Никогда не следует избегать наказания того подопечного, который этого заслуживает, из опасения вызвать неудовольствие его самого или других детей и уменьшить свою популярность. Хотя к симпатии стремиться и не стоит, антипатии или откровенного пренебрежения подопечных избегать можно и нужно.
Такие чувства вожатый может вызвать в том случае, если будет демонстрировать непостоянство, легкомыслие, себялюбие, малодушие и нерешительность. Следует остерегаться публичного проявления этих качеств.
Вам нужно планировать и совершать те действия, которые бы свидетельствовали о твердости, основательности, взвешенности и решительности. Речь не идет о притворстве или лицемерии: регулярные поступки соответствующей направленности формируют и развивают характер. Симпатию можно купить, но нельзя удержать, чтобы пользоваться ею на регулярной основе. Как только вы попытаетесь изменить то, что вызвало эту самую симпатию, вы мгновенно ее потеряете. Вожатому гораздо надежнее полагаться на то, что зависит от него самого, а не от кого-то другого.
Практикум
- Чтобы сконфигурировать свое поле взаимоотношений с подопечными, нарисуйте используя вышеперечисленные оси «снежинку». Каждую ось можно отградуировать на несколько пунктов.
- Проставьте на каждой из осей те значения, которые наиболее соответствуют сложившимся отношениям с подопечными.
- Для более точного выставления значений для каждой из осей составьте перечень событий или ситуаций, которые можно было бы назвать характерными или регулярными.
- Определите те оси, ситуация по которым вам кажется наиболее неадекватной и, соответственно, требующей первоочередной коррекции.
- Проанализируйте ситуацию и составьте приоритетный список тех управленческих действий, которые вам потребуются для изменения взаимоотношений.
- Продумайте форму и содержание мероприятий, в рамках которых было бы наиболее уместно начать изменение взаимоотношений по выбранным осям.
Основные тезисы
- Во взаимоотношениях с подопечными следует поддерживать ту дистанцию, которая позволяет вам без сомнений и этических коллизий использовать необходимый в данной ситуации набор управленческих действий.
- Не следует пытаться подменить или компенсировать отношениями недостатки системы управления отрядом. Такое решение может помочь в разовой ситуации, но очень вредно, если переходит в систему.
- Манипуляция может принести краткосрочную выгоду и может показаться легким способом разрешения проблем. В долгосрочной перспективе открытость управления детьми обеспечивает более стабильные результаты.
- Симпатия подопечных — не то, к чему следует стремиться вожатому.
- Наиболее полезным для эффективного управления детьми отношением является уважение. Вы обязательно его получите, если будете себя вести с разумной степенью открытости, твердо, последовательно и целеустремленно. Успешность в отряде обязательна. При большом успехе вам простят многое.
- Упертость, не переходящая в прессование детей и основанная на понятной подчиненным логике, более полезна для дела, чем неоправданная дешевая популярность.
- Для того чтобы узнать и использовать мнение подопечных, необходимо правильно организовать процесс, выбрать место и время и не забывать об управлении диалогом.
Тактика работы с подопечными
Основной формой официальных отношений в системе управления отрядом является отдача распоряжений. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое вожатым ребенку (детям), касающееся содержания и результатов его деятельности. Оно содержит постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений (т.е. того, что не следует делать) и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.
Распоряжения по своей сути должны соответствовать задачам детского лагеря и вожатого в частности, так и ребенка; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными и информационными ресурсами; позволять проверять и оценивать результаты действий, направленных на их выполнение. Последнее требование (контролируемость) является применительно к распоряжениям едва ли не самым важным.
По способу отдачи распоряжения могут быть...
Приказ обязывает подопечных определенным способом, точно и в установленные сроки выполнить задание, которое составляет суть распоряжения, и по содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения.
В отличие от приказов поручение регламентирует только содержание задания, оставляя обычно подопечным свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Смысл поручения — информация о конкретных целях и задачах, на основании которой подопечные могут самостоятельно действовать. Эта информация должна быть четкой и понятной, поэтому неясные вопросы оговариваются сразу. В срочных случаях поручения могут носить предварительный характер.
Если задание обычное, а отношения доверительные, распоряжение лучше облекать в форму просьбы; когда ребенка нужно активизировать, следует задать вопрос (но его могут воспринять либо буквально, либо как признак слабости). Совет, же оставляет определенную свободу и в отношении содержания, сохраняя незыблемой лишь его самую глубокую суть.
Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителей (хотя на практике бывают отклонения в ту и другую сторону). Это позволяет избежать пустой траты сил и средств, если ребенок не реализовывает полностью свои способности, или ограждает от появления неудовлетворенности, если он это задание не в состоянии выполнить. При постановке задачи подопечному нужно объяснить, что и к какому сроку требуется сделать, какие средства при этом использовать; какова его собственная роль; с кем нужно поддерживать контакты; каковы последствия в случае удачного или неудачного завершения деятельности. Задачи могут формулироваться в двух пределах: максимальном, который превышать не следует, и минимальном, ниже которого не следует опускаться.
Необходимо иметь в виду, что большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу и всегда начинают с того, что им ближе и понятнее, поэтому задание должно быть ясно сформулировано, а сроки его выполнения четко определены. Но не стоит представлять задачу как срочную, ибо это приводит к нервозности, спешке, падению эффективности, а также создавать соперничества среди исполнителей. Это позволит им правильно распределить время и силы в процессе ее выполнения, создать условия, позволяющие действовать в естественном ритме.
Задание должно логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только его смысл, но важность, и обоснованность. Это обеспечивается всесторонним информированием исполнителя ситуации в большем объеме, чем это минимально необходимо, создающим дополнительную свободу ориентации, а поэтому облегчающим выполнение задание. В результате, если даже при формулировке задачи возникнут пробелы, подчиненный их сможет самостоятельно исправить.
Организация деятельности по выполнению задания должна быть четко регламентирована, в противном случае ослабляется исполнительская дисциплина. Но на практике существуют определенные границы числа норм и предписаний, которые исполнитель в состоянии учитывать, после чего они начинают игнорироваться независимо от степени важности. Кроме того, чрезмерное количество инструкций вызывает путаницу, ошибки и, как следствие, появление новых инструкций, еще более дезорганизующих работу. Поэтому на практике должен существовать определенный минимум инструкций, по возможности полных, тщательно, но без излишней детализации составленных и не входящих в противоречие друг с другом.
Поскольку цель распоряжения состоит не только в том, чтобы обязать подопечных к тем или иным действиям, но и чтобы мобилизовать их инициативу, оно должно вызывать положительные эмоции. Это обеспечивается следующими моментами:
- соответствием возможностям подопечных, их культуре, уровню умений, психологическим особенностям;
- возможностью проявления личных способностей, инициативы, самостоятельности, в том числе и в условиях состязательности;
- пониманием важности, ответственности, полезности решения сформулированной в задании проблемы;
- наличием сроков и формы получения результата;
- формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, доведением задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить.
Отдавая распоряжение, вожатый должен убедиться в хорошем понимании подопечным его смысла.
Убеждение — это воздействие, которое должно доказать истинность того или иного положения, моральность или аморальность чьих-то поступков. Оно прежде всего влияет на ум, активизирует мышление, но одновременно задевает чувства, вызывает переживания, способствующие принятию предложений, изменению направленности взглядов и отношений. Поэтому убеждение не только должно ограничиваться рациональной сферой, но и эмоционально побуждать к действиям. Этот процесс активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого при активной роли первого, происходящий в форме явной или скрытой дискуссии, о методах ведения которой будет сказано ниже.
Условиями эффективного убеждения считаются:
- соответствие его содержания и формы уровню развития личности;
- всесторонность, последовательность и обоснованность доказательств;
- учет индивидуальных особенностей убеждаемых;
- использование как общих принципов, так и конкретных фактов;
- опора на всем известные примеры и общепризнанные мнения;
- эмоциональность.
Другим методом социально-психологического воздействия на подчиненных является внушение, которое рассчитано на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым или косвенным. Оно отличается от убеждения категоричным характером, давлением воли и авторитета. При этом внушаемый не взвешивает и не оценивает, а автоматически реагирует соответствующим поведением. Наиболее благоприятным для внушения считается расслабленное состояние.
Внушение основывается на том обстоятельстве, что логика не играет главной роли в поведении людей, и большинство поступков продиктованы интуицией или эмоциями. Особенно нелогичны творческие процессы, в которых логика появляется лишь на последних этапах. Рациональность людей во много раз меньше, чем эмоциональность, поэтому на последнюю нужно обращать внимание прежде всего. Степень внушаемости зависит от возраста, личностных свойств, типа и характера мышления, состояния психики внушаемого в данный момент, авторитета внушающего, знания им оппонента, ситуации.
Специфическими моральными методами воздействия вожатого на подопечных являются похвала и критика.
Похвала должна следовать за любыми достойными действиями детей и даже самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей. К ней предъявляются такие требования, как дозированность, последовательность, регулярность, контрастность (необходимы перерывы, так как при слишком частом использовании этого метода его действенность ослабляется). Отсутствие похвалы, особенно за хорошую деятельность, незаслуженная или неискренняя похвала демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии. Чем больше позитивного будет отмечать вожатый в действиях детей, тем больше вероятность того, что они будут вникать в трудности поставленной вожатым задачи и помогать с ними справиться. Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходима.
Критика, т.е. отрицательная оценка недостатков и упущений в деятельности ребенка, должна быть прежде всего конструктивной, стимулировать действия подопечного, направленные на их устранение, и указывать на их возможные варианты.
При осуществлении критики необходимы конфиденциальность; доброжелательность, создаваемая за счет ослабления обвинительного акцента; внесение элементов похвалы; уважительное отношение к личности критикуемого, сопереживание ему; высказывание замечаний иносказательно, в косвенной форме; аргументированность; отсутствие категоричного требования признания ошибок и правоты критикующего; подчеркивание возможности устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь.
В то же время наряду с конструктивной критикой может иметь место псевдокритика, которую вожатому необходимо избегать самому и пресекать, если она последует со стороны других.
Взаимодействие вожатого с подопечными предполагает не только критику и выдачу распоряжений, о чем уже говорилось, но и получение обратной информации об итогах их выполнения, оценку результатов, поддержание контактов для достижения личного взаимопонимания, реализацию желания высказаться, урегулирование конфликтов и проч.