Тренинг “Профилактика вредных привычек”
Программа лагерного тренинга для младших подростков «Профилактика вредных привычек» позволит детям отдыхающим в лагере в игровой форме задуматься над многими жизненно-важными вопросами и приобрести навыки негативного отношения к курению, алкоголю и прочим наркотикам.
Если вожатый в процессе проведения тренинга видит что дети активно и с удовольствием выполняют задания, предложенные игры можно разделить на несколько тренингов. В конце каждой встречи важно подвести итоги, и получить от детей обратную связь о том, насколько интересным и полезным был этот тренинг.
Цели тренинга
приобретение навыков ответственного отношения к своей жизни и высокой сопротивляемости негативного давления со стороны.
помощь в установлении межличностных отношений и взаимопонимания между детьми
через игры тренинга ребенок получает не просто информацию, а инструмент для выбора в сторону здорового образа жизни Фазы тренинга
Ориентировочная: дети должны познакомиться, и представить себя друг другу. Комплиментами, жестами и мимикой достигается комфортная обстановка, где каждый начинает чувствовать себя в безопасности.
Установление норм и разрешение конфликтов: дети предлагают правила поведения во время тренинга
Фаза продуктивной деятельности: после принятия групповых правил поведения начинается непосредственное выполнение упражнений по теме тренинга. После каждого упражнения вожатый подводит небольшие итоги, а дети делятся своими чувствами и мыслями, высказывая их по очереди.
Заключительная часть: вожатый перечисляет упражнения и игры, которые применялись в тренинге, и просит детей оценить насколько интересным и полезным оказался для каждого ребенка тренинг.
1 фаза тренинга «Социометрия»: дети объединяются в небольшие группы по схожим признакам, которые их объединяют (например: группа из светловолосых ребят или те, кто родились зимой или имеют общее хобби).
«Самый-самый мой плакат»: на альбомном листе каждый участник рисует свой автопортрет, своих друзей и свое самое любимое место, где он любит бывать.
«Побег из тюрьмы»: группа преступников (одна половина отряда) и группа сообщников (другая половина отряда) должны представить, что через толстое стекло они должны договориться как подготовить побег преступников из тюрьмы.
2 фаза тренинга
"Создать правила для группы": на большом листе ватмана вожатый в быстром темпе записывает правила уважительного и эффективного поведения во время игр тренинга, которые дети предлагают по очереди. Например, один говорит — другие слушают, или тот кто хочет высказаться — поднимает руку (если вожатый уже проводил с этим отрядом тренинг, то правила разработанные с предыдущего тренинга прочитываются вместе с детьми вслух, и корректируются, если возникает такая необходимость)
3 фаза тренинга «Чувства»: вспомните ситуацию, в которой вам пришлось общаться с человеком, находящимся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Что вы испытывали? Какие чувства были у вас, и какие чувства у этого человека?
«Марионетки»: дети делятся на тройки, в которых 2 детей - кукловоды и один ребенок — марионетка, которой управляют кукловоды. Разработать самостоятельно сценарий, и показать выступления нескольких марионеток. В конце упражнения обязательно обсудить возникшие чувства у всех 3-х участников.
«Мозговой штурм — зачем людям наркотики?»: дети по очереди предлагают свои варианты ответов на этот казалось бы простой вопрос. Когда каждый ребенок выскажется на эту тему, напротив перечисленных причин, написанных вожатым на листе бумаги слева, вожатый записывает конструктивные способы решения этих проблем, которые снова предлагают ребята. Например: люди становятся наркоманами от скуки, конструктивный способ — найти в интернете друзей, отправиться путешествовать с палаткой и т.п.
«Мозговой штурм: какие виды наркотиков вы знаете?»: дети по очереди перечисляют все известные им наркотики, а вожатый их записывает на бумаге.
«Кто в нашем обществе чаще всего употребляет наркотики?»: упражнение выполняется аналогично предыдущим. Во время мозгового штурма (сбор идей у участников тренинга) важно учитывать, что ничто так не ценится детьми как самостоятельно найденные ответы на вопросы.
«Табу»: это упражнение позволяет определить свое отношение у детей к любого рода запретам. В центре круга вожатый кладет шкатулку, и объявляет детям что в шкатулке лежит то, что детям нельзя. Каждый из детей должен проявить свое отношение к предмету через мимику и жесты.
«Тосты»: выбираются два подростка, которые выходят в круг. Один из них должен найти три повода, чтобы уговорить другого выпить. Тот, кого уговаривают, должен найти три повода, чтобы отказаться. После этого упражнения подросткам можно дать небольшой перерыв, чтобы они могли отдохнуть и настроиться на более серьезные упражнения.
Метод незаконченных предложений
«Поговорим о зависимостях»: вожатый начинает фразы, а дети их продолжают, заканчивая предложения, так как считают для себя правильным. Например:
Когда я общаюсь с человеком, зависимым от алкоголя или наркотиков, я чувствую...
Сложнее всего с такими людьми....
Ситуация в которой я смог бы стать зависимым от наркотика это ... Когда я чувствую, что начинаю от чего то зависеть я...
Быть независимым для меня... С моей точки зрения зависимость это .... «Поговорим об ответственности»: дети продолжают начатые вожатым фразы по очереди.
Быть ответственным для меня означает...
Одни люди ответственнее других потому, что...
Я побоялся бы отвечать за ...
Безответственного человека можно определить по следующим поступкам... «Мифы о наркотиках»: вместе с вожатым ребята размышляют о том, какое утверждение о наркотиках правда, а какое миф. Для более активного участия в этом упражнении, на первом этапе можно предложить ребятам проголосовать по поводу каждого из предложенных утверждений.
Марихуана — не наркотик.
Чтобы перестать употреблять наркотики, нужно просто уменьшать дозу.
Если не употреблять наркотик через вену, привыкания не возникнет.
Алкоголики и наркоманы — слабые и безвольные люди.
Наркотики — это вещества только синтетического происхождения.
Многие популярные люди употребляют наркотики, и у них все хорошо.
Алкоголь, сигареты и кофе — не являются наркотиками.
Люди начинают употреблять наркотики только от плохой жизни.
Запрет наркотиков в государстве — эффективный способ по борьбе с наркоманией.
Наркоманов в стране меньшинство «Телевизионный ролик о вреде наркотиков»: разбившись на несколько групп, дети придумывают интересные ролики о вреде наркотиков ( в том числе алкоголя ). Группам дается 10 минут для придумывания интересного сюжета, затем отряд обсуждает, какой из роликов был наиболее убедительным и запоминающимся.
«Письмо в редакцию»: упражнение направлено на умение сочувствовать и понимать проблемы таких же людей, как мы сами. Вожатый предлагает детям представить, что они работают в редакции и к ним пришло письмо с просьбой о помощи и совете. Например: «Дорогая редакция, у меня есть парень, и недавно я узнала, что он стал принимать наркотики. Он предлагал и мне... Я не знаю, что мне делать. Я его люблю, и хочу ему помочь. Но он меня не слушает, и продолжает их употреблять. Что делать?...» После этого, дети должны предложить свои способы помощи для этой девочки. Отряд может разбиться на несколько групп, и предложить несколько вариантов помощи.
«Да — нет»: эта игра позволяет детям потренироваться говорить слово «нет» в самых разных ситуациях. Один подросток старается повторяя слово «да» подавить волю у того, кто отвечает слово «нет». Можно использовать мимику, жесты. Все кроме физических действий. В конце упражнений дети обсуждают насколько слово «нет» получалось убедительным в процессе игры.
4 фаза тренинга
В конце тренинга, даже если он состоит из 2-х отдельных мероприятий, вожатый задает ребятам вопросы:
Что вы чувствуете после нашего тренинга? Насколько вам было интересно? Что нового вы узнали играя сегодня? Хотелось бы вам еще поучаствовать в аналогичном тренинге? Что бы вы добавили в наш тренинг? Даст ли детям этот тренинг 100% гарантию того, что они никогда в своей жизни не попробуют наркотики? Конечно нет. Хотя, кто-то возможно так и поступит. Но нам взрослым очень важно помочь детям задуматься о том, как важно хорошо к себе относиться, уметь говорить «нет» и думать о том, для чего мы пришли в этот удивительный мир.