Тематические упражнения

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Упражнения, используемые как тематические


«Конфликт»

Разбейтесь на пары и разыграйте в своей паре какой-нибудь конфликт, ссору, «выяснение отношений» и отследите возникающие у вас эмоции, попробуйте обратить внимание на эмоции другого человека. Сначала выполните упражнение стоя, затем посадите «нападающего», затем, наоборот, «защищающегося», и наконец, повернитесь спиной друг к другу.

  • Обсудите, когда было легче «ругать», когда «жертва» могла взять дело в свои руки. Были ли моменты, когда хотелось прекратить конфликт и достичь его разрешения, или наоборот, хотелось «нападать» еще сильнее. Кому удалось отследить свои эмоции, поделитесь своими переживаниями с группой. Кто смог понаблюдать за партнеров, сравните свое впечатление с его самонаблюдением.
  • Необходим ритуал снятия ролей.


«Психодраматический треугольник»

В тройках необходимо разыграть конфликт так, чтобы участники выполняли следующие роли: «жертва», «нападающий» и «утешитель». Необходимо поменяться ролями, чтобы каждый участник мог проиграть все три роли.

  • Необходимо обсудить, какую роль было легче \ тяжелее играть, что чувствовали вы, что, как вам кажется, чувствовали остальные члены вашей тройки и т.п.
  • В группах обсуждается, какие чувства можно считать наиболее характерными для той или иной позиции.


«Почувствуй соседа»

Сядьте, пожалуйста, так, как вам удобно и постарайтесь расслабиться и отключить все каналы информации – закройте глаза, не прислушивайтесь к постороннему шуму и т.п. А теперь попробуйте почувствовать своего соседа, например, справа. Почувствуйте его присутствие,… настройтесь на него,… что это за человек,… что он чувствует,… о чем думает,… попробуйте почувствовать его, сосредоточьтесь на нем.

  • После выполнения упражнения обсуждается, кому удалось почувствовать и что, кому не удалось и почему.


«Мое настроение»

Разбейтесь на пары, расскажите своему партнеру о своем настроении, затем постарайтесь представить его в виде образа. После чего, используя своего партнера в качестве «подручного материала» или «глины» покажите свое настроение «на круг» и прокомментируйте выступление своего напарника. Поменяйтесь ролями.


«Нарисовать эмоцию»

Участникам группы раздаются листочки на которых написана эмоция. При этом говорится, что вам сейчас будут разданы листочки на которых написано некое чувство или эмоция. У всех они разные. Вам нужно нарисовать его.» При этом всем раздаётся одно и то же чувство или эмоция, например, отчаяние, или доверие. После показывают по очереди рисунки всех участников группы (не называя вслух заданной эмоции) и просят других сказать, что это за чувство или эмоция. После проводится обсуждение в ключе понимания, что одна эмоция и каждый её видит по своему, и воспринимает по своему.


«Чувства без слов»

Участники группы разбиваются на пары по взаимному желанию. Пары по очереди выходят в центр круга. Один из участников загадывает некоторое чувство (такое, чтобы его можно было назвать одним словом или словосочетанием) и пытается изобразить его без помощи слов, только жестами и мимикой, а его партнёр должен отгадать, что изображено. Затем подростки меняются ролями, и «отгадчик», загадав чувство, пытается его изобразить. Остальные участники группы тоже могут принимать участие в отгадывании, но только после того, как у «отгадчика» закончатся все предположения.


«Танцуем эмоции»

Попробуйте выразить определенные эмоции в виде танца под музыку (нужна подходящая музыка). Представьте себе, например, радость…какими будут ваши движения, что вы будете танцевать. Возможно употребление «легенды», т.е. определенного рассказа в начале музыки, располагающего к определенным ощущениям или моделирующего ситуацию переживания той или иной эмоции.

  • Проще танцевать с закрытыми глазами.
  • Нужно обсудить, понравился ли участникам их танец, хотели ли они что-то сделать по-другому, удалось ли им и т.п., что они пережили, подумали, хватило ли возможностей тела для этого «выражения».


«Ну, вот и все!»

Одну и ту же фразу разным командам предлагается произнести с разными интонациями, сопровождая выступление инсцинировкой предлагаемой ситуации.

Произнесите фразу «Ну, вот и все!» в разных ситуациях:

Печально, словно вы досмотрели последнюю серию любимого сериала.

С испугом, будто вас все-таки догнал злой волк, от которого вы убегали.

Радостно, будто вы закончили писать сложное домашнее сочинение.

Злорадно, как будто вы истребили всех мух, летавших по комнате.

Устало, будто вы почистили два ведра картошки.


«Изолентовая картина»

Каждому участнику предлагается «вылепить» из изоленты (по типу аппликации на бумаге) картину с названием «радость», «печаль», «интерес», «опустошение», «страх», «удивление» и т.п.


«Зеркало»

Группа разбивается на пары. В паре один человек изображает какие-либо действия, его напарник – «зеркало» должен в точности их повторить. Затем предлагается изображать злого человека, радостного, заинтересованного и «смотреть на себя в зеркало». После этого участники меняются ролями.

  • Надо обсудить, удалось или не удалось мне самому или моему напарнику, что было легко, что трудно и т.п.


«Передай другому»

Все сидят в кругу с закрытыми глазами, и первый «начинающий» передает следующему по кругу определенное чувство, используя только руки. «Получающий» передает то же самое, что передали ему. Когда дело доходит до «начавшего», все обсуждают, что, по их мнению, они получили, какое чувство им передали. После чего «начавший» говорит, какое чувство он хотел передать. Затем можно предложить сначала догадаться, что за чувство тебе передали и передавать его следующему уже другим способом, по-своему. После прохождения полного круга участники снова обсуждают, кто что получил, как это интерпретировал и что передал следующему.


«Скульптура»

Выбирается один доброволец, который на ухо получает задание: «представь себе скульптуру из всех участников нашей группы под названием, например, восторг. Займи свое положение в ней.» Он становится в определенном месте аудитории так, как считает нужным. Затем приглашается следующий участник, ему предлагают посмотреть на первого и дают ту же инструкцию с дополнением «Вася уже занял свое место». И так до последнего оставшегося человека. После чего, начиная с последнего занявшего свое место, выясняется, почему он занял именно это место и что увидел, когда пришла его очередь, и так до самого первого участника. После этого каждому желающему дают возможность слепить скульптуру из всей группы так, как он это себе представлял.


«Рожицы»

Необходим заранее заготовленный материал: квадрат 3 на 3 клеточки с нарисованными по определенному принципу рожицами. Группа разбивается на тройки, так что двое сидят рядом, а третий член тройки спиной к ним. В каждой тройке один из сидящих рядом показывает другому на определенную рожицу, произнося вслух ту эмоцию, которой, по его мнению, она соответствует (например, показывая на определенный квадрат, говорит: «Радость»). После чего второй оборачивается к отвернувшемуся и предлагает выбрать то изображение, которое, по его мнению, соответствует названной эмоции. После нескольких проб все участники обсуждают количество совпадений, трудности в выполнении задания, чем они руководствовались, выбирая то или иное изображение.


«Пойми меня»

Группа делится на две команды, которые располагаются на стульях в две линии, сидя спиной друг к другу, как на сиденьях в автобусе. Последним участникам предлагается карточка с изображением человека с определенным выражением лица. Участникам предлагается запомнить это выражение лица и по команде передать его сидящему впереди и так до самого первого участника. После этого первые участники выходят перед командами и показывают то, что они «получили». После чего все имеют возможность ознакомиться с карточками и оценить, как передали им и что изображали они.


«Я-реальный; идеальный; глазами других»

Реквизит: Бумага, цветные карандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди. В обсуждении участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Предполагается сделать это же на последнем занятии и сравнить свой рисунок в начале курса с рисунком в конце.


«Меж двух стульев»

Ведущий ставит два стула друг напротив друга на расстоянии примерно пять метров. Один стул символизирует полюс «доверия группе», другой – «недоверия группе». Участникам группы предлагается определиться и занять своё место на этой шкале «Доверие – недоверие». После у тех кто занял, или приблизился к полюсу «недоверие» спрашивается: «Хотели бы они изменить это?». Участникам, занявшим полюс «доверия» предлагается помочь им в этом. Тем кто хотел бы изменить, предлагается. Встать и упасть назад с места, не отрывая ног от пола, как в снег. За его спиной стоит человек, который его ловит. После того как все кто хотел, попробовали упасть спиной назад, предлагается сделать то же самое, но уже со стула. Потом с парты. В конце упражнения снова предлагается занять свою позицию относительно этих двух стульев «доверие/ недоверие группе» Кто так и не прыгнул? Изменилась ли позиция? Почему? Какие ощущения были когда падал?


«Кто Я?»

У каждого подростка есть потребность во внимании и уважении, каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому подросткам очень нужны такие упражнения в ходе которых они оказываются в центре всеобщего внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и комфортной атмосфере. Инструкция: «Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: «Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?» Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: «Кто я?» Написав, ребята складывают листики со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка «проходит» по кругу, и каждый достаёт одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит своё сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое.

После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек. Чья загадка понравилась больше всего? Твою загадку быстро разгадали? Ты загадал слишком сложную загадку?


«Отдам тебе то, что есть у меня»

Инструкция: «Разбейтесь на группы от 8 до 10 человек. Пусть каждая группа образует свой круг. Один из вас начинает игру словами, например: «Тебе, Маша, отдам то, что есть у меня…» Произнося эти слова, этот человек делает вид, что держит что-то в руках, подходит к Маше и передаёт это. Маша в свою очередь, «принимает подарок» обеими руками. Неважно, что это за подарок. Достаточно, если вы поймёте, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, лёгкий или тяжёлый. После этого Маша должна решить, кому бы она хотела сделать подарок, и «передаёт» его с теми же словами: «Тебе, Сергей, дам, то, что есть у меня». Игра заканчивается, когда каждый получит хотя бы один подарок. Важно, чтобы ребята с помощью пантомимы показывали свойства подарка, не называя его при этом. Какой подарок придумал первый участник? Ты угадал, что это был за подарок? Что тебе понравилось больше – дарить или получать подарки? Когда ты в последний раз получал подарок?


«Нахал»

Предлагается разбиться на пары. И разыграть ситуацию: один стоит в очереди, а другой бесцеремонно пропихивается вперёд перед ним без очереди. Потом поменяться местами. Каким образом проходило разрешение конфликта? Было ли оно? Какие ощущения, чувства у «нахала»? У человека, стоящего в очереди? Поступаете ли вы так в жизни?


«Зеркало-2»

Участники группы образуют два круга – внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды – тех, кто сидит на правой и на лево стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики – уверенного, неуверенного или грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. Какие позы чаще загадывались, почему? Какие легче угадывались? Какие позы не угадывались? Каким ты себя проявляешь чаще всего в жизни? Какой ты на самом деле?


«Игра в мяч»

Желательно разбить участников на две подгруппы. Игра состоит из двух частей. Первая часть: кидающий мяч называет начало предложения из заготовленного им дома списка и говорит, как его закончить – в манере уверенного, неуверенного или грубого человека; тот, кто ловит, выполняет это задание и в свою очередь предлагает следующему. Ведущий следит, чтобы игра проходила по возможности, в быстром темпе. Вторая часть: бросающий называет начало предложения (любое из предложенного ведущим или из собственного списка), а тот, кто ловит, должен закончить в одной из предложенных манер. Все остальные должны догадаться, какую манеру он избрал. Если они догадываются, то он называет предложение, если нет – получает штрафное очко. Какие позы чаще загадывались, почему? Какие легче угадывались? Какие позы не угадывались?


«Зеркало: молчащие и говорящее»

Это упражнение обычно очень нравиться участникам группы и проходит, как правило, весело и оживленно. В молодежных группах почти все стремятся получить свое «отражение» и как в можно большем количестве «зеркал». Идея упражнения принадлежит Г.И. Марасанову.

Ведущий предлагает войти в круг добровольцу, который будет смотреть в «зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два зеркала, разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находиться за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало»- говорящее. Оно буде объяснять, что это за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает зеркалам более подробную инструкцию: «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает «молчащее зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну – только одну!- фразу. Если игрок опять не угадает, то снова- можно по-другому- отражает «молчащее зеркало» и т.д. Задача игрока- угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики. Такие предупреждения стоит делать в тех случаях, когда упражнение применяется на начальных этапах работы- особенно в подростковой или юношеской группе. Тинэйджеры зачастую не щадят друг друга и утрированно указывают на физические недостатки других, что может привести к болезненным реакциям и неконструктивным конфликтам. Впрочем следует оговориться, что ведущий может осознанно пойти на это с целью спровоцировать обсуждение подростками своего физического «Я». Но это иная песня, и смысл упражнения тоже измениться.

На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о с участием этого человека вне группы. В-третьих, стоит избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фазе. Начинаем!

Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока, а тот получает право поменять и «зеркала». Раскусившие смысл игры участники часто даже конкурируют за право быть основным игроком и проверить свою способность понимать сообщения «зеркал». Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует отрефлексировать прошедшую игру.

Можно обсудить такие вопросы:

Кому из игроков понадобилось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находится за спиной? В чем секрет такой прозорливости?

Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»?

Что ему в этом помогало?

Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалом»?

Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Во время обсуждения часто возникают вопросы участников друг к другу, например, такого содержания: Миша, а что означал вот этот твой жест, когда ты показывал меня? Стас, а почему ты сказал, «отражая» меня: «человек, лучше всех умеющий делать подарки»? С чего это ты взял? И т.п. Богатство возникающих в результате этого упражнения обратных связей трудно переоценить. Даже то, что не стало по каким-то причинам материалом для обсуждения в группе, остается для участника своеобразной «волшебной фотографией», какую не сделать ни одним «кодаком». Ведь фотоаппарат фиксирует «объективный» образ человека, а такие вот «зеркала»дарят субъективный портрет, который не возможно получить ни какими приборами.


«Мой портрет в лучах солнца»

Ведущий просит ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» - следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши своё имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, всё хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей. Какие у вас достоинства? С чем они связаны, с какой сферой?


«Любимый художественный герой»

Каждому участнику даётся задание показать любимого художественного героя. Какой герой был выбран? Почему? Чем он близок? Чем характеризует?


«Изобразить самого себя»

Каждому участнику даётся поочерёдно задание изобразить самого себя. Что изобразил участник, как он это сделал? Варианты: изобразить психологические особенности другого человека, каким бы хотел быть, каким кажусь окружающим.


«Как я преодолеваю трудности»

Все участники по очереди изображают, как они преодолевают трудности. При этом ведущий не делает акцента на понимании участниками слова трудность. Каждый это понимает по своему. Кто-то как внутренние проблемы, кто-то как внешние препятствия.


«Борьба руками»

Участники группы разбиваются на пары. Предлагается встать друг напротив друга, уперевшись ладонями. Нужно сдвинуть противника с места. При этом сходить с места нельзя, выкручивать руки тоже, направлять силу можно только прямо, уводить руки в сторону тоже нельзя. Какую тактику использовали? Какую тактику использовал ваш соперник? Как вы поступаете в жизни?


«Сходства и различия»

«Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем – восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху «сходства», а справа – «различия». А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь. Теперь нарисуёте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами. Что для тебя было сложнее: найти сходства или различия? Что из того, что объединяет тебя с твоим партнёром, нравится тебе больше всего? Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?


«Взаимные презентации»

Инструкция ведущего: Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказала друг другу о себе как можно подробнее- ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

чего я жду от работы на тренинге;

что я ценю в самом себе;

предмет моей гордости;

что я умею делать лучше всего.

После этого организуется работа в парах. Если в группе незнакомые люди, то в этой игре можно предоставить участникам самим выбрать себе партнера. Ведущему лучше зафиксировать для себя, какие образовались пары (как показывает опыт, в таких ситуациях люди интуитивно выбирают тех, кто по многим параметрам- включая биографические данные - имеет с ним сходство). Спустя десять минут ведущий дает дополнительные инструкции.

Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течении одной мину - стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведённая на выступление минута. Таким образом, ваша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно 60 секунд. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнёр. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет всё время молчать.

Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

Что ты считаешь самым отвратительным?

Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?

Кто он?

Назови твоё самое заветное желание.

Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

И т.п.

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трём аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученные от партнёра сведения о нём и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Можно использовать следующие вопросы:

Оцени успешность твоей презентации своего партнёра.

Что ты чувствовал, когда твой партнёр не сумел уложиться в отведённое время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?

Удалось ли твоему партнёру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнёра стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?


«Рекламный ролик»

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Всё – как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придётся рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать ещё одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого то товара или услуги. Подумаете, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Время на подготовку – 10 минут.

Упражнение, как обычно, завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков по поводу представления его в ролике.