Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «<p align="right">''💬 «В работе с детьми важно помнить, что ты сам внутри ребенок»''</p> Image:U-qekaF2bWM.j…»
<p align="right">''💬 «В работе с детьми важно помнить, что ты сам внутри ребенок»''</p>
[[Image:U-qekaF2bWM.jpg |right]]

Подростки. 5 проблем с мотивацией и дисциплиной и их решение.

Для того, чтобы решить проблемы с мотивацией и дисциплиной, мы должны оказаться 'по ту сторону баррикад', нам нужно мысленно встать рядом с ребятами. Нам нужно посмотреть их глазами на проблемы, с которыми мы как взрослые сталкиваемся вместе с ними. Давайте попробуем сделать это вместе.

1. Проблема: 'Взрослый для них не авторитет'.

Да, взрослый не будет авторитетом для подростков только по причине разницы в возрасте. Это нужно принять, как данность. Но взрослый может и должен стать авторитетом благодаря своим личным качествам и тому, как он выстраивает взаимодействие с подростками и процесс взоимодействия, как устанавливает правила и границы. Если мы какое-то время закрываем глаза на нарушения дисциплины, а потом вдруг выходим из себя и придумываем спонтанное наказание, это не добавит нам авторитета.

Решение.
* Обсудить с подростками и установить 1) простые и четко сформулированные правила поведения, 2) последствия нарушения этих правил. Детям и подросткам нужны границы, это дает им ощущение безопасности. Реагировать на нарушения незамедлительно, но спокойно: 'Извини, ты нарушил правило - как мы и договаривались, наступает такое-то последствие'.
* Быть объективными. Тот же подросток, который нарушил правило, может через пару минут сделать что-то хорошее - и мы должны это заметить в тот же момент и похвалить/поблагодарить за это хорошее. Психологи говорят, что ребенок/подросток, который хамит или психует - это ребёнок, которому плохо. И в принципе, за любым 'проблемным' подростком действительно стоят проблемы - в семье или еще где.

2. Проблема: 'Я готовлю им отличные игры и задания, а им неинтересно'. Давайте проанализируем, правильно ли мы подобрали эти игры?

Решение. Основа любой системы мотивации - это учет ведущей деятельности в каждом возрасте. Границы условны, но примерно выглядят так: малыши - игра/учение, младшие подростки - общение, старшие подростки - общение/самоопределение.

Малыши находятся на стыке игры и учения как ведущих типов деятельности. Они учатся через игру, часто - подвижную. Для них важны их успехи в познании нового. Как правило, в этом возрасте проблем с мотивацией меньше всего. И очень редко можно встретить преподавателей, которые не понимают важность игры в этом возрасте.
А вот дальше, как правило, возникают сложности с мотивацией.

Младшие подростки тоже оказывается на границе двух ведущих типов деятельности - учение/познание и общение со сверстниками. Их уже не увлечешь простой игрой или пятеркой в тетради, как малышей. Младшим подростками нужны челленджи - игры и задания, в которых они могут принимать решения, влиять на ход игры, видеть свой прогресс. И самое главное - делать это со сверстниками.

В старшем подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Старшаки находятся в поиске себя как личности, а некоторые уже и в поиске своего любимого дела. Им нравится в общении открывать себя и новых друзей, обсуждать то, что не поймут взрослые.

Все эти психолого-возрастные закономерности - фундамент, на котором мы строим методическое здание. Конечно, для мотивации важны многие другие аспекты - групповая динамика, делегирование, умелое применение игр и игрофикации.

3. Проблема: 'Они все время болтают между собой, а не работают на уроке'.

Конечно, они болтают. Ведущая деятельность подростков - общение. Если хотят болтать друг с другом - нам повезло. Гораздо хуже, если они сидят в разных углах и не хотят взаимодействовать - в этом случае даже работа по командообразованию может не помочь и группа в итоге развалится (бывают такие группы, которые совсем не сошлись характерами).

Решение.
* Превращаем желание подростков общаться в мощный инструмент мотивации. Даем максимум работы в парах и мини-группах на всех этапах мероприятия!
* Если нет острых конфликтов - постоянно меняем пары при помощи парных карточек.
* Выводим общение через вопросы, которые актуальны и интересны для подростков, делаем так, чтобы они говорили о своем опыте, о своих проблемах.
Если мы дадим подросткам возможность общаться на мероприятии, это будет мощнейшим магнитом, который потянет ребят на наши движи. Они будут ходить ради общения!

4. Проблема: "Они не расстаются с телефоном на мероприятии"

Почему так происходит? Мы не установили правила использования телефона и последствия за нарушения. Например, я после 2 замечаний беру специальную корзинку, и вся группа, включая меня, складывает туда телефоны до конца движа.

Но есть и более глубокие причины зависимости от гаджетов, и здесь мы можем найти методические решения:

* Ребята 'чатятся' с друзьями. Да, им необходимо общение 24/7. И онлайн общение иногда дает больше возможностей быть искренним и раскрыться.

Решение: предлагаем им максимум возможностей общаться и взаимодействать на мероприятии (см. пункт про общение), создаем драйв от общения - шутим, придумываем мемчики группы, даем задания на раскрытие и доверительное обсуждение в парах.

* Ребята играют в мобильные, а дома - в компьютерные игры. Почему? 1) Игра дает им возможность выбора, контроля над ситуацией. 2) Игра дает им ощущения собственных сил и успеха.
3) Игра - это их личное пространство, иногда единственное, где они могут создавать и развивать другого себя - не опасаясь критики.
Всего этого подросткам не хватает в реальной жизни.

Решение. 1) Предлагаем им игры и задания, где они принимают решения и влияют на ход игры/урока. Игрофицируем процесс движа - пусть вся смена в лагере будет большой игрой по типу компьютерной, гдеребята смогут прокачивать своих героев, а по сути мы просто 'завернем' все привычные задания в игровую обертку (ну например, в квесте). 2) Создаем для них ситуацию успеха - раскладываем сложную задачу на маленькие посильные шажки, отмечаем и визуализируем каждое правильно выполненное задание, хвалим! 3) Даем максимум пространства для творчества и самовыражения без осуждения, показываем, что это для нас ценно.

- Ребята смотрят развлекательные видео. И это самое худшее и самое вредное из того, что несут им гаджеты. Причем, они даже не смотрят эти 15 секунд в TikTok до конца - они их просто листают, задерживая внимание на пару секунд. Это такая жвачка для мозгов, а результат - огромные проблемы с концентрацией внимания и памятью.
Мы должны принять тот факт, что подростки сейчас не могут долго выполнять одно задание, сидеть на месте, но мы можем постепенно и незаметно привить этот навык.

Решение - динамика мероприятия: 1) частая смена деятельности, чередование игрового/активного и спокойного/серьёзного; 2) минимум фронтальной деятельности, постоянная смена пар, где им приходится подвигаться, пересесть; 3) динамическая пауза.

5. Проблема: "Они все время в состоянии безразличия и апатии, им ничего не интересно"

Мы как взрослые должны понимать, что это не норма. Подростковый возраст - это второй по силе после младенчества всплеск формирования нейронных связей. Подростки природой приспособлены к тому, чтобы обучаться чему-либо. Но..

Есть то, что может блокировать интерес подростков к познанию мира.
* Ребята перегружены информацией.
Посмотрите объективно на информационную нагрузку окружающего мира. Посмотрите, какой поток информации идет от постоянного нахождения в сети, от игр. Мы сейчас не говорим о качестве и пользе этой информации, только об объеме.
Поэтому если мы зададим им слишком много упражнений, то они не станут делать ничего.

Решение. 1) даем информацию маленькими порциями, сопровождаем яркими и положительными эмоциями; 2) выбираем минимально необходимое и максимально простое задание, с которым ребята точно справятся.


* У подростков очень мало возможностей делать собственный выбор, влиять на происходящее.

Решение. 1) Даем больше выбора, самостоятельности и ответственности. 2) Делегируем как можно больше - сделать задание друг для друга, проверить друг друга, провести игру и тд

* Большинство подростков получают много критики и замечаний и мало поддержки от взрослых. Им не хватает ситуации успеха. И как следствие - они боятся ошибаться, у них нет этого навыка. Им проще сразу сказать - "я тупой и ленивый", чем доказывать обратное.

Решение: 1) создать атмосферу безопасных отношений для ребят, когда они чувствуют, что как минимум вожатый, а как максимум вожатый и группа принимают и ценят их такими, какие они есть; 2) критиковать максимально объективно и доброжелательно; 3) создавать ситуацию успеха, раскладывая сложное на простые шаги и поощряя не только отличный результат, но и старание.

*
Итак мы наметили общие принципы, на которых строится система мотивации. Так получилось, что большая часть посвещена подросткам, потому что именно с ними работать сложнее всего. Но многие из этих принципов верны и для работы с малышами.


[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]

Навигация