Строка 108: |
Строка 108: |
| | | |
| Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Технологически создание ситуации неуспеха, по-видимому, складывается из тех же операций, что и создание ситуации успеха, но имеющих противоположную векторную направленность. Реализация же технологического алгоритма начинается с последней операции - оценки деталей деятельности. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если вожатый не верит в своего ребенка, не питает оптимизма относительно его успеха. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать ребенка на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него. | | Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Технологически создание ситуации неуспеха, по-видимому, складывается из тех же операций, что и создание ситуации успеха, но имеющих противоположную векторную направленность. Реализация же технологического алгоритма начинается с последней операции - оценки деталей деятельности. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если вожатый не верит в своего ребенка, не питает оптимизма относительно его успеха. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать ребенка на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него. |
| + | |
| + | Ребенок, приехав в лагерь, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны вожатых и ровесников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема деятельности. |
| + | |
| + | Вожатый должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в его (ребенка) деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. |
| + | |
| + | Давайте рассмотрим алгоритм создания ситуации успеха. Формирование любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих пунктов: |
| + | |
| + | СНЯТИЕ СТРАХА. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Фразы, которые помогут снять страх: |
| + | :-Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться |
| + | :-Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения |
| + | |
| + | АВАНС УСПЕШНОГО РЕЗУЛЬТАТА. Помогает вожатому выразить свою твердую убежденность в том, что ребёнок обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. |
| + | :-У вас обязательно получится |
| + | :-Я даже не сомневаюсь в успешном результате |
| + | |
| + | СКРЫТОЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ РЕБЁНКА в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. |
| + | :-Возможно, лучше всего начать с ... |
| + | :-Выполняя ... , не забудьте о ... |
| + | |
| + | ВНЕСЕНИЕ МОТИВА. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. |
| + | :-Без твоей помощи твоим товарищам не справиться ... |
| + | |
| + | ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. |
| + | :-Только ты и мог бы ... |
| + | :-Только тебе я и могу доверить ... |
| + | :-Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой ... |
| + | |
| + | МОБИЛИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ. Побуждает к выполнению конкретных действий. |
| + | :-Нам уже не терпится начать работу ... |
| + | :-Так хочется поскорее увидеть ... |
| + | |
| + | ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. |
| + | :-Тебе особенно удалось то объяснение |
| + | :-Больше всего мне в твоей работе понравилось ... |
| + | :-Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы |
| + | |
| + | Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение в детском коллективе, но и на дальнейшую судьбу каждого ребенка. |
| + | |
| + | ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА |
| + | |
| + | Задача вожатого состоит в том, чтобы дать каждому ребенку из детского коллектива возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. |
| + | |
| + | Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. |
| + | |
| + | Именно поэтому одной из основных задач в работе вожатого является возможность дать каждому ребенку шанс проявить себя. |
| + | |
| + | В предыдущем посте мы рассмотрели алгоритм создания ситуации успеха. А сейчас рассмотрим приёмы создания ситуации успеха. |
| + | |
| + | |
| + | ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ. Так называется ситуация, когда педагог говорит комплименты ("молодец", "умница ", "ребятки, я горжусь вами!"). Эти слова позволяют поднять самооценку ребёнку и почувствовать насколько он важен. Часто этих фраз в жизни не хватает детям. |
| + | |
| + | УМЫШЛЕННАЯ ОШИБКА. Все дети знают, что взрослые обращают внимание на то, что ребёнок делает что-то неправильно. Например, ученики в школах знают, что учитель может указывать учащимся на их ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ребёнку, надо видеть, с какой гордостью светится его лицо: Ехууу, я обнаружил ошибку у самого учителя! |
| + | Данный приём можно применять и вожатым. Но важно понимать, что ребёнок должен разбираться в теме, где вожатый будет совершать «умышленную ошибку». |
| + | |
| + | ЭВРИКА. Суть этого приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-либо задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга вожатого будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие", но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. |
| + | |
| + | ЛЕСТНИЦА. Речь идет о ситуациях, когда вожатый ведет ребёнка поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. |
| + | |
| + | СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Этот прием взывания к чувствам детей. Этот приём можно применять только в том случае, когда есть надежда, что искреннее обращение вожатого к чувствам ребёнка получит понимание. |
| + | |
| + | ВЗЛЁТ. Главная роль отведена вожатому. В каждом ребёнке скрывается большой интеллектуальный потенциал (и это никак не зависит от его успеваемости в школе). Если найти способ воспламенить этот потенциал, зарядить ребёнка, высвободить его энергию, где пропитанное горячим чувством слово вожатого рождает усилие, то эти усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. |
| + | |
| + | |
| | | |
| | | |
| | | |
| [[Category:Логика взаимодействия в отряде]] | | [[Category:Логика взаимодействия в отряде]] |