Строка 22: |
Строка 22: |
| | | |
| Совсем недавно в наш обиход вошел, вернее, ворвался, сияя сочными красками и даря непередаваемые эмоции, флеш-моб. Ответ на волнующий многих вопрос: «Флеш-моб - что такое?» - достаточно прост. В дословном переводе flash - это миг, вспышка, a mob - толпа, соединяем два слова, и получается - мгновенная толпа. В расширенной трактовке флеш-моб - это заранее тщательно спланированная акция, достаточно массовая, в ходе которой в определенном, обычно в общественном, месте в условленное время появляется большая группа мобберов, которая выполняет оговоренные ранее действия. После этого участники расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Уверены, что вам и детям организовать и провести такое мероприятие по плечу!Таким образом, при работе с отрядом, главным педагогическим результатом является процесс подготовки и организации коллективного творческого дела, а не его внешний результат.Игра учит жить в реальном мире - это одно из её достоинств. | | Совсем недавно в наш обиход вошел, вернее, ворвался, сияя сочными красками и даря непередаваемые эмоции, флеш-моб. Ответ на волнующий многих вопрос: «Флеш-моб - что такое?» - достаточно прост. В дословном переводе flash - это миг, вспышка, a mob - толпа, соединяем два слова, и получается - мгновенная толпа. В расширенной трактовке флеш-моб - это заранее тщательно спланированная акция, достаточно массовая, в ходе которой в определенном, обычно в общественном, месте в условленное время появляется большая группа мобберов, которая выполняет оговоренные ранее действия. После этого участники расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Уверены, что вам и детям организовать и провести такое мероприятие по плечу!Таким образом, при работе с отрядом, главным педагогическим результатом является процесс подготовки и организации коллективного творческого дела, а не его внешний результат.Игра учит жить в реальном мире - это одно из её достоинств. |
| + | |
| + | |
| + | Основы игротехники |
| + | |
| + | Ты можешь миллион раз рассказывать ребёнку о приличном поведении, правилах этикета, культурных нормах и один раз сморкнуться. Из всей твоей речи ребёнок запомнит только то, как ты сморкался. |
| + | Говорят, что основным способом знакомства ребёнка с миром является игра. Игру как способ знакомства с этим миром выделял знаменитый английский философ, психолог и социолог Джордж Мид. |
| + | |
| + | Так, он выделял 3 стадии в обучении ребёнка исполнению взрослых ролей: |
| + | |
| + | Стадия имитации (1-3 года). На этом уровне ребёнок имитирует поведение взрослого, не вдаваясь в детали этого самого поведения. |
| + | Игровая стадия (3-4 года). Ребёнок начинает имитировать какую-то определённую роль, но неустойчиво. |
| + | Заключительная стадия (4+). Ребёнок чётко отделяет свою роль от чужой, умеет представлять себя на месте другого и сопоставлять роли с действиями. |
| + | Когда мы видим что-то новое, неизвестное, мы обязательно проходим через три эти стадии в познании. С возрастом адаптация человека к новым условиям проходит быстрее, но неизменным остаётся механизм восприятия нового места, знакомства с ним, привыкания. |
| + | |
| + | Попав в новое место, человек (в нашем случае ребёнок) всегда сначала будет смотреть на поведение авторитетного для него человека и имитировать его без осмысления. Осмысливать то или иное поведение он будет позже. |
| + | |
| + | «Вожатый в отряде — главный. Он ставит обувь на верхние полки перед входом в корпус. Значит, и я так буду делать». |
| + | На данном этапе важно дать азы того, как себя вести, «зажечь» ребёнка. Именно поэтому при проведении любой игры постарайтесь сделать это с максимальной самоотдачей, максимальным интересом к происходящему. Интересом, который ребёнок сможет сначала перенять, повторить, а потом проинтерпретировать для себя. |
| + | |
| + | В этот период крайне важно давать на простых и понятных примерах давать ребёнку познакомиться с новой обстановкой, новыми людьми. Помочь сделать это могут игры на знакомство (ИЗ), а также верёвочный курс, в каждом знаковом месте которого будет проводиться запоминающаяся игра для ребёнка. Выделяются такие места, как корпус, медпункт, актовый зал, административный корпус и другое. Как правило, запомнить знаковые места помогают игры с ярким эмоциональным окрасом или игры на поднятие эмоционального фона (ПЭФ). |
| + | |
| + | После того, как ребёнок усвоил основные модели поведения в новом месте, он начинает осмыслять, что он — пионер. Впереди идёт — вожатый. Рядом — тоже пионеры. Пионеры слушаются вожатого и соблюдают правила лагеря. На этом моменте ребёнок уже понимает, где он и кто он, но не всегда сразу может сориентироваться в правилах того или иного места. На этом этапе стоит набраться терпения и последовательно, шаг за шагом, раз за разом усваивать правила поведения на новом месте в соответствии с новой социальной ролью. |
| + | |
| + | «Я — пионер. Я пионер 4 отряда. Пионеры 4 отряда ставят свою уличную обувь на верхние полки перед входом в корпус. Значит, я тоже должен ставить туда свою уличную обувь». |
| + | На данном этапе ребёнок всё ещё знакомится с новыми для него обстоятельствами, но уже на более «продвинутом уровне». Он уже знает, что его соседа зовут Лёша, а в углу туалета живёт паук Аркадий. Именно поэтому на данном этапе стоит начинать вводить более сложные «знакомки» или игры на закрепление знакомства (ИЗЗ). К предшествующим играм добавляется также малая форма работы (МФР). Это творческая деятельность, позволяющая детям познакомиться с деятельностью в лагере и новыми условиями для её осуществления, на упрощённых, игровых моделях. |
| + | |
| + | Эти два этапа называются организационным периодом в смене, как правило, он достаточно короткий. За первые 3-4 дня дети должны чётко понять для себя, где они находятся, кто находится с ними рядом. Далее они вступают на новую для себя стадию, когда разграничение ролей и соответствующее им поведение понятно. |
| + | |
| + | Я — пионер 4 отряда, который ставит свою уличную обувь на верхние полки перед входом в корпус. Так должны вести себя пионеры 4 отряда. Пионер 3 отряда ставит свою уличную обувь на нижние полки. Так должны вести себя пионеры 3 отряда. Вожатый нашего отряда будет рад, если мы будем ставить свою обувь на правильное место. |
| + | Именно с этого момента, когда в отряде и у каждого ребёнка установилось чёткое понимание того, кто такие я/мы/они, пора начинать вводить игры на выявление лидера (ИВЛ), командоформирование (КМФ), преодоление тактильного барьера (ПТБ). |
| + | |
| + | Раньше подобные игры вводить не рекомендуется, т.к. до этого этапа представление о «я», «мы», «они» в отряде у детей ещё чётко не сформировано, подобные игры будут опережать их представления о новой среде (как понять, лидер я или нет, если я толком не понимаю, кто я? Как начать взаимодействовать со своим отрядом, если я не понимаю, кто мой отряд?) |
| + | |
| + | Основные правила проведения игр |
| + | |
| + | Теперь, когда мы разобрались с тем, на каких стадиях стоит вводить игры, нужно определиться с тем, как мы будем их вводить? На самом деле, подсказка кроется в банальных вещах. |
| + | |
| + | На первой стадии знакомства с новой обстановкой ребёнок склонен повторять за вами всё: начиная от ваших эмоций, заканчивая вашими действиями. Соответственно, если вы выйдете к детям с понурым лицом и фразой «давайте что ли в Снежный ком играть», а потом встанете в сторону; — ждите, что в будущем дети сформируют такое представление о лагере: |
| + | |
| + | Игры — это не интересно. Так показал вожатый. Я буду стоять в стороне. Так делал вожатый. Так правильно. |
| + | Именно поэтому, вставая играть с детьми, забудьте о том, что вы — играете. Подведите к игре плавно, начиная с предыстории, чтобы вовлечь детей в сюжет, предложить им стать участниками целого приключения! Истории, которая станет макетом, имитацией будущей смены. Никогда не произносите в своей речи слово «игра», «поиграем». Для ребёнка игра должна быть новой историей, которую можно прожить, приключением. |
| + | |
| + | А вы знаете, что люди, когда дают друг другу пять, заряжаются энергией, сравнимой с солнечной, аж на пять минут? Хотите проверить? Сейчас я бегу по кругу и даю всем-всем-всем пятюни! |
| + | И вот ваши дети уже стоят в кругу, готовые слушать, что будет дальше. |
| + | |
| + | Говорят, что в древнем мире верили в то, что людям в путешествиях и новых местах придаёт сил то, чьё название начинается с той же буквы, что и их имя! Проверим? |
| + | Пока что детям не очень понятно, как они будут это проверять, но несомненно, им уже очень интересно, что будет дальше. Каждый из ребят уже готовится назвать какое-то очень крутое и необычное слово! На этом моменте важно не потерять атмосферу и таким же интересным тоном объяснить правила игры. |
| + | |
| + | На этом этапе мы должны объяснить суть игры. Например, мы взяли игру «Мы идём в поход». |
| + | |
| + | В сложных, травмоопасных играх стоит помимо правил проговорить с детьми технику безопасности (ТБ). Например, если в ходе игры мы должны кидать друг другу мяч, важно объяснить, что мы играем не в вышибалы, и тут совсем не нужно запускать мяч в оппонента со всей силы. |
| + | |
| + | После объяснения правил и техники безопасности стоит удостовериться в том, что дети поняли суть игры. Лучший способ сделать это — спросить у них и провести пробную версию игры, показать пример. |
| + | |
| + | :— Ребятки, вам понятно, как нужно говорить, чтобы ваши предметы в путешествии наполнили вас энергией? Давайте я начну, а вы продолжите. Меня зовут Анна Сергеевна, и я возьму с собой в поход Арбуз. Карина, а ты что возьмёшь с собой в поход? |
| + | :— Косточку. |
| + | :— Хорошо. Теперь нужно сказать «Меня зовут Карина, и я возьму с собой в поход косточку. А ещё Анну Сергеевну с Арбузом». |
| + | :— Меня зовут Карина, и я возьму с собой в поход косточку, а ещё Анну Сергеевну с Арбузом. |
| + | :— Меня зовут Костя, и я возьму с собой в поход картину, а ещё Карину с косточкой и Анну Сергеевну с Арбузом. |
| + | Замечательно, если игру завершит так же вожатый, показывая то, что совсем не страшно называть все имена, иногда ошибаться, спрашивать помощи и знакомиться друг с другом! |
| + | |
| + | Завершение игры — это тоже очень важный и трудоёмкий процесс. Игру нельзя завершить со словами «Ну, наверное, всё, ребят, погнали есть!» Это будет выдёргиванием из сказки, которую вы создали детям, как из приятного сна. Игру нужно завершать тогда, когда вы чувствуете, что дети начали уставать от игровой обстановки, их игровая активность пошла на спад в то время как активность шалить — повысилась. Именно в этот момент стоит аккуратно завершить игру. Так, чтобы после неё остались только приятные впечатления созданной сказки, а не усталость и отчуждение. |
| + | |
| + | Друзья, как вы думаете, теперь вашей энергии стало больше? Давайте проверим это на площадке/дискотеке/на пути к столовой? |
| + | Так же подобной фразой можно подвести к следующей игре. |
| + | |
| + | Очень важно то, какой эмоциональный посыл вы даёте в игре своим детям. Помните, они всегда будут копировать вас и ваши действия! |
| + | |
| + | Если вы скажете «Это очень интересно!» и устремите свой взгляд в телефон, то дети будут делать то же самое. И никакие убеждения не помогут им удостовериться в том, что игра — это классно! |
| + | |
| + | Если вы поможете детям представить новый для них мир, сориентироватьсяя в нём, если будете рядом с ними, будете помогать им осваиваться в этом мире, совсем как в лагере, то игра принесёт детям только радость и станет для них настоящим приключением! |
| + | |
| + | В добрый путь, вожатый, в мир сказочных историй, которые однажды могут стать реальностью! |
| | | |
| [[Category:Игры]] | | [[Category:Игры]] |