Строка 34: |
Строка 34: |
| | | |
| | | |
| + | |
| + | Навыки, которые проще всего развить ИМЕННО в лагере |
| + | |
| + | Лидерство |
| + | |
| + | Часто можно услышать, что в школах идет "уравниловка", и потенциал развить сложно. Сейчас это не везде так, но учебный процесс или творческие секции и правда не заточены под проявление лидерских качеств. Лидер там обычно педагог, а детям нужно внимать и концентрироваться на освоении "hard skills". В лагере сложно отложить проявление лидерских качеств и отступить: время ограничено, учебы не много, а вожатые поддерживают инициативу. |
| + | |
| + | Эффективная коммуникация |
| + | |
| + | Этот навык можно освоить только в коллективе, который формируется грамотно, а отношениям внутри уделяется достаточно времени. В лагере каждую смену первые дни посвящены именно знакомству, а у педагогов непростая задача: у них есть короткий период, когда нужно создать благополучный и дружный коллектив и быстро исключить все проблемы. Этому учатся и дети: здесь не выйдет месяцами решать конфликт в классе, здесь нужно быстро овладевать инструментами общения, чтобы не испортить самому себе отдых. |
| + | |
| + | Творчество в команде |
| + | |
| + | Именно так, 2-в-1. Работать в команде можно научиться и в школе (или потом в институте), да даже с братьями и сестрами. Творчество тоже можно развить. Но лагерь — одно из лучших мест, чтобы научиться решать креативные задачи сообща. Это не так просто! В творчестве у каждого свое видение, и его сложно объяснить другим. Но в дружественной атмосфере, где нет давления и спешки, этому можно научиться. Тем более, что это не соревнования и не конкурс: здесь и правда важнее участие, а не "победа". |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | == 5 важных вещей, которым меня научил детский лагерь. == |
| + | |
| + | Работа с детьми всегда полна неожиданностей, а работа в детском лагере тем более. Всегда найдешь чему поучиться. И вот чему научился за это время я. |
| + | |
| + | 1) Не бояться признавать собственную неправоту. |
| + | |
| + | Темп жизни в лагере такой, что за всем уследить просто невозможно. Особенно когда у тебя в отряде 50 детей, а ты без напарника. Да, такие истории, к сожалению, не редкость. И порой бывает так, что результат нужен срочно, а времени рассусоливать нет. В таких случаях ты не всегда ведешь себя как добрый и понимающий взрослый. Чуть громче и резче чем стоило бы сказал и всё, ребенок расстроился. |
| + | |
| + | В этом случае важно некоторое время спустя поговорить с ребенком и объяснить, что произошло и почему. И обязательно признать свою неправоту, если она была. Но не брать вину на себя целиком, потому что в конфликте всегда виноваты двое. Извиниться, договориться что вы оба больше так не будете и спокойно жить дальше. |
| + | |
| + | Как показывает практика, потом из этих детей вырастают самые надежные товарищи, потому что они прошли с вами через конфликт и стали ближе, поскольку вы вели себя грамотно и показали им хороший пример разруливания не очень хорошей ситуации. |
| + | |
| + | 2) Верить в то что делаешь. |
| + | |
| + | Дети довольно тонко чувствуют фальшь. Если ты сам не хочешь, не веришь, не горишь, то и они не станут. Бесполезно подбадривать, кричать слова поддержки и делать вид что происходящее важно, если внутри ты считаешь иначе. Мало того, что они это увидят, так еще и разочаруются в тебе. |
| + | |
| + | Я для себя выбрал путь максимальной честности. Например, я не люблю делать отрядный уголок, но понимаю зачем он нужен и почему это важно. |
| + | |
| + | Обычно я так и говорю: «Ребята, сегодня у нас мой самый страшный сон – нужно сделать отрядный уголок. Мои руки тут бесполезны, но фантазия нам поможет. У кого какие идеи, что мы можем сделать?» Если идей нет и дети такие же не рукастые попались, то мы просто делаем что-то чтобы украсить наше жилище, с такой задачей обычно все справляются. |
| + | |
| + | Самый яркий пример был с речевками по пути в столовую. В рамках одного рабочего лета были 2 совершенно разные для меня смены. На первой я не хотел кричать, и дети не горели энтузиазмом. На последней я сочинял на ходу и наши радостные вопли были слышны на весь лагерь. Так что внутренний настрой решает очень многое. |
| + | |
| + | 3) Никто не обязан тебя уважать. |
| + | |
| + | Казалось бы, очевидно, что авторитет нужно заслужить. Но часто я видел вожатых, которые считали, что дети обязаны их уважать просто по праву статуса. Это конечно глупости. |
| + | |
| + | Дети сами решают уважать тебя или нет. Здесь есть два основных варианта: личное уважение и коллективное. Оба основываются на том что ты делаешь и как себя ведешь. Завоевать расположение ребенка довольно просто, делай хорошо и не делай плохо, повторить пару раз и ребенок тебя если не любит, то как минимум симпатизирует. |
| + | |
| + | Есть конечно же исключения, но каждый такой случай нужно рассматривать индивидуально, потому что причины возникших на пути к доверию барьеров всегда разные. |
| + | |
| + | 4) Не отказываться от "безумных" идей. |
| + | |
| + | Часто во время обсуждения дети генерируют самые неожиданные идеи. На первый взгляд многие из них кажутся довольно нелепыми и невыполнимыми, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что именно такие идеи оказываются самыми интересными. А если приложить достаточно усилий, то и вполне реальными. |
| + | |
| + | Самые лучшие номера с детьми у меня появлялись как раз в потоке такого бреда. Да, не всегда эти номера были понятны публике, но всегда нравились самим детям из нашего отряда. А для меня это очень важный параметр, дети должны быть довольны своим творчеством, это подкрепляет их уверенность в себе и стимулирует к дальнейшему развитию. |
| + | |
| + | 5) Заботиться о себе. |
| + | |
| + | Я уже упоминал, что скорость жизни в лагере просто космическая. В таком ритме очень легко забыть о себе и внезапно обнаружить, что сил не осталось. Всё круто, дети молодцы и еще есть тысяча идей, а сил нет. Происходит это потому, что кто-то забывал отдохнуть. |
| + | |
| + | Сколько раз я сам наступал на эти грабли. Я бы сказал, что из всех граблей в детском лагере – эти, мои любимые. |
| + | |
| + | Но последствия такой забывчивости весьма плачевные, поэтому следить за собой – первое дело. Всегда спать нужное количество времени, не забывать кушать и обязательно находить в течение дня время побыть наедине с собой. В хороших лагерях такая возможность предусмотрена, но подобных лагерей, увы, немного. |
| + | |
| + | Собственно, дети - это очень психотерапевтично. Всё, что мне в них не нравится, скорее всего есть и у меня. Или они делают то, что я не мог себе позволить, но хотел, и это цепляет, расстраивает, сердит, обижает. (нужное подчеркнуть или вставить свой вариант). |
| + | |
| + | В качестве заключения хочу отметить, что в повседневной жизни эти выводы тоже работают. И даже помогают делать её немного лучше. |
| + | |
| + | |
| + | == Чему не учат в школе == |
| + | * Быть собой Принимать себя таким, какой ты есть, ценить свои лучшие качества, не равняться на сверстников, не гнаться за тем, что "в тренде". |
| + | * Решать проблемы Принимать свои ошибки и не поддаваться панике. Понимать, что любая ошибка - это всего лишь часть пути, и решать ее можно и нужно. Самостоятельно или с помощью взрослых, но ни в коем случае не оставлять без внимания. |
| + | * Спрашивать Не боясь показаться глупым или смешным, искать ответы на свои вопросы. Не молчать, а говорить. Не ждать, а действовать. |
| + | *Идти до конца Не сдаваться, когда любимое хобби стало неинтересным, или дополнительные занятия оказались сложнее, чем ты предполагал. Делать на 5, а не на 3. |
| + | *Искать свои интересы Каждый ребенок - в душе неисправимый исследователь. Но повседневная рутина напрочь лишает его возможности мечтать и фантазировать. Помогите ребенку найти свое предназначение в жизни. Не заставляя, а вдохновляя его на новые поиски. |
| + | * Понимать чужие чувства Принимать и радость и гнев, и счастье и обиду других людей. Понимать, что каждый человек нуждается в поддержке, что бы с ним не случилось. |
| + | * Уметь оставаться в одиночестве Не расстраиваться, если друг не пошел погулять, а маме пришлось уехать на работу. Уметь в любой ситуации занимать свое время с пользой. |
| + | *Быть гибким Подстраиваться под меняющиеся обстоятельства и не расстраиваться из-за сорвавшихся планов. |
| + | * Искать информацию Не верить всему, что рассказывают друзья или пишут в интернете, а проверять, искать первоисточник. |
| | | |
| | | |
| | | |
| [[Category:Статьи]] | | [[Category:Статьи]] |