23 691 байт добавлено
, 12:41, 16 октября 2020
[[Image:4Tx1e7VTHpY.jpg |right]]
Организация деятельности пионеров важна для вожатого пионерской дружины, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для детей стороны личности самого старшего вожатого, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает старшему вожатому ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости и востребованности.
Педагог-организатор для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность членов ОО «БРПО».
Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность членов ОО «БРПО» в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью; мероприятие – это единство, объединенное одной темой.
Успех проведения мероприятия целиком зависит от подготовительной работы, которая проводится предварительно события. Также существует множество форм проведения мероприятий, но, несмотря на их разнообразие методика подготовки и их проведение в своей основе – общая практически для всех.
Для успешного проведения мероприятия нужно:
* знать существующие формы;
* уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
* владеть методикой организации мероприятий;
* уметь придумать полученному результату название.
Формы воспитательных мероприятий:
Слеты, сборы; Квест-игры; Спортивные марафоны; Встречи на все 100!; Пионерские квизы; Концерт; Выставки; Военно-патриотические игры; Эстафеты; Тренинги; Дискотеки; Экскурсии; Пионерские опен-эйры; Походы и т.д.
Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:
:I. Конструирование;
:II. Подготовка;
:III. Проведение;
:IV. Анализ.
Конструирование мероприятия.
1. Четкое определение целей и задач мероприятия (расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, сплотить пионерскую дружин, отдохнуть и т.п.).
2. Определение тематики мероприятия.
3. Определение формы проведения мероприятия.
4. Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту пионеров, либо октябрят, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия.
При организации мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей:
*Октябрята (дети младшего возраста): повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.
*Пионеры (дети среднего школьного возраста): нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.
*Пионеры-лидеры (дети старшего школьного возраста): ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.
5. Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры). Для этого нужно ответить на несколько вопросов:
*Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?
*Если участвуют команды, то из какого количества человек состоит команда?
*Сколько всего команд (участников)?
*Каким образом отбираются команды (участники)?
*Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте, или как домашнее задание?
*Последовательность выступления (по жребию, по готовности)?
*Сколько времени отводится участникам на подготовку задания?
*Сколько времени отводиться на каждый конкурс?
*Продолжительность мероприятия? (Набор определенного количества баллов, ограничение временем…).
*Каким образом участники оповещают о готовности? (Для интеллектуальных игр).
*Каким образом оценивается выступление команд? (Критерии оценки).
*Кто оценивает?
*Как определяется победитель?
6. Определение времени и места проведения мероприятия.
7. Создание названия мероприятия. (Название мероприятия должно быть емким, интригующим. Важно, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается).
8. Подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия.
9. Разработка положения мероприятия. (Положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; время и место проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов. К положению прикладывается смета расходов, заявка на участие).
Подготовка.
Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:
Дать информацию о проводимом мероприятии:
*Довести положения до участников мероприятия;
*Разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.п.
2. Подготовить место проведения мероприятия:
*Оформить согласно тематике мероприятия.
*Подготовить атрибуты, декорации.
*Подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего.
*Определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.
3. Подготовить музыкальное оформление. (Фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.).
4. Подготовить световое оформление.
5. Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, магнитофоны, телевизоры, видеокамеры и т.п.).
6. Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.).
7. Подготовить оценочные листы.
8. Пригласить жюри. (В состав должны входить люди компетентные, пользующие у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи, критерии оценки).
9. Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая роль. Лучше с этой целью справится человек, который участвовал в разработке, подготовке и написании сценария мероприятия. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты, своевременно пресекать нарушение правил – все это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).
10. Продумать, чем заполнить паузы. (Игры с залом, музыкальные паузы).
11. Подготовить призы. (Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения).
12. Подготовить программу мероприятия.
13. Написать сценарий. (В настоящее время многие организаторы отказываются о сценариев, сценарий – слишком жесткая форма, он сковывает инициативу и ограничивает полет фантазии. Вместо сценария используется описание хода мероприятия (рыба).
Например:
1. Церемония открытия.
2. Представление команд.
3. Представление жюри.
4. Объяснение правил и условий игры и т.д.).
5. Проведение репетиции.
Проведение мероприятия.
Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта.
При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
*начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
*все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;
*мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей.
Анализ мероприятия.
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.
Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:
Цель; кто присутствовал; кто принимал участие, количество участников; соответствие мероприятия уровню развития пионеров и октябрят; активность (в подготовительный период; во время проведения мероприятия); какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно-управляющую; поставленные задачи выполнены или не выполнены? Что удалось, а что следует улучшить?
Написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий
Немаловажным для каждого пионерского вожатого или председателя Совета ОО «БРПО» является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.
Очень важный аспект разработки сценария - подготовительная работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться. Работа с материалом:
1. При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к. в этом случае не избежать поверхностности и субъективности.
2. Использованных источников должно быть не менее 5 (в том числе и периодических изданий).
3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
4. Для эффективного ознакомления с источниками, нужно уметь делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.
5. Концептуальность. После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой можно назвать – рождение концепции. Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастут факты, доводы, иллюстрации. После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.
Содержательная часть (должна быть письменно зафиксирована со 2 стр. сценария).
Программа мероприятия.
Основная содержательная часть.
Список использованной литературы.
Работа над содержательной структурой сценария.
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление, основная часть, заключение. При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение – 10- 15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие в основной части.
Пример:
«День рождения пионерской организации».
Вступление: особая дата календаря – День пионерской организации. Сегодня мы празднуем день самоопределения нашей организации.
Основная часть: повествование о событии.
Заключение: традиции, история и т.д. определяют развитие пионерской организации.
Стилистические требования к составлению текста.
1. Основное требование к стилю составляемого текста – нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера.
2. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений, стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры).
3. Признак любого стилистически грамотного текста – наличие переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли. Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны).
Теперь остановимся на некоторых содержательных требованиях к составлению текста.
Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.
Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).
Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных художественным произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.
Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.
[[Category:Статьи]]