Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 186: Строка 186:  
* при подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности. Ниже приведены примерные комплексы для трех возрастных групп, составленные в определенной последовательности, которой можно придерживаться и при самостоятельном составлении комплексов.  
 
* при подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности. Ниже приведены примерные комплексы для трех возрастных групп, составленные в определенной последовательности, которой можно придерживаться и при самостоятельном составлении комплексов.  
    +
 +
 +
== Размышления о зарядке ==
 +
 +
Мало какое мероприятие вызывает такое живое обсуждение и столь различные оценки , как зарядка. И это закономерно. Трудозатраты велики, негатива можно получить море, а положительный эффект совершенно не очевиден.
 +
Если отбросить здоровую лень и нежелание лишний раз напрягаться самому и «напрягать» детей, можно заметить что утренняя зарядка имеет множество положительных моментов и при осознанном подходе позволяет наковырять довольно много педагогического «изюма».
 +
 +
Некоторые возможно спорные соображения.
 +
 +
Во первых. Зарядка это важный дисциплинарный момент. Нравится или не нравится, но пока она стоит в распорядке дня ее нужно отрабатывать. Хотя бы из тех соображений, что иначе нет возможности объяснить , почему на зарядку «забить» можно, а , к примеру, на КТД или уборку нельзя.
 +
 +
Во вторых. Это часть нашей отрядной жизни и также как вечернее мытье ног, счет при построении в столовую и т.д.. Она становится элементом отрядной жизни и , желательно, своего рода обрядом. Привычным, не обременительным и , в общем не вызывающим особо неприятных ощущений.
 +
 +
В третьих. Наконец зарядка это начало дня. Как начнешь, так день и пойдет. И настроение, заданное в ходе проведения зарядки, может стать началом «чудного дня». Точно также верно и обратное. Скверно организованная и проведенная зарядка, дает на выходе испорченное настроение, которое вам же и придется исправлять. Вам это надо?
 +
 +
Исходя из этих соображений формулируются основные принципы зарядки.
 +
* Зарядка это продолжение подъема. И основная ее задача дать ребенку проснутся. Не более того.
 +
* Отсюда следует, что зарядка не должна утомлять. Ребенок после зарядки должен быть проснувшимся и бодрым, но ни в коем случае не уставшим. Т.е. основными упражнениями являются потягивания, растяжки и рывки. Задачей упражнения является размять мышцы и суставы. Поэтому никаких приседаний, отжиманий, подтягиваний и тем более бега. Все это, после зарядки, для желающих. Это уже не зарядка. Это тренировка. Другое мероприятие с совершенно иными целями и задачами.
 +
* Зарядка должна стать ТРАДИЦИЕЙ. Желательно любимой традицией. Неважно насколько она нравится детям. Кому-то больше, кому –то меньше, но она часть нашей отрядной жизни, несет на себе опечаток отряда, отличается от зарядок, проводимых в других отрядах, и ее элементы имеют свою историю, которая понятна «старичкам», которые делятся ею с «новичками». Именно поэтому в «нашей» зарядке много упражнений «странных» для непосвященного. «Где пчелы ? - нет пчел!», это 2008г. 2 смена , «а пчелы в это время…ЖУ-ЖУ ЖУ» это 1 смена 2010, «Вас ист дас- О-ля-ля- Дас ист фантастиш», это тот же 2008 но уже третья семена «Оксана и три медведя», сказка под Рамштайн, «дай-не дам- фигвам», это 2009 театральная студия. Ставшее традицией «доброе утро ….. отряд» это приветствие 3 смены 2009г . Кстати , стремление сказать последнее, пока 1 отряд только собирается начать зарядку, привело к практически полному решению проблемы с подъемом. И т.д.. Причем многие элементы появляются и пропадают, но наиболее интересные моменты остаются и фиксируются.
 +
* Результатом зарядки является хорошее настроение. Она должна вызывать позитивные эмоции. Поэтому проводить ее необходимо с драйвом, юмором и даже неизбежное «принуждение» должно производится с шуткой и без «явного» насилия.
 +
 +
Последний момент особенно важен. Поэтому остановимся на нем подробнее.
 +
Зарядка это всегда конфликт. С одной стороны, от «не хочется» , до не «буду делать», со стороны ребенка, с другой стороны, «надо», со стороны вожатого. Игнорировать его невозможно. Конфликт должен быть решен в ходе зарядки, либо ее проведение (в особо запущенных случаях) дает повод решить его сразу после нее. Не решение данного конфликта в свою пользу, может привести к потере вожатым «права быть лидером», что чревато серьезными проблемами. Особенно это актуально для оргпериода, но учитывать этот аспект нужно всегда.
 +
 +
Этим определяются правила проведения зарядки.
 +
# Перед началом зарядки настройся. Проводить зарядку нужно в хорошем настроении.
 +
# Выход на зарядку не должен затягиваться. Поэтому (особенно первые подъемы, впрочем, подъем - отдельная тема) выход на зарядку обеспечивают все вожатые, стоящие на отряде.
 +
# Если несколько человек уже вышли на зарядку, проводящий присоединяется к ним, а остальные продолжают торопить детей.При этом агрессия неприемлема. Только шутка и драйв.
 +
# Зарядка начинается с приветствия. Это обязательный «обряд включения». Как правило, уже на второй раз отряд отвечает дружно и четко.
 +
# Ни одно упражнение не делается меньше трех и более пяти раз. Зарядка не должна «зависать», поэтому следи за темпом.
 +
# Давая команду, не переходи к следующему действию пока она не выполнена. Здесь важно не вывалится из «позитива». При наличии «косящих и забивших», имеет смысл шутка, настойчивость и «укоризненный взгляд» до выполнения. Как правило этого достаточно. Но если ребенок сознательно идет на конфликт, его игнорируешь. «выделяешь» из группы, в крайнем случае выводишь в сторону. Это уже конфликт, решать его имеет смысл вне рамок «зарядки»
 +
# Ребенок в ходе зарядки должен иметь «обратную связь». Не ленись похвалить, одобрить, улыбнутся в ответ.
 +
# Зарядка заканчивается приветствием. «подняли левую руку, подняли правую и похлопали друг другу. Всем спасибо!»
 +
 +
В любом случае, зарядка является осмысленным мероприятием, имеющим цели и задачи, органично входящая в нашу отрядную жизнь.
     

Навигация