30 177 байт добавлено
, 11:17, 9 сентября 2020
[[Image:Ut6mcZg38oY.jpg |right]]
Здесь приведены игры-разминки, игры на тренировку коммуникативных навыков, игры на сплочение группы, которые можно использовать на различных этапах становления коллектива, и так же перед проведением различных тренингов.
«Социометрия»
Цель: знакомство и создание доверительной атмосферы.
Участникам необходимо найти среди других членов группы тех, у кого одинаковый с ними цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя и тому подобное.
«Самый-самый мой плакат»
Цель та же.
Участники должны изобразить на плакате свое любимое занятие, желание, любимое место, друзей, семью или себя в хорошем расположении духа. Готовые плакаты можно прикрепить себе на грудь и подходить знакомиться с другими.
«Визитка»
Цель та же.
Каждый участник оформляет свою визитку с воображаемым именем. «давайте познакомимся»
«Приветствие»
Цель: приветствие друг друга, создание позитивной атмосферы в группе. Играющие делятся на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Участники приветствуют друг друга:: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.
«Интервью»
Цель: проанализировать психологические особенности участников группы через интервьюирование ими друг друга.
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут проводят взаимное интервью, после которого представляют группе своего партнера. Основные вопросы для интервью должны быть заранее написаны на флипчарте.
«Умею ли я оказывать внимание другим»
Цель: тренировка коммуникативных навыков участников.
Участники образуют 2 круга: один из внутреннего круга оказывает положительный знак внимания стоящему напротив, говоря о его личных качествах, умениях, внешности, манере поведения. «Внешний» отвечает: «Да, спасибо, я тоже думаю, что я... Но кроме того, я еще умею хорошо...» Далее они меняются ролями.
«В чем мне повезло»
Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, с чем, по их мнению, им в жизни повезло. Далее участники делятся впечатлениями.
«Мы похожи?»
Цель: дать понять, что люди во многом похожи, но и многим различны, и каждый имеет право быть собой.
Участники обращаются друг к другу, используя две фразы: «Ты похож на меня тем, что.» и «Я отличаюсь от тебя тем, что.»
«Проективный рисунок «Наша группа»
Цель: установка на взаимопонимание.
На общем ватмане, но каждый своим фломастером участники рисуют свою группу. Далее происходит обсуждение нарисованного: «Какое настроение у (имя); «Как вы поняли, что за человек (имя)»; «За что вы рады знакомству с (имя)»; «За что благодарны (имя)»;
«Броуновское движение»
Цель: двигательная разрядка, сплочение группы.
Участники ходят по комнате с закрытыми глазами, стараясь не столкнуться. Далее все ходят с закрытыми глазами, издавая звуки, например, жужжание. Ведущий интересуется: «Как ходить легче?»
«Моргалочки»
Цель: двигательная разрядка, тренировка навыков невербальной коммуникации, сплочение.
Участники сидят в кругу, у одного из них нет стула. Все, подмигивая друг другу, должны найти партнеров, с которыми поменяются местами, а тот, у кого нет стула, должен успеть занять освободившееся место.
«В пары»
Цель: разрядка, сплочение группы.
Участники должны встать друг к другу определенным образом, по заданию ведущего: нога к ноге, ухо к уху, и т. п.
«Пустое место»
Цель: двигательная разрядка, тренировка навыков невербальной коммуникации, сплочение.
Все участники разбиваются по парам: один сидит, другой стоит за стулом. Один стул пустой. Тот, кто стоит за пустым стулом, взглядом приглашает к себе любого сидящего. Задача сидящего - пересесть на пустой стул, задача того, кто стоит у него за спиной - удержать его.
«Клубок»
Цель: знакомство, сплочение группы.
Участники сидят в кругу. Ведущий кидает клубок любому участнику, который должен представиться и кратко рассказать о себе. Далее - кидает следующему, оставляя ниточку у себя. Ниточка позволяет кинуть мячик всем по очереди, не повторяясь. В финале участники вместе распутывают образовавшуюся «путаницу» из ниток.
«Встать по знаку зодиака»
Цель: разрядка, сплочение группы, тренировка коммуникативных навыков.
Участники с одинаковым знаком зодиака должны собраться в группы. Побеждает та группа, которая сформировалась первой.
«Образ»
Цель: разрядка, тренировка коммуникативных навыков.
Каждый участник принимает разные образы: веселого человека, зануды, раздраженного, равнодушного, делового, и т. д., и представляется в выбранном образе окружающим.
«Два круга»
Цель: двигательная разрядка.
Участники стоят по парам, образуя два круга. Внутренний круг показывает движение, внешний повторяет. Потом внутренний круг делает шаг в сторону - участники меняются партнерами. Внешний круг показывает движение, внутренний повторяет. Упражнение выполняется быстро и под музыку.
«Почта»
Цель: знакомство, сплочение группы.
Каждый прикрепляет имя к одежде, имена не должны повторяться. На это имя каждый участник в любое время может написать письмо. Проверка почты происходит раз в ... (по договоренности).
«Интервью»
Цель: углубленное знакомство участников друг с другом.
Участники пишут на листке вопросы, которые хотели бы задать друг другу. Листочки перемешиваются, после чего каждый вытягивает вопрос и отвечает на него. В конце каждый может спросить конкретного человека о том, что его интересует.
«Знакомство в группах»
Цель: создание позитивной атмосферы, поддержка участников.
Упражнение выполняется в группе, в которой есть знакомые. Участники делятся на подгруппы так, чтобы в подгруппах были знакомые друг другу участники. Каждая подгруппа представляет своих участников для остальных таким образом: «Мы ценим (имя) за ...».
«Счет без трех»
Цель: разрядка, тренировка внимания.
Находясь в кругу, участники считают по очереди, пропуская задуманное число (число «три»). Тот, кто ошибся, выходит из круга. Более сложный вариант упражнения: пропускаются все числа, которые содержат в себе «три» или делятся на три, вместо пропускаемых чисел участники хлопают в ладоши.
«Ищу друга»
Цель: работа по осознанию возможных коммуникативных барьеров.
Каждый участник пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Один из игроков все перемешивает и пускает по кругу. Если участнику нравится объявление, то на нем ставится «звездочка». В итоге объявления раздаются обратно участникам, каждый считает количество «звездочек», выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.
«Кто я?»
Цель: работа по осознанию себя как личности.
На этот вопрос каждый участник отвечает письменно. Все ответы перемешиваются и зачитываются одним человеком, анализируется, какой ответ был наиболее полным.
«Путаница»
Цель: сплочение, выработка бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения. Можно использовать для завершения занятия.
Перед началом игры рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого члена группы. Каждый участник берет за руки двух других, желательно находящихся не рядом. Задача - не разнимая рук, распутаться в новый круг
«Белые медведи»
Цель: снятие напряжения в группе.
Два-три человека берутся за руки цепочкой - это «белые медведи». Остальные участникик - «пингвины». Задача «белых медведей» - ловить «пингвинов». Чтобы поймать «пингвина», «белые медведи» должны замкнуть вокруг него цепочку. Разрешается одновременно ловить нескольких «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем».
«Черные шнурки»
Цель: разрядить обстановку, дать возможность участникам проявить фантазию.
Игроки сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача - каждому найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков таких, как определение отношений, осознание чувств и т. д.
«Вася-Вася»
Цель: знакомство участников, развитие их наблюдательности и координации.
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка участники называют свое имя, во время второго - имя человека, на которого смотрят. Может быть сложно не сбиться, участники с медленный типом мышления могут выпадать из процесса.
«Имена-качества»
Цель: знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности.
Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т. д., начинающееся на ту же букву, что и его/ее имя (например, Лариса - любовь, Сергей - скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня.
Подходит для начала третьего-четвертого занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.
«Вопросы на бумажках»
Цель: знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.
Каждый участник пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (или на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.
«Мозговой штурм»
Цель: предоставить возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.
Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения на основании определенных правил. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии. Техническое обеспечение: ватман, маркеры разных цветов.
«Я никогда не...»
Цель: знакомство в игровой форме, разрядка.
Участники по очереди произносят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..» (например, «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение неверно (т. е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по-честному. Нужно также оговорить, что в игре не используются фразы, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т. е. это может благотворно повлиять на самооценку человека
«Знакомство по парам»
Цель: знакомство, приобретение опыта общения, опыта восприятия информации о другом человеке и о себе со стороны. Способствует созданию безопасной атмосферы.
Участники разбиваются по парам (желательно сформировать пары менее знакомых друг с другом участников). В течение 10 минут каждый рассказывает напарнику о себе, потом представляет партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положив руки на плечи сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать.
«Хлопки»
Цель: снятие напряжения, концентрация внимания. Участники стоят в кругу и передают друг другу «хлопки». Каждый может изменить направление движения хлопков.
«Времена года»
Цель: разрядка, знакомство, сплочение группы.
Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответствующим дате рождения. Затем каждая группа с помощью пантомимы изображает свое время года, задача остальных - угадать представленный ими сезон.
«Дни рождения»
Цель: разрядка, знакомство, сплочение группы, тренировка навыков невербального взаимодействия.
Участники молча, используя только средства невербальной коммуникации, выстраиваются в линейку по датам рождения.
«Построиться по...»
Цель: разрядка, сплочение группы.
Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т. д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний - зависит не от него, а от выбранного критерия.
«Поиск общего»
Цель: знакомство, привлечения внимания к личности другого и осознание проявлений своей личности.
Группа делится на пары. Пары находят определенное количество общих признаков, затем «двойки» объединяются в «четверки» с той же целью и т. д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на «четверках», «восьмерках» и т. д.
«Разгоняем паровоз»
Цель: сплочение группы.
Члены группы передают по кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс.
«Колпак»
Цель: разрядка, поднятие настроения, сплочение группы.
«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак»,- участники поют эту песню несколько раз, каждый раз заменяя одно из слов определенным жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. Игру хорошо проводить во время заключительных занятий.
«Дракон»
Цель: разрядка, сплочение.
Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать хвост. Для игры необходимо безопасное и просторное помещение.
«Зоопарк»
Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии.
По предложению ведущего все изображают каких-либо животных (движения и звуки). Подросткам это упражнение может оказаться сложным, возможно только при достаточном уровне развития группового процесса.
«Эхо»
Цель: взаимодействие «личность-группа», обратная связь.
Один человек говорит что-то всем остальным, стоящим напротив, и они повторяют (как эхо). При желании можно добавлять жесты.
«Шишки, желуди, орехи»
Цель: разрядка, концентрация внимания.
Группа разбивается на «тройки», все встают в колонны по три человека, лицом в круг. Первые в колонне - шишки, за ними желуди, последние - орехи. Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов, и все названные должны найти себе место впереди любой другой тройки, и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
«Птицы, блохи, пауки»
Цель: разрядка, концентрация внимания.
Группа делится на две команды. Каждая команда втайне от другой решает, кем она будет - птицами, пауками или блохами. Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде они показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду. Необходимо просторное, безопасное помещение
«Салки - обнималки»
Цель: разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт».
Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, «салить» можно того, кто присоединился последним. Необходимо просторное, безопасное помещение.
«Зеркало»
Цель: межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости, обратная связь.
В паре один человек повторяет движения другого. Вариант - вся группа повторяет движения одного.
«Бурундуки»
Цель: разрядка, смех, противодействие с группой.
Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
«Салки по трое»
Цель: взаимовыручка, разрядка, опыт защищать и быть защищенным.
Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен «осалить» одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр.
«Поджигатель»
Цель: разрядка, сплочение группы.
Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают - издают громкий вопль. У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызвать напряжение.
«Телетайп»
Цель: групповое сплочение, снятие возбуждения.
Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным пожатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить рукопожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. Можно использовать для завершения занятия.
[[Category:Игры]]